Сдано в набор 20/УИ 1955 г. Подписано к печати 15/Х

Сдано в набор 20/УИ 1955 г. Подписано к печати 15/Х

1995 г. 60Х921Лв печ. л. 6. Уч.-изд. л. 5,21.

Тираж 1000 экз. А 05624.

Учпедгиз. Москва, Чистые пруды, 6. Типография треста Росполиграфпром, г. Иваново,

Типографская, б. Заказ № 3485. . Цена без переплёта 1 р. 40 к.

В ШКОЛЕ

ДЛЯ ГЛУХОНЕМЫХ ДЕТЕЙ

УЧПЕДГ

ВСТУПЛЕНИЕ. -

Работая с глухонемыми детьми, учитель отмечает, что дети самостоятельно пользуются только теми играми, которые не тре­буют от них ни речи, ни письма, ни чтения.

В то же время, если кто-нибудь руководит ими, они охотно участвуют в речевых играх, играх с карандашом и играх, связанных с чтением и осмыслением прочитанного; сюда относятся отгадывание загадок, шарад, кроссвордов и всевозможные викто­рины, где необходимо прочитать текст и смыслить его.

Следовательно, отказ глухонемого ребёнка от речевой игры вызван непониманием её, затруднениями, связанными с пользо­ванием речью, и, кроме того, отсутствием лица, которое могло бы оказать ему в нужный момент помощь.

Наша задача — заставить глухонемого школьника как мож­но больше читать и говорить. Для этого нужна постоянная тре­нировка. Где, как не в игровой форме, легче и доступнее всего запоминаются незнакомые слова, усваиваются новые понятия, по­является желание прочитать то, от чего зависит приобретение новых знаний. В результате этого представляется возможность быть лучшим или во всяком случае не отставать от своих то­варищей при проведении игры.

В каждой игре выигрывает тот, кто больше даст ясных и правильных ответов на предложенное задание. Следовательно, речевые игры являются средством речевого развития детей и од­ним из видов пропаганды книги.

Речевые игры развивают речь глухонемого, сообразительность, находчивость, вырабатывают быстроту реакций, застав­ляют вспоминать пройденное, познавать новое, пополнять сло­варь, упражняться в чтении с губ, овладевать грамматическими формами.

Встречается много игр, в которых приходится сталкиваться с работой над фразой, словом, слогом и буквой.

В школах для глухонемых детей мало внимания уделяется играм, связанным с письменной или устной речью, и в печати этот вопрос, так хорошо разработанный для слышащих, совер­шенно не освещён в отношении работы с глухонемыми.

Описывая внеклассное чтение в школе для глухонемых На­учно-исследовательского института дефектологии (см.- сборник «Учебно-воспитательная работа в специальных школах», выпуск 3—4-й за 1949 год), мы отмечали, что уделяли особое внимание

3-

играм, связанным с закреплением пройденного материала в классе, требующим расширения и углубления его, а также иг­рам, проведение которых связано с обращением к книге и рече­вым оформлением.

Это пособие имеет целью познакомить педагогов с небольшим опытом работы в данном направлении: отметить особенности приёмов при проведении игр и описать ряд игр, проверенных в работе с учащимися нашей школы.

Предложенные игры собирались из журналов и книг, издан­ных для учащихся массовых школ. Некоторые из них остались в том виде, как были напечатаны; другие частично переработа­ны — сокращены или дополнены с учётом специфики наших школ; немногие составлены заново.

Чтобы облегчить проведение игры руководителям сё, мы даём ряд примеров с готовым речевым материалом, например: в игре «Первая и последняя» даны «цепочки» слов по географии и естествознанию; в игре «Словесные ударения» — слова на тему «Столовая» с ударением на первом, втором и третьем слоге в двусложных и трёхсложных словах, в игре «Ответь на вопрос» — перечень качеств, которыми должен обладать пионер, и т. д.

В описание игр вошли и некоторые ответы наших учащихся, например: в игры «Подыщи слово», «Задача букв», «Из буквы слово», «Сверху вниз и снизу вверх», «Противоположные по смыслу слова», «Составь слово», «Одинаковые слова», «Про Петю» и ряд других.

Материал игр рассчитан на учащихся, начиная с III класса, когда дети уже обладают определёнными речевыми формами, но некоторые из них можно проводить и с детьми младшего возраста.

В настоящем пособии собрано 73 речевые игры, и многие из них в нескольких вариантах. Игры эти различного содержания, взятого из предметов школьного учебного плана. Подобраны они для работЬт: над буквой, над словом, над предложением, над рассказом и разными темами, способствзоощими усвоению детьми таких школьных предметов, как естествознание, география, ариф­метика, литература.

Кроме того, имеются шарады, загадки литературные и из родной природы, загадки-шутки по географии и арифметике, кроссворды.

