Шарады, логогрифы, метограммы, литературные загадки.

1. Три буквы облаками реют, Две видны на лице мужском, А целое порой белеет «В тумане моря голубом».

(Парус.)

2. Мой первый слог Найдёшь тоада, Когда в котле Кипит вода. Местоименье — » Слог второй. А в целом — Школьный столик твой.

(Парта.)

3. Моё начало — буква алфавита, Она всегда шипит сердито. Второго корабли боятся И обойти его стремятся. А целое весной летает и жужжит, То сядет на цветок, то снова полетит.

(Шмель.)

4. Первый слог мой каждый знает — В классах он всегда бывает. Мы к нему союз прибавим, Сзади дерево поставим. Чтобы целое узнать, Город нужно всем назвать.

(Мелитополь.)

5. Кто играл в горелки летом Да ещё «горел» при этом, Называл он раз-другой Слог и первый и второй.

Если дождь тебя застанет, По спине забарабанит,

Чтоб насквозь ты не промок,

Раскрываешь третий слог,

Ты о целом слышал в школе

И видал, конечно, в поле, —

Там, где линия земли

? небом сходится вдали.

(Горизонт.)

6. Начало — буква, а концом Послужит нам река. Всё вместе птицей назовём, Подумавши слегка.

(Иволга.)

7. Первый слог — местоименье, Ты отыщешь без сомненья. Слог второй — кричат друг дружке Большеротые лягушки. В целом — эгго жёлтый плод, В огороде он растёт.

(Ты-ква.)

8. Две ноты. Две буквы. Всё вместе — игра, В которую любит Играть детвора.

(До-ми-но.)

9. Мой первый слог тягуч и сладок, Второй — союз. Всё вместе — зверь. Живёт в лесу, на ульи падок. Ну, угадал его теперь?

(Мед-ведь.)

10. На первом стоит часовой. Второе в лесу зеленеет. На целое, только стемнеет, Ты ляжешь, и кончен твой день трудовой!

(Пост-ель.)

11. Суя крепость атакую, С о океаны волную.

(Штурм — шторм.1)

12. Я смерть с безумным гулом сею, Я сею гибель в дни войны, Но о прибавь, и я повею Покоем мирной тишины.

(Пушка — опушка.)

13. Я миром надземным владею, ' -
Мой плавен и чёток полёт,
И, буйного ветра смелее,
Сквозь тучи несусь я вперёд. I
Но букву вторую отнимешь —
Я стану «речным кораблём»,
На сплаве меня ты увидишь,
Где мной управляют шестом.

(Пилот — плот.)

14. Дорога есть — ехать нельзя, Земля есть — пахать нельзя. Луга есть — косить нельзя, В реках, в морях воды нет.

(Географическая карта.)

15. С буквой о — я часть ружья, С с — советский город я.

(Курок. — Курск.)

16. Кто посещает корабли, Со мною тот знаком. Но р на г перемени — И я на дне морском.

(Рубка — губка.)

17. Когда я с ч, то из меня ты пьёшь, Когда я с ш, врагов ты мною бьёшь.

(Чашка — шашка.)

18. Начало нужно колесу

(Вы букву справа отнимите). Конец всегда растёт в лесу. Теперь же вместе всё сложите. Когда решите, то смекнёте — Решенье у бойца найдёте.

(Шин-елъ.)

19. С п — куда заходят судна, С б — найдёшь на кораблях, С т — так сладко и так вкусно, С ф — бывало в крепостях.

(Порт, борт, торт, форт.)

20. Меня вы видите на шахматных полях. Но е на у перемените, — И буду я в сраженьях и боях Служить родной стране защитой.

(Пешка — пушка.)

~2\. Всегда у плотника в руках Ты с л меня найдёшь. Перемени мне л на к — И в бой со мной пойдёшь.

(Пила

Пика.)

22. С буквы б я — учрежденье, С т — участвую в сраженье.

(Банк — танк.)

23. Какая река в Сибири, потеряв букву, превращается в стоянку самолётов?

(Ангара — ангар.)

