Газетно-публицистический стиль
3.4.1. Общая характеристика функционального газетно-публицистического стиля
Функциональный газетно-публицистический стиль обусловливает способы коммуникации и обеспечивает их речевое и языковое оформление в сфере политической жизни.
Газетно-публицистический стиль охватывает массовые популярные политические тексты, воздействующие на актуальные общественно-политические процессы оперативным документальным отображением, основанным на их идейно-политическом осмыслении и эмоционально выраженной оценке.
Понятие газетно,-публицистического стиля складывается из языка текстов газет, общественно-политических журналов, памфлетов, воззваний и прокламаций, из языка текстов докладов, выступлений, бесед, речей, дискуссий, языка радио- и телепередач, документально-публицистического кино, содержащих политическую информацию. Политическая информация охватывает явления, факты и события политической сферы жизни общества — отношения между классами, нациями, государствами. Сюда же включаются сообщения о событиях и явлениях, происходящих в других областях общественной жизни, прежде всего в экономике и культуре, имеющих политическое значение. Политическое сознание, будучи формой общественного сознания, складывается из политической идеологии и политической психологии, вследствие чего в функциональном стиле публицистики синтезируются два начала: интеллектуальное и эмоциональное.
Глава 3 * Функциональные стили современного немецкого языка №5
Основные функции публицистического стиля — информационная и агитационно-пропагандистская, которые реализуют политическую информацию для идеологического воздействия на массы с целью формирования общественного сознания и побуждения их к активным действиям.
Слово «агитация» (от лат. agitatio) означает «приведение в движение», побуждение к действию, возбуждение мыслей людей. Такое побуждение и возбуждение достигается словом, обращенным к людям. Другое латинское слово — «пропаганда» (P/opaganda) означает «подлежащее распространению» — распространению определенных взглядов, идей, учений, а также политических теорий.
Первостепенным средством идеологии и политики, определяющим идейную направленность пропаганды и агитации, является принцип партийности, который отражает положение какого-либо класса или социальной группы, обосновывает их интересы, определяет их роль и значение в обществе, их отношение к другим классам, партиям, социальным группам и государству.
Содержание газетно-публицистического стиля теснейшим образом связано с истинностью, объективностью, правдивостью, достоверностью содержания.
Достоверность выражает истинность общественно-политической информации для ее получателей, а также степень ее освоения обществом^, следовательно, связана с такими ее характеристиками, как полнота, глубина, точность, определенность. Полнота общественно-политической информации выражает не вообще всю информацию, которую можно добыть о сообщаемом явлении, событии, а лишь наиболее существенную, ту, к°торая может содействовать правильной реакции и правильному принятию решения.
Оперативность и актуальность являются характеристика-Ми общественно-политической информации, выражающими ее эффективность во времени.
Оптимальность информации представляет собой комплексно характеристику, объединяющую в единую сложную систе-Щ все другие свойства информации. Под оптимальной информацией следует в данном случае понимать такую информацию, к°торая ведет, с одной стороны, к выработке оптимальной
Брандес М. П.* Стилистика текста
стратегии в процессе агитационно-пропагандистской деятельности на основе учетаполНой и точной информации об адресате как объекте воздействия, убеждения, с другой — информацию управления.
Агитационно-пропагандистской функцией публицистики определяется высокая степень ее экспрессивности и эмоциональности, которая зависит от конкретной' формы их воплощения, канала связи и специфики речевого жанра. Эмоции, которые выражаются в комментарии, и чувства, выраженные в призывах или памфлете, — различны по своему характеру и конкретному содержанию. Они различны по своей психологической сущности и по своему формальному проявлению также в зависимости от канала связи, который накладывает свой отпечаток на каждый речевой жанр как составляющий его компонент.
Эмоционально-экспрессивная функция газетно-публицистического стиля характеризуется, прежде всего, открытой оценоч-иостью текста. В отличие от художественных произведений в публицистике не. подтекст, а сам текст вполне определенно выражает оценочное отношение к излагаемым фактам. Все это выдвигает на передний план'функцию воздействия публицистических произведений в ее прямом назначении — оказывать духовное, идеологическое воздействие на читателя, Эффективность такого воздействия обусловливает в немалой степени специфика конструкта, внутренняя прагматическая структура соответствующего речевого жанра, публицистического стиля, и прежде всего подбор композиционно-речевых форм.
КРФ, с одной стороны, создают логико-смысловую, информационную сторону содержания; с Другой стороны, являют собой конкретную модель функционального, прагматического, т.е. эмоционально-волевого содержания. Речевые жанры публицистического стиля в своем большинстве обладают определенной внутренней структурой, жесткой- и полужесткой* т.е. определенной внутренней логикой. Сила воздействия связана с четкой внутренней структурой.
В зависимости от жанра варьируется набор композиционно-речевых форм и их доминанта. Так, в самом простом речевом публицистическом жанре «информация», функциональным свойством которого является передача первичной поли-
Глава з • Функциональные стили современного немецкого языка 197
тической информации, используется композиционно-речевая формалибо «сообщение», либо «констатирующее сообщение»;, представляющая смысловую структуру.
Смысловая структура речевого жанра «политический комментарий» складывается из следующего набора композиционно-речевых форм: «сообщение» («констатирующее сообщение») как вводная информация об определенных событиях и фактах, политической жизни, далее «рассуждение», содержащее истолкование этих событий с идеологических позиций, затем резюме в форме «констатирующего сообщения», содержащее оценку этих явлений.
