Сочинение типа «образ литературного героя»

СОЧИНЕНИЕ ТИПА «ОБРАЗ ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ»

Цель данного типа сочинения: выстроить образ литературного героя на основе анализа текста художественного произведения и мнения критики.

ВАРИАНТЫ ТЕМЫ

  1. Образ литературного героя («Образ Базарова», «Образ Обломова»).
  2. Тема сформулирована в виде цитаты («Базаров как «лицо трагическое», «Печорин – трагический герой своего времени»). Тема более узкая, цель такой темы – исследование образа литературного героя в определённом ракурсе.
  3. Тема сформулирована в виде вопроса («Почему Базаров лицо трагическое?», «В чём трагедия Печорина?»). Такая тема сочинения предполагает анализ причин, условий, сформировавших данный тип героя. Ответ на вопрос и есть основная мысль сочинения. Некоторые темы («Чацкий – лицо трагическое или комическое?») предполагают анализ образа героя с учётом жанрового своеобразия произведения.
  4. Сочинение по образу литературного героя, где на 1-ый план выступает личностное читательское отношение к герою («Мой любимый герой Пушкина»).

СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ

ВАРИАНТЫ ВСТУПЛЕНИЙ

  1. Герой как отражение времени (типичный или неординарный тип героя).
  2. Ретроспектива данного типа литературного героя в произведениях русской литературы.
  3. Историческая обстановка, проявившая данный тип героя.
  4. Роль прототипов.
  5. Взгляд критики на образ героя произведения (Добролюбов и Писарев о Катерине, Добролюбов и Дружинин об Обломове).

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Первая встреча с героем:

- когда появляется герой в произведении?

- как появляется герой?

- кто представляет героя (автор, другие герои, сам герой)?

- впечатление, которое производит герой при первой встрече.

2. Портрет героя:

- сколько портретов данного героя даётся в произведении;

- анализ 1-го портрета;

- портретные описания, дополняющие главный портрет;

- на какие детали портрета автор обращает особое внимание (одежда, возраст, лицо, черты лица,

выражение лица, возраст – почему?)

- при описании лица есть ли упоминание о глазах (какие, о чём говорят?)

3. Среда, к которой относится герой (что указывает на эту принадлежность?)

4. Воспитание, образование (в какой части сюжета об этом говорится, почему? Если автор об этом не говорит, как читатель догадывается об этом?)

5. Речь героя:

- на какие темы предпочитает говорить герой?

- речь представляет собой монолог или диалог? (если монолог, какой он – внешний или внутренний?)

- анализ лексики;

- анализ синтаксического строя речи;

- эмоциональность речи.

6. Система ценностей героя, его мировоззрение, жизненная философия.

7. Герой в системе образов:

- отношение других персонажей произведения к герою (кто и как говорит о нём? Какую линию поведения выбирают герои произведения по отношению к герою?)

- отношение героя к другим персонажам произведения 9с кем и как он ведёт себя, почему?).

8. Анализ 1 – 2 поступков героя:

- поступки «нормальные»;

- поступки, вызванные крайними обстоятельствами.

9. Авторское отношение к герою (из чего оно складывается, как и с помощью чего выражается?).

10. Оценка героя читателями:

- современниками;

- критиками;

- потомками.

11. Влияние данного героя на дальнейшее развитие литературы.

12. Актуален ли герой произведения в наше время (если «да», то чем?). Личностное отношение (отношение современного читателя).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Пункты 11 и 12 по существу являются заключением сочинения данного типа.

ТИПИЧНЫЕ НЕДОЧЁТЫ

  1. Анализ образа литературного героя подменяется пересказом сюжета произведения или отдельных сцен.
  2. Отсутствует опора на текст (нет цитат).
  3. Отсутствует анализ мотивов, определяющих поступки героев.
  4. Не показана связь героя с эпохой.
  5. Работа не имеет логической законченности (нет выводов, объясняющих, ради чего, с какой целью проводился анализ образа).
  6. Не показано знание критики.
  7. Не раскрыто авторское отношение к герою.
  8. Тип сочинения-рассуждения подменён другим типом текста.

