Комментарий к открытым тематическим направлениям 2017–2018 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»
Материалы
для подготовки к итоговому сочинению
По литературе
(для учащихся 10-11 классов)
г. Миасс, 2017 год
Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н. Д. Солженицыной определены 5 открытых направлений тем итогового сочинения на 2017–2018 учебный год. В эфире телеканала «Россия 1» направления тем итогового сочинения объявили Министр образования и науки РФ О. Ю. Васильева и советник президента РФ В. И. Толстой.
5 открытых направлений тем итогового сочинения на 2017–2018 учебный год:
- «Верность и измена»,
- «Равнодушие и отзывчивость»,
- «Цели и средства»,
- «Смелость и трусость»,
- «Человек и общество».
Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения. Результатом итогового сочинения является «зачёт» или «незачёт». Если выпускник получил за итоговое сочинение неудовлетворительный результат, ему предоставляется возможность его пересдать.
В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).
Критерии оценки итогового сочинения в 2018 году
Как и в предыдущем сезоне, в этом году оценивать работы учеников будут учителя школы, совместно с экспертами. Проверяя важное для выпускников 2018 года итоговое сочинение и принимая решение, педагоги будут учитывать такие направления и критерии:
№ | Критерий | Что проверяют? | За что поставят «незачет»? |
Соответствие теме | Проверяется содержание сочинения и умение ученика рассуждать на заданную тему. | Работа не соответствует теме или вообще не имеет цели высказывания. Автоматически будет «незачет» по работе в целом! | |
Аргументация | Проверяется умение выпускника использовать литературный материал из разных изученных произведений для аргументации своей позиции. | Вообще отсутствует привлечение литературного материала, либо в случае существенного искажения содержания литературного произведения, на которое ссылается ученик. Автоматически будет «незачет» по работе в целом! | |
Композиция | Проверяется логичность цепочки рассуждений, умение выдерживать оптимальное соотношение между тезисом и доказательствами. | В работе полностью отсутствует тезисно-доказательная часть или имеют место грубые логически нарушения, которые мешают понять суть рассуждений. | |
Качество речи | Проверка речевого оформления текста, уровня владения литературным русским языком. | Очень низкое качество речи, работа содержит много речевых штампов, разговорных (не литературных) слов. | |
Грамотность | Проверка текста на наличие грамматический и пунктуационных ошибок. | Учеником допущено более 5 ошибок на каждый 100 слов сочинения. |
Как видите, критерии не излишне жесткие. Для успешного преодоления первого испытания достаточно получить «зачет» по первым двум критериям. А это значит, что достаточно того, что ваши рассуждения будут соответствовать теме и будут подкреплены литературным материалом.
Обратите внимание, что мало просто ссылаться на определенные произведения. Необходимо находить конкретные литературные примеры, анализировать поведение и характер героев, приводить в качестве весомого аргумента мысли автора.
Структура сочинения
Продумайте структуру сочинения для каждого из блоков. Она должна содержать такие пункты:
Вступление | Около 100 слов, 70 из которых – вступление. А 30 – подводка к основной части. | |
Основная часть | Главный тезис и его аргументация с опорой на литературные произведения | |
2-й тезис и аргументация | ||
3-й тезис и аргументация | ||
Заключение | Примерно 60-70 слов. Блок стоит начинать с итоговых конструкций «Подводя итог…», «Рассуждая, я прихожу к выводу…» и др. |
Опираясь на литературный материал, действуйте по схеме:
1. Укажите автора и полное название произведения.
2. Опишите очень кратко ситуацию, которая, по вашему мнению, соответствует тезису (не надо пересказывать текст).
3. Дайте свою оценку и приведите мнение автора.
4. Подведите промежуточный итог.
Помните, что переход от одного произведения к другому должен быть плавным, а потому желательно продумать небольшие вводные предложения, благодаря которым текст не будет выглядеть рваным.
Советы
1. Читайте не только произведения в оригинале, но и критику. Это даст необходимую базу мыслей и аргументов, которыми можно будет оперировать при написании.
2. Обрабатывая разные блоки, чередуйте их, не зацикливаясь на одном направлении.
3. Не спешите писать сочинение сразу после прочтения произведения, дайте себе время на осмысление прочитанного.
4. Всегда начинайте написание сочинения с плана, это сэкономит время и не даст забыть о важных нюансах.
