Тест 10. Верным является ударение в слове
a) втридОрога
b) донЕльзя +
c) Отчасти
d) втридЁшева
Тест 11. Невер ным является ударение в слове
a) опОшлить
b) опОшление +
c) намЕрение
d) крАшение
Тест 12. Неверным является ударение в слове
a) предвосхИтить
b) предначЕртать +
c) предназнАчить
d) предчУвствовать
Тест 13. Неверным является ударение в слове
a) прОлил
b) прОчат
c) пУдрил
d) пЫлится +
Тест 14. Неверным является ударение в слове
a) присовокУпить +
b) пристрелИть
c) причастИть
d) притупИть
Тест 15. Неверным является ударение в слове
a) пЕренятый
b) пЕрежитый
c) пЕресланный +
d) пЕреданный
ТЕСТЫ по теме «Орфоэпические нормы русского языка»
Тест 1. Соответствует действительности утверждение: Орфоэпические нормы – это нормы
a) произношения; +
b) построения словосочетаний и предложений;
c) употребления многозначных слов;
d) образования грамматических форм.
Тест 2. Совпадает написание и произношение гласной О в слове
a) борец;
b) ходьба;
c) оазис; +
d) болезнь.
Тест 3. На месте «жд» допускается звук «щ» по нормам русского языка в слове:
a) вождь;
b) дождь; +
c) одежда;
d) одежда.
Тест 4. Ошибочным является написание слова:
a) инцидент;
b) интендант;
c) прецендент; +
d) претендент.
Тест 5. Соответствует написанию произношение слов:
a) полночь, воздать, известен. +
b) солнце, поздно, совестно;
c) местный, известный, грустный;
d) прелестный, лестница, праздник.
Тест. 6 Произносится звук (в) в слове:
a) круглый;
b) круг;
c) круглого; +
d) ого-го-го.
Тест 7. Произносится звук (х) в слове:
a) Бог; +
b) стог;
c) враг;
d) грог.
Тест 8. Сочетания чн и шн служат для различения значения слов в ряду:
a) калачный – калашный;
b) двуручный – двурушный; +
c) Ильинична – Ильинишна;
d) Кузьминична – Кузьминишна.
Тест 9. Является верным при анализе пары слов: опЁка – опЕка рассуждение:
a) оба слова соответствуют литературной норме;
b) оба слова не соответствуют литературной норме;
c) правильной является форма опЁка;
d) правильной является форма опЕка. +
Тест 10. Допускается произношение (дэ) и (д´е) в слове
a) дезодорант
b) демарш
c) декольте +
d) де-юре
Тест 11. Допускается произношение (тэ) и дополнительного (т´е) в слове
a) термос
b) компьютер
c) термин
d) лотерея +
Тест 12. Допускается произношение (зэ) и (з´е) в слове
a) безе
b) музей
c) маузер +
d) зефир
Тест 13. Допускается произношение (р´е) и дополнительного (рэ) в слове
a) реклама
b) рейс
c) резонанс
d) рейтинг +
Тест 14. Допускается произношение (м´е) и (мэ)в слове
a) макраме
b) мемуары
c) меморандум
d) менеджмент +
Тест 15. Допускается произношение (с´е) и дополнительного (сэ) в слове
a) сенсация
b) сентенция +
c) сентиментальность
d) сертификат
ТЕСТЫ
Тест 1. Неверно утверждение: Лексические нормы – это
a) употребление слова в точном соответствии с тем значением, которое зафиксировано в словарях;
b) правила употребления терминов и иноязычных слов;
c) правила произношения сочетаний согласных в разных словах; +
d) правила употребления синонимичных слов с учетом различных оттенков значения.
Тест 2. Паронимы – это
a) слова, противоположные по значению;
b) слова, одинаковые по значению, но разные по звучанию;
c) слова, одинаковые по звучанию, но разные по значению;
d) слова однокоренные, имеющие разное значение и разную лексическую сочетаемость. +
Тест 3. Делает данное предложение двусмысленным: Мы прослушали нужное объявление такое языковое явление, как
a) омонимия;
b) полисемия; +
c) плеоназм;
d) синонимия.