СОЧИНЕНИЕ НА СВОБОДНУЮ ТЕМУ

Под свободной понимается тема, которая позволяет пишущему самостоятельно отобрать материал для сочинения. В основе сочинения может лежать как литературное произведение, так и жизненные наблюдения и впечатления. Большинство сочинений на свободную тему связано с морально-этической стороной жизни общества или отдельно взятого человека (социальной группы). Так как произведения классической литературы принято считать произведениями с устоявшейся точкой зрения, то для сочинений на свободную тему лучше брать сочинения современной литературы (под современной литературой понимается исторический период времени в 15 лет).

Часто сочинения на свободную тему представляют собой известную цитату, над смыслом которой предлагается поразмышлять. Поэтому данный тип сочинения представляет собой сочинение-рассуждение.

Свободная тема выявляет у пишущего интеллектуальную, нравственную, мировоззренческую и языковую сформированность. Этот тип сочинения является самым «личным», не зависящим от устоявшихся мнений критики или социальной группы, что делает его наиболее близким к жанру очерка или эссе. Пишущий сам определяет степень глубины эмоциональной окрашенности текста, способы выражения своей позиции, выбор поднимаемых проблем. Сочинение может быть написано в жёсткой публицистической форме или форме лирического размышления. В качестве фонового материала могут выступать примеры из любой области человеческих знаний. Большую роль в развитии темы играют ассоциации.

СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ

ВСТУПЛЕНИЕ

Постановка проблемы в свободной форме.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Сочинение-рассуждение по свободной схеме. Однако тип сочинения определяет обязательное наличие тезиса и аргументов (литературный материал, жизненные наблюдения, сведения из любых областей жизни человеческого общества).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вывод предполагает краткое изложение своей точки зрения, подводящее итог размышлениям над предложенной темой.

ТИПИЧНЫЕ НЕДОЧЁТЫ

1. Отсутствует идея сочинения.

2. Нарушена логика развития темы (идеи).

3. Нет литературной основы произведения.

4. Анализ проблемы подменён пересказом.

5. Узость (или косность) мышления.

6. Низкий общеинтеллектуальный уровень сочинения.

7. Слабая аргументации выдвигаемых аргументов.

8. Стилистический и жанровый разнобой текста сочинения.

9. «Мозаичность» текста.

Свободная тема выявляет у пишущего интеллектуальную, нравственную, мировоззренческую и языковую сформированность. Этот тип сочинения является самым «личным», не зависящим от устоявшегося мнения критики или социальной группы, что делает его наиболее близким к жанру очерка или эссе. Пишущий сам определяет глубину эмоциональной окраски текста, способы выражения авторской позиции и ракурс освещения проблемы. Сочинение может быть написано в публицистической форме или форме лирического размышления.

РЕЦЕНЗИЯ КАК ТИП СОЧИНЕНИЯ

Рецензия - официальный письменный отзыв, содержащий анализ и оценку какого-нибудь научного сочинения, произведения искусства (прил. – рецензионный).

(Современный толковый словарь русского языка)

Рецензия – критический отзыв о каком-нибудь сочинении, спектакле, фильме.

(Толковый словарь С.И.Ожегова)

Рецензия – 1. Статья, целью которой является критический разбор какого-либо научного или художественного произведения, спектакля, кинофильма и т.д. 2. Отзыв на научную работу или какое-либо произведение перед их публикацией, защитой.

(Современный словарь иностранных слов)

Рецензия – 1. газетно-журнальный жанр; критический анализ и оценка нового художественного или научного произведения. 2. Отзыв на научную работу или литературно-художественное произведение перед их публикацией, защитой и т.п.

(БЭС)

Таким образом, рецензия – это письменный критический отзыв в виде статьи газетно-журнального жанра.

СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ

ВСТУПЛЕНИЕ (ВАРИАНТЫ)

  1. Слово о писателе
  2. Собственное читательское впечатление (приём обратной композиции)
  3. Слово от лица массового читателя ( статистика, общественное мнение. Этот тип вступления логично закончить вопросом (Почему имя этого писателя заинтересовало современного читателя? В чём причина популярности данного писателя в современном обществе?) Основная часть сочинения является фактически ответом на этот вопрос.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Знакомо ли Вам имя автора? Что Вам известно о его творчестве?
  2. Восприятие, интерпретация и оценка произведения:

- какую сферу жизни изображает автор? Какова её значимость в социальной, нравственной и духовной жизни современности?

- тема произведения и способы её раскрытия. Включить краткий пересказ и анализ сюжета;

- насколько жизненны и убедительны герои произведения?

- коллизия произведения;

- как художественные компоненты раскрывают идею произведения (содержательность формы)?