5. Старайтесь избегать конструкций, выражающих неуверенную позицию, таких как «мне кажется», а также выдерживайте эмоциональный баланс, не перегружая сочинение.
Секрет успеха прост – и он в практике! Пишите сочинения, анализируйте свою работу и вносите коррективы, добиваясь максимально высокого результата.
http://2018god.net/itogovoe-sochinenie-po-literature-v-2018-godu-temy-napravleniya/
Верность/измена.
1. Доверие — признак мужества, а верность — свидетельство силы. (Мария Эбнер Эшенбах)
2. Измену простить можно, а обиду нельзя. (А. Ахматова)
3. Как можно иметь дело с человеком, которому нельзя доверять? Если в повозке нет оси, как можно на ней ездить? (Конфуций)
4. Кто в верности не клялся никогда, тот никогда её и не нарушит. (Август Платен)
5. Счастье нуждается в верности, несчастье же может обойтись без неё. (Сенека)
6. Только один раз мы теряем жизнь и доверие. (Публилий Сир)
7. Постоянство — основа добродетели. (О. Бальзак)
8. Хранить верность — это достоинство, познать верность — это честь. (Мария Эбнер-Эшенбах)
9. Без постоянства не может быть ни любви, ни дружбы, ни добродетели. (Д. Аддисон) Благородное сердце не может быть неверным. (О. Бальзак)
10. Мельчайшую неверность в отношении нас мы судим куда суровее, чем самую коварную измену в отношении других. (Ф. Ларошфуко)
11. В этом мире я ценю только верность. Без этого ты никто и у тебя нет никого. В жизни это единственная валюта, которая никогда не обесценится. (Высоцкий В. С.)
12. Измена зарождается в сердце прежде, чем проявляет себя в действии. (Дж. Свифт)
13. Читатели могут изменять писателю сколько угодно, писатель же должен быть верен читателю всегда. (У. Х. Оден)
14. Предательства совершаются чаще всего не по обдуманному намерению, а по слабости характера. (Ф. де Ларошфуко)
15. Верность, которую удается сохранить только ценой больших усилий, ничуть не лучше измены. (Ф. де Ларошфуко)
16. Предателей презирают даже те, кому они сослужили службу. (Тацит Публий Корнелий)
Вероника Тушнова
А.Н. Островский «Гроза»
Сложную душевную драму переживает героиня пьесы А. Островского «Гроза» — Катерина. Оказавшись в доме Кабановых, она хотела и в нём жить так, как это было в её родительском доме, наполненном любви и уважения близких друг другу, без лжи и
Однако увидела в новой семье совсем другое: со стороны свекрови — высокомерие, стремление диктовать свои условия, напрасные обвинения («…Напраслину-то терпеть кому ж приятно!..») ; со стороны Тихона она не чувствовала поддержки, хотя понимала, что тот любит её по – своему.
«Отчего люди не летают так, как птицы?»- не случайно задаёт Катерина этот вопрос. Ей хочется свободы, открытости во взаимоотношениях. Измена героини, её тайные встречи с Борисом — это результат неудовлётворённости в семейных отношениях, желание любви, взаимопонимания. Всем сердцем полюбила героиня Бориса(«Как увидела тебя, так уж не своя стала. С первого же раза, кажется, кабы ты поманил меня, я бы и пошла за тобой;…»)
Конечно, любая измена — это грех. Ложь, обман всегда становятся явными. Героиня понимает это, страдает. Её трагический конец — результат восприятия ею греховности своих поступков. Оправдываем ли мы Катерину? Однозначно ответить на этот вопрос очень трудно. Каждый человек сам строит свои отношения в семье. Что лучше: верность без тепла, душевности, спокойствия или измена с её кратковременным, но счастьем? Верность и измена — это всегда выбор своего поведения в отношениях с любимым. И за этот выбор несёт ответственность не один, а оба — он и она. Во многом в трагедии Катерины виноват её муж — Тихон. Автор заставляет читателей задуматься о том, что и верность, и измена, к сожалению, возможны в семье. Но всегда нужно помнить главное — жизнь надо прожить не во лжи.
