Как подготовиться к олимпиаде по литературе
Как подготовиться к олимпиаде по литературе
Олимпиада по литературе – это всегда сложно. Творческие задания, задания на сопоставление, на выявление реминисценций, тестовые вопросы. К тому же, олимпиада требует от участника углубленных знаний, умения творчески мыслить, анализировать тексты, высказывать свою точку зрения. Подготовка к олимпиаде по литературе – длительный и непрерывный процесс. Сегодня я представлю вам общие рекомендации по организации этого процесса.
Общие рекомендации по подготовке к олимпиаде по литературе
Читая художественное произведение, ведите литературный дневник, в котором записывайте название произведения, героев, сюжетную линию, интересные высказывания и цитаты. Указывайте номера страниц, чтобы потом легко было найти нужный материал. Поверьте, это очень полезная и нужная работа.
Читайте критическую литературу, литературоведческие статьи. Но делайте это сразу после прочтения самого произведения. Полезно также познакомиться, хотя бы в кратком изложении, с биографией писателя. Это поможет вам глубже понять его произведения.
На олимпиаде по литературе знание учебника вряд ли вам поможет, поэтому изучайте энциклопедии, популярные статьи по предмету. Обязательно посещайте кружки, дополнительные занятия, консультации по литературе.
Не стесняйтесь задавать преподавателям вопросы, вступать в диалог с учителем и одноклассниками, высказывать свою точку зрения.
Пишите сочинения по литературе всегда сами, не списывая из различных источников, не скачивая их из интернета. Во-первых, "внешние" сочинения не всегда лучшего качества, во-вторых, там нет вас, ваших мыслей, чувств, размышлений по поводу прочитанного произведения.
Найдите олимпиадные задания по литературе за предыдущие годы, выполните их. Помогут в этом и задания ЕГЭ.
Обязательно прочитайте и выучите основные литературоведческие понятия и термины. Их вы можете найти в ваших учебниках, специальных словарях, в интернете. Да и на уроках литературы преподаватель, как правило, объясняет их значение.
Учитесь анализировать литературный текст в целом: его тему, композицию, ключевые слова, мотивы, детали, все это помогает понять главное – идею автора.
На самой олимпиаде по литературе внимательно прочтите задания, выполните сначала те, в которых уверены, затем выполняйте более трудные, задания творческого характера. Не отвлекайтесь, не стремитесь помочь другим. В большинстве заданий много «ступенек» и баллы начисляются за каждую отдельно, затем баллы суммируются. Например, определите тему (2 б.) и идею стихотворения (3 б.); охарактеризуйте лирического героя (4 б.). Таким образом, за задание можно набрать до 30 баллов.
Типы заданий и критерии оценки
Сюжет.
Выделим ряд литературоведческих терминов, связанных с анализом сюжета:
· эпизод
эпизод – это участок текста, ограниченный постоянством места, времени действия и состава действующих лиц;
- понятие хронотопа
хронотоп - это пространственно-временная организация текста, то есть герой не может висеть во времени. это может быть наше время, 21 век, город такой-то, улица такая или совсем вымышленная планета;
- типы героев, органичные или чуждые хронотопу;
- характер конфликта в произведении
(конфликт между характерами, между характером и обстоятельствами, внутри характера).
- мотив
(устойчивая в смысловом отношении образная единица, повторяющаяся в разных произведениях);
* мотив метели (А.С.Пушкин “Бесы”, “Метель”, “Капитанская дочка”; Л.Н.Толстой “Анна Каренина”; А.А.Блок “Двенадцать”; М.Булгаков “Белая гвардия”; Б.Пастернак “Доктор Живаго”).
Композиция.
Формальная композиция – это взаимосвязь и расположение фрагментов текста.
Композиция как речевая организация – это система взаимосвязанных и художественно упорядоченных точек зрения.
Точка зрения есть отношение субъекта сознания к его объекту.
Разграничим два понятия:
СУБЪЕКТ РЕЧИ | СУБЪЕКТ СОЗНАНИЯ |
тот, кому принадлежит речь в данном отрезке текста = тот, “кто говорит” Речь | тот, кому принадлежит сознание в этом же отрезке = тот, “кто думает” Скрытая за ней мысль |
Несовпадение субъекта речи и субъекта сознания – распространенный прием.
* А.П.Чехов “Толстый и тонкий”, “Хамелеон”.