24. С буквой у — борьба, .сраженье, Со — природное явленье.

(Штурм — шторм.)

25. Я с м шепчу задумчиво листвой, А с б звучу, как взрыв пороховой.

(Пальма — пальба.)

26. Известное я блюдо. . Когда ж прибавишь м, Летать, жужжать я буду, Надоедая всем.

(М-уха.)

-27. Остров я на Средиземном море. Но попробуй букву р отнять— И тотчас же на морском просторе Стану я фонтаны вверх пускать.

(Крит — кит.)

28. На дне реки в прохладной тьме Скрываюсь я века, Но вот ты н прибавил мне — И я уже река!

(Н-ил.)

29. Меня найдёшь на дереве,
На1 клумбе, и на грядке,
В журнале, и в альбоме,
И в книге, и в тетрадке.
Но птицей стать я захотел — :
И мне не нужно буквы л,
Л на а перемените
И, как зовут меня, решите.

(Лист — аист.)

30. Я с буквой с не так вкусна, Но в пище я тебе нужна. С м берегись меня, не то Я съем и платье и пальто.

(Соль —моль.}

31. Значенья разные я на себе несу. Отгадку надо отыскать простую. Когда я с н, то я расту в лесу, Когда я с к — у малыша во рту я.

(Сосна — соска.}

32. Мне не пройти в ветвистый лес, Мои рога в ветвях застрянут, Но обменяй мне л на с — И листья леса все завянут.

(Олень — осень.)

33. Узнай загаданное слово: Я с буквой к —

электропровод, А с буквой т я счёт веду О том, как учишься в году.

(Кабель — табель.}

34. Я не груша, я не слива, А другой душистый плод. Пожелаю стать заливом — Это вмиг произойдёт, Только нужно для того А поставить вместо о.

(Лимон — лиман.}

35. Он терпелив, вынослив и силён/ Навьюченным взберётся в гору он. Но ты напишешь о на место у — И будет упряжь не нужна ему. Он встанет в мЛре крепкою стеной И будет море бить в него волной. А вместо о напишешь букву е — И в классе пригодится он тебе.

(Мул, мол, мел.} 36. Я глубока и многоводна,

И ты, как все, гордишься мной А если букву мне прибавишь, Я птицей сделаюсь лесной.

(Волга, иволга.)

37. Конструкция моя проста,

Все отгадать меня возьмутся: Вначале д иль з поставь, А корни у меня найдутся.

(Дуб —зуб.)

38. Мы знаем реку, на которой стоит столица. Если прочитать название этой реки через одну букву, то получим название другой реки, в которую она впадает. Какие это реки?

(Москва — Ока.) '

39. Мой первый слог; — союз, второй мой

слог — река,

А целое — из «Золотого петушка» (имя героя из сказки Пушкина).

(Да-дон.)

40. Чтоб отгадать, имей терпенье: С л — часть лица, я с б — растенье.

(Лоб — боб.)

41. Я расстилаюсь по земле, Я ложе будущего хлеба. Но п на б смени во мне — И я взметнусь верхушкой в небо.

(Пашня — башня.)

42. Для пищи, безусловно, я '
Необходима человеку.
Но вместо м поставишь щ —
И ускользну я сразу в реку.

(Мука — щука.)

43. И по реке и по пруду Плыву я в тихую погоду, А с буквой и легко веду Стальную птицу к небосводу.

(Плот — пилот.}

44. Я с буквой в угрюмая ночная птица, А с буквой д в воде сумею раствориться.

(Сова — сода.)

45. Меня слепым зовут всегда,. Но это вовсе не беда. Я под землёй построил дом, Все кладовые полны в нём.

(Крот.)

Без буквы р я тише мыши, Люблю я песни петь на крыше.

(Кот.)

Откиньте о, поставьте и —

Уйду я в море о г земли. Весь обыщите океан — Я самый главный великан.

(Кит.)

46. Где мёрзлая земля тверда, Где нужно счистить лёд,

Туда хозяин мой всегда Меня с собой берёт.

(Лом.)