И. Бунин «Тёмные аллеи»
Произведения И. Бунина о любви часто наполнены грустью, потому что влюблённые расстаются. Любовь если и проносит им счастливые минуты, но лишь на короткое время. Героиня новеллы «Тёмные аллеи» сумела сохранить в душе верность своей первой и единственной в жизни любви — к Николаю. Проходят годы, Надежда становится самостоятельной, крепко стоящей на ногах женщиной. Она хозяйка постоялого двора, «богата, крута», энергична, полна сил,однако одинока, потому что где-то в глубине её души теплится огонёк любви, этого прекрасного чувства, так сильно пережитого ею в молодости к «Николеньке», которому, как говорит героиня, она отдала «свою красоту, свою горячку». А что же герой? Для него отношения с Надеждой — мимолётное увлечение красавца-барина к горничной. Он даже и не понял, что предал любимую, изменил их любви, когда просто забыл о героине. Но оказалось, что именно эта любовь и была главной в его жизни. Нет счастья у Николая: жена изменила ему и бросила, а сын вырос «без сердца, без чести, без совести». Ни о каком взаимопонимании с ним не может быть и речи. Как горько осознавать, что счастье было так близко. Как видим, измена любви Николаем делает несчастными обоих, а верность любимому согревает сердце героини, хотя при встрече она и обвиняет его, не прощая за предательство.
Таким образом, верность в любви делает её настоящей, крепкой, приносящей счастье и радость, наполняет жизнь смыслом. А измена, какими бы причинами она ни была объяснена, это всегда предательство – чувств, доверия, любви. Именно об этом писали классики в своих произведениях, словно подчёркивая мысль, что счастье человека всегда нуждается в верности.
Верность (измена) Родине, государственному долгу
Каштанка» А.П.Чехов
Одним из ярких примеров является «Каштанка» А.П. Чехова, где кличка собаки вынесена в заглавие.
«Молодая рыжая собака – помесь такса с дворняжкой – очень похожая мордой на лисицу, бегала взад и вперед по тротуару и беспокойно оглядывалась по сторонам». Так А.П.Чехов начинает свой рассказ.
Каштанка — центральный персонаж рассказа. Историю Каштанки надо оценивать с точки зрения жизненных интересов ее самой. Каштанка жила у столяра Луки Александровича и его сына Федюшки, и эта жизнь ее устраивала — даже садистские игры Федюшки не отменяли ее преданности. Мы понимаем, какую жизнь ведет Каштанка.
Она была собакой интеллигентной, с устоявшимися представлениями о мире людей, поделенных ею на «две очень неравные части: на хозяев и на заказчиков, между теми и другими была существенная разница: первые имели право бить ее, а вторых она сама имела право хватать за икры».
Но эти представления однажды рухнули, когда собака, окончательно осознав, что потерялась, «прижалась к какому-то подъезду и стала горько плакать», «ни о чем не думала и только плакала». «Вдруг подъездная дверь щелкнула» и «вышел какой-то человек». Этот человек, в отличие от окружающих, которые безразлично проходили мимо, «.. заслоняя ей поле зрения и толкая ее ногами…» оказался доброжелательным и внимательным. Он пожалел собаку и забрал к себе домой.
Каштанку стали звать Теткой, готовили к работе на арене, у нее даже открылся артистический талант, она познакомилась с котом Иван Иванычем, гусем Федор Тимофеичем и свиньей Хавроньей Ивановной. Именно в доме незнакомца проявляется новая функции образа собаки – умение адаптироваться к новым условиям жизни. Несмотря на преимущества нового житья, Каштанка грустила, вспоминая своих прежних владельцев: «Она вспомнила Луку Александрыча, его сына Федюшку, уютное местечко под верстаком… Вспомнила она, что в длинные зимние вечера, когда столяр строгал или читал вслух газету, Федюшка обыкновенно играл с нею…». Его игры не отличались нежностью, но «чем ярче были воспоминания, тем громче и тоскливее скулила Каштанка».
Каштанка «свыклась с новой жизнью и из тощей, костлявой дворняжки обратилась в сытого, выхоленного пса», «привыкла к тому, что ее каждый вечер кормили вкусным обедом и звали Теткой. Привыкла она и к незнакомцу, и к своим новым сожителям».
Но по-прежнему тоска одолевала ее по вечерам. Почему грустит Каштанка? В новом, насыщенном интересными событиями, сытом существовании собаке недостает любимых людей. В ее новой жизни произошло множество событий, пока не подошел день премьеры и она не оказалась в цирке, где и нашли ее прежние хозяева.
Тетка снова стала Каштанкой, которая без сожаления оставляет не свою жизнь для того, чтобы вместо слов «талант! талант!», услышать о себе мнение вечно пьяненького столяра-философа: «А ты, Каштанка, — недоумение. Супротив человека ты все равно что плотник супротив столяра».