Игры распределены по возрасту (как проводились в нашей школе), но имеется ряд таких игр, которые могут быть проведе­ны с учащимися любого класса, так как их можно облегчить или усложнить в соответствии с знаниями и возможностями каждого класса, что, конечно, сможет сделать каждый руководи­тель, знающий детский состав, с которым намечается прове­дение игры.

Примеры игры с построением в полукруг.

РЫБЫ, ЗВЕРИ, ПТИЦЫ.

/ Все сидят полукругом. Внутри полукруга ходит водящий и, не спеша, повторяет: «рыбы, звери, птицы, рыбы, звери...» Не­ожиданно останавливаясь перед кем-нибудь и указывая на него, говорит «птицы» и считает до пяти. Вызванный игрок должен назвать какую-либо птицу. Если он не сумеет в течение счёта до пяти назвать птицу, то сменяет водящего или получает штраф­ное очко. Водящий каждый раз повторяет сказанное играющим слово, чтобы все могли его знать и не повторять более.

Понятно, что эта игра должна быть проведена с построением в полукруг, иначе не все дети будут видеть водящего и не смо­гут считать с губ то, что он повторяет.

Пример игры с построением в круг.

1-я игра. КРУГЛОЕ.

Играющие стоят в кругу и перебрасывают один другому мяч. Поймавший мяч должен назвать что-либо круглое и тотчас же бросить мяч дальше. Кто не сможет назвать круглого или круго­образного предмета или ошибётся, тот остаётся в том же поло­жении, которое он принял при ловле мяча, и принимает нор­мальное положение лишь после того, как поймает снова брошен­ный мяч и даст правильный ответ.

При переброске мяча построение в круг удобнее и не влияет, па исход игры, следовательно, оно здесь необходимо.

2-я игра. БУМ.

На таблицу умножения с тем же построением.

Играющие становятся в круг близко друг к другу. Руководи­тель, следящий за правильным выполнением игры, находится на линии круга. Начиная с любого, учащиеся по очереди произно­сят числа по порядку, поворачивая голову в сторону соседа, стоящего с правой стороны. Например, условились не произно­сить чисел, делящихся на семь.

Первый говорит «один», второй — «два», третий — «три», и так до седьмого, который вместо числа «семь» должен сказать «бум». Таким образом, вместо чисел 7, 14, 21, 28, 35, 42 и так далее произносят слово «бум».4. Сделавший ошибку выходит из круга, и счёт начинается сначала, с того, кто стоял рядом с вы­бывшим.

Продолжается игра до тех пор, пока из круга не выйдут все, за исключением одного, который и является победителем.

В этой игре считывать с губ приходится у рядом стоящего, и поэтому построение в круг наиболее выгодно.

Ранее упоминалось, что в игре проверяются знания учащих­ся, и, кроме того, игра способствует закреплению, расширению и приобретений) знаний. В зависимости от этих целей меняется и форма игры. Если мы хотели проверить знания детей, игра про­водилась без всякой подготовки; желая закрепить пройденное или дать новый материал, игру проводили с предварительной подготовкой.

В первом случае детей не предупреждали, во втором — зара­нее объявляли о дне проведения игры, к которой они должны были подготовиться, например: а) подыскать слова с ударения­ми на определённом слоге для игры «Словесные ударения»; б) повторить названия животных, птиц и рыб для игры «Звери, птицы, рыбы»; в) подобрать названия круглых по форме пред-

вне, написанное на доске, на большом плакате, на отдельных ли­стах, розданных каждому, или переданное через эпидиаскоп.

Эпидиаскоп — аппарат, предназначенный для проекции на экран прозрачных изображений (диапозитивов) и непрозрачных плоских изображений (рисунков, текстов, открыток, чертежей)

Рисунок или страница мелко напечатанного текста наклады­вается, на горизонтальную доску аппарата. Путём соответствую­щего освещения через линзы на белой стене или экране полу­чается изображение текста или рисунка в увеличенном виде.

Таким образом, наличие эпидиаскопа позволяет быстро по­знакомить всех присутствующих с условием игры независимо от количества участвующих.

Примеры усложнения и упрощения игр.

Первый приме р.

а) При переброске мяча друг другу получивший его должен произнести слово любой части речи, любого падежа, рода и числа, например: стул, чашка, бегал, играл, весело; хорошо, плохо.

б) Усложняется игра тем, что называются только имена су­ществительные в единственном числе.

в) Более сложный вариант: произносятся имена существи­тельные на определённую букву. Возьмём, к примеру, букву р. Могут быть такие слова: рыба, ромашка, рубашка, ры­нок, рак, рама.

