Фигуры поэтического синтаксиса.
Поэтический синтаксис Изобразительные средства в поэтическом синтаксисе называют фигурами поэтической речи. Повтор– основная разновидность стилистических фигур прибавления.
Анафора – повтор созвучий или одинаковых слов в начале стихотворной строки или в рядом стоящих прозаических фразах:
Эпифора – фигура, противоположная анафоре, – повторение слова или словосочетания в конце стихотворной строки. Другие виды повторов (эпаналипсисе,
анадиплосисе, симплоке)Повторение слов или выражений в конце одной фразы или одного стиха и в начале другой фразы или другого стиха наз стыком.
Многосоюзие (полисинтетон) – повтор союза, ощущаемый как избыточный и употребляемый как выразительное средство, обычно – в положении анафоры. Бессоюзие(асиндетон) – построение предложения, при котором однородные члены или части сложного предложения связываются без помощи союзов.
Параллелизм – развернутое сопоставление двух явлений, данное в сходных синтаксических конструкциях. По своей ф-ии сближается со сравнением.
Усиление предполагает расположение слов и выражений по принципу их возрастающей силы.
Противоположение – представляет собой такое словосочетание, в к-ом раскрытие противоречий между явлениями или внутри одного явления обычно осуществляется при помощи ряда антонимических слов и выражений.
Умолчание– пропуск в речи отдельных слов, а иногда и целых словосочетаний. Писатели прибегают тогда, когда нужно передать речь человека, чем-либо сильно взволнованного.
Перенос (анжанбеман)– несовпадение смыслового и ритмического строения строки или строфы, когда предложение не укладывается в стихотворную строку или строфу и занимает часть следующей:
Инверсия – необычный порядок слов в предложении, придающий фразе новый выразительный оттенок: (Белеет парус одинокий В тумане моря голубом... (М. Ю. Лермонтов) «Обычный» порядок слов в приведенном предложении должен быть таким: «Одинокий парус белеет в голубом тумане моря».
Антитеза – противопоставление образов и понятий:
Градация – расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости.
Риторический вопрос – это такой вопрос, который ставится для привлечения внимания к
какому-либо явлению, а не для получения на него ответа. Риторическое обращение тоже
используется не для того, чтобы получить на него отклик, а чтобы обратить
внимание на изображаемое.
Инверсия –отступление от грамматически упорядоченного порядка слов, их перестановка на не свойственные им места. В поэзии инверсия помогает создать особую, приподнятую интонацию, позволяет расположить слова в соответствии со стихотворным ритмом.
В прозе – помогает выделить наиболее важное в высказывании, придаёт ему особенную заострённость, яркость. Наиболее часто используемый тип инверсии – постпозитивная перестановка прилагательного.
Отворили ангелы окно высокое,
Видят – умирает тучка безглавая,
А с запада, как лента широкая,
Поднимается заря кровавая.
(С. Есенин).
Иногда инверсия может привести к усложнению восприятия смысла, к нежелательному комическому эффекту. А. Пушкин в имитации стихов Ленского:
«А я, быть может, я гробницы
Сойду в таинственную сень».
Эллипсис (недостача) – высказывание с пропущенными словами, используется в диалогах. Разновидности: обрыв – недосказанная, оборванная фраза ( Я цепь отчаянно рванул/ И вырвал… к брату… брата нет…» (В. Жуковский), умолчание – высказывание, оборванное специально, когда говорящий уклоняется от прямого истолкования мысли, делает намёк, не отваживается сказать что-либо и т.д (Я не Ганна, не наймичка, я… и замолкла» (Т. Шевченко).
Риторические фигуры – синтаксические конструкции с особенной интонацией, обращённые к читателю или слушателю, в которых в эмоциональной форме высказываются разнообразные чувства: радость, гнев, восхищение, отчаяние и т.д. Существуют несколько разновидностей:
Риторические вопросы– вопросительная фраза, в которой автор сам отвечает на поставленный вопрос, в форме вопроса уже содержится ответ, или ответ не предполагается.
«Разве она лучше тебя? Разве сердце бьётся для неё?» (П. Мирный).