Особое прагматическое значение в газетном тексте имеет заголовок, который выполняет следующие функции: номина-гавную^ информативную, экспрессивно-апеллятивную, рекламную, разделительную. Причем в каждом заголовке преобладает какая-то одна функция.
Основу языка газетно-публицистического стиля составляет книжно-обиходный, «книжный» язык, представляющий собой сочетание элементов (лексики и синтаксических структур) разных стилей — при их частичном сохранении или утрате исконной стилистической окраски. Книжный характер этого языка определяется тем, что он выражает-предварительно, продуманную и организованную целостную информацию. Основной стилистический принцип организации языка в публицистике — сочетание стандарта и экспрессии.
5.4,2, Монологические типы
текстов функционального газетно-публициетического стиля. Их жанровая специфика
Родовое и видовое многообразие современного публицистического стиля не поддается строгому, а тем более Счерпывающему разделению. В нем многое текуче, относи^ тЗДШо, предельно динамично»
В самых общих чертах можно выделить две большие груп-nbt публицистических текстов: газетно-журнальную публици-®Щ и социально-политическое красноречие, соотноситель-нь^ с коммуникативным характером аудитории, на которую на-
Брандес МЛ. • Стилистика текст
правлена пропаганда: аудитория печатной пропаганды и аудитория устной пропаганды. Аудитория прессы, телевидения и радио представляет собой кассовую рассредоточенную аудиторию, т.е. сумму разделенных в пространственном отношении лицили групп. Аудитория устной информации — разновидность «собранной», или «контактной*, публики: все слушатели или собеседники сохраняют зрительный и слуховой контакт с пропагандистом и друг с другом.
Каналами коммуникации газетно-журнальной публицистики выступают газеты и общественно-политические журналы. Они являются институциональными органами, обслуживаюши-ми общение определенного социума и представляющими собой особые культурные системы со своей нормативной базой, в соответствии с которой оформляется содержание и язык публикуемых в них материалов. Газета является оперативным универсальным источником информации о положении дел в различных областях как своей страны, так и других.стран. Общественно-политические журналы дают более обобщенную информацию, чем газета, хотя в оперативности журнал проигрывает. Газетно-журнальная публицистика как вид массовой коммуникации является сложным явлением из-за неоднородности .ее задач и условий общения и из-за особенностей экстралингвистической основы.
Современная газета состоит из чрезвычайно разнообразных речевых жанров и типов текста, конкретно реализующих информационную и агитационно-пропагандистскую функцию. Среди них:
—статьи, которые подразделяются на директивные, попу
ляризаторские, проблемные, обобщающие опыт, обличитель
ные;
—корреспонденции, анализирующие факт или группу фак
тов, какое-либо явление из политической, экономической
и культурной жизни;
—заметки, освещающие более узкую, чем в корреспондент
ции, тему, излагающие один факт или описывающие одно со
бытие;
—информации на международные и внутренние, общегосу
дарственные и местные темы, представленные в виде либо крат-
Глава 3 • Функциональные стили современного немецкого языка 199
ш, либо расширенных сообщений, интервью, отчетов, сводок, путевых заметок, зарисовок;
— обзор печати;
— рецензии, очерки, фельетоны.
Каждый из указанных речевых жанров — это уникальная коммуникативно-смысловая модель текста, это прагматическая модель разновидности функции убеждения, а также интег-ративная, рамочная модель нормы, определяющей типовое оформление текста. В рамках газетно-журнальной публицистики условно можно выделить три типа текстов: информационный, аналитический и художественно-публицистический, которые конкретно реализуются в многообразных речевых жанрах.
Информационный тип те к с т а. В информационном типе текста базовая информационная функция совпадает с аксиологической (прагматической и эстетической) функцией. В этом типе текста можно выделить такие подтипы: официально-информационный, информационно-деловой, неофици-адьно-информационный и информационно-экспрессивный.
Официально-информационный подтип текста определяется задачами предельно сжатой, объективной, достоверной, точной и соответствующей официальному этикету передачи фактологической, прежде всего событийной информации. Официальная информация исключает мнения и оценки информатора, она несет качество особой ответственности соответствующих Учреждений за достоверность и объективность передачи. Официально-информационная речь отличается отсутствием эмоциональности, субъективности, образности. Речевые жанры, ревизующие этот подтип информационного текста — «заметка», «сообщение», «хроника», «отчет», «интервью» и т.п.
В речевом строе указанного подтипа в целом господствует Композиционно-речевая форма «констатирующее сообщение», которая предписывает стандартную структуру предложения-констатива и которая бывает полной или неполной. Эта структура Может осложняться дополнительными конкретизирующими распространителями, в роли которых выступают содержательно-конкретизирующие обороты, необособленные и обособленные, придаточные определительные и изъяснитель-
200 Брандес М.П. • Стилистика текста
ные предложения. Используется также полное или выборочное цитирование, при котором возможны включения языковых "элементов других подстилей. Обилие распространенных предложений во многом связано с оперированием многочленными (обычно номинативно-определительными) словосочетаниями, выражающими логико-фактологические понятия.'Мно-гокомпонентность фразы уравновешивается (в известной степени) стандартностью ее структуры и расположения частей, а также заменой некоторых частей высказывания краткими условными формулами. Общая номинативно-конкретизирующая направленность речи обусловливает активность предикативных сочетаний с полуслужебными глаголами, отглагольных и близких к ним существительных, согласованных и несогласованных определений различного характера, широкое использование приложений логического характера и собственных имен. Неактуальность или труднообозначаемость реальных субъектов действия при передаче события определяет многочисленность пассивных конструкций (Васильева, 33). Ниже приводится образец рассмотренного подтипа текста.