г) Ещё сложнее — слова обусловливаются темой. Например, предлагается тема «Учебные пособия». Примерные слова: тет­радь, карандаш, ручка, резинка, линейка, гло­бус.

д) Самый сложный вариант: выбор имён существительных ограничивается определённой темой на определённую букву. На­пример: тема природоведческая, буква р. Возможные слова: ру­чеёк, растение, радуга, рябина, ромашка, редис­ка и т. д.

Второй пример.

Постепенное усложнение игр на фамилии писателей.\

1-й вариант. Учащиеся называют фамилии писателей, ко­торые им вообще известны.

2-й вариант. Называют писателей, фамилии которых на­чинаются на определённую букву, например на букву к (Катаев, Каверин, Короленко, Кассиль, Крылов, Кальма и т. д.).

3-й вариант. Называются фамилии только детских пи­сателей.

4-й вариант. Подыскиваются фамилии детских писателей,,
имеющих определённое количество букв с одной общей для всех
буквой (рис. на стр. 49). ,

Игру можно не только усложнить, но и облегчить. Например, игру «Из каких мы басен», проводимую в VI —VIII классах, можно преподнести учащимся IV:— V классов, выбрав для этого иллюстрации только тех басен, которые им известны. Для уча­щихся III класса следует подобрать иллюстрации не басен, а сказок или рассказов, прочитанных детьми.

Из указанных примеров видно, что' одна и та же игра может быть предложена детям разного возраста в соответствующем варианте.

Советы руководителю.

В младших классах игру следует проводить самому руково­дителю, в старших — руководителя может заменять один из играющих.

При проведении игры необходимо присутствие руководителя, а ещё лучше, если он сам примет участие в игре, но так, чтобы дети не замечали его руководящей рдли (в том случае, когда игру проводит кто-либо из играющих).

Чтобы вовлечь в игру слабых учеников, следует вначале не­заметно для коллектива задавать им более лёгкие вопросы из знакомого материала, а также поощрять похвалой, чтобы заин­тересовать их и не дать и-м почувствовать превосходство своих товарищей.

Не следует начинать игры до тех пор, пока не будет всем яс­ны правила её, задание, вопросы. Хотя в некоторых случаях не­обходимо от этого отступить и правила объяснять в процессе са­мой игры, но тогда игра проходит сначала как репетиция, а за­тем приступают к игре по-настоящему.

Игры, связанные с устными ответами, следует проводить не более как с одним классом, чтобы не затягивать их.»

Для игр с подготовкой рекомендовать учащимся подыскивать материал в книгах и указывать им источники. Но во избежание механического заучивания необходимо при ответах проверять понимание самостоятельно заученного детьми материала.

Нужно принимать письменные ответы учащихся только ак­куратно оформленные, с указанием даты, класса и фамилии.

Все письменные ответы должны быть проверены руководите­лем и лучшие из них доведены до сведения детского коллек­тива.

При устных ответах неуклонно требовать правильной и ясной речи.

Нужно запрещать подсказывать и мешать отвечающему то­варищу.

В момент проведения игры не следует разрешать детям поль­зоваться какими-либо пособиями.

метов для игры «Круглое»; г) вспомнить таблицу умножения для игры «Бум» и т. д.

Если возникало затруднение при подготовке, то указывались источники, из которых дети выбирали необходимое. Новый ма­териал вывешивался на видном месте, чтобы все желающие мог­ли ^,ним заранее познакомиться.

Этим приёмом мы заставляли детей обогащать свой словарь и давали возможность принимать участие в игре более слабым ученикам.

Игры с подготовкой обычно проходили очень оживлённо.

От формы проведения игры зависит количество играющих. Игры, связанные с устными ответами, требующими много време­ни, проводились не более как с одним классом, чтобы не утом­лять детей. Игры с письменными ответами проводились как с малым, так; и с большим количеством участников.

С целью проверки знаний удобно объединить параллельные классы и предложить всем один и тот же материал. Письмен­ные ответы даются учащимися индивидуально.

Чтобы охватить большее количество игроков, можно при­влечь неограниченное количество детей различных классов, но для каждого возраста один и тот же материал преподнести в разных вариантах, в упрощённой или усложнённой форме. Ниже будет указано, как можно это сделать.

Письменные игры можно проводить и с одним классом. Здесь ответы могут быть индивидуальные и групповые. Например, предлагается на картинке перечислить все предметы, начинаю­щиеся с буквы к (игра «Смотри внимательно», стр. 37). Пред­положим, класс по составу одинаков. Тогда все ученики получа­ют по карандашу и листу бумаги, и каждый записывает назва­ния знакомых ему предметов.

Игра даётся на время, т. е. время для игры ограничивается.