В течение рассказа участь Каштанки меняется дважды, как и ее имя. Финал рассказа счастливый, несмотря на очевидно драматическое положение безымянного клоуна, потому что Каштанка возвращается к настоящему имени и своей настоящей жизни. Это пик напряжения, которое разряжается, когда «наверху среди публики кто-то громко ахнул.
– Тятька! – крикнул детский голос. – А ведь это Каштанка!
– Каштанка и есть! – подтвердил пьяненький, дребезжащий тенорок. – Каштанка! Федюшка, это, накажи бог, Каштанка! Фюйть!
«Она … вскочила и с радостным визгом бросилась к этим лицам». Заканчивается все очень быстро, в нескольких абзацах, которые наполнены динамикой (это выражается в количестве использованных глаголов: ахнул, свистнул, крикнул, позвали, вздрогнула, посмотрела, вспомнила, упала, вскочила, бросилась, раздался, прыгнула, очутилась, поползла, переходила…).
Почему же Каштанка с такой готовностью возвращается к Луке Александрычу и его сыну? По мнению критика Анацко Д., Чехов однозначно дает понять, что эти люди обращались с собакой жестоко, взять хотя бы «игры» Федюшки, от которых у Каштанки «зеленело в глазах и болело во всех суставах», или обращения к ней столяра – «холера», «насекомое существо», «треклятая». «Все это вряд ли говорит о большой любви хозяев к своему домашнему животному».
Но, тем не менее, Каштанка в финале произведения делает выбор, и этот выбор основан на верности собаки и влияние «привычного» на судьбу. Каштанка идет домой вслед за пьяным Лукой Александрычем и Федюшкой.
Г.Н. Троепольский "Белый Бим черное ухо"
Произведение Г.Н. Троепольского "Белый Бим черное ухо"говорит о добре и зле, дружбе человека и животного. Основной герой – собака Бим. Охотничий щенок еще в месяц от рождения был отдан новому хозяину – Ивану Ивановичу. Иван Иванович был очень добрым человеком, работавшим журналистом и воевавшим в отечественной войне. Он по-настоящему любил Бима и всегда брал с собой на охоту в лес.
Так прошло три счастливых года, но вскоре Иван Иванович сильно заболел, и с любимым питомцем пришлось расстаться из-за необходимой операции на сердце. Бима поручают соседке.
Вскоре тоска от расставания с Иваном Ивановичем становится для Бима совершенно невыносимой, и пес решается на опасный шаг – самостоятельно попытаться найти исчезнувшего хозяина. Бим. выскакивает из квартиры приглядывавшей за ним соседки и выходит на улицу.
Путь оказывается полным суровых испытаний, и Биму приходится не раз столкнуться со злыми людьми и жестокостью. Однако, во время путешествия пес также встречается с сердобольными и отзывчивыми людьми, которые по-разному помогали, но забрать его к себе не могли. В итоге, Бим попадает в приют для собак.
Иван Иванович, пройдя лечение, узнает адрес и с надеждой срочно пребывает в приют, куда был отправлен Бим после отлова. К сожалению, к тому моменту пес уже был убит по наговору злой соседки. Хозяин приезжает в лес, в котором часто гулял с Бимом, и в память о нем четыре раза стреляет в воздух: за каждый год собачьей жизни. Иван Иванович горько скорбит по другу, признавая его непоколебимую верность и стойкость.
Равнодушие и отзывчивость
1. Равнодушие и отзывчивость по отношению к людям (близким, друзьям, чужим людям и нуждающимся в помощи, тем кому повезло меньше).
Эта группа тесно связана с понятиями «помощь», «взаимовыручка» и эгоизм. Здесь можно рассмотреть равнодушие к бедам и к чужой радости. Можно сопоставить, противопоставить или сравнить героев (эгоистов и филантропов, например). Также можно рассмотреть равнодушие в любви
2. Равнодушие и отзывчивость по отношению к миру природы.
3. Равнодушие и «отзывчивость души» к миру искусства и красоты.
4. Равнодушие и отзывчивость как две крайности человеческой личности.
Если крайность равнодушия - это беспросветный эгоизм, то крайность отзывчивости - фанатизм. Человек, склонный помогать всем, не задумываясь о себе, часто оказывается в положении, когда просящий «садится на шею». Таких примеров в литературе можно найти огромное количество (Например, «Размазня» А.П. Чехова).
