Организационная форма: семинар, доклады

Вопросы для обсуждения:

1. Генри Филдинг – крупнейший английский реалист XVIII века. Периодизация творческого пути Филдинга.

2. Филдинг-публицист. Продолжение сатирической традиции Свифта.

3. Политические фарсы и комедии Филдинга.

4. Эстетические принципы Филдинга, теория романа.

5. Проблематика и центральные образы романа «Джонатан Уайльд Великий». Роман «Джозеф Эндрюс» и полемика Филдинга с Ричардсоном.

6. Роман «История тома Джонса, найденыша» - вершина просветительского реализма: многосторонняя критика современности (социальные контрасты, проблемы морали, воспитания), образы Тома, Блайфила и Софьи, принцип построения сюжета и проблема типизации в романах Филдинга, особенности стиля.

7. Место Филдинга в истории английской литературы.

Конспекты:

Гуляев Н.А. Просветительский реализм // Гуляев Н.А., Богданов А.Н., Юдкевич Л.Г. 'Теория литературы в связи с проблемами эстетики под ред.Чебаевской Л.П. - Москва: Высшая школа, 1970 URL: http://litena.ru/books/item/f00/s00/z0000033/index.shtml

Пахсарьян Н.Т. Английская литература XVIII века // Пахсарьян Н.Т. История зарубежной литературы XVII - XVIII веков.
URL: http://17v-euro-lit.niv.ru/17v-euro-lit/pahsaryan-17-18v/anglijskaya-literatura-xviii.htm

Задания:

Подготовьте эссе «Место творчества Г.Филдинга в истории английской литературы».

Литература

Основная:

1. Алташина В.Д., Лукьянец И.В., Полубояринова Л.Н., Чамеев А.А. Зарубежная литература и культура эпохи Просвещения. – М.: Академия, 2010.

2. Луков В.А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней. – М.: Академия, 2009.

3. Мисюров Н.Н. История западноевропейской литературы: Классицизм, Просвещение, Романтизм. Учебное пособие. – М.: Флинта, Наука, 2013.

Дополнительная литература

1. Соколянский М.Г. Западноевропейский роман эпохи Просвещения. Проблемы типологии. – Киев; Одесса, 1983.

2. Забабурова Н.В. Французский психологический роман (эпоха Просвещения и романтизм). – Ростов-на-Дону, 1992.

3. Михальская Н. П., Аникин Г. В. История английской литературы Учебник для гуманитарных факультетов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.

4. Голованова И.С.: История мировой литературы. Просвещение в литературе – М., 2002

6. Сидорченко Л. История зарубежной литературы XVIII века // История всемирной литературы: в 9 т. – Т. 5. – М.: Наука, 1988.-784 с.

8. Луков В. Н. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2003. - 512 с.

Практическое занятие 12.

Тема: Творчество Р. Бернса

Цель - на основе анализа творчества Р. Бернса сформировать представление о жанрово-стилевых особенностях английской лирической поэзии 18 века; сформировать навыки сбора и анализа литературных фактов; развить умения филологического анализа и интерпретации лирики; сформировать навыки подготовки аннотаций, составления рефератов и библиографий.

Организационная форма: семинар, доклады

Вопросы для обсуждения:

  1. Жизненный и творческий путь Р. Бернса. Связь творчества Бернса с широким демократическим движением и национально-освободительной борьбой.
  2. Жанры поэзии Бернса. Тема «честной бедности» в творчестве поэта.
  3. Сатирические стихи Бернса. Язык и стиль лирики Бернса: простота лексики и поэтичность, эмоциональность, песенный характер. Баллады Бернса.
  4. Поэтическое творчество Р. Бернса: темы, жанры, образы. Особенности мастерства Бернса: фольклорная основа произведений и своеобразие лирических мотивов.
  5. Переводы Бернса на русский язык.
  6. Бернс в оценке Белинского.

Конспекты:

Морозов М.М. Роберт Бернс // М. М. Морозов. Избранные статьи и переводы
М., ГИХЛ, 1954 http://lit-prosv.niv.ru/lit-prosv/articles-eng/morozov-robert-berns_1.htm

Список текстов для заучивания наизусть:

Р. Бернс ДЖОН ЯЧМЕННОЕ ЗЕРНО, В ГОРАХ МОЕ СЕРДЦЕ, Пробираясь до калитки Полем вдоль межи, ПЕСНЯ (Перевод С.Я. Маршака)

Задание:

Составьте таблицу «Основные этапы творческого пути Р. Бернса».

Подготовка ко второму вопросу предполагает самостоятельный письменный анализ лирики Р. Бернса с позиции особенностей лирического героя.

