Античная система стихосложения.

Античная (греко-римская) система стихосложения возникла в VIII—V вв. до н. э. в Греции и была перенесена в III—I вв. до н. э. в Рим. Эта система является квантитативной; т.е. построена на
длительности (количестве) слога и представляет собой заданное чередование долгих и кратких слогов. Греческое ударение (которое являлось музыкальным, не динамическим, т.е. авто-возникающим в результате повышения тона голоса на позиции слога) устанавливало только тональное различие между слогами и т.о. не участвовало в ритмической организации стиха. Такое ударение, по общей природе ударения делая слог долгим, тем не менее не препятствовало расположению ударных слогов в позиции кратких и т.о. не сопротивляясь общему стиховому движению.

Античная ритмо-метрическая теория, принимая за единицу времени (хронос протос, мора) время, необходимое для произнесения краткого слога, определяла длительность долгого слова в две моры. Допускались и слоги, содержащие более двух мор, равно как и иррациональные слоги с дробным числом мор (¾, 1½ и т.п.; привлечение дробных длительностей являлось, скорее всего, теоретической конструкцией, призванной установить объективное равенство времени между взаимозамещающими друг друга элементами стиха). Для обозначения сильного и слабого времени стиха античные теоретики пользовались терминами арсис (поднятие) и тесис (опускание). В древнейшей ритмической теории тесис означал, по аналогии с пляской, сильное время (опускание ноги), арсис — слабое; в поздней античности, когда связь терминов с пляской была утрачена, термины стали употребляться в обратном смысле: арсис — поднятие голоса, повышение; тесис — опускание голоса, понижение.

Напевность и пляска, выделяя сильные доли, способствовали ясности ритмического членения; отсюда архаичное стихосложение практически следует только одному принципу — соблюдению последовательности сильных долей. По мере того, как поэзия отделяется от музыки и пляски, утрата ритмической поддержки извне компенсируется более строгим упорядочением стиха. В ионической поэзии (эпос, элегия, ямб) нормализация стиха выражается в членении его на отрезки равной длительности и упорядочении словоразделов (в эпосе установилось и приравнение долгого слога двум кратким, см. гекзаметр).Эолийская лирика (Алкей, Сапфо) пошла другим путем, применяя размеры, более близкие к долитературной песне, не поддающейся разложению на равные отрезки и не знающие равенства долгого слога двум кратким. Нормализация происходит здесь путем установления постоянного количества слогов в стихе («изосиллабизм») и фиксирования повышений на определенныхместах стиха.

Таким образом в греческой поэзии создаются стиховые образования трех типов: размеры,
расчленяющиеся на отрезки равной длительности; изосиллабические нерасчлененные размеры, «логаэды»;музыкально-прокомпонированные размерыхоровой лирики. Античное поэтическое произведение построено обыкновенно таким образом, что все целиком, или каждая отдельная его
часть, состоит из ряда повторяющихся метрических систем (стихов, строф) одинаковой структуры. Эта одинаковость выражается в равной упорядоченности чередования долгих и кратких слогов внутри целого; при этом само целое может разбиваться на меньшие отрезки одинаковой структуры. Античная теория разлагает стих на реальные группы долгих и кратких слогов, стопы. Стопа объединяет группу стихов собственным ритмическим ударением, которое определяет сильную долю,
арсис. Как правило, сильная доля формируется первым долгим слогом, или первым из долгих слогов, если слогов несколько. Количественный состав стопы колеблется от двух до десяти мор, качественный — от двух до пяти слогов.

Наиболее употребительные стопы:
Двусложные: U U дибрахий (пиррихий) — U трохей (хорей) U — ямб — — спондей
Трехсложные: U U U трибрахий U — U амфибрахий U U — анапест (палимбакхий)

— U U дактиль — U — кретик (амфимакр) — — U антанапест U — — бакхий (антидактиль) — — — молосс (тримакр, экстенсипес)
Четырехсложные: U U U U прокелевсматик (дипиррихий) — U U U пеон первый
U — U U пеон второй U U — U пеон третий U U U — пеон четвертый — U U — хориямб
U U — — ионик восходящий

Пятисложные: — U U U U промакр U — U U U парапик U U — U U месомакр U U U — U пиррихотрохей U U U U — пиррихиямб U U — — U антамебей U U U — — дасий

Наши рекомендации