Равнодушие - отрицательное духовно-нравственное качество личности, проявляющееся как безразличие, покой, холодность, безучастность, невозмутимость по отношению к каким-либо людям, действиям, событиям. Равнодушный человек спокойный, бесстрастный, у него нет страстей и желаний вносить изменения в эти отношения.
Равнодушие – очень большой порок, основа многих преступлений, проступков, других пороков, а главное – это фактор, стимулирующий рождение пороков у окружающих людей. Когда-то в церковно-славянском языке это слово имело другой смысл – смысл единодушия, т.е. одинакового состояния души людей.
Синонимы: безразличие, безучастие, безучастность, индифферентность, индифферентизм; малочувствительность, бесстрастность, наплевательское отношение, хладнодушие, пофигизм, деревянность, холодность, вседолампочество, вялость, холодок, бесчувствие, дофенизм, апофигей, апофегей, холод, хладнокровие, безразличность, прохладность, бесчувственность, бесстрастие, нечувствительность, апатия, апатичность, флегматичность
Отзывчивость- положительное духовно -нравственное качество личности, проявляющееся как склонность помогать нуждающимся, видеть нужду, бескорыстие, щедрость, великодушие, умение прощать, терпимость. Отзывчивость основывается на хорошо развитой эмпатийности, эмоциональной реактивности, чувствительности к поведению других, альтруизм, беззащитности, исполнительности и ответственности. Присутствие в окружении отзывчивых людей вселяет во многих уверенность в прочности жизни, в господстве добра. Вместе с тем, чрезмерная отзывчивость и забота о других, да еще высоко оцениваемые окружающими, может вызвать у покровителя чувство снисходительности к своим подопечным, навязчивость покровительства. У тех же, о ком пекутся, о ком заботятся, может родиться иждивенчество от чрезмерной доброты людей
*Определения взяты из словаря Безруковой В.С. «Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)», 2000 г.
Синонимы: мягкость, мягкосердечие, сердечность, сочувственность, доброта, мягкосердечность, сочувствие, добродушие, участливость, добросердечие, добросердечность, сострадательность, внимание, внимательность, участие, чувствительность, душевность, благодушие, чуткость, человечность.
Цитаты для итогового сочинения 2018 по направлению "Равнодушие и отзывчивость".
· Худший грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности. (Бернард Шоу)
· Сочувствие — это равнодушие в превосходной степени. (Дон-Аминадо)
· Как тягостно равнодушие к самому себе! (А.В. Суворов)
· Я всегда полагаю и буду так полагать и впредь, что безразличие к несправедливости есть предательство и подлость. (О. Мирабо)
· Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека. (Максим Горький) Говорят, что философы и истинные мудрецы равнодушны.. Неправда, равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть. (А.П. Чехов)
· Когда человек настолько уязвлен, что не в силах проявить великодушия, в эти минуты он особенно нуждается в сочувствии и поддержке. Ты любишь всех, а любить всех — значит не любить никого. Тебе все одинаково безразличны. (О. Уайльд)
· Не сочувствуй самому себе. Самим себе сочувствуют только примитивные люди. (Х. Мураками) Там, где умеренность — ошибка, там равнодушие — преступление. (Г. Лихтенберг)
· Равнодушие к живописи — явление всеобщее и непреходящее. (Ван Гог)
· Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь тот, кто не может пройти равнодушно мимо радостей и горестей отдельного человека. (В. А. Сухомлинский)
· Легко скрывать ненависть, трудно — любовь, а всего труднее — равнодушие. (К.Л. Бёрне) Равнодушие — тяжкая болезнь души. (А. де Токвиль) Самый непростительный грех по отношению к ближнему своему — это не ненависть, а равнодушие. Равнодушие — сущность бесчеловечности. (Дж. Б. Шоу)
· Не бойся врагов — в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей — в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство. (Б. Ясенский)
· Равнодушие — есть наивысшая жестокость. (М. Уилсон)
· Спокойствие — сильней эмоций. Молчание — громче крика. Равнодушие — страшней войны. (М. Лютер)
http://rustutors.ru/vernost-izmena.html
Примерные темы
· Равнодушие - первый признак черствости души
· Почему нужно помогать другим людям?
· Что заставляет человека совершать милосердные поступки?
· Отзывчивость - качество нравственного человека
· Чем опасно равнодушие к чужому горю?
· К чему ведет равнодушие?
· Всегда ли отзывчивым человеком движут добрые намерения?