- в чём состоит своеобразие языка и стиля произведения, в чём проявляется неповторимость авторской манеры?

- какова авторская позиция, что утверждается или отрицается в произведении; что Вы думаете по этому поводу?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  1. Выводы и итоги рецензента: обратить внимание на…; задать вопросы автору; побудить читателя к чему-либо; поспорить с автором…
  2. Перечитать рецензию и озаглавить её (название должно быть броским, интригующим, обращающим на себя внимание).

Надо помнить, что:

  1. Литература в рецензии часто рассматривается как повод для общественного разговора , обсуждения насущных проблем с современниками.
  2. Рецензия пишется только на произведения современной литературы (на произведения классики пишется отзыв!). Под современной литературой понимается литература последних 15 лет.
  3. Рецензия НА…, отзыв О…
  4. Рецензия предполагает эмоциональность, так как цель рецензии – возбудить, взбудоражить общественное мнение. Вместе с тем рецензия предполагает логичность, оценочность, призывность
  5. Рецензия обязательно содержит элементы рекламы.

КЛЮЧЕВЫЕ ФРАЗЫ

- Большим достоинством книги является…

- Автор умело подсказывает…

- Книга подкупает (чем?)…

- Нельзя не одобрить…

- Нельзя не согласиться…

- Хочется отметить…

- Однако вызывает удивление…

- Возникает вопрос…

- Чувствуется влияние…

- Основываясь на традициях…

- Хочется поспорить с автором…

- Хотелось бы задать вопрос…

- В заключение отметим…

- Вызывает недоумение…

- С радостью узнаёшь…

- Правда, это требует серьёзных размышлений (доказательств…)…

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ

  1. Нарушение трёхчастного построения текста
  2. Нет пересказа, непонятно, о чём идёт речь в рецензии
  3. Вместо анализа – пересказ
  4. Нарушен стиль сочинения
  5. Подменён тип сочинения (вместо рецензии отзыв или анализ литературного произведения)
  6. Нет выхода на общественное мнение, не определена актуальность
  7. «Засушенность» текста (текст выстраивается неэмоционально, есть склонность к официально-деловому стилю)
  8. Отсутствует связь с современностью

СОЧИНЕНИЕ ТИПА «ЭССЕ»

Цель данного типа сочинения: создать всеохватывающее представление об уникальности личности пишущего.

Эссе – разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а

изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций.

( Литература. Справочные материалы. М.: Просвещение. – 1989)

Эссе – очерк, трактующий литературные, философские, социальные и другие проблемы не в

систематическом научном виде, а в свободной форме.

(Современный толковый словарь русского языка под ред С.А.Кузнецова.

- М.: Ридерз Дайджест. 2004)

Отличительной особенностью эссе является его краткость.

Эссе обладает определённым внутренним единством, которое сохраняется на протяжении всего текста.

Выделяют два типа эссе:

  1. Эссе субъективное, личностное, где основным элементом является раскрытие той или иной стороны авторской личности.
  2. Эссе объективное («серьёзное»), где личностное начало подчинено предмету описания или какой-то идее.

Традиционно эссе – форма личностного выражения. Его характеризуют свобода построения и лёгкая, неспешная манера изложения с многочисленными отклонениями от темы и ассоциативными ходами. Эссе – литературный жанр, что совсем не обязательно делает его предметом литературы, однако в нём используются все ресурсы искусства слова: тропы, каламбуры, ритм и все возможные приёмы риторики, призванные отразить личность и темперамент автора.

Традиционно 9 классы пишут эссе для портфолио. Такое эссе представляет собой «очеловеченное» резюме (резюме – официально-деловая бумага, содержащая информацию об образовании, умениях, возможностях, результатах профессиональной деятельности, потенциальных возможностях пишущего).

Для написания такого варианта эссе удобно придерживаться следующего плана:

  1. Представление себя.
  2. Анализ результатов учебной деятельности.
  3. Результаты во внеурочной учебной деятельности.
  4. Участие и достижения во внеурочной (школьной и внешкольной) деятельности.
  5. Личностные качества, определяющие результаты Вашей деятельности.
  6. Увлечения, досуг.
  7. Перспективы на будущее (связанные с учёбой, интересами, выбором профессии; каким Вы хотите видеть себя в будущем? Что для этого надо сделать? Какие личностные качества надо развивать, с чем необходимо расстаться?)

