Тема: «Творчество О.Э. Мандельштама»
Список стихотворений для заучивания наизусть:
«Selentium», «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «Ленинград» («Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»), «За гремучую доблесть грядущих веков…», « Квартира тиха, как бумага… », «Золотистого меда струя из бутылки текла…»,
«Мы живем под собою не чуя страны…», «Рим», « Европа», «Адмиралтейство ».
Тема: «Творчество М.А. Булгакова»
Самостоятельная работа № 1
Цель:расширение литературно-образовательного пространства.
Рекомендуемое время для выполнения: 30 мин.
Задание: составить библиографическую карту по творчеству М.А. Булгакова и подготовить ее защиту (методические рекомендации смотри на стр.9 и приложение 1).
Самостоятельная работа № 2
Цель:закрепление и контроль знаний по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Рекомендуемое время для выполнения: 2 часа.
Задание:повторить материал и подготовиться к выполнению теста по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Вопросы к зачёту по роману Булгакова:
1. История создания романа «Мастер и Маргарита».
2. Особенности композиции романа Булгакова «Мастер и Маргарита».
3. Для чего М. Булгаков использовал композицию «роман в романе»?
4. Образ Понтия Пилата. Почему Понтий Пилат поддерживает имидж жестокого человека? Кого он любит и кого боится? Почему Понтий Пилат никому не доверяет? Почему ему понравился бродячий философ Иешуа Га-Ноцри? Почему Понтий Пилат отправляет Иешуа Га-Ноцри на казнь, но при этом стремится сделать так, чтобы смертный приговор был отменён первосвященником иудейским? Как Понтий Пилат облегчает смерть Иешуа Га-Ноцри? Почему мстит Иуде? За что Понтий Пилат наказан бессмеритием?
5. Образ Иешуа Га-Ноцри. Чем отличается Иешуа Га-Ноцри от традиционного изображения Иисуса Христа? Боится ли Иешуа Га-Ноцри смерти? Что такое истина? Как Иешуа Га-Ноцри относится к власти? Почему Иешуа Га-Ноцри гибнет?
6. Образ Левия Матвея. Почему Иешуа Га-Ноцри утверждает, что в записях, которые делает Левий Матвей, нет ни слова правды. Как это утверждение связано с традиционным Евангелием?
7. Образ Иуды. Что сделал Иуда? Как он был наказан? Какую роль в этом сыграла Низа? Похож ли булгаковский Иуда на традиционного Иуду?
8. Образ нечистой силы в романе. Воланд. Свита Воланда (Азазелло, Абадонна, Гелла, Бегемот, Коровьев-Фагот). Проделки нечистой силы в Москве. Традиционность в изображении нечистой силы. В чем Булгаков отходит от традиции, изображая нечистую силу? Кого и за что наказывает нечистая сила?
9. Литературное сообщество в романе. Дом Грибоедова и общество МАССОЛИТ. Писатели (Бездомный, Рюхин и др.) и критики (Латунский и др.) Почему в сообщество писателей вступают бездарные личности, почему публикуются их бездарные произведения? Как наказывает Воланд литературное сообщество?
10. Образ мастера в мире, где гибнут таланты. Почему роман мастера относится к рукописям, которые «не горят»? Почему мастер, создавший бессмертный роман, не только не смог опубликовать его, но и стал предметом издевательств и насмешек официальной критики? Почему мастер бежит от любимой, прячась от неё и от всего мира в сумасшедшем доме?
11. Образ Маргариты. Любовь мастера и Маргариты. Как Маргарита возвращает своего любимого? Почему ей и мастеру нет места на земле? Почему они не заслужили свет, а заслужили покой?
12. Кто награждает мастера и Маргариту покоем? Прощён ли Понтий Пилат?
Тема: «Творчество М.А. Шолохова»
Самостоятельная работа № 1
Цель:расширение литературно-образовательного пространства.
Рекомендуемое время для выполнения: 1 час.
Задание: составить библиографическую карту по творчеству М.А. Шолохова и подготовить ее защиту (методические рекомендации смотри на стр.9 и приложение 1).
Самостоятельная работа № 2
Цель:расширение и углубление знания содержания романа М.А. Шолохова «Тихий Дон» и характеристики главных героев-антиподов.
Рекомендуемое время для выполнения: 1 часа.
Задание:заполнить сопоставительные таблицы по вариантам.
1 вариант - «Григорий Мелехов и Михаил Кошевой»;
№ п/п | Критерии | Григорий Мелехов | Михаил Кошевой |
1. | Черты характера, присущие герою | ||
2. | Путь становления (изменения) героя | ||
3. | Вершины, достигнутые героем | ||
4. | Отношение к женщине |
2 вариант - «Аксинья Астахова и Наталья Коршунова»
№ п/п | Критерии | Аксинья Астахова | Наталья Коршунова |
1. | Черты характера, присущие героине | ||
2. | Изменения, произошедшие в героине | ||
3. | Отношение к семье |
Тема: Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет (семинар)
Цель:знакомство с деятелями литературы и искусства, стоявших на защите Отечества; привитие умений и навыков самостоятельной работы с книгой; развитие культуры речи, формирование умения аргументировано отстаивать свою точку зрения; умение слушать других, задавать вопросы.
Рекомендуемое время для выполнения: 2 часа.
Задание: подготовиться к семинарскому занятию по предложенному плану.
План семинара:
1. Живопись А. Дейнеки и А. Пластова. Музыка Д.Шостаковича и песни военных лет (С.Соловьев-Седой, В.Лебедев-Кумач, И.Дунаевский и др.).
2. Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков (О.Берггольц, К.Симонов,
А.Твардовский, А.Сурков, М.Исаковский, М.Алигер, Ю.Друнина, М.Джалиль и др.).
3. Публицистика военных лет (М.Шолохов, И.Эренбург, А.Толстой).
4. Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе: рассказы Л. Соболева, В.Кожевникова, К.Паустовского, М.Шолохова и др.
5. Произведения первых послевоенных лет. Проблемы человеческого бытия, добра
и зла, эгоизма и жизненного подвига, противоборства созидающих и разрушающих
сил в произведениях Э. Казакевича, В. Некрасова, А. Бека, В. Ажаева и др.
Литература для подготовки к семинару:
1. Была война…: Четыре главы из книги, написанной поэтами послевоенных лет / Сост. И Авт. послесловия В. Акаткин, Л. Таганов. – М.: Дет.лит., 1987.
2. Джалиль М.М. Сквозь бури: избр. стихи и поэмы. Пер. с тат. / Сост. Р. Бикмухаметов. – М.:Сов. Россия, 1986.
3. Ковалев Д. Имена на поверке. М.: «Молодая гвардия», 1975. (вступительная статья)
4. Курганова В.М. Поэзия периода ВОВ и первых послевоенных лет – М.: Сов. Россия, 1983.
5. Никитин С. Падучая звезда. – М.: Дет. лит., 1989. (вступительная статья)
6. Пою мое отечество: Сборник стихотворений русских советских поэтов / Сост. и предисл. – Л. Туркова; Оформл. А. Зайцева. – изд. 2-е доп.. – М.: Дет. лит., 1987.
7. Стихи военных лет. Калининград. Кн. Издательство, 1974.
8. Только победа и жизнь!: Публицистика. – М.: Дет. лит., 1988. (вступительная статья)
9. Юрьев И.Я. Родина мужественных: Стихотворения и поэмы военных лет / Ярославль: Волжское книжное издательство, 1985
10. Интернет-ресурсы