· Равнодушие - путь к разрушению нравственности
Мысли вслух
· Самое страшное в жизни — это осознание того, что тебе становится безразличны те люди, которыми ты когда-то интересовался. Тебе становится просто всё равно: ни ненависти, ни злости, ни боли… Простое равнодушие.
· Всегда удивляло, почему равнодушие не является смертным грехом, ведь именно по причине равнодушия чаще всего гибнут люди, ломаются судьбы и рушатся надежды.
Именно по причине равнодушия всегда есть работа у службы новостей и похоронных агентств, у работников детских домов и домов престарелых.
Именно по причине равнодушия в данный момент кто-то копается на свалке в поисках пищи, в то время как у кого-то в холодильнике гниют продукты.
И вполне возможно, что завтра, именно по причине равнодушия, если вдруг у вас схватит сердце, окинув безразличным взглядом, мимо вас проскользнут люди без сердца…
https://www.inpearls.ru/
Материалы к сочинению
Не дай Вам Бог когда-нибудь влюбиться
В того, кто равнодушен будет к Вам!
От боли сердце Ваше раздвоится,
На грусть и горечь может пополам.
Но слезы Ваши просто не заметят,
Их обойдут привычно стороной.
О прошлом позабыв, уже не встретят
И не обнимут больше под луной.
И будут лишними безумные признанья,
Слова любви исчезнут в пустоте.
В ответ лишь безразличное молчанье,
Глотать Вы будете в наивной простоте.
Не дай вам Бог когда-нибудь влюбиться
Эдуард Венц
Юшка » А. П. Платонов
В рассказе « Юшка » А. П. Платонов рассказывает о старом человеке и о людях, живущих рядом с ним.. Юшка почти всегда говорит о любви, даже когда является объектом человеческой глупости и жестокости. Детей, которые смеялись над ним, толкали, мучили, Юшка называет «маленькими», «родными». На ярость взрослых старается не отвечать вообще. Рассуждения Юшки полны милосердия и сострадания к неразумным людям: «Меня, Даша, народ любит!»; «Он меня без понятия любит... Сердце в людях бывает слепое ». Только один раз решается Юшка дать отпор человеческой жестокости: «А чего я тебе, чем я вам мешаю!.. Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя!..»
Люди мало общаются с Юшкой, а если и говорят с ним о чем-то, то единственно с целью доказать неправомерность его существования на белом свете. Например, хозяйская дочь, которая не раз поднимала лежащего в пыли, избитого Юшку, уводила домой, могла довольно жестоко заявить о никчемности его существования: «Лучше бы ты умер, Юшка». Агрессией и ненавистью ко всему живому проникнуты слова убийцы Юшки: «Чего ты землю нашу топчешь, божье чучело! Хоть бы ты помер, что ли, может, веселее бы стало без тебя, а то я боюсь соскучиться!..» Пьяное веселье прохожего, неожиданно получившего отпор от слабой жертвы, мгновенно сменяется злобой.
Злоба выплескивается на невиновного, а взамен приходит равнодушие: «Отдохни, —сказал прохожий и ушел домой пить чай». Трудно определить, что наиболее страшным оказалось в данной ситуации: человеческая злоба или человеческое равнодушие. К телу умершего пришли проститься все люди, «старые и малые, весь народ, который знал Юшку, и потешался над ним, и мучил его при жизни». Юшку похоронили и забыли. Но вскоре в деревне появляется девушка, и все с удивлением узнают, что Юшка все свои деньги отдавал на воспитание и обучение сироты. Вот яркий пример человеческой доброты и отзывчивости.
В. П. Астафьев «Людочка"
Эта история о несправедливости, о безысходности, о нравственном обнищании души человеческой. Астафьев описал жизнь девушки, приехавшей в большой город из деревни. Эту девушку зовут Людочка. Так называется и рассказ Астафьева. Людочка всё своё детство провела в деревне, со своими родителями: отцом и матерью, а после смерти отца - с отчимом. Её отчим «никак не относился к Людочке: ни хорошо, ни плохо». Девушка в деревне росла «как вялая примороженная трава». Она пытается вырваться из этого чувства и уезжает из родительского дома, где остаются чужие ей люди. И тоже одинокие. Девушка чужая в родном доме. Чужая среди людей.