Если же класс по составу неоднороден, то участники игры делятся на 2 — 3 группы, в которые входят как сильные, так и слабые.ученики. Каждая группа, выбрав вожака, садится в раз­личных концах комнаты. Вожаки получают по листу бумаги и карандашу.

Каждый ученик объявляет подысканное им слово, и вожак записывает его на своём листе.

По сигналу руководителя запись прекращается, и группа, на­писавшая большее количество слов, выигрывает.

При такой форме игры ученики с ограниченным запасом слов охотно принимают участие в соревновании и пополняют свой словарь.

Условие или объяснение игры может быть предложено уча­щимся устно или письменно.

В первом случае руководитель даёт объяснение устной речью, во втором — учащимся предлагается самим прочитать уело-

За неправильные ответы и нарушения игры можно применять
следующие меры: л

а) выводить на время из игры,

б) лишать очка (очко — картонный кружочек или квадратик определённого цвета, который выдаётся за правильный ответ),

в) брать штрафы — фанты.

По окончании игры отдавший фант должен его выкупить ис­полнением какого-нибудь шуточного или серьёзного задания, на­пример: сплясать, сказать стишок, народную пословицу, загадать загадку, разгадать загадку.

Вот описание некоторых шуточных фантов.

1)' Изобразить из себя зеркало, т. е. повторить все движения одного из товарищей. '

2) Пропрыгать на одной ноге вокруг комнаты.

3) Прокричать три раза «ку-ка-ре-ку».

4) Изобразить выражение человека, откусившего кусок ли­мона (сделать соответствующую гримасу).

5) Дойти с завязанными глазами до стула и сесть на него.

6) Не глядя на названного участника игры, рассказать, как он одет. '

7) Поднять ложкой лежащую на полу картофелину.

8) Двигаться вперёд по прямой, приставляя всё время пятку к носку.,

9) Встать боком к стене так, чтобы ступня правой ноги каса­лась стенки. В таком положении поднять левую ногу, не отодви­гая от стены правой.

10 ) Встать спиной к стене! так, чтобы пятки обеих ног каса­лись стены. В таком положении поднять какой-нибудь предмет, лежащий у ног.

11) Оставаться совершенно серьёзным при попытке товари­щей рассмешить и заставить улыбнуться.

12) В одном углу сплясать, в другом — выполнить физкуль­турные упражнения, в третьем — засмеяться, в четвёртом — по­вернуться на 360°, стоя на одной ноге.

Если соответствующим образом подбирать речевые игры, си­стематически проводить их и руководить ими, они вызывают ин­терес у учащихся и способствуют как общему развитию, так и развитию речи. Кроме того, речевые игры имеют большое воспи­тательное значение.

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ.

ДЕЖУРНАЯ БУКВА (III— V кл.).

«

Первый вариант (III кл.) Все играющие сидят полукругом. Руководитель называет дежурную букву. Когда он затем бы­стро обходит полукруг, каждый по очереди должен назвать ка­кое-либо слово на дежурную букву; при этом нельзя повторять слово, кем-либо уже сказанное (руководитель повторяет всё ска­занное играющими).

Запнувшийся или повторивший сказанное слово проигры­вает — выходит из игры.

Повторяя игру, руководитель может оставить ту же букву или переменить её. Например, руководитель объявляет дежур­ную букву в и пальцем указывает на одного; тот быстро гово­рит: «вагон». Руководитель указывает на второго (соседнего с первым); тот быстро произносит: «валенки»; третий его сосед — «венок», четвёртый говорит «валенки» (уходит из игры), пя­тый — «ветка» и т. д.

Выбор большой. На любую букву можно найти много слов.

Победителем будет тот, кто выведет из игры последнего из своих соперников.

Проигравших можно не выводить из игры, а собирать с них фанты, которые по окончании игры разыгрываются, т. е. каждо­му заплатившему фант предлагается выполнение какого-либо шуточного или серьёзного задания (см. список шуточных фан­тов, стр. 10).

, Второй вариант (IV — V кл.). Усложнить игру, ограничив выбор слов на определённую букву какой-нибудь темой. Могут быть различные темы: звери, птицы, рыбы; овощи и фрукты; предметы в школе и дома; деревья, цветы, травы, ягоды; одежда, раздевальня; спальня, умывальня и т. д.

Но игра перестаёт быть игрой, если играющие начнут разду­мывать над каждым словом. Успех игры решают быстрота и на­ходчивость- Чуть кто замешкался — все хором под такт руково­дителя произносят: «раз-два-три»; если за это время играющий не подыскал подходящего слова, он выходит из игры. То же по­стигает играющего, если он вышел за пределы обусловленной темы !или использовал слово, уже названное кем-либо ранее.'

В остальном игра проводится так же, как и первая.

1-1

ГОРОДА (VI—VII кл.).

