Батюшков о характере жизни и творчества романтического поэта.

Эстетическая программа Батюшкова сформулирована им в работах "Нечто о поэте и поэзии"(1815), "Речь о влиянии легкой поэзии на язык"(1816).

В статье "Нечто о поэте и поэзии" содержатся типичные для романтической эстетики утверждения:здесь, например, говорится, что поэзия-это "пламень небесный, который входит в состав души человеческой... сочетание воображения, чувствительности, мечтательности". Вместе с тем он считает вдохновение чем-то не зависящем от обстоятельств. "пиитеческая диэтика", т. е. "особенный образ жизни", когда "поэзия требует всего человека", формирует творческий дар. Первым правилом своей "пиитической диэтики" Батюшков провозгласил близкий Карамзину тезис:"...живи, как пишешь, и пиши, как живешь". Требование "всего" человека уводило от рационал. классицизма и "чувствительности" сентиментализма в сторону романтической слиянности с жизнью. Наиболее развернуто свою программу Батюшков изложил в "Речи о влиянии легкой поэзии на язык". Название речи более узкое, чем ее содержание. Все,что Батюшков говорил о "легкой поэзии" имело непосредственное отношение к творчеству вообще. Он считал, что "легкий" род поэзии (эротические стихотворения, дружеские послания. мадригалы, баллады, басни и проч.) теснее, чем какой-либо другой род, связан с жизнью и обладает большими возможностями для развития: "Сей род словесности беспрестанно напоминает об обществе; он образован из его явлений, странностей. предрассудков и должен быть ясным и верным его зеркалом". Вот эти "странности" и вели к открытию личности, т. е. главного принципа романтизма, к сосредоточению внимания на "себе", что ярко отразилось в лучших медитативных стихотворениях Батюшкова. Романтическое течение, возглавлявшееся Жуковским и Баюшковым, оставило яркий след в тогдашней литературной жизни. Главным предметом споров с классицистами были проблемы творчества Жуковского, его баллады, эллегии, фантастика. И все же реальная пэтика этого течения обобщалась в критике слабо. Участники течения, за исключением Батюшкова, не оставили серьзных работ по теории своих жанров.

29. Идеология декабристов в литературной критике (В. Кюхельбекер, А. Бестужев, К. Рылеев).Критика гражданского романтизма активно развмвалась в России в период примерно с 1816-го, когда был создан декабристский "Союз спасения", по 1825 г.- год пилитического разгрома декабристов.

Основным органом этой критики был альманах "Полярная звезда", издававшийся Бестужевым и К. Рылеевым. Всего вышло в свет три его номера: в 1823, 1824 и 1825 гг. Другой альманах -"Мнемозина"-выпускал в Москве вместе с Одоевским В.Кюхельбекер.Крупнейшие представители критики гражданского романтизма: А. Бестужев,В.Кюхельбекер, К. Рылеев.Общее отличие данной критики от предшествующих ей систем состояло в том, что она впервые в России вышла за пределы только литературных задач и из выразителя интересов того или иного литературного направления, группы или "партии" превратилась в орган передовой части общества-- дворянских революционеров-декабристов. Критика гражданственого романтизма стала способом врздействия декабристов-романтиков не только на литературу, но посредством литературы на общество. В статье "Взгляд на русскую словесность в течение 1824 и начале 1825 годов" Бестужев заявляет, чио критика должна иметь более общий взор, правила более стихийные. Блее "общий" взгляд как критерий литературной критики автор статьи связывает именно с понятием "народности". Степенью народности в первую очередь и будет измерять и оценивать критика гражданственного романтизма современную ей, а также и предшествующую русскую литературу.Народное в понимании декабристов еще тождественно национально-самобытному. истоки которог усматриваются в самобытности национальных нравов, веры, в особенностях истории, образа правления, местности и климата. Декабристы-романтики ратуют за воспитательную миссию искусства. Однако задача ее, как сказано в Уставе "Союза благоденствия",-"не в изнеживании чувств", но в прбуждении и формировании в челвеке "чувств высоких и к добру увлекающих". Чувства высокие", "добродетель"- это, в понимании декабристов, героическо-гражданские настроения и устремления человека в вольнолюбиво-патриотическом их содержании. Таким образом, полезность литературы понята декабристами не в нравственно-эстетическом, но в социально-этическом плане. На первое место выдвинуто не изящное (красота, гармония), но добро и благо. КАк относительная правота, так и ограниченность критики гражданственного романтизма проявилась в оценках ею крупнейших современных литературно-художественных явлений- поэзии Жуковского, "Горя от ума" Грибоедова и "евгения Онегина" А.С. Пушкина. В начале 20-х гг. Жуковский как один из основаиелей романтизма в России вызывает самые большие надежды декабристов, в частности Бестужева и Кюхельбекера. Вскоре, однако отношение к нему меняется.Декабристы не приемлют ориентации поэта на перевод иностранной поэзии, которая расходится с их требованием народности и литературной самобытности. Выход в свет в 1825 г. первой главы "Евгения Онегина" стал решительным испытанием для критики гражданского романтизма, так как именно это крупнейшее достижение поэта и вместе с тем всей русской литературы 20-хгг. оказалось не понятым критикой гражданского романтизма. Спор, по существу, идет о предмете поэзии, литературы; о том, допустимы ли в ней обыкновенный человек, прозаическая жизнь? Имеют ли они общественно-эстетическую ценность? Пушкин в перепискн с Бестужевым, Рылеевым утверждает: да, имеют. Оппоненты-декабристы отвечают на вопрос отрицательно. Бестужев считает, что в "Е.О." отсутсвуют важнейшие "поэтические формы", нет подлинной поэзии. Объективно, однако, такой взгляд свидетельствовал лишь о том, что критика гражданственного реализма к середине 20-х гг. исчерпывала свои возможности. К концу 20-х гг. в связи с начавшимся серьезным кризисои романтического миропонимания роль этой критики в русской литературе объективно была исчерпана.



Наши рекомендации