Девушка была слабохарактерной, и потому Гавриловна (женщина, которая ее приютила в городе) свалила на нее всю работу по хозяйству. Но Людочка на нее не обижалась, а делала все с удовольствием. Жалость и состраданиепочувствовала она и к несчастному парню - лесорубу, который умирал в больнице исключительно по причине халатности врачей. Людочка чувствовала глубокую вину перед парнем. Астафьев возмущается тем, что люди не способны чувствовать чужую боль, что они ужасно эгоистичны и лицемерны. Но это не всегда их вина. Возможно, Людочка острее других почувствовала сострадание к этому парню только потому, что сама на себе это перенесла и натолкнулась на непонимание близких людей. «Однако Людочка тогда не осознавала, что, сделай она шаг к умирающему, возможно, тогда свершилось бы чудо: вдвоём они сделались бы сильнее смерти, восстали бы к жизни, в нём, почти умершем, выявился бы такой могучий порыв, что он смёл бы всё на пути к воскресению». Героиня оказалась от этого далека. И вполне естественно, что, попав в беду, теперь уже она не встретила понимания у других. Повсюду главная героиня сталкивалась с равнодушием. Даже находящийся в это время рядом Артёмка ничего не стал предпринимать для спасения чести Людочки.
Девушка не получила никакой поддержки от близких. Одни не поняли ее горя, другие равнодушно отреагировали на него. Несчастная героиня не нашла другого выхода, ведь «никому до нее нет дела». Проблема равнодушия родных людей друг к другу приводит их же к неосознанной беспощадности. Она не смогла выдержать предательства близких ей людей и уходит из жизни.
А. П. Чехов «Тоска».
Главный герой рассказа Иона Потапов - старый извозчик, недавно похоронивший сына. Его постоянно одолевают грусть и тоска, на сердце тяжело и хочется выговориться. Он постоянно пытается завести разговор со своими седоками, но непрерывно натыкается на стену равнодушия и холодности. Дворянам, озабоченным своими проблемами, нет никакого дела до какого-то бедного извозчика. Их души и сердца пусты, холодны и неспособны к состраданию. И даже коллега Ионы Потапова - молодой извозчик, проснувшийся, чтобы попить воды, остается глух к душевному порыву старика. В этом коротком рассказе Чехов рисует образ бездушного города с бездушными людьми. Город, где так много людей, но где человек духовно одинок
Равнодушие. Как часто, слыша это слово, мы удивляемся и возмущаемся, думая про себя, что это к нам не относится. И как часто мы забываем об обидах и горестях, принесенных самими нами нашим самым близким и родным людям. Ведь часто от нас так мало требуется: выслушать, сказать ласковое слово, улыбнуться. Но и этой малости нам бывает так жаль порой. Ну, что стоило героям рассказа “Тоска” проявить минимум ласки, сострадания и терпения, чтобы облегчить горе Ионе Потапову. В их душе стало бы намного светлее и чище, пойми они горе извозчика. Насколько же станет и наш мир светлее и лучше, когда нас, наконец, покинут сухость, черствость, равнодушие.
«Цель» и «средство»
Рассмотрим понятия «цель» и «средство» с разных сторон.
1. Цель как основополагающая часть жизни человека.
О роли и важности наличия цели в жизни человека, о ее отсутствии, о стремлении человека к вершинам, о достижениях и о цели как двигателе прогресса, о самореализации, великих открытиях, возможных только благодаря цели, о преградах на пути к поставленной цели, о цели как беспрерывном процессе, а также о том, что и кто помогает человеку на пути к его целям.
2. Цели бывают разными (истинные, ложные, великие, низменные, недостижимые, корыстные).
Можно порассуждать о различиях цели и мечты, а также о том, как связаны цели человека с его личностью. К чему приводит стремление к тем или иным целям.
Цель оправдывает средство?
Здесь можно порассуждать о том, можно ли оправдать великие цели, достигнутые нечестным путем, о важности человеческой жизни, о способах достижения цели и об этической оценке методов и средств достижения цели.
Цель— это воображаемая вершина, индивидуальная для каждого человека, к которой он стремится, и пытается выполнить для этого все необходимые, зависящие от него условия, требования, обязанности. С точки зрения философии, целью является необходимое условие жизни как для человека, так и для остальных организмов.
Синонимы: намерение, окончание, задание, задача, замысел, план, проект, расчёт, мишень; мета, виды, конец, мечта, идеал, стремление, предмет (сладчайших грез), чтобы; самоцель, умысел, предел мечтаний, высшая цель, ориентир, интенция, телос, смысл, установка, назначение, целеустановка, функция, миссия, швырок, мечта-идея
Средство- прием, способ действий для достижения чего-н. или то, что служит какой-л. цели, необходимо для достижения, осуществления чего-л.