Все играющие, кроме одного, рассаживаются в круг пошире друг от друга, и каждый из них берёт на себя название какого-либо города. Водящий стоит в кругу и вызывает города, напри­мер, Москву, Горький. Тогда участники игры, принявшие на се­бя названия этих городов, должны быстро перебежать и поме­няться местами. Водящий в это время стремится занять одно из свободных мест. Если это ему удастся, оставшийся без места становится водящим.

В этой игре водящий всегда занимает такое положение, что­бы его лицо было видно вызываемым, причём он должен нахо­диться на равном расстоянии от каждого из них.

РЫБЫ, ЗВЕРИ, ПТИЦЫ (III—IV кл.). Все сидят полукругом. Внутри полукруга ходит водящий иг не спеша, произносит: «рыбы, звери, птицы, рыбы, звери, пти­цы...» Неожиданно останавливается перед кем-нибудь и, указы­вая на него, отчётливо произносит «птицы» (или другое из пе­речисленных слов).

Вызванный игрок должен быстро назвать какую-либо птицу (ворона, галка, соловей, синица, воробей и т. д.). Если он не су­меет в течение счёта до пяти назвать птицу, то сменяет водя­щего. Можно договориться о неповторении уже произнесённого ранее слова. Тогда в случае повторения названия сделавший ошибку идёт водить. Водящий каждый раз повторяет сказанное играющим слово, чтобы все могли его знать и не повторять более.

В III классе игру проводит руководитель. Тогда проигрывает тот, кто в течение трёх раз не сможет придумать слова или пра­вильно ответить. Проигравший выходит из игры или платит фант, который после игры разыгрывается.

ЗЕМЛЯ, ВОЗДУХ, ВОДА, ОГОНЬ (V—VI кл.).

Это более сложный вариант предыдущей игры.

Играющие садятся в полукруг. Водящий ходит перед ним,и и. обращаясь то к одному, то к другому, говорит одно из четырёх слов: з е м л я, воздух, вода, о г о н ь. Тот, кому он сказал «воздух», должен быстро назвать птицу или летающее насеко­мое. На слово «земля» нужно назвать животное, живущее на земле, на слово «вода» — обитателя водных пространств и на слово «огонь» — быстро встать и повернуться кругом.

Правила те же, что и в игре «Рыбы, звери, птицы».

СЧИТАЙ — НЕ СБИВАЙСЯ (V—VIII кл.). Игра заключается в том, чтобы быстро и не сбиваясь сосчи­тать до тридцати, пропуская числа, которые оканчиваются или делятся на 3.

Поупражняться в таком счёте сначала в одиночку, а потом провести эту весёлую игру-состязание.

Встать в кружок. Кто-нибудь один открывает счёт — и вправо или влево по кругу один за другим начинают быстро переда­вать порядковые номера, опуская запрещённый условиями игры. Кто ошибся или запнулся, выходит из круга без пререканий. Его сосед продолжает игру, называя очередное число. Когда досчи­тают до тридцати, то счёт начинается снова с единицы или в обратном порядке от тридцати, что является более сложным.

Нужно сохранить быстрый темп игры, чтобы она не затягива­лась. Скоро останется всего двое играющих, наиболее «стойких», поединок которых и определит победителя игры.

Быстрота темпа должна заключаться не в том, чтобы каж­дый учащийся быстро произнёс число (чем он может исказить его произношение или затруднить считывание с губ), а в том, что каждое число должно следовать за другим почти мгновенно, без перерыва.

БУМ (V —VIII кл.).

Первый вариант. Все играющие разделяются на две партии. Партии по очереди произносят хором числа по порядку. Та пар­тия, на долю которой приходятся числа 5, 10, 15, 20 и так далее, содержащие в себе 5 или делящиеся на 5, не может называть эти числа, а говорит хором слово «бум». Если она произнесла неправильно"число или не произнесла во-время слово «бум», она проигрывает очко. Счёт продолжается дальше. Партия, проиг­равшая меньшее количество очков, считается выигравшей.

Приме-чание. Можно осложнить игру, предложив не произносить чис­ло 3, все числа, делящиеся на 3 и содержащие в себе 3, или какое-либо дру­гое число.

Правила игры.

1. Партия должна дружно и сразу говорить слово «бум»; ес­ли она задержится или не все из партии говорят правильно, она проигрывает очко.

2. Партия, неправильно сказавшая число, также проигрывает очко.

Указания руководителю.

Для игры из участников избираются двое судей (по одному в каждую партию) для счёта очков. Руководитель, находящийся впереди партий, стоящих в затылок друг дургу, для произнесе­ния хором числа той или иной партией даёт сигнал взмахом руки. Партия от партии стоит на таком расстоянии, чтобы всем был виден руководитель.

