Закрепление представлений и знаний учащихся о песнях и сказках

О разновидностях народных песенготовят мате­риал и учащиеся. Так, один ряд четвероклассников рас­сказывает о колыбельных, шуточных, лирических на­родных песнях: когда они поются, в чём их особенность. Учитель зачитывает песни, а учащиеся отвечают, к ка­ким видам можно их отнести. По такому же образцу продолжается работа с календарными песнями (уча­щиеся второго ряда — учитель).

Информацию о сказках волшебных, бытовых, о животныхтакже готовят учащиеся по рядам. Они должны не только рассказать об особенностях сказок разных видов, но и привести примеры таких сказок. Учитель дополняет изложения учащихся и приводит новые примеры известных народных сказок.

3. Знакомство с новым жан­ром устного народного творчества — легендой.

Учитель читает материал учебника «Легенда», а учащиеся коллектив­но размышляют (после повторного молчаливого чте­ния) над вопросами:

• Разновидностью какого жанра является легенда?

• Что роднит легенду со сказкой?

• Какие бывают легенды?

• В чём их особенность?

• Почему мы обращаемся к далёкому прошлому?

• Чем интересна нам жизнь предков?

4. Чтение и анализ белорусской легенды «Без­донное богатство».

Чтение легенды учителем.

Выявление эмоционального воспри­ятия текста.

¾ Что привлекло вас в этой легенде, что показалось интересным?

Перечитывание легенды учащимися вслух «цепочкой».

Ответы на вопросы (с. 7), выборочное чтение, частич­ный пересказ.

Деление текста на части и составление плана к нему.

1. Мудрый князь Ярослав.

2. Князь на охоте. Борьба с туром.

3. Спасение князя.

4. Золото князя для загонщика Ранцевича.

5. Отказ загонщика от золота.

6. Ранцевич выбирает бездонное богатство.

7. Память о князе Ярославле.

Под­робный пересказ текста по предложенному плану.

Пересказ осуществляется «по цепочке», т.е. каждый новый пункт плана пересказывает следующий ученик.

Подведение итогов урока

6. Домашнее задание: с. 5-6, подготовить подробный пере­сказ легенды.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Тема: Белорусская легенда «Неман и Лоша»

Цели:формировать представления об историчес­кой легенде; развивать интерес к истории родной стра­ны; развивать речь, память, творческие способности; развивать умение чтения «про себя»; воспитывать чув­ство патриотизма.

Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Пересказ учащимися истори­ческой легенды «Бездонное богатство»

Вступительное слово учителя

Учи­тель напоминает ребятам произведение Владимира Короткевича «Мая Беларусь», которое изучалось в 3 классе в курсе «Літаратурнага чытання». Автор там приводит варианты легенд относительно происхожде­ния названия Беларуси. Первый связан с тем, что люди в этой местности носили белые одежды, у них были белые волосы и светлый цвет лица. Вторая легенда связана с тем, что, когда на наши древнеславянские земли пришли татаро-монголы и стали их захватывать, покорять, то место, которому удалось остановить на­шествие врагов, стало называться «белым», «чистым» от татарского ига. Так и появилось название Белая Русь, которое затем стало называться Беларусью.

¾ А какая она теперь, наша земля?

¾ Расскажите, чем мы, белорусы, можем гордиться?

4. Чтение исторического сказа­ния «Неман и Лоша».

Чтение легенды учащимися «про себя», а затем вслух

Беседа о первичном восприя­тии:

¾ Что необычное в легенде?

¾ Что взволновало ваше воображение?

5. Анализ текста и вы­борочное чтение

¾ Прочитайте, откуда брали начало наши две бело­русские реки — Неман и Лоша.

¾ Обратите внимание, с чем сравнивается вода в родничке (со льдом и девичьей слезой).

¾ Прочитайте, каким описан Неман, а какой Лоша.

¾ Как каждая из рек пробивалась к морю? Найдите в тексте.

¾ Найдите слова, которые харак­теризуют Неман (сильный, работящий, честный, могу­чий, широкий) и Лошу (тихая, ленивая, хитроватая).

¾ Какой художественный приём ис­пользован в тексте, чтобы герои представились нам как живые? (приём «одушевления природы»)

¾ Устно нарисуйте картины каж­дой из рек, используя описание в тексте.

Важно, чтобы ребята увидели ту любовь и сердечность, с которой неизвестный автор (народ) рассказывает об одном из уголков нашей Родины.

¾ Почему в тексте легенды исполь­зованы слова с уменьшительно-ласкательным значе­нием (какие это слова)?» (Родничок, ручеёк.) Эти сло­ва и подчёркивают нежные и трепетные чувства наше­го народа к своей земле.

Работа с картой РБ

¾ Покажите, как река Неман «изо всех сил пробивалась к морю», прошла через территорию соседней республи­ки — Литвы и вышла к Балтийскому морю.

¾ Ка­кие ещё исторические легенды вы знаете?

¾ Знаете ли вы легенду о происхождении своего родного города?

Подведение итогов урока

7. Домашнее задание: с. 7-8, выразительное чтение

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Наши рекомендации