Синонимы: способ, возможность, метод; орудие, приспособление, оружие; панацея, инструмент, система, путь, актив, ресурс, состояние, метода, рецепт, снадобье,
Цитаты для итогового сочинения 2018 по направлению "Цели и средства".
· Человек, который непременно хочет чего-нибудь, принуждает судьбу сдаться. (М.Ю. Лермонтов) Человек должен научиться подчиняться самому себе и повиноваться своим решениям. (Цицерон) Когда цель достигнута о пути забывают. (Ошо)
· Смыслом жизни являются те цели, которые заставляют вас ценить её. (У. Джеймс)
· Совершенные средства при неясных целях — характерный признак нашего времени. (А. Эйнштейн)
· Высокие цели, хотя бы невыполненные, дороже нам низких целей, хотя бы и достигнутых. (И. Гёте)
· Если вы хотите вести счастливую жизнь, вы должны быть привязаны к цели, а не к людям или к вещам. (А. Эйнштейн)
· Ты не можешь менять направление ветра, но всегда можешь поднять паруса, чтобы достичь своей цели. (О. Уайльд)
· Найди цель, ресурсы найдутся. (М. Ганди)
· Если ты направляешься к цели и станешь дорогою останавливаться, чтобы швырять камнями во всякую лающую на тебя собаку, то никогда не дойдешь до цели. (Ф.М. Достоевский)
· О более слабых и простых людях лучше всего судят по их характерам, о более же умных и скрытных — по их целям. (Ф. Бэкон)
· Никогда не поздно уйти из толпы. Следуй за своей мечтой, двигайся к своей цели. (Б. Шоу)
· Когда вам покажется, что цель недостижима, не изменяйте цель — изменяйте свой план действий. (Конфуций)
· Никакая цель не высока настолько, чтобы оправдывала недостойные средства для ее достижения. (А. Эйнштейн)
· Надо ставить себе задачи выше своих сил: во-первых, потому, что их всё равно никогда не знаешь, а во-вторых, потому, что силы и появляются по мере выполнения недостижимой задачи. (Б. Л. Пастернак)
· Спросите-ка себя, жаждете ли вы этого всеми силами души? Доживете ли до вечера, если не получите этой вещи? И если уверены, что не доживете, — хватайте ее и бегите. (Р. Брэдбери) Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти. (О. де Бальзак)
· У человека должна быть цель, он без цели не умеет, на то ему и разум дан. Если цели у него нет, он ее придумывает... (А. и Б. Стругацкие)
· Хочешь достигнуть цели своего стремления — спрашивай вежливее о дороге, с которой сбился. (У. Шекспир)
· Жизнь задыхается без цели. (Ф. М. Достоевский) Счастье заключается в радости достижения цели и острых ощущениях творческого усилия. (Ф. Рузвельт)
http://rustutors.ru/vernost-izmena.html
Примерные темы
· Правда ли, что цель всегда оправдывает средства?
· Какими должным быть цели нравственного человека?
· Жизнь человека, у которого нет цели, бессмысленна
· Какой бы важной ни была цель, ее нужно достигать достойно
· Почему на пути к мечте не все средства хороши?
«Мысли вслух…»
Цель в жизни – это маяк, без которого легко потеряться на жизненном пути.
Поэтому очень важно правильно определить, в каком направлении стоит двигаться.
На мой взгляд, целью в жизни может быть то, что ты хочешь, что позволяет тебе развиваться, а также приносит пользу другим людям.
Цель обычно означает конечный результат.
Получается, что путь к цели так же важен, как и сама цель!Еще часто говорят, что цель отличается от
Цели рождаются из мечтаний.
В мечтах можно быть свободным, не думать об ограничениях и невозможности получить желаемое. И когда чувствуешь, что это оно – то, что важно для тебя в жизни, пора превращать мечту в цель – придумать, как ее добиться, и действовать! Цели бывают большими и маленькими, благородными и эгоистичными, но они ведут нас по жизни.
Говорят, человек останавливается в развитии, когда ему не к чему стремиться.
Каждая новая цель – это способ изучить что-то неизвестное, освоить новые навыки, развить свои способности и таланты.
Однако, важно, чтоб наши цели не вредил