Сочинение – эссе не предполагает большой объём. Главные умения, которые должен показать ученик в своей работе, связаны с раскрытием своей личности в свободной, непринуждённой форме с долей самокритики, лёгкой иронии и юмором. Эссе такого типа предполагает элементы психоанализа.

СОЧИНЕНИЕ ТИПА «ОБРАЗ ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ»

Цель данного типа сочинения: выстроить образ литературного героя на основе анализа текста художественного произведения и мнения критики.

ВАРИАНТЫ ТЕМЫ

  1. Образ литературного героя («Образ Базарова», «Образ Обломова»).
  2. Тема сформулирована в виде цитаты («Базаров как «лицо трагическое», «Печорин – трагический герой своего времени»). Тема более узкая, цель такой темы – исследование образа литературного героя в определённом ракурсе.
  3. Тема сформулирована в виде вопроса («Почему Базаров лицо трагическое?», «В чём трагедия Печорина?»). Такая тема сочинения предполагает анализ причин, условий, сформировавших данный тип героя. Ответ на вопрос и есть основная мысль сочинения. Некоторые темы («Чацкий – лицо трагическое или комическое?») предполагают анализ образа героя с учётом жанрового своеобразия произведения.
  4. Сочинение по образу литературного героя, где на 1-ый план выступает личностное читательское отношение к герою («Мой любимый герой Пушкина»).

СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ

ВАРИАНТЫ ВСТУПЛЕНИЙ

  1. Герой как отражение времени (типичный или неординарный тип героя).
  2. Ретроспектива данного типа литературного героя в произведениях русской литературы.
  3. Историческая обстановка, проявившая данный тип героя.
  4. Роль прототипов.
  5. Взгляд критики на образ героя произведения (Добролюбов и Писарев о Катерине, Добролюбов и Дружинин об Обломове).

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Первая встреча с героем:

- когда появляется герой в произведении?

- как появляется герой?

- кто представляет героя (автор, другие герои, сам герой)?

- впечатление, которое производит герой при первой встрече.

2. Портрет героя:

- сколько портретов данного героя даётся в произведении;

- анализ 1-го портрета;

- портретные описания, дополняющие главный портрет;

- на какие детали портрета автор обращает особое внимание (одежда, возраст, лицо, черты лица,

выражение лица, возраст – почему?)

- при описании лица есть ли упоминание о глазах (какие, о чём говорят?)

3. Среда, к которой относится герой (что указывает на эту принадлежность?)

4. Воспитание, образование (в какой части сюжета об этом говорится, почему? Если автор об этом не говорит, как читатель догадывается об этом?)

5. Речь героя:

- на какие темы предпочитает говорить герой?

- речь представляет собой монолог или диалог? (если монолог, какой он – внешний или внутренний?)

- анализ лексики;

- анализ синтаксического строя речи;

- эмоциональность речи.

6. Система ценностей героя, его мировоззрение, жизненная философия.

7. Герой в системе образов:

- отношение других персонажей произведения к герою (кто и как говорит о нём? Какую линию поведения выбирают герои произведения по отношению к герою?)

- отношение героя к другим персонажам произведения 9с кем и как он ведёт себя, почему?).

8. Анализ 1 – 2 поступков героя:

- поступки «нормальные»;

- поступки, вызванные крайними обстоятельствами.

9. Авторское отношение к герою (из чего оно складывается, как и с помощью чего выражается?).

10. Оценка героя читателями:

- современниками;

- критиками;

- потомками.

11. Влияние данного героя на дальнейшее развитие литературы.

12. Актуален ли герой произведения в наше время (если «да», то чем?). Личностное отношение (отношение современного читателя).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Пункты 11 и 12 по существу являются заключением сочинения данного типа.

ТИПИЧНЫЕ НЕДОЧЁТЫ

  1. Анализ образа литературного героя подменяется пересказом сюжета произведения или отдельных сцен.
  2. Отсутствует опора на текст (нет цитат).
  3. Отсутствует анализ мотивов, определяющих поступки героев.
  4. Не показана связь героя с эпохой.
  5. Работа не имеет логической законченности (нет выводов, объясняющих, ради чего, с какой целью проводился анализ образа).
  6. Не показано знание критики.
  7. Не раскрыто авторское отношение к герою.
  8. Тип сочинения-рассуждения подменён другим типом текста.

Наши рекомендации