Теперь отгаданное слово Наоборот прочтите снова — Вокруг меня морской простор, Я ослабляю волн напор.

(Мол.)

Поставьте е на место о — И слово новое дано. Я бел, как снег, писать умею. Кто я? Ответьте поскорее!

(Мел.) • 47. Рос да рос, • Тын1 перерос, Вырастил тарелку С жёлтою отделкой. А к осени — теснота: Вся тарелка эта Сплошь жильцами занята И пушком одета.

(Подсолнечник.)

1 Т ы в — изгородь,плетень.

48. Боится зверь ветвей моих,

Гнёзд не построят птицы в них. В ветвях краса и мощь моя. Скажите быстро: кто же я?

(Олень.)

49.^ Давно я в музыке известен, И без меня не пишут песен. К моим прохладным, светлым водам Приходят в жаркую погоду. И без меня, хоть сам проверь, Ты не всегда откроешь дверь Со мной любую сдвинешь гайку. Кто я? Попробуй угадай-ка.

(Ключ.)

50. Я в шубе летом жить хочу, Мне шапка — дом хороший. Когда я в комнате лечу, Все хлопают в ладоши.

(Моль.)

Школьная загадка.

Неприятности суля, Села галка на поля. Даже страшно посмотреть: Умереть, а не стереть.

(Клякса.)

РЕБУСЫ. •

Работа над ребусами развивает сообразительность, обогащает словарь, а также расширяет общий кругозор в области русского языка и других предметов, проходимых в школе, повышает на­блюдательность и даёт толчок творческой фантазии.

Работу над ребусами мы начали проводить с V класса.

Первым этапом работы было изучение правил чтения ребу­сов, изложенных в книжке А. А. Рязанова «В часы досуга».

Правила чтения ребусов.

1. Все изображённые в рисунках ребуса предметы назы­ваются в именительном падеже.

2. Названия предметов, нарисованных в перевёрнутом поло­жении, читаются в обратном порядке, т. е. от конца слова к на­чалу.

3. Если перед рисунком стоит одна запятая, то от его назва­ния отбрасывается первая буква. Если запятых две, отбрасыва­ются две первые буквы.

4. Если запятая стоит после рисунка, то от его названия от­брасывается одна последняя буква. Если запятых две — отбра­сываются две последние буквы.

5. Если два каких-либо предмета или буквы нарисованы один в другой, то их названия читаются с прибавлением в.

6. Если два каких-либо предмета или буквы написаны один над другим, то их названия читаются с прибавлением на, или

ви ша„

под, например — читается: подвиг; — Наташа.
1 г та

7. Если над рисунком стоят цифры, например: 3, 2, 4, 5, это означает, что вначале читается третья буква названия рисунка, потом вторая, за ней четвёртая и так далее, в том порядке, в каком указано цифрами.

8. Если в цифрах над рисунком нет какого-либо порядкового номера, например: 3, 4, 1, 5 (нет двойки), это означает, что со ответствующая по порядку буква в названии рисунка не чи­тается.

9. Если буква зачёркнута и над ней обозначена другая, чи­тать следует незачёркнутую.

10. Клеточки под текстом показывают количество букв, из которых состоит слово, зашифрованное в ребусе (книга А. А. Ря­занова «В часы досуга»).

11. Выучить названия нот и расположение их на линейках.

                    н   —  
=й       ^   ь^   -*          
РЕ
ДО

соль ля си

После того как дети познакомились со всеми правилами, мы приступили ко второму этапу работы — самостоятельному чте­нию ребусов из книжек того же автора «В часы досуга» и «Географические ребусы».

Третьим этапом стало самостоятельное придумывание уча­щимися отдельных слов-ребусов (см. стр. 81 —83), четвёртым— самостоятельное свободное составление фраз-ребусов, пятым эта-• пом — составление ребусов по заданию.

Учащимся нашей Школы предложено было составить ребусы на известные им басни Крылова. На название каждой басни составлено было по нескольку ребусов отдельными учениками и коллективно.