Тест 4. Причиной возникновения речевой ошибки в предложении: Я решил стать офицером, потому что хочу продолжить семейную династию - является
a) нарушение лексической сочетаемости слов;
b) употребление слова в несвойственном ему значении; +
c) смешение паронимов;
d) неправильный выбор синонимичного слова.
Тест 5. Причиной речевой ошибки в предложении: Внутренний интерьер замка поразил туристов роскошью - является
a) смешение паронимов;
b) употребление слова без учета семантики;
c) плеоназм; +
d) полисемия.
Тест 6. Представлены словосочетания с нарушением лексической сочетаемости в ряду:
a) закадычный друг, щекотливый вопрос;
b) играть роль, иметь значение;
c) оказать помощь, утолить жажду;
d) неминуемая встреча, скоропостижная победа. +
Тест 7. Во фразе: Для производства футбольных голов ноги бывают важнее голов использовано языковое явление
a) омонимия; +
b) полисемия;
c) синонимия;
d) паронимия.
Тест 8. Плеонастическое сочетание (т.е. наблюдается речевое излишество) во фразе:
a) Экспонаты выставки вызвали интерес у посетителей.
b) В магазине букинистической книги можно встретить весьма любопытные экземпляры.
c) В центре города возведен монументальный памятник солдатам Отечественной войны.
d) Этот памятный сувенир привезен из Москвы. +
Тест 9. Не являются синонимами слова:
a) свойство – качество;
b) нововведение – новация;
c) изморозь– изморось; +
d) проигрыш – поражение.
Тест 10. Соответствует слову паритет значение
a) равные отношения, одинаковое положение; +
b) процесс заключения пари;
c) преимущество одной из сторон в споре;
d) доверительный разговор с глазу на глаз.
Тест 11. Не соответствует слову императив значение
a) повелительное наклонение глагола;
b) безусловное нравственное веление;
c) закон, повеление;
d) почетный титул полководца в республиканском Риме. +
Тест 12. Имеет значение подвергать резкой критике фразеологизм
a) брать под пушку;
b) брать под обстрел; +
c) брать под карандаш;
d) брать под своё крылышко.
Тест 13. Является фразеологизмом со значением обманывать кого-либо, представляя что-либо в искаженном, неправильном, но в выгодном для себя свете словосочетание
a) втирать очки; +
b) протирать очки;
c) надевать очки;
d) снимать очки.
Тест 14. Фразеологизм как дамоклов меч используется в ситуации, когда
a) хотят сказать о чем-то надежном;
b) говорят о таком качестве, как крепкий;
c) говорят о постоянно нависшей опасности; +
d) говорят о чем-то надоевшем.
Тест 15.Значение « крайне нерешительный человек, колеблющийся между двумя равносильнымижеланиями, равноценными возможностями» имеет фразеологизм
a) буриданов осёл +
b) валаамова ослица
c) панургово стадо
d) двуликий Янус
ТЕСТЫ
Тест 1. Соответствует действительности утверждение: Морфологические нормы связаны с
a) основными грамматическими категориями – рода, числа, падежа; +
b) употреблением слова в соответствии с его лексическим значением;
c) правилами построения предложения;
d) соблюдением норм согласования и управления.
Тест 2. Нет нарушения морфологической нормы в предложении:
a) Свободных местов, к сожалению, нет.
b) Мне бы ключ от двести семнадцатой комнаты. +
c) Мы ехали около полторы сутки.
d) По горной дороге могут ездить лишь опытные шофера.
1. Тест 3. Не имеют вариантных форм множественного числа
a) шофёры – шофера; +
b) крейсеры – крейсера;
c) корректоры – корректора;
d) инспекторы – инспектора.
Тест 4. Верным при объяснении ошибки в предложении: У партизанов не было иного выхода - является рассуждение:
a) Существительное партизан в родительном падеже множественного числа имеет окончание – ов (ср. берегов, казаков и т.д.).
b) Существительное партизан в родительном падеже множественного числа имеет нулевое окончание (ср. много грузин, армян и т.д.). +
c) Существительное партизан относится к несклоняемым существительным (ср. мадам).
d) Существительное партизанв родительном падеже множественного числа имеет вариантное окончание – ов и нулевое окончание.
