Русский классицизм как художественная система и литературное направление.
ВОЛШЕБКА КОНСПЕКТЫ:
В России классицизм проявился в 30е годы 18 века. Это был период становления.
В России эталоном был французский классицизм и Франсуа Малер (основатель)
Франсуа Малер. Он реформировал французский язык и стих в начале 17 века. Он разработал жанровые каноны профессии. Это было также связано с тем, что во Франции был абсолютизм.
Классицизм 17 века дал Франции великих литераторов: Корней, Мольер, Лафонтен, Вальтер (18 век) и т.д.
Великий теоретик Никола́ Буало́-Депрео́ (писатель сатирик) прославился трактатом «Поэтическое искусство» (1774 год), это был трактат об эстетике. В нём была стройная теоретическая концепция. Его античным прототипом является «послание Эзопу» (Гораций).
Характерные признаки классицизма:
1)ориентация на античность
2)реалистичность построения образов и идей, отвлечённых и обобщенных. Образы в логической системе.
3)строгие правила поэтики
4)внеисторизм (Корнелия) нет примет исторического мира
5)типизация в ущерб индивидуализации
В поэзии абстрактный мир вне времени и пространства.
На первом плане система и дисциплина.
Если что-то не по правилам, по это вне сферы искусств (например, фольклор).
НАПРАВЛЕНИЕ:
В России классицизм зародился в XVIII веке, после преобразований Петра I. Ломоносовым была проведена реформа русского стиха, разработана теория «Трех штилей», которая явилась по сути адаптацией французских классических правил к русскому языку. Образы в классицизме лишены индивидуальных черт, так как призваны в первую очередь запечатлевать устойчивые родовые, не переходящие со временем признаки, выступающие, как воплощение каких-либо социальных или духовных сил.
Классицизм в России развивался под большим влиянием Просвещения — идеи равенства и справедливости всегда были в фокусе внимания русских писателей-классицистов. Поэтому в русском классицизме получили большое развитие жанры, предполагающие обязательную авторскую оценку исторической действительности:комедия ( Д. И. Фонвизин), сатира ( А. Д. Кантемир), басня (А. П. Сумароков, И. И. Хемницер), ода (Ломоносов, Г. Р. Державин).
Истинно художественное произведение - строгое единство лежащих в его основе чувств и мыслей. Художественное начало усиливается по мере преодоления рационалистического подхода.
Постижение общего вне индивидуального.
Середина 17 века - классицизм возник во Франции, где абсолютизм одолел феодальную раздробленность.
1674 - Буало, поэма "Поэтическое искусство".
Основа классицизма:
- Культ общего государственного долга,
- Подчинение личных интересов интересам страны,
- идейная основа русского классицизма - развитие просвещения и национальной культуры,
- культу государственных и гражданских добродетелей приносились в жертву чувства и личные интересы,
- триединство,
- классицизм способствовал выработке отточенного и ясного языка в русской литературе,
- формируется в эпоху реакции после смерти Петра,
- начинатели классицизма - Кантемир и Тредиаковский.
Черты русского классицизма:
1. отчетливо выражен гражданский пафос - обращение к сюжетам русской истории,
2. ярко выраженная сатирико-обличительная тенденция (Кантемир). Сатирическая линия способствует развитию реалистических тенденций (реализм не как мировоззрение, а как отношение к жизни).
3. связь русского классицизма с истоками русского народного творчества.
Особенности Русского Классицизма
Сер. 18 века – только расцвет, во Франции в это время – «просвещенный классицизм».
Ставил перед собой просветительские задачи. Сатиры Кантемира – предклассицестические.
Сразу был свойственен социально-критический пафос.
Тираноборческие мотивы.
Необходимость реформирования системы стихосложения, создание литературного языка.
Важны:
1) Реформа стихосложения
2) Регламентация жанровой системы
3) Регламентация словоупотребления
+ Нормативный акт классицизма – Сумароков «Наставление хотящим бытии писателями» 1774г.
В творчестве Кантемира и Ломоносова оформились высокие жанры классицизма: ода – Ломоносов, сатира – Кантемир. Сумароков – лирика, ратовал за жанровую универсальность. Тредиаковский – проза, стихи, разные направления.
КНИГА:
Центральной темой, идеей классицизма являлся культ государственных, гражданских добродетелей, которым классицизм приносил в жертву все личные стремления человека.
Единственно ценным и подлинно существующим в общественной жизни признавалось само общество, государство, не только объединяющее всех граждан, но как бы поглощающее их. На этой основе вырастает мировоззрение рационализма, ярко воплощенное в учении Декарта.
Классицизм считает идеологически и эстетически ценным в человеке только то, что подчиняет его норме, закону разума и общества. Все индивидуальное именно поэтому не входит в систему ценностей классицизма.
Искусство классицизма, как оно было воплощено Корнелем и Расином, как оно было определено Буало в его поэме «Поэтическое искусство», – антииндивидуалистично, отвлеченно и рационалистично. Для поэта-классика весь мир культуры основан на чистой логичности; мысль, разумное построение логики, а не чувства обеспечивают познание истины, т.е. познание действительности; классики хотели быть по-своему реалистами, т.е. они хотели правильно изобразить истинную, подлинную действительность, как они ее понимали; но они полагали, что самая подлинная действительность – не живая жизнь отдельных людей в конкретных условиях социального их существования, а законы разума или же механистически понятые и отвлеченно логизированные силы человеческой психики, подчиненные нормам той же антииндивидуальной разумности.
Поэт-классик не изображал конкретного, единичного человека; он изображал человека вообще, отвлеченного человека. Он представлял себе человеческую психику не в виде единого и сложного противоречивого потока переживаний, а в виде математической суммы несмешиваемых «способностей» или чувств, каждое из которых может быть рассмотрено в чистом виде.