Второй вариант. Играющие становятся в круг близко друг к другу. Руководитель, следящий за правильным выполнением иг­ры, находится на линии круга.

Начиная с любого, играющие по очереди произносят числа по порядку, поворачивая голову в сторону соседа, стоящего с пра­вой стороны. Последний, прочитав с губ названное число, таким же порядком передаёт следующее число_своему соседу справа.

Например, условились не произносить число 7, все числа, де­лящиеся на 7 н оканчивающиеся на 7.

Первый говорит «один», второй — «два», третий — «три», и так до седьмого, который должен сказать слово «бум». Следова­тельно, вместо чисел 7, 14, 17, 21, 27, 28, 35, 37 и так далее произ­носят слово «бум». Сделавший ошибку выходит из круга, и счёт начинается вновь с того, кто стоял рядом с выбывшим. Продол­жается игра до тех пор, пока из круга не уйдут все, за исключе­нием одного, который является победителем. Руководитель еле дит за чётким и правильным произношением чисел.

Не выполнивший этого требования выбывает из игры.

Третий вариант. Игра усложняется тем, что после выбывшего из круга игрока счёт ведётся не с начала, а продолжается.

В игре «бум» учащиеся запоминают таблицу умножения.

БОРЬБА ЗА ЦИФРУ (III—IV кл.).

На двух листах плотной бумаги расчерчивается по 24 клетки. В каждую клетку вписывается число от 1 до 24, но не под­ряд, в вразброс. Цифры ярко раскрашиваются различными

Сдано в набор 20/УИ 1955 г. Подписано к печати 15/Х - student2.ru
Сдано в набор 20/УИ 1955 г. Подписано к печати 15/Х - student2.ru
Сдано в набор 20/УИ 1955 г. Подписано к печати 15/Х - student2.ru
Сдано в набор 20/УИ 1955 г. Подписано к печати 15/Х - student2.ru
Сдано в набор 20/УИ 1955 г. Подписано к печати 15/Х - student2.ru
Сдано в набор 20/УИ 1955 г. Подписано к печати 15/Х - student2.ru

красками на обоих ли­стах. Листы прикрепля­ются к стене или доске Выходят двое играющих. Каждый из них стано-I вится около одного из ли­стов. По команде руково­дителя каждый из играю­щих начинает громко счи­тать от 1 до 24, сопро­вождая произносимое чи­сло показом на листе. Вы­игрывает тот, кто сосчи­тает до 24 и покажет все числа раньше другого.

Игра эта на первым взгляд кажется очень лёг­кой. На самом же деле показать числа на листе с достаточной быстротой почти невозможно: «те­ряется» то одно число, то другое.

Это обстоятельство очень смешит тех, кто следит за соревно­ванием.

КРУГЛОЕ (III—IV кл.).

Все играющие стоят в кругу и перебрасывают один другому мяч. Поймавший мяч должен назвать что-либо круглое и тотчас ясе бросить мяч дальше. Кто не сможет назвать круглого или кругообразного предмета или ошибается, тот остаётся в том по­ложении, которое он принял при ловле мяча, и оживляется, т. е. принимает нормальное положение, лишь после того, как поймает снова брошенный ему мяч и даст правильный ответ.

Перечень круглых предметов, известных детям: мяч, шар, круг, колесо, бочка, часы, барабан, яблоко, мандарин, апельсин, арбуз, баранка, картошка, яйцо, роза, голова, шапка и т. д.

ГЛАГОЛ И РИФМА (V—VI кл.).

Играющие разделяются на две партии. Одна партия выходит
из комнаты, а оставшаяся выбирает какой-нибудь глагол, кото­
рый вторая партия должна отгадать и разыграть для первой.
Например, задумывают слово плясатьи сейчас же берут дру­
гой глагол, составляющий рифму к первому глаголу, например
вязать. *

Затем зовут вторую партию и говорят ей:

—Мы задумали одно слово; вы отгадайте, какое слово мы задумали, оно рифмуется со словом вязать.

Вторая партия уходит в другую комнату и начинает сове­щаться.

Какие слова рифмуются со словом вязать? Писать, ли­зать, плясать. Быть может, первая партия загадала слово писать? Попробуем его разгадать, а не выйдет—разыграем другое слово.

Затем вторая партия приходит к первой и мимически (молча и движениями) разыгрывает учеников, которые пишут (все си­дят и делают вид, будто пишут). Первая партия показывает но­сы. Тогда вторая партия разыгрывает глагол лизать — не­удача. Но когда вторая партия разыгрывает плясунов, тогда пер­вая аплодирует.

Теперь идёт отгадывать первая партия,4 а вторая партия за­гадывает ей. Примеры рифмующихся глаголов: вести—мести— нести; летать—чихать—читать; смеяться — купаться—кувыркать­ся—баловаться.

