Структура итогового сочинения

Итак, мы столкнулись с непростой задачей — написанием итогового сочинения. Сразу же возникают во­просы:

Какой должна быть структура (план) сочинения?

Из каких частей оно должно состоять?

Попытаемся ответить на них.

Сначала мы должны выяснить, что же такое рассуждение, так как именно в таком виде нужно создавать наше сочинение.

Рассуждение — это такой тип речи, в котором автор, выразив какую-либо мысль, в результате обдумывания, размышлений над ней выводит аргументированное суждение. Коммуникативная цель текста-рассуждения — объ­яснить предмет речи или убедить в своей точке зрения на него. Во время построения текста (написания сочине­ния-рассуждения) устанавливаются причинно-следственные связи между явлениями, приводятся факты, до-
казательства и аргументы, на основе которых строятся выводы. По структуре текст-рассуждение выглядит так: тезис — аргументы — вывод. Как правило, структурные границы совпадают с абзацным членением.

Классическая структура сочинения предполагает наличие трёх главных частей: вступления, основной части и заключения.

Во вступлении формулируется тезис, к которому в основной части будут приведены аргументы. В связи с тем, что наше итоговое сочинение должно иметь вид сочинения-рассуждения, то мы должны чётко следовать опреде­лённому плану.

Таким образом, общий план сочинения имеет вид:

I. Вступление.

II. Основная часть. Тезис.

Первый аргумент.

Второй аргумент.

Заключение.

По объёму основная часть должна быть больше, чем вступление и заключение, вместе взятые. Тезис, подкре­плённый аргументом, всего один.

Тезис — это положение, которое требуется доказать. Это основная мысль текста и тема рассуждения. Иногда для более точного выражения мысли может быть приведена цитата известного или авторитетного лица. После чего при помощи таких типичных выражений, как, например, «докажем это...», «это объясняется следующим обра­зом...», или используя вопросительные предложения, например: «Что из этого следует?», — переходят
к доказательной части.

Аргументов, подтверждающих основную мысль (тезис), должно быть не менее двух. Они последовательно со­единяются друг с другом вводными словами и словосочетаниями («во-первых», «во-вторых»; «предположим, что...»). В качестве аргументов могут использоваться конкретные примеры, которые также сопровожда-
ются специфическими словами и словосочетаниями: «например», «обратимся к примеру...».

Заключительная часть (вывод) обычно содержит несколько предложений, которые подводят итог всему до этого сказанному и, как правило, отвечают на вопросы, заданные в тезисе. Здесь наряду с обычными повествова­тельными предложениями с использованием слов «поэтому», «следовательно», «из всего сказанного
следует...», может присутствовать и риторический вопрос, и побудительное предложение.

Главный вопрос, на который должен отвечать весь текст сочинения-рассуждения, — «Почему?».

Вступление

Подробно о вступлении к сочинению мы говорили в первом разделе.

Ещё раз об основных моментах.

Классическое вступление состоит из нескольких элементов:

• объяснение ключевых слов темы или цитаты;

• общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни человека;

• ответ-тезис на главный вопрос темы.

Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.

Напоминаем, что вступление + заключение — это треть от общего текста вашего сочинения!

Рассмотрим несколько примеров вступлений с учётом особенностей формулировок реальных тем итоговых сочинений.

Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на три типа: тема-вопрос, тема-утверждение, тема — назывное предложение.

Тема в виде вопроса

Например: «Что приносит любовь человеку: радость или страдание?»

Элементы вступления Пример
Ключевые слова темы Любовь, радость, страдание...
Общие рассуждения на тему Любовь — это, пожалуй, самое необъясни­мое из всех человеческих чувств. Кто-то пытается объяснить её природу при по­мощи науки, кто-то говорит о том, что любовь — то, что даётся богом или судьбой. Так или иначе, именно любовь управляет жизнью большинства людей. Неда­ром Иван Сергеевич Тургенев гово- рил: «Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью дер- жится и движется жизнь».
Вопрос (задаём главный во­прос темы, на который будем отвечать в основной части) Но всегда ли это чувство несёт нам радост­ные минуты или же часто приносит разочарование, страдание?

Многие спрашивают: можно ли в качестве первого предложе­ния во вступлении повторить вопрос темы или же тоже написать вопросительное предложение. Конечно, это не возбраняется, но в этом случае важно помнить, что в итоговом сочинении-рассужде­нии предполагается тезис-ответ на заявленный в теме вопрос. А это удобнее делать после самого вопроса, во избежание логиче­ских ошибок. Поэтому рекомендуем сначала дать общее рассу-
ждение по теме, а потом поставить сам вопрос, на который дать ответ-тезис, впоследствии вами аргументированно доказываемый. Но в то же время, конечно же, нигде не может быть чётких указа­ний на то, что тезис-ответ на во­прос должен быть обязательно в начале самого сочинения. (Просто в этом случае проще построить логически верный ответ с системой доказательств в сочинении.) Его (тезис) можно заявить и в конце сочинения, подводя итог всему сказанному в виде того самого ответа-тезиса на вопрос.



Наши рекомендации