Трагедию нужно было обязательно – по непререкаемому правилу – писать в стихах, и именно в величественных александрийских стихах: проза считалась в основном языком быта, единичной, случайной жизни. Стихи – язык богов, язык подлинного искусства. Характерно и так называемое правило трех единств, обязательное для всей драматургии классической поры; согласно правилу единства места все действие пьесы должно было происходить в одном месте.
При этом значительнейшие события по ходу пьесы не могли быть показаны зрителю; о них лишь рассказывали ему в обстоятельных поэтических повествованиях. Это тоже была характерная черта этого типического жанра классической поэзии; классическая трагедия – не драма действия, а драма разговоров.
Регламентировали и количество действий пьесы (обязательно пять), и самое построение ее, распределение элементов сюжета по действиям, и входы и выходы действующих лиц, и т. п.
Основа всех правил классической поэтики – разделение литературы на несмешиваемые жанры. Здесь царил закон единства стиля. Каждая тема соответствовала своему жанру, каждое произведение строилось по закону своего жанра, прямолинейно и целостно. Закон трагедии – возвышенное страдание. Стиль трагедии – торжественный, величественный, не допускающий бытовых слов. Действующие лица трагедии – цари и «герои» и т.д. Ни одна комическая черта не должна осквернить «высокую» трагедию, и ни одна «возвышенная» черта не должна унизить себя появлением в комедии.
Эстетика абсолютистского классицизма преклоняется перед авторитетами. Образцовой литературой была объявлена античная литература. Подражать надо было грекам и римлянам. При этом, соответственно политическим идеалам классицизма, наибольшее внимание привлекала поэзия императорского Рима, поэзия века Августа, – Овидий, Виргилий, Гораций.
Точность, ясность, благородная простота и логическая законченность стиля и построения произведений явились одним из лучших достижений классицизма вообще. Они не пропали и впоследствии у лучших представителей европейской литературы, пришедших на смену классикам. Именно от классицизма унаследовал эти черты своей художественной манеры Пушкин.
Вождем нового классицизма XVIII столетия во Франции был Вольтер.Пафос утверждения, двигавший Корнелем и Буало, сменяется у Вольтера пафосом отрицания, борьбы, бунтарства. Вольтер и его ученики воспитывали в своих читателях священное беспокойство, неудовлетворенность настоящим, страстную любовь к свободе. Тем более ценным было их влияние на умы передовой интеллигенции во всей Европе и, в частности, в России. Первые воздействия классицизма в России могут быть прослежены еще в XVII веке в творчестве Симеона Полоцкого. На смену его схоластическому классицизму пришел новый, почерпнутый уже непосредственно в западных источниках Кантемиром и Тредиаковским. Они обращаются и к античным образцам, и к французским и немецким классикам. Самые принципы стиля Кантемира и раннего Тредиаковского с их стремлением к рациональной простоте, ясности, логичности, с их дидактизмом и схематизмом мышления – все это вело к созданию русского классицизма.
Однако именно Сумароков и его единомышленники создали законченное художественное мировоззрение русского классицизма.
Сумароков, и вообще русские поэты середины XVIII века, включились в общеевропейское движение классицизма и приняли его принципы не случайно. Во-первых, усваивая принципы классицизма, русская литература оказывалась наследницей наиболее зрелых достижений Запада. Во-вторых, именно культ общественного, государственного долга, подчинение частного, личного интересам страны и разума, был близок передовым людям России, воспитанным жертвами, усилиями и победами петровского времени. С другой стороны, классицизм учил воспитывать людей в духе этого идеала; эта задача подчинения душевной жизни человека идеалу разума и культуры стояла весьма отчетливо перед русскими писателями.
В-третьих, для русской культуры особое значение имело и то обстоятельство, что классицизм стремился построить идеал культуры и человека не местного значения, а общечеловеческий. Русская литература к середине XVIII века накопила уже достаточно сил, чтобы усвоить и пропагандировать этот общечеловеческий идеал человека и гражданина. Тем самым окончательно закреплялся отказ от азиатской отсталости, провинциальности, отьединенности русской культуры от передового человечества.
Характерно отличали русский классицизм от западного прежде всего две его специфические черты. Во-первых, сатирический, воинствующий, боевой, злободневный характер многих произведений русских классицистов, не позволивший им совсем удалиться от конкретной действительности. При этом живые и конкретные отклики на реальную жизнь мы находим у Сумарокова не в «высоких» жанрах, посвященных выявлению его идеала, а именно там, где он нападает на отклонение от идеала, являющееся для него слишком реальной, печальной и неприемлемой действительностью.
Второй отличительной чертой русского классицизма была его относительная близость к народным истокам искусства. Французские классики совершенно отвернулись от фольклора, от разговорной народной речи. Наоборот, Сумароков писал песни в духе народной лирики, свои басни и комедии насыщал живыми формами яркой, меткой речи народа, – вещь, немыслимая для Расина или Буало. Тредиаковский ссылался на народную песню, научившую его тому, как надо строить принципы русского стихосложения и т. д.
Русский классицизм просуществовал как единый стиль, как законченное литературное течение не более трех десятков лет, начиная с конца 1740-х годов (эпистолы Сумарокова) и до первых од Державина, разрушителя этого стиля, до «Россиады», завершения стиля, т.е. конца 1770-х годов. При этом русский классицизм развивался в условиях борьбы передовой дворянской интеллигенции с крепостнической деспотией.
Просветительская идеология. Новое направление – сентиментализм (сосуществовал вместе с классицизмом).
Классицизм:
- Фонвизин
- Державин
- Княжнин
-Капнист
Сентиментализм:
- Карамзин
- Радищев