Согласны ли Вы с мнением литературоведа? Подтвердите свою точку зрения, опираясь на стихи поэта «Русский огонек», «Звезда полей», «Ночь на родине» и др.

Проанализируйте стихотворение Н. Рубцова «Звезда полей».

Звезда полей во мгле заледенелой,

Остановившись, смотрит в полынью,

Уж на часах двенадцать прозвенело,

И сон окутал родину мою…

Звезда полей! В минуты потрясений

Я вспоминал, как тихо за холмом

Она горит над золотом осенним,

Она горит над зимним серебром…

Звезда полей горит, не угасая,

Для всех тревожных жителей земли,

Своим лучом приветливо касаясь

Всех городов, поднявшихся вдали.

Но только здесь, во мгле заледенелой,
Она восходит ярче и полней.

И счастлив я, пока на свете белом

Горит, горит звезда моих полей…

1) Центральный образ стихотворения _________________________________

2) Есть ли символика в этом образе и какая?

3) Объясните смысл названия стихотворения, как оно раскрывает