Учпедгиз. Москва, Чистые пруды, 6. Типография треста Росполиграфпром, г. Иваново
Типографская, б. Заказ № 3485. . Цена без переплёта 1 р. 40 к.
В ШКОЛЕ
ДЛЯ ГЛУХОНЕМЫХ ДЕТЕЙ
УЧПЕДГ
ВСТУПЛЕНИЕ. -
Работая с глухонемыми детьми, учитель отмечает, что дети самостоятельно пользуются только теми играми, которые не требуют от них ни речи, ни письма, ни чтения.
В то же время, если кто-нибудь руководит ими, они охотно участвуют в речевых играх, играх с карандашом и играх, связанных с чтением и осмыслением прочитанного; сюда относятся отгадывание загадок, шарад, кроссвордов и всевозможные викторины, где необходимо прочитать текст и смыслить его.
Следовательно, отказ глухонемого ребёнка от речевой игры вызван непониманием её, затруднениями, связанными с пользованием речью, и, кроме того, отсутствием лица, которое могло бы оказать ему в нужный момент помощь.
Наша задача — заставить глухонемого школьника как можно больше читать и говорить. Для этого нужна постоянная тренировка. Где, как не в игровой форме, легче и доступнее всего запоминаются незнакомые слова, усваиваются новые понятия, появляется желание прочитать то, от чего зависит приобретение новых знаний. В результате этого представляется возможность быть лучшим или во всяком случае не отставать от своих товарищей при проведении игры.
В каждой игре выигрывает тот, кто больше даст ясных и правильных ответов на предложенное задание. Следовательно, речевые игры являются средством речевого развития детей и одним из видов пропаганды книги.
Речевые игры развивают речь глухонемого, сообразительность, находчивость, вырабатывают быстроту реакций, заставляют вспоминать пройденное, познавать новое, пополнять словарь, упражняться в чтении с губ, овладевать грамматическими формами.
Встречается много игр, в которых приходится сталкиваться с работой над фразой, словом, слогом и буквой.
В школах для глухонемых детей мало внимания уделяется играм, связанным с письменной или устной речью, и в печати этот вопрос, так хорошо разработанный для слышащих, совершенно не освещён в отношении работы с глухонемыми.
Описывая внеклассное чтение в школе для глухонемых Научно-исследовательского института дефектологии (см.- сборник «Учебно-воспитательная работа в специальных школах», выпуск 3—4-й за 1949 год), мы отмечали, что уделяли особое внимание
3-
играм, связанным с закреплением пройденного материала в классе, требующим расширения и углубления его, а также играм, проведение которых связано с обращением к книге и речевым оформлением.
Это пособие имеет целью познакомить педагогов с небольшим опытом работы в данном направлении: отметить особенности приёмов при проведении игр и описать ряд игр, проверенных в работе с учащимися нашей школы.
Предложенные игры собирались из журналов и книг, изданных для учащихся массовых школ. Некоторые из них остались в том виде, как были напечатаны; другие частично переработаны — сокращены или дополнены с учётом специфики наших школ; немногие составлены заново.
Чтобы облегчить проведение игры руководителям сё, мы даём ряд примеров с готовым речевым материалом, например: в игре «Первая и последняя» даны «цепочки» слов по географии и естествознанию; в игре «Словесные ударения» — слова на тему «Столовая» с ударением на первом, втором и третьем слоге в двусложных и трёхсложных словах, в игре «Ответь на вопрос» — перечень качеств, которыми должен обладать пионер, и т. д.
В описание игр вошли и некоторые ответы наших учащихся, например: в игры «Подыщи слово», «Задача букв», «Из буквы слово», «Сверху вниз и снизу вверх», «Противоположные по смыслу слова», «Составь слово», «Одинаковые слова», «Про Петю» и ряд других.
Материал игр рассчитан на учащихся, начиная с III класса, когда дети уже обладают определёнными речевыми формами, но некоторые из них можно проводить и с детьми младшего возраста.
В настоящем пособии собрано 73 речевые игры, и многие из них в нескольких вариантах. Игры эти различного содержания, взятого из предметов школьного учебного плана. Подобраны они для работЬт: над буквой, над словом, над предложением, над рассказом и разными темами, способствзоощими усвоению детьми таких школьных предметов, как естествознание, география, арифметика, литература.
Кроме того, имеются шарады, загадки литературные и из родной природы, загадки-шутки по географии и арифметике, кроссворды.
Игры распределены по возрасту (как проводились в нашей школе), но имеется ряд таких игр, которые могут быть проведены с учащимися любого класса, так как их можно облегчить или усложнить в соответствии с знаниями и возможностями каждого класса, что, конечно, сможет сделать каждый руководитель, знающий детский состав, с которым намечается проведение игры.