Важно научиться видеть разницу между самой речью говорящего и ее личностным или надличностным смыслом, потому что точка зрения, оценка зависят именно от субъекта сознания.
Как же развести речь и скрытую за ней мысль?
Помогает изучение используемых автором форм речи. Их три:
- прямая речь;
- несобственно-прямая речь – это такая форма речи, которая насыщена средствами выразительности, свойственными определенному персонажу, и поэтому воспринимается как его речь, хотя формально принадлежит другому субъекту;
- косвенная речь.
Изучение композиций требует понимания автора произведения не как биографической фигуры, а как сознания, объемлющего произведения и придающего ему целостность. В тексте действуют “представители” автора, которые называются
“ПОВЕСТВОВАТЕЛЬ” | “РАССКАЗЧИК” |
внеличная разновидность автора; он в действии не участвует и сообщает о событиях со стороны * романы Л.Толстого, Ф.Достоевского | является участником изображаемых событий или хотя бы их свидетелем и себя называет в первом лице: “Я” * А.С.Пушкин “Повести Белкина” |
При речевой организации обратим внимание на способ изложения, который бывает двояким:
авторское повествование и диалог (помогает оживить, драматизировать действие и избежать жесткого давления героям авторской прямооценочной позиции).
Стилистика.
Изучение ее должно вестись комплексно. Автор не только соответствующим образом подбирает лексику и синтаксис, но и формирует тематику произведения, и организует систему оценок.
* М.Шолохов “Судьба человека”.
Итак, анализ текста не самоцель. Он нужен лишь для того, чтобы наиболее полно и адекватно приблизиться к смыслу произведения. И любой прием хорош и уместен тогда, когда он используется для расширения возможности целостного восприятия произведения в его художественном своеобразии и уникальности. Поэтому ряд техник, о которых мы говорим, должны использоваться избирательно, в соответствии со спецификой
Анализ рассказа В.М.Шукшина “Обида”. (Предложить для самостоятельного ознакомления)
Тур
1. Какое из этих слов является фамилией литературного героя:
1) Черника
2) Голубика
3) Клубника
4) Земляника
5) Ежевика
Ответ. 4
2. В каком из следующих произведений нет темы гибели на железной дороге:
1) А. А. Блок «На железной дороге»
2) Л.Н. Толстой «Анна Каренина»
3) И.А. Бунин «Солнечный удар»
4) А.И. Солженицын «Матренин двор»
Ответ. 3
3. Отметьте «лишнего» героя:
1) Бэла
2) Ундина
3) Мери
4) Ольга
5) Вера
Ответ. 1
5. Какой термин «лишний» (относится не к тому же уровню произведения, что остальные):
1) пиррихий
2) эпитет
3) спондей
4) цезура
5) хорей
Ответ. 4
7. В одном из пяти перечисленных ниже произведений не встречается исторический персонаж, который встречается в четырех остальных. Укажите это произведение:
1) «Ночь перед Рождеством»
2) «Горе от ума»
3) «Фелица»
4) «Медный Всадник»
5) «Капитанская дочка»
Ответ. 2
Не дай мне бог сойти с ума.
Нет, легче посох и сума;
Нет, легче труд и глад.
Не то, чтоб разумом моим
Я дорожил; не то, чтоб с ним
Расстаться был не рад
А. С. Пушкин
Блок 2. Задания с выбором нескольких ответов
1. Прочитайте фрагмент из стихотворения М.Ю. Лермонтова:
Зачем я не птица, не ворон степной, Пролетевший сейчас надо мной? Зачем не могу в небесах я парить И одну лишь свободу любить? На запад, на запад помчался бы я, | Где цветут моих предков поля, Где в замке пустом, на туманных горах, Их забвенный покоится прах. |
Выберите все правильные утверждения:
1) В стихотворении есть строка, написанная четырехстопным амфибрахием
2) В стихотворении есть строка, написанная трехстопным дактилем
3) Перед нами верлибр
Верлибр - Это тип стихосложения, для которого характерен последовательный отказ от всех «вторичных признаков» стиховой речи: рифмы, слогового метра, и регулярной строфики.
Она пришла с мороза,
Раскрасневшаяся,
Наполнила комнату
Ароматом воздуха и духов,
Звонким голосом
И совсем неуважительной к занятиям
Болтовней.
Она немедленно уронила на пол
Толстый том художественного журнала,
И сейчас же стало казаться,
Что в моей большой комнате
Очень мало места.