Литература

Основная:

1. Алташина В.Д., Лукьянец И.В., Полубояринова Л.Н., Чамеев А.А. Зарубежная литература и культура эпохи Просвещения. – М.: Академия, 2010.

2. Луков В.А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней. – М.: Академия, 2009.

3. Мисюров Н.Н. История западноевропейской литературы: Классицизм, Просвещение, Романтизм. Учебное пособие. – М.: Флинта, Наука, 2013.

Дополнительная литература

  1. Елистратова А.А. Роберт Бернс. – М., 1957.
  2. Карсвелл К. Жизнь Роберта Бернса. – М., 2004.
  3. Колесников Б.И. Роберт Бернс: Очерк жизни и творчества. – М., 1967.
  4. Морозов М.М. Р. Бернс // Морозов М. Избранные статьи и переводы. – М., 1954.
  5. Райт-Ковалева Р.Я. Роберт Бернс. 3-е изд. – М., 1965.

Практическое занятие 13.

Тема: Сентиментализм как художественное направление в западноевропейской литературе XVIII века. Творчество Л. Стерна

Цель - на основе анализа творчества Л. Стерна сформировать представление о жанрово-стилевых особенностях сентиментализма 18 века; сформировать навыки сбора и анализа литературных фактов; развить умения филологического анализа и интерпретации романной прозы; сформировать навыки подготовки аннотаций, составления рефератов и библиографий.

Организационная форма: семинар, доклады

Вопросы для обсуждения:

  1. Сентиментализм как тип художественного мироотношения конца 18 века. Философская и эстетическая основа сентиментализма.
  2. Сентиментальная английская поэзия и ее особенности. Тема народа в произведениях сентименталистов. Интерес к средневековью, к национальным фольклорным традициям, обработка песен, баллад в произведениях сентименталистов (индивидуальное сообщение).
  3. Сентиментальная английская поэзия и ее особенности. Культ чувства и природы в произведениях сентименталистов. Идеализация патриархальной старины и деревенской жизни в произведениях сентименталистов (индивидуальное сообщение).
  4. Творчество Лоренса Стерна. Роман Л. Стерна «Тристрам Шенди»: особенности композиции, эксцентричная манера повествования, главные персонажи романа.
  5. «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» Л. Стерна. Образ Йорика.
  6. Психологизм Л. Стерна. Реалистическое и сентиментальное в эстетике Л. Стерна. Новаторство лексики и синтаксиса.
  7. Роль Л. Стерна в подготовке психологического романа XIX века.

Конспекты:

Гуляев Н.А. Сентиментализм// Гуляев Н.А., Богданов А.Н., Юдкевич Л.Г. 'Теория литературы в связи с проблемами эстетики под ред.Чебаевской Л.П. - Москва: Высшая школа, 1970 URL: http://litena.ru/books/item/f00/s00/z0000033/index.shtml

Елистратова А.А. Лоренс Стерн // Стерн Л. Жизнь и мнения Тристрама Шенди. Сентиментальное путешествие. - М., 1968: http://lit-prosv.niv.ru/lit-prosv/articles-eng/elistratova-lorens-stern.htm

Задание:

Подготовьте эссе «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» в контексте идентификационных параметров сентиментализма.

Литература

Основная:

1. Алташина В.Д., Лукьянец И.В., Полубояринова Л.Н., Чамеев А.А. Зарубежная литература и культура эпохи Просвещения. – М.: Академия, 2010.

2. Луков В.А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней. – М.: Академия, 2009.

3. Мисюров Н.Н. История западноевропейской литературы: Классицизм, Просвещение, Романтизм. Учебное пособие. – М.: Флинта, Наука, 2013.

Дополнительная:

  1. Хейзинга Й. Рококо. Романтизм и сентиментализм // Хейзинга Й. Homo ludens. – М., 1992.
  2. Атарова К.Н. Лоренс Стерн и его «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии». М., 1988.
  3. Елистратова А.А. Поэзия сентиментализма // История всемирной литературы. М., 1988. – Т. 5. – С. 66-68.
  4. Ганин В.Н. Юнг, Эдуард // Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь: В 2 ч. – М., 1997. Ч. 2 С. 442-444.
  5. Елистратова А.А. Стерн // Елистратова А.А. Английский роман эпохи Просвещения. – М., 1966. – С. 324-360.
  6. Соловьева Н.А. У истоков английского романтизма. – М., 1988.
  7. Тураев В.С. От Просвещения к романтизму. – М., 1983.

Практическое занятие 14.