Тест 5. В предложении: …всем предсказаниям синоптиков погода стояла чудесная - пропущен предлог
a) благодаря;
b) согласно;
c) вопреки; +
d) навстречу.
Тест 6. Допущена морфологическая ошибка в предложении:
a) После мытья этим шампунем волосы становятся блестящими.
b) Врач удалил болезненную мозоль.
c) Лицо женщины было скрыто густой вуалью.
d) Крыша была добротно покрыта толью. +
Тест 7. Не являются разными по значению словами:
a) тона – тоны;
b) образа – образы;
c) хлеба – хлебы;
d) кузовы – кузова. +
Тест 8. Не соответствует морфологическим нормам форма родительного падежа множественного числа:
a) апельсинов;
b) башкиров; +
c) граммов;
d) зулусов.
Тест 9. Род слова определен верно:
a) коммюнике – существительное среднего рода; +
b) салями – существительное мужского рода;
c) пенальти – существительное среднего рода;
d) кольраби – существительное мужского рода.
Тест 10. Являются разными по значению словами:
a) инспектора – инспекторы;
b) ветра – ветры;
c) ордена – ордены; +
d) офицера – офицеры.
Тест 11. Устаревшей является форма слова:
a) бацилл; +
b) микроб;
c) санаторий;
d) фильм.
Тест 12. Вариантными являются формы:
a) плацкарта – плацкарт;
b) компонента – компонент;
c) арабеска – арабеск;
d) клавиш – клавиша. +
Тест 13. Литературной является форма глагола во фразе:
a) Он не мог сам выползть из ямы.
b) Выпрягешь коня и домой.
c) Вырежь эти фигурки. +
d) Выручь меня в последний раз.
Тест 14. Является неверной грамматическая форма слова:
a) нет чулок;
b) нет сапог;
c) нет яблоков; +
d) нет тапок.
Тест 15. Допущена грамматическая ошибка в предложении:
a) Надо прибавить к полтораста рублям еще пятьдесят. +
b) Прошло всего полторы недели.
c) Не хватает полутора суток для завершения работы.
d) Недостает около полутораста книг по специальности.
ТЕСТЫ
Тест 1. Не относится к синтаксическим нормам:
a) нарушение порядка слов;
b) неправильное употребление деепричастных оборотов;
c) неправильное согласование;
d) неправильное падежное окончание. +
Тест 2. Нарушены правила управления в словосочетании:
a) адресовать письмо другу;
b) уплатить за доставку;
c) уверенность в успехе;
d) у нас в городе поставили памятник Пушкина. +
Тест 3. Причиной ошибки при употреблении деепричастного оборота во фразе: Подъезжая к станции, у меня слетела с головы шляпа – является
a) Основное действие, выраженное глаголом, и добавочное, выраженное деепричастием, совершаются одним лицом.
b) Основное действие, выраженное глаголом, и добавочное, выраженное деепричастием, совершаются разными лицами. +
c) Основное действие, выраженное глаголом, и добавочное, выраженное деепричастием, не совпадают во временном плане.
d) Основное действие выражено безличным глаголом, при котором невозможно употребление деепричастного оборота.
Тест 4. Причиной коммуникативной неудачи предложения: Мы рады, что из-за вашего изобретения увеличилась производительность труда – является
a) неправильное управление;
b) неправильное употребление однородных членов;
c) неправильное употребление предлогов;
d) неправильный порядок слов.
Тест 5. Причиной коммуникативной неудачи предложения: В магазин поступила одежда для детей российского производства – является
a) неправильное управление;
b) неправильное употребление однородных членов;
c) неправильное употребление производных предлогов;
d) неправильный порядок слов. +
Тест 6. Наблюдается правильное управление в словосочетании:
a) характеристика студента Петрова; +
b) оплатить за доставку;
c) поражаться талантом;
d) отзыв на курсовую работу.
Тест 7. Нарушено согласование сказуемого с подлежащим во фразе:
a) НХЛ заявила, что российских хоккеистов в этом сезоне покупать не будет.
b) МИД прислал ноту протеста. +
c) ООН признала незаконность такого решения.
d) ЗАГС находился в старом здании.