Риторические восклицания:«Тоска по родине! Давно Разоблачённая морока!»,Цветаева
Риторические обращения: «Гой ты, Русь моя родная, Хаты – в ризах образа…» (С. Есенин)
Эпифора– повторение в конце строки, фразы. «Все перессорились: дворяне у нас живут между собой как кошки с собаками; купцы – между собой , как кошки с собаками; мещане – между собой, как кошки с собаками; крестьяне – между собой как кошки с собаками» (Н. Гоголь).
Стык (подхват, эпанострофа, анадиплосис) – повторение слова или словосочетания, которыми оканчивается строка или строфа, в следующей строке или строфе. «О весна без конца и без краю, Без конца и без краю мечта» (А. Блок).
Кольцо (включение, эпанострофа) – приём, заключающийся в повторении в начале и в конце стихотворных строк, строф, а то и всего стихотворения одинаковых слов, словосочетаний. «Подарю я шаль из Хороссана И ковер персидский подарю» (С. Есенин).
Рефрен– повторение одной строки, строфы в стихотворении. В песнях называется припевом.
Удвоение– повторение одного и того же слова два и более раз. Помогает усилить эмоциональное напряжение фразы. «Кому память, кому слава, Кому тёмная вода». (Твардовский).
Градация– стилистическая фигура, в которой каждое следующее однородное слово означает усиление или ослабление определённого качества. Бывает нарастающая (климакс) и ниспадающая (убывающая – антиклимакс).
«Пришёл, увидел, победил. (Цезарь)
Амплификация – стилистический приём, сущность которого в нагнетании однотипных слов или языковых конструкций.
«Ночь, улица, фонарь, аптека». (А. Блок).
Многосоюзие (полисиндетон) –
«И чувства нет в твоих очах,
И правды нет в твоих речах,
И нет души в тебе…» (Ф. Тютчев).
Параллелизм– синтаксическая конструкция, в которой параллельно изображаются в чем-то похожие явления. Может быть прямым и отрицательным.
«Нет, я не Байрон, я другой,
Ещё неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой» (М. Лермонтов).
Антитеза (противопоставление) –противопоставление противоположных явлений, предметов, характеров. В антитезах применяются антонимы и антонимические словосочетания.«Они сошлись. Волна и камень,Стихи и роза, лёд и пламень,Не столь различны меж собой» (А. Пушкин).
Оксюморон – стилистический оборот речи, основанный на подчёркнутом соединении противоположных понятий, логически исключающих друг друга.
«Кого позвать мне? С кем мне поделиться
Той грустной радостью, что я остался жив?» (С. Есенин).
«Люблю я пышное природы увяданье» (А. Пушкин).
Перенос– стилистический приём, когда синтаксическое целое словосочетание, фраза начинается в одной строке или стофе, а заканчивается в другой. Может быть строчным, строфическим, слоговым.
«Разговаривать не надо –
Приседайте до упада,
Да не будьте мрачными и хмурыми.
Если очень вам неймётся –
Обтирайтесь, чем придётся,
Водными займитесь проце-
Дурами!» (В. Высоцкий).
Симплока (сплетение) -- одновременное употребление в стихотворении анафор, эпифор, повторов слов и словосочетаний в середине стихотворных строк.
Солецизм – сознательное нарушение правил словоупотребления с целью стилевой окраски образа, среды, в которой протекает действие. Разновидности:
Плеоназм (тавтология)– добавление ненужного слова, излишество мысли. «Бежал бегом».
«Самая прекрасная красавица». «Курносый нос».
Эпаллага – замена части речи, рода, числа, времени, лица. «Пусть вас не волнует этих глупостей» И. Бабель. «вы просите песен – их есть у меня» Л. Славин.
Анаколуф– замена части предложения, нарушение согласования частей в нём. «Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа» А. Чехов. «Наша страна, ведущая в смысле политических течений, а в смысле чистоты мы ещё сильно отстаём» М. Зощенко.
Парадокс – приём утверждения, явно противоречащего общепринятым понятиям. «Тише едешь – дальше будешь»
Каламбур(игра слов) – использование многозначности, одинаковости звучания или просто созвучия слов и словосочетанй для придания тексту либо необычного смысла, либо сатирического звучания.
«С нею я дошел до сада
И прошла моя досада.
И теперь я весь алею
Вспомнив тёмную аллею» (Д. Минаев).