Приводим образцы некоторых из них, составленные учащи­мися V и VII классов школы глухонемых Научно-исследова­тельского института дефектологии. (См. стр. 84—88.)

Замечено, что дети, живущие в деревне, используют словарь из быта, а также из жизни природы, городские — чаще поль­зуются книжным материалом. Например, учащиеся, живущие в

N0

городе, в ребусах на басни дают рисунки птицы — журавля, игрушки, классного журнала, частей человеческого тела и исполь­зуют буквы алфавита. (См. ребусы 7, 8, 4.) Дети, ближе знающие деревню, употребляют такой словарь: журавль (колод­ца), вол, щавель и кол, к которому привязывают скот. (Ребус 5 и 6.)

В басне «Стрекоза и Муравей» (ребус 4) ученицей VII класса хорошо преподнесён материал по географии. Кружочком обозна­чен город Хабаровск. Река, нарисованная рядом, не названа, перед ней стоит знак вопроса. Читающему ребус необходимо знать реку или найти её по карте, чтобы разгадать ребус.

шарады, логогрифы, метограммы, литературные загадки. - student2.ru
шарады, логогрифы, метограммы, литературные загадки. - student2.ru
на

Слова и фразы — ребусы.

шарады, логогрифы, метограммы, литературные загадки. - student2.ru

шарады, логогрифы, метограммы, литературные загадки. - student2.ru

шарады, логогрифы, метограммы, литературные загадки. - student2.ru

шарады, логогрифы, метограммы, литературные загадки. - student2.ru

шарады, логогрифы, метограммы, литературные загадки. - student2.ru

 

шарады, логогрифы, метограммы, литературные загадки. - student2.ru

шарады, логогрифы, метограммы, литературные загадки. - student2.ru

шарады, логогрифы, метограммы, литературные загадки. - student2.ru

 

шарады, логогрифы, метограммы, литературные загадки. - student2.ru

шарады, логогрифы, метограммы, литературные загадки. - student2.ru ит

 

шарады, логогрифы, метограммы, литературные загадки. - student2.ru Ответы на слова-ребусы.

ребус 1 — кукла, ребус 2 — ласточка, ребус 3 — Сорокина (фамилия), ребус 4 — луна, ребус 5 — площадь, ребус 6 — избушка, ребус 7 — столовая, ребус 8 — шапочки, ребус 9 — лифтёрша, ребус 10 — диктант, ребус 11 — истребитель.

шарады, логогрифы, метограммы, литературные загадки. - student2.ru

 

шарады, логогрифы, метограммы, литературные загадки. - student2.ru

 

 

шарады, логогрифы, метограммы, литературные загадки. - student2.ru

шарады, логогрифы, метограммы, литературные загадки. - student2.ru шарады, логогрифы, метограммы, литературные загадки. - student2.ru шарады, логогрифы, метограммы, литературные загадки. - student2.ru

шарады, логогрифы, метограммы, литературные загадки. - student2.ru

шарады, логогрифы, метограммы, литературные загадки. - student2.ru

и

7

1236

шарады, логогрифы, метограммы, литературные загадки. - student2.ru

шарады, логогрифы, метограммы, литературные загадки. - student2.ru

шарады, логогрифы, метограммы, литературные загадки. - student2.ru

шарады, логогрифы, метограммы, литературные загадки. - student2.ru

шарады, логогрифы, метограммы, литературные загадки. - student2.ru

шарады, логогрифы, метограммы, литературные загадки. - student2.ru


шарады, логогрифы, метограммы, литературные загадки. - student2.ru

шарады, логогрифы, метограммы, литературные загадки. - student2.ru

шарады, логогрифы, метограммы, литературные загадки. - student2.ru

р

Басни Крылова. Стрекоза и Муравей. Волк и Журавль. Ворона и Лисица. Кот и Повар. Мартышка и очки. Зеркало и Обезьяна.

Ответы на названия басен Крылова.

(Фразы-ребусы.) 1, 2. • 3, 4. 5, 6, 7. 8, 9, 10. 11, 12.

13.

14.


Наши рекомендации