Тема: Драматургия английского и французского Просвещения (драматургическое творчество Р.Б. Шеридана и П.О. Бомарше)

Цель - на основе анализа творчества Р.Б. Шеридана и П.О. Бомарше сформировать представление о жанрово-стилевых особенностях драматургии английского и французского Просвещения; сформировать навыки сбора и анализа литературных фактов; развить умения филологического анализа и интерпретации драмы; сформировать навыки подготовки аннотаций, составления рефератов и библиографий.

Организационная форма: семинар, доклады

Вопросы для обсуждения:

2. Формирование просветительских тенденций во французской литературе. Характерные черты эпохи Просвещения во Франции. Периодизация французского Просвещения, основные направления развития. Руссо и руссоизм.

3. Творческий путь Пьера Огюстена Карона (Бомарше).

4. Теория мещанской драмы в работах Дидро, Бомарше, Лессинга. Драма Бомарше «Евгения» как иллюстрация принципов новой драматургической системы.

5. Проблематика и поэтика комедий Бомарше «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро»: трансформация традиционной сюжетной схемы, новое содержание образа «смышленого и ловкого слуги». Политическое и художественное значение комедии. Л.Н. Толстой о «Севильском цирюльнике».

6. Творческий путь Шеридана. Реализм и традиция просветительского классицизма в комедиях Шеридана. «Школа злословия» (тема, сюжет, герои, драматургические принципы). Сценическая история комедии.

Конспект:

Дени Дидро. О драматической поэзии. Перевод Р.Линцер / Д.Дидро // Дени Дидро. Эстетика и литературная критика. - М.: Худож. лит., 1980. - С. 216-300. http://philolog.petrsu.ru/filolog/teorlit.htm

Задания:

Проведите анализ поэтики комедии «Школа злословия» в аспекте проблемы соотношения художественных принципов реализма и традиций просветительского классицизма в структуре произведения и представьте результат в форме эссе.

Литература

Основная:

1. Алташина В.Д., Лукьянец И.В., Полубояринова Л.Н., Чамеев А.А. Зарубежная литература и культура эпохи Просвещения. – М.: Академия, 2010.

2. Луков В.А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней. – М.: Академия, 2009.

3. Мисюров Н.Н. История западноевропейской литературы: Классицизм, Просвещение, Романтизм. Учебное пособие. – М.: Флинта, Наука, 2013.

Дополнительная:

  1. Забабурова Н.В. Французский психологический роман (эпоха Просвещения и романтизм). – Ростов-на-Дону, 1992.Артамонов С.Д. Бомарше: Очерк жизни и творчества. – М., 1960.
  2. Грандель Ф. Бомарше. – М., 1979.
  3. Кастр де Р. Бомарше. – М., 2003 (ЖЗЛ).
  4. Мокульский С.С. Бомарше. – Л.; М., 1957.
  5. Финкельштейн Е. Бомарше. – Л.; М., 1957.
  6. Маршова Н. Ричард Бринсли Шеридан. – М., 1978.
  7. Шервин О. Шеридан / Пер. с англ. – М., 1978.
  8. Тихонова О.В. История зарубежной литературы XVII-XVIII вв.: Учебно-методическое пособие. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2004.
  9. Андреев Л.Г., Козлова Н.П., Косиков Г.К. - История французской литературы. М., 1987.
  10. Яхонтова М.А., Черневич М.Н., Штейн А.Л. Очерки по истории французской литературы М.: Учпедгиз, 1958. — 442 с.

Практическое занятие 15.

Тема: Драматургия итальянского Просвещения (К. Гольдони, К. Гоцци)

Цель - на основе анализа творчества К. Гольдони, К. Гоцци сформировать представление о жанрово-стилевых особенностях итальянского Просвещения; сформировать навыки сбора и анализа литературных фактов; развить умения филологического анализа и интерпретации драмы; сформировать навыки подготовки аннотаций, составления рефератов и библиографий.

Организационная форма: семинар, доклады

Вопросы для обсуждения:

1. Экономическая и политическая обстановка в Италии XVIII века. Своеобразие итальянского Просвещения и специфика развития литературных направлений.

2. Комедия дель арте и ее трансформация в итальянской драматургии XVIII века.

3. Творчество Гольдони. Борьба Гольдони за реформу итальянской комедии. Полемика с Гоцци. Гольдони как основоположник национальной итальянской драматургии.

4. Комедии Гольдони «Слуга двух господ» и «Трактирщица»: проблематика и поэтика.

5. Творчество Гоцци и его роль в итальянском театре XVIII веке. Традиции комедии дель арте в пьесах Гоцци «Любовь к трем апельсинам», «Принцесса Турандот», «Король-олень».