ИЗ ДВУХ --ТРЕТЬЕ (V—VII кл.).

Для этой игры нужно подобрать слова, состоящие из двух самостоятельных слов, например: бал-кон, вино-град, хор-овод и т. д. Каждую половину такого слова пишут крупными, чётки­ми буквами на отдельной карточке (б а л, к о н,1 в и н о, г р а д. и т. д.)

и раздают по одной карточке всем играющим. Играющие при­крепляют их себе к платью так, чтобы легко было прочитать -буквы. Когда начнётся игра, каждый должен искать такую кар­точку, которая в соединении с его карточкой образовала бы третье слово. Первые пять пар (а если участвует 10—12 человек, тс

Сдано в набор 20/УИ 1955 г. Подписано к печати 15/Х - student2.ru

две-три пары), составившие новые слова, считаются выигравшими.

Слова для этой игры могут быть подобраны следующие: вол­окно, под-вал, под-нос, воз-дух. фант-азия, под-вода, ком-пот, гриб-очки, газ-он, га-мак, па-спорт., бес-еда, бал-кок, пар-ад, под-ход, па-трон, куль-тура, воз-глас, под­бор, я-беда, лов-кость, спи-сок, чело-век, вол-осы, пуд-ель.

Можно карточку не прикреп­лять к платью, а держать её в руке.

Чтобы провести игру, сидя за столом, все перемешанные кар­точки раздаются играющим (8—10 человек). Карточки друг дру­гу не показываются. Начинающий поворачивает свои карточки надписью вниз и даёт, держа их веером в руке, соседу слева, ко­торый выбирает одну из них. Вытянувший карточку смотрит, можно ли, получив её, составить слово. Если это ему удаётся, то составленное слово, т. е. две карточки, он складывает около се­бя. В том случае, когда выбранная карточка не составляет сло­ва, получивший перемешивает её со своими и передаёт для вы­тягивания своему соседу слева.

Игра 'продолжается до тех пор, пока не будут составлены все слова. Выигрывает тот, кто больше всех собрал целых слов. Выигравший зачитывает образовавшиеся слова.

ХОЛОДНО — ЖАРКО (V—VIII кл.).

Холодно — жарко. Быстро — медленно. Тихо — громко Каж­дая пара этих слов является антитезой, т. е. сопоставлением двух противоположных понятий.

Любой может составить целый ряд подобных антитез, но не •всегда антитезу удаётся построить мгновенно.

Играющие делятся на две равные группы. Одни сидят на стульях, образуя круг, другие становятся за ними.

Один из сидящих начинает игру. Он бросает платок кому-
либо из играющих внутреннего круга и при этом произносит сло­
во, ответ на которое составил бы антитезу. Тот, кому брошен
платок, ответить должен немедленно и тут же бросить платок
любому из сидящих, но с новым словом-заданием. Если же он не
сумел сразу ответить, ему придётся уступить стул и передать
16 \

платок играющему, который стоит за его спиной, а самому стать на его место. Получивший платок продолжает игру с новым словом.

Обычно игра идёт в быстром темпе, пока применяются про­стые антитезы (утро — вечер, большой — маленький и т. п.).

Но стоит кому-нибудь задать слово, обозначающее более сложное понятие, — и точный ответ последует не сразу.

Примеры антитез: храбрый — трусливый, красивый — урод­ливый, белый — чёрный, мокрый — сухой, добрый — злой, твёр­дый — мягкий, плакать — смеяться, вежливый — грубый, ясно— . пасмурно, длинный — короткий, светлый — тёмный, медленно— быстро, высокий — низкий, узкий — широкий, толстый — тонкий.

ПРИДУМАЙ ФРАЗУ (III—IV кл.).

1. Руководитель предлагает придумать фразу из 2, 3, 4, слов. Первый правильно придумавший получает фишку — очко.

Кто наберёт больше всего фишек к концу игры (конец даётся руководителем произвольно или по предварительному сговору с детьми), считается выигравшим.

2. Руководитель называет 3—4 слова и предлагает составить из них фразу: 1) дом, был, кот; 2) ноги, четыре, лошадь; 3) яго­ды, лес, растут и т. п. Придумавший получает фишку.

Выигрывает тот, кто наберёт их больше всех.

3. Можно давать только часть слов, из которых .составится фраза, и давать право дополнять её другими словами:

1) дерево, мальчик; 2) молоко, кот; 3) корова, пастух и т. п.

ДОКОНЧИ СЛОВО (III—IV кл.).

1. Дети садятся за стол в кружок, руководитель катит кому-нибудь мяч и даёт начальный слог слова; ученик должен допол­нить его и вернуть мяч обратно руководителю. Не сумевший до­полнить слово встаёт и стоит до тех пор, пока не даст в следую­щий раз правильное слово.

