Конкурс 3. «закончи пословицу»

— Я буду читать по очереди каждой команде начало послови­цы, а вы должны ее закончить.

• Труд человека кормит, а... (лень портит).

• Раз соврал — навек... (лгуном стал).

• Кто других не любит,... (сам себя губит).

• Кончил дело — ... (гуляй смело).

• Человек от лени болеет, а... (от труда здоровеет).

• Худо тому, кто ... (добра не делает никому).

• Сам потерпи, а ... (другого не выдай).

• Учись доброму,... {худое на ум не пойдет).

Конкурс 4. «Лейся, песня!»

Вы уже знаете, что песенки-заклички исполнялись хором де­тей, обращавшихся к силам природы с просьбой о теплых днях, дожде, богатом урожае.

— Попробуйте сами сочинить заклички. Какая команда сочи­нит больше интересных песенок-закличек за 5 минут?

Конкурс 5. «Узнай героя и его сказку»

Мы из сказки — ты нас знаешь. Если вспомнишь — отгадаешь! А не вспомнишь — ну так что ж... Сказку заново прочтешь!

Скок-поскок,скок-поскок —

Через море и лесок!

По пути нашел Жар-птицу

И красавицу девицу,

Ну а глупого царя

Обмануть сумел не зря.

Так Иванушке помог

Умный маленький конек,

Всем известный... (Горбунок).

Кто работать не хотел,

А играл и песни пел?

К братцу третьему потом

Прибежали в новый дом.

От волка хитрого спаслись,

Но долго хвостики тряслись.

Сказка известна любому ребенку

И называется... («Три поросенка»).

Удивляется народ:

Едет печка, дым идет,

А Емеля на печи

Ест большие калачи!

Чай сам наливается

По его хотению,

А сказка называется... («По щучьему велению»).

Прямо в болото упала стрела,

А в этом болоте царевна жила,

Как звали царевну, скажи мне на ушко.

Я знаю, ты помнишь —

Царевна-... (лягушка).

Сидит в корзине девочка

У мишки за спиной.

Он сам, того не ведая,

Несет ее домой.

Ну, отгадал загадку?

Тогда скорей ответь!

Названье этой сказки... («Маша и медведь»).

«Не пей, Иванушка, если устанешь...»

А братец все выпил до донышка.

«Не пей, Иванушка, козленочком станешь!» —

Плачет... (сестрица Аленушка).

Конкурс 6. «Что такое сказка?»

— Составьте полное определение сказки. В этом вам помогут опорные слова: это произведение; изображается чудесное, необычное; раньше передавалось из уст в уста.

— Подумайте, не надо ли включить еще что-то в это опреде­ление. (Сказка — это произведение, в котором изображается чудесное, необычное. Раньше передавалось из уст в уста. В сказке есть зачин, присказка и концовка.) (После выслушивания ответов дается следующее задание в этом конкурсе.)

- Определите зачины и концовки.

• «За тридевять земель, в тридесятом государстве...».

• «Жили-были...».

• «Стали они жить-поживать и добра наживать...».

• «Я там был, мед-пиво пил, по бороде текло, а в рот не по­пало...».

Конкурс 7. «Домашнее задание»

Сказочники воплотили в главных героях волшебных сказок представления русского народа о самых хороших чертах харак­тера. События в сказке происходят таким образом, чтобы мно­гократно испытать героя: его силу, храбрость, доброту, любовь к людям и животным.

- Давайте посмотрим инсценировки сказок, которые вы под­готовили сами.

(Дети показывают инсценировки.)

III. Подведение итогов урока

Жюри подводит итоги.

Дата:

Урок 1 9. Проект «Сочиняем волшебную сказку». Оценка достижений

Цели: обучать учащихся сочинению волшебных сказок; по­вторить и обобщить изученный материал; развивать умение ори­ентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; развивать творческие способности, речь, память, мышление; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.

Планируемые результаты: учащиеся будут учиться сочинять волшебную сказку на основе опорных слов и прочитанных худо­жественных произведений.

Оборудование: рабочие тетради; карточки с планом содержания проекта.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Постановка целей урока

- Прочитайте стихотворение.

Недаром дети любят сказки.

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа.

И на любые испытанья

Согласны храбрые сердца

В нетерпеливом ожиданье

Благополучного конца.

В. Берестов

— О чем это стихотворение? Как вы поняли эти строчки?

На прошлом уроке мы обобщили полученные знания по из­учаемому разделу. Сегодня проверим и оценим ваши достижения. Начнем готовиться к созданию проекта «Сочиняем волшебную сказку».

— Узнайте произведение по группе слов.

1) Иванушка, Елена Прекрасная, конь, перстень, терем.

2) Иван-царевич, Елена Прекрасная, Жар-птица, Серый Волк, царь Берендей.

— Какие слова пропущены в названии сказки? Допишите их. ... Аленушка и... Иванушка.

— Назовите зачины и концовки.

— Напишите, какие волшебные предметы вы знаете.

— Чему учат нас сказки? Приведите пример.

IV. Физкультминутка

V. Работа над проектом

Сегодня вы приступаете к созданию проекта «Сочиняем вол­шебную сказку».

— Как вы думаете, как нужно организовать работу? С чего на­чать? (Высказывания детей.)

Примерный план работы:

1. Определяемся, какой будет ваша сказка. (Волшебной.)

2. Вспоминаем ее признаки.

3. Придумываем главных героев сказки, сюжет.

4. Вспоминаем, с какой фразы обычно начинаются сказки.

5. Записываем ее.

6. Придумываем конец сказки. Не забываем использовать сло­ва и выражения, которыми обычно заканчиваются сказки.

7. Придумываем иллюстрации к сказке.

(Дети начинают работать над сказкой. Продолжают дома.)

VI. Рефлексия

Наши рекомендации