Знакомство с рассказом «кабан»

(Чтение рассказа на с. 96—99 учебника учителем и учащи­мися.)

— Какое впечатление произвел на вас рассказ?

— Можно ли назвать его юмористическим?

— Каких животных упоминает автор в своем рассказе? Опи­шите одно из них.

— Правильно ли поступил автор, забравшись на забор?

— Кто выручил его?

— Как вы считаете, действительно ли нужно испытывать стыд в такой ситуации? (Конечно нет. Как бы вы ни любили живот­ных, меры предосторожности всегда необходимо соблюдать.)

— Может ли быть опасен ваш домашний любимец: кошечка или собачка?

(Учителю следует поговорить с учениками о мерах предосто­рожности. Затем учащиеся читают рассказ выразительно.)

VI. Рефлексия

— Продолжите предложения.

• Сегодня на уроке я узнал...

• На этом уроке я похвалил бы себя за...

• После урока мне захотелось...

• Сегодня я сумел...

VII. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали на уроке?

— Какой фрагмент рассказа относится к иллюстрации?

Домашнее задание

Подготовить пересказ от имени автора.

Материал для учителя

Краткий обзор биографии Е.И. Чарушина

Евгений Иванович Чарушин родился в Вятке (ныне Киров) 29 октя­бря (11 ноября) 1901 г. в семье губернского архитектора И.А. Чарушина. Учился в Ленинграде в Высших художественно-технических мастерских (1922—1927), в частности у А. А. Рылова.

Сотрудничал в журналах «Мурзилка» (с 1924 г.), «Еж» (1928—1935), «Чиж» (1930—1941). В 1928 г. получил свой первый книжный заказ — на оформление рассказа В.В. Бианки «Мурзук» (для ленинградского от­деления Госиздата, где художественной частью заведовал В.В. Лебедев, оказавший большое влияние на молодого Чарушина). С тех пор выполнил массу иллюстраций к текстам того же Бианки, а также М.М. Пришвина, С.Я. Маршака и других писателей. Часто оформлял и собственные сочи­нения («Разные звери» (1929); «Волчишка» (1931); «Никитка и его друзья» (1938); «Медвежата» (1944) и др.).

В 1930-е гг. стал одним из лучших художников детской книги, дизайн которЬй в то время уже окончательно сложился в особое направление в русском искусстве. По-своему самобытны, лексически просты и изящ­ны его очерки в жанре рассказов о животных и популярного краеведения.

Умер Е.И. Чарушин в Ленинграде 18 февраля 1965 г.

Тема: В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа

Цели:познакомить с жизнью и творчеством В.П. Астафьева; отрабатывать навыки выразительного чтения; учить анализиро­вать поступки героев, составлять сравнительное описание на ос­нове текста, делить текст на части, озаглавливать каждую часть; расширить знания о стрижах и лебедях; прививать любовь и бе­режное отношение к животным.

Планируемые результаты: предметные: умения прогнози­ровать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное и научно-познавательное произведение; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельно­сти, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ худо­жественного и научно-познавательного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в учебной и справочной книге; самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); лич­ностные: привитие нравственных ценностей (любовь к природе, к животным, малой родине, родителям, уважение к старшим).

Оборудование:выставка книг по теме урока, портрет писателя, аудиоприложение к учебнику.

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Пересказ рассказа Е. Чарушина «Кабан».)

III. Работа по теме урока

Чтение стихотворений

Снова птицы летят издалека

К берегам, расторгающим лед,

Солнце теплое ходит высоко

И душистого ландыша ждет. А. Фет

Не видно птиц.

Покорно чахнет

Лес, опустевший и больной.

Грибы сошли, но крепко пахнет

В оврагах сыростью грибной.

И. Бунин

— О каком времени года говорится в каждом стихотворении?

— Как вы это узнали, по каким приметам?

— Прочитайте на с. 100 учебника название произведения, ко­торое мы будем сегодня читать. Как вы думаете, о чем оно? (Предположения учащихся.)

— Сегодня мы познакомимся с рассказом, из которого узна­ем много о жизни стрижей. А написал его замечательный писатель Виктор Петрович Астафьев.

Наши рекомендации