2. Ученик катит мяч любому из детей и начинает слово. При­нимающий мяч должен его кончить и в свою очередь катить ко­му-нибудь мяч, давая начало слова.

Правила игры остаются те же.

ВОЗДУШНЫЙ ШАР (VI—VII кл.).

Играющие перебрасывают большой мяч от одного к другому и быстро называют город, куда прилетел шар. Например, первый поймавший мяч говорит «Москва», второй — «Архангельск», третий — «Сталинград», четвёртый — «Харьков» и т. д.

Не сказавший тотчас название города или повторивший на­звание, кем-либо уже сказанное, лишается права ловить мяч в течение пяти перебросок, держа руки за спиной.

Фундаментальная

БИБЛИОТЕКА Г Ц И И||. в. I. Лет*

ЧТО ЛЕТИТ? (III—IV кл.).

Водящий (сначала руководитель) быстро называет различ­ных птиц или летающие предметы: сорока, ворона, ястреб, соло­вей, галка, самолёт, бабочка, комар, пуля и т. п. При этом каж­дый раз поднимает руки вверх.

Играющий должен тоже поднимать руки вверх. Но вот водя­щий называет какой-нибудь нелетающий предмет, а сам под­нимает руки вверх. Тот, кто ошибётся и в данном случае тоже поднимет руки вверх, идёт водить вместо него или платит фант.

ПОДЫЩИТЕ СЛОВА (V—VIII кл.).

Перед игроками, сидящими полукругом за столом, находится рисунок, в каждую клеточку которого следует вписать одну бук­ву с таким расчётом, чтобы в горизонтальных рядах получились слова (имена существительные), начинающиеся с буквы у. Во множественном числе можно взять только такие слова, которые в единственном числе не употребляются.

В соответствующую графу вписать слово имеет право только тот, кто подберёт слово, произнесёт" и объяснит его значение. Не вписавший ни одного слова проигрывает.

Задание. Ответы учащихся V класса.

у ж

у л а

урон

е \н

\У_" с ~у[с

и н

у .д а р н и н

украинец

ы
м

универмаг

ь н и н

упратнени е

украшение

утренним

у ч е б н и н

урожай

у с т о

урод

ухо

ЦЕПОЧКА СЛОВ (V—VI кл.).

Встать в круг и начать вязать цепочку слов. Конечная буква одного слова должна совпадать с начальной буквой следующего и т. д.

Условиться, что слова должны быть в именительном падеже единственного числа и что буквы ь, ы, и в расчёт не принима­ются (мышь, шапка, апельсин, нос, сноп, поле, ель, лошадь, дом, метро, осень и т. д.). Не подобравший слова выходит из игры. Продолжается игра до тех пор, пока из круга не выйдут все, за исключением одного, который и является победителем.

ЗАДАЧА БУКВ (VI—VIII кл.).

Игра проводится так же, как игра «Подыщите слова». В обо­их ниже приведённых заданиях заполнить буквами свободные места, обозначенные точками, так, чтобы в каждом горизонталь­ном ряду получилось по одному слову из шести букв.

Задание. • Задание.

к .... к . . ль . .

к .... к . . ль . .

к .... к . . ль . .

к .... к *. . ль . .

к .... к ; : ; , . ль .

к .... к . . ль . .

к .... к . . ль . .

к .... к . . ль . .

<

Ответы учащихся VI класса.

крол и к польза

карлик кольцо

ключик пальто

. кусти к килька

кортик пальцы

козлик пальма

крючок рельсы

каучук пяльцы

ЧТО ОН НАПИСАЛ? (VI—VIII кл.).

Играющие сидят в кругу. Водящий называет фамилию пи­сателя и бросает кому-нибудь из ребят платок или небольшой мяч. Поймавший платок или мяч должен быстро назвать произ­ведение этого писателя. Затем в свою очередь он называет фа­милию писателя и бросает платок другому ученику.

Бросать платок или мяч можно через круг, крест-накрест, си­дящему рядом, через одного и т. д.

Ответивший неверно или "вовсе не ответивший платит фант или получает штрафное очко. В конце игры все фанты

СТУК — ОБМАНЩИК (III —IV кл.).

Все сидят около стола, положив на него руки. Водящий, си­дящий напротив, говорит: «Стучат!» Сам стучит по столу паль­цами, и все играющие стучат. «Спокойно!» — все прекращают стучать и кладут руки на стол. «Стучат!» — все снова стучат. «Вниз!» — все прячут руки под стол.

Водящий говорит вперемежку эти три слова (стучат, спо­койно, вниз) и делают соответствующее движение. Затем 'он старается сбить ребя<

Наши рекомендации