Конспекты:

Берковский Н.Я. Карло Гоцци и романтический юмор: http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/berkovskij-lekcii/karlo-gocci.htm

Задание:Анализ традиций комедии дель арте в поэтике одной из пьес Гольдони или Гоцци (по выбору студента) следует представить в форме эссе.

Литература

Основная:

1. Алташина В.Д., Лукьянец И.В., Полубояринова Л.Н., Чамеев А.А. Зарубежная литература и культура эпохи Просвещения. – М.: Академия, 2010.

2. Луков В.А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней. – М.: Академия, 2009.

3. Мисюров Н.Н. История западноевропейской литературы: Классицизм, Просвещение, Романтизм. Учебное пособие. – М.: Флинта, Наука, 2013.

Дополнительная:

  1. Дживелегов А.К., Бояджиев Г.Н. История западноевропейского театра от возникновения до 1789 года: Учебник для студентов театральных вузов / А. К. Дживелегов, Г. Н. Бояджиев. — М.: Российский университет театрального искусства — ГИТИС, 2013. — 528 с.
  2. Пузис Г. Б. Комедия масок // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978. Т. 3: Иаков — Лакснесс. — 1966. — Стб. 684—685.
  3. http://feb-web.ru/feb/kle/KLE-abc/ke3/ke3-6841.htm
  4. Мокульский С. С. Итальянская литература. Возрождение и Просвещение. – М., 1966.
  5. Реизов Б. Итальянская литература 18 века. – Л., 1966.
  6. Реизов Б. Карло Гольдони. – Л.; М., 1957.
  7. Андреев М.Л. Комедии Гольдони. – М., 1997.
  8. Берковский Н. Карло Гоцци и романтический юмор // Берковский Н. Лекции по зарубежной литературе. Открытая лекция. [URL]: http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/berkovskij-lekcii/karlo-gocci.htm

Практическое занятие 16.

Тема: Творчество Ф. Шиллера

Цель - на основе анализа творчества Ф. Шиллера сформировать представление о жанрово-стилевых особенностях развития немецкой литературы 18 века, сформировать навыки сбора и анализа литературных фактов; развить умения филологического анализа и интерпретации драмы; сформировать навыки подготовки аннотаций, составления рефератов и библиографий.

Организационная форма: семинар, доклады

Вопросы для обсуждения:

  1. Исторические задачи немецкого Просвещения. Состояние литературы в начале века. Барокко в Германии XVIII века. Деятельность Готшеда и классицизм. Течения в классицизме. Развитие просветительской литературы в середине XVIII века. Философская литература немецкого Просвещения.
  2. Эстетические взгляды и художественное творчество Лессинга. «Лаокоон» и «Гамбургская драматургия» - демократическая программа развития искусства. «Эмилия Галотти» - вершина художественного творчества Лессинга-просветителя. Жанровое своеобразие «Эмилии Галотти».
  3. Литература «Бури и натиска». Литературная программа Штюрмеров. Различные течения в штюрмерском движении.
  4. Эстетические воззрения Шиллера. Творчество Шиллера периода «Бури и натиска».
  5. Драма «Разбойники» и ее общественное звучание, проблематика, поэтика. Образ Карла Моора.
  6. Реалистическое изображение жизненных конфликтов Германии в драме «Коварство и любовь».
  7. Историческая драматургия Шиллера (трилогия «Валленштейн», драма «Орлеанская дева»).
  8. Шиллер и французская революция. Идея свободолюбия в драме «Вильгельм Телль».
  9. Идейно-художественные особенности лирики Ф. Шиллера: своеобразие жанра, образов и мотивов. Лирика Шиллера (Баллада «Перчатка», перев. Жуковского наизусть).

Конспекты:

Берковский Н.Я. Театр Шиллера // Наум Берковский. Статьи и лекции по зарубежной литературе. СПб.: Азбука-классика, 2002. – Источник: http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/berkovskij-lekcii/index.htm

Лессинг Г.Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии. Перевод Е.Эдельсона (под ред. Н.Н. Кузнецовой) / Лессинг Г.Э. // Лессинг Г.Э. Избранные произведения. - М.: Худож. лит., 1953.- С. 385-516. http://philolog.petrsu.ru/filolog/lessing.htm

Лессинг Г.Э. Из "Гамбургской драматургии". Перевод И.П. Рассадина / Лессинг Г.Э. // Лессинг Г.Э. Избранные произведения. - М.: Худож. лит., 1953.- С. 517-614. http://philolog.petrsu.ru/filolog/lit/lesgamb.pdf

Наши рекомендации