Знакомство с рассказом «кабан»
(Чтение рассказа на с. 96—99 учебника учителем и учащимися.)
— Какое впечатление произвел на вас рассказ?
— Можно ли назвать его юмористическим?
— Каких животных упоминает автор в своем рассказе? Опишите одно из них.
— Правильно ли поступил автор, забравшись на забор?
— Кто выручил его?
— Как вы считаете, действительно ли нужно испытывать стыд в такой ситуации? (Конечно нет. Как бы вы ни любили животных, меры предосторожности всегда необходимо соблюдать.)
— Может ли быть опасен ваш домашний любимец: кошечка или собачка?
(Учителю следует поговорить с учениками о мерах предосторожности. Затем учащиеся читают рассказ выразительно.)
VI. Рефлексия
— Продолжите предложения.
• Сегодня на уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
VII. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали на уроке?
— Какой фрагмент рассказа относится к иллюстрации?
Домашнее задание
Подготовить пересказ от имени автора.
Материал для учителя
Краткий обзор биографии Е.И. Чарушина
Евгений Иванович Чарушин родился в Вятке (ныне Киров) 29 октября (11 ноября) 1901 г. в семье губернского архитектора И.А. Чарушина. Учился в Ленинграде в Высших художественно-технических мастерских (1922—1927), в частности у А. А. Рылова.
Сотрудничал в журналах «Мурзилка» (с 1924 г.), «Еж» (1928—1935), «Чиж» (1930—1941). В 1928 г. получил свой первый книжный заказ — на оформление рассказа В.В. Бианки «Мурзук» (для ленинградского отделения Госиздата, где художественной частью заведовал В.В. Лебедев, оказавший большое влияние на молодого Чарушина). С тех пор выполнил массу иллюстраций к текстам того же Бианки, а также М.М. Пришвина, С.Я. Маршака и других писателей. Часто оформлял и собственные сочинения («Разные звери» (1929); «Волчишка» (1931); «Никитка и его друзья» (1938); «Медвежата» (1944) и др.).
В 1930-е гг. стал одним из лучших художников детской книги, дизайн которЬй в то время уже окончательно сложился в особое направление в русском искусстве. По-своему самобытны, лексически просты и изящны его очерки в жанре рассказов о животных и популярного краеведения.
Умер Е.И. Чарушин в Ленинграде 18 февраля 1965 г.
Тема: В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа
Цели:познакомить с жизнью и творчеством В.П. Астафьева; отрабатывать навыки выразительного чтения; учить анализировать поступки героев, составлять сравнительное описание на основе текста, делить текст на части, озаглавливать каждую часть; расширить знания о стрижах и лебедях; прививать любовь и бережное отношение к животным.
Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное и научно-познавательное произведение; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного и научно-познавательного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в учебной и справочной книге; самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: привитие нравственных ценностей (любовь к природе, к животным, малой родине, родителям, уважение к старшим).
Оборудование:выставка книг по теме урока, портрет писателя, аудиоприложение к учебнику.
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Пересказ рассказа Е. Чарушина «Кабан».)
III. Работа по теме урока
Чтение стихотворений
Снова птицы летят издалека
К берегам, расторгающим лед,
Солнце теплое ходит высоко
И душистого ландыша ждет. А. Фет
Не видно птиц.
Покорно чахнет
Лес, опустевший и больной.
Грибы сошли, но крепко пахнет
В оврагах сыростью грибной.
И. Бунин
— О каком времени года говорится в каждом стихотворении?
— Как вы это узнали, по каким приметам?
— Прочитайте на с. 100 учебника название произведения, которое мы будем сегодня читать. Как вы думаете, о чем оно? (Предположения учащихся.)
— Сегодня мы познакомимся с рассказом, из которого узнаем много о жизни стрижей. А написал его замечательный писатель Виктор Петрович Астафьев.