Всё это было немножко досадно
И довольно нелепо.
Впрочем, она захотела,
Чтобы я читал ей вслух Макбета.
Едва дойдя до пузырей земли,
О которых я не могу говорить без волнения,
Я заметил, что она тоже волнуется
И внимательно смотрит в окно.
Оказалось, что большой пестрый кот
С трудом лепится по краю крыши,
Подстерегая целующихся голубей.
Я рассердился больше всего на то,
Что целовались не мы, а голуби,
И что прошли времена Паоло и Франчески.
Александр Блок
4) Перед нами дольник
До́льник — вид тонического стиха, где в строках совпадает только число ударных слогов, а количество безударных слогов между ними колеблется от 1 до 2.
«В густой | траве | пропадёшь | с головой. || В тихий дом | войдёшь | не стучась.» А.Блок.
5) В стихотворении есть строка, написанная трехстопным анапестом
Ответ. 1, 5
2. Укажите всех героев одного автора:
1) Вернер
2) Шерер (Анна Павловна, фрейлина вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны «Война и мир»
3) Штольц
4) Берг (Адольф Карлович, поручик, полковник, муж Веры Ростовой «Война и мир»)
5) Тузенбах
Ответ. 2, 4
3. Отметьте все правильные утверждения
1) А.С. Пушкин (1799 – 1837) мог встретиться с И.С. Тургеневым (1818 – 1883)
2) В.В.Маяковский (1893 – 1930) мог прочитать «Мастера и Маргариту» М.А. Булгакова (1929 – 1940)
3) Петр Первый мог быть личным цензором А.С. Пушкина
4) Н.В. Гоголь (1809 – 1852) мог читать произведения Ф.М. Достоевского (1843 перевод романа О. Бальзака «Евгения Гранде» - 1844 повесть «Бедные люди»)
5) Ф.М. Достоевский (1821 – 1881) мог высказать свое мнение по поводу рассказа А.П. Чехова «Палата №6» (1892)
Ответ. 1, 4
4. В каких из перечисленных мест не происходит действие романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»?
1) Пятигорск
2) Сочи
3) Кисловодск
4) Тамань
5) Петербург
Ответ. 2, 5
5. Выберите из списка героев тех, у кого совпадают имена и отчества (по типу Иван Иванович):
1) Обломов (Илья Ильич)
2) Дядя Фамусова (Максим Петрович)
3) Паратов (Сергей Сергеевич)
4) Скалозуб (Сергей Сергеевич)
5) Лужин (Пётр Петрович)
Ответ. 1, 3, 4, 5
6. В истории литературы есть немало произведений разных авторов, названных одинаково (как правило, эти совпадения названий не случайны). Отметьте такие произведения:
1) Кавказский пленник
(Рассказ Александр Михайлович Гликберг (Саша Чёрный), А. С. Пушкин поэма, М. Ю. Лермонтов стихотворение, Л. Н. Толстой рассказ)
2) Война и мир (Л. Н. Толстой роман, В. В. Маяковский поэма)
3) Доктор Живаго
4) Пророк (М. Ю. Лермонтов, А. С. Пушкин, Н. Некрасов. )
5) Волки и овцы
Ответ. 1, 2, 4
Блок 3. Задания с вводом ответа (5 заданий по 6 баллов)
1. Запишите фамилию героя, характеристика которого в этом перечне встречается дважды:
1)«И из уборной выходил
Подобный ветреной Венере,
Когда, надев мужской наряд,
Богиня едет в маскарад».
2) “Он сердцем милый был невежда”
3) “Вы баловник, к лицу ль вам эти лица!”
4) “Враг дерзости, - всегда застенчиво, несмело...
Ночь целую с кем можно так провесть!”
5) “Богат, хорош собою,
Везде был принят как жених.”
Ответ. Ленский
2. Расположите героев по хронологии, опираясь на время написания произведений (ответ дайте в виде последовательности цифр)
1) Загорецкий (Антон Антонович) Горе от ума 1823
2) Несчастливцев (НЕСЧАСТЛИВЦЕВ - центральный персонаж комедии А.Н.Островского «Лес» (1870). Геннадий Демьян ыч Гурмыжский, оставшийся в пятнадцать лет сиротой, учившийся «на медные деньги», оставляет дворянское общество и идет в актеры под псевдонимом Н.)
3) Зарецкий «Евгений Онегин» 1831
4) Солёный (СОЛЁНЫЙ - центральный персонаж драмы А.П.Чехова «Три сестры» (1900). Штабс-капитан С.)
5) Вральман (Адам Адамыч; Фонвизин Денис Иванович «Недоросль» комедия 1782)
Ответ. 5, 1, 3, 2, 4
3. Запишите термин (во множественном числе), которым можно было бы объединить эти слова:
1) НКШП
2) Чехонте
3) Щедрин
4) Горький
5) Прутков
Ответ. псевдонимы
4. Перепутались названия пушкинских произведений. Восстановите их первоначальный вид и запишите через запятую по алфавиту (ориентируясь на первое слово):
Кавказский смотритель, Медный гость, Скупой пленник, Пиковая дочка, Станционный всадник, Каменный рыцарь, Капитанская дама.
Ответ. Кавказский пленник, Каменный гость (или Гость), Капитанская дочка, Медный всадник (или Всадник), Пиковая дама (или Дама), Скупой рыцарь, Станционный смотритель,.
5. Все строки стихотворения И.А. Бунина содержат одинаковое количество стоп – кроме двух, расположенных рядом в одной строфе. Найдите эти строки и укажите арабской цифрой, сколько в каждой из них стоп.
* * *
Старик сидел, покорно и уныло
Поднявши брови, в кресле у окна.
На столике, где чашка чаю стыла,
Сигара нагоревшая струила
Полоски голубого волокна.
Был зимний день, и на лицо худое,
Сквозь этот легкий и душистый дым,
Смотрело солнце вечно молодое,
Но уж его сиянье золотое
На запад шло по комнатам пустым.
Часы в углу своею четкой мерой
Отмеривали время... На закат
Смотрел старик с беспомощною верой...
Рос на сигаре пепел серый,
Струился сладкий аромат.
Ответ. 4
Тур
Как подготовиться к олимпиаде по литературе
Олимпиада по литературе – это всегда сложно. Творческие задания, задания на сопоставление, на выявление реминисценций, тестовые вопросы. К тому же, олимпиада требует от участника углубленных знаний, умения творчески мыслить, анализировать тексты, высказывать свою точку зрения. Подготовка к олимпиаде по литературе – длительный и непрерывный процесс. Сегодня я представлю вам общие рекомендации по организации этого процесса.
Общие рекомендации по подготовке к олимпиаде по литературе
Читая художественное произведение, ведите литературный дневник, в котором записывайте название произведения, героев, сюжетную линию, интересные высказывания и цитаты. Указывайте номера страниц, чтобы потом легко было найти нужный материал. Поверьте, это очень полезная и нужная работа.
Читайте критическую литературу, литературоведческие статьи. Но делайте это сразу после прочтения самого произведения. Полезно также познакомиться, хотя бы в кратком изложении, с биографией писателя. Это поможет вам глубже понять его произведения.
На олимпиаде по литературе знание учебника вряд ли вам поможет, поэтому изучайте энциклопедии, популярные статьи по предмету. Обязательно посещайте кружки, дополнительные занятия, консультации по литературе.
Не стесняйтесь задавать преподавателям вопросы, вступать в диалог с учителем и одноклассниками, высказывать свою точку зрения.
Пишите сочинения по литературе всегда сами, не списывая из различных источников, не скачивая их из интернета. Во-первых, "внешние" сочинения не всегда лучшего качества, во-вторых, там нет вас, ваших мыслей, чувств, размышлений по поводу прочитанного произведения.
Найдите олимпиадные задания по литературе за предыдущие годы, выполните их. Помогут в этом и задания ЕГЭ.
Обязательно прочитайте и выучите основные литературоведческие понятия и термины. Их вы можете найти в ваших учебниках, специальных словарях, в интернете. Да и на уроках литературы преподаватель, как правило, объясняет их значение.
Учитесь анализировать литературный текст в целом: его тему, композицию, ключевые слова, мотивы, детали, все это помогает понять главное – идею автора.
На самой олимпиаде по литературе внимательно прочтите задания, выполните сначала те, в которых уверены, затем выполняйте более трудные, задания творческого характера. Не отвлекайтесь, не стремитесь помочь другим. В большинстве заданий много «ступенек» и баллы начисляются за каждую отдельно, затем баллы суммируются. Например, определите тему (2 б.) и идею стихотворения (3 б.); охарактеризуйте лирического героя (4 б.). Таким образом, за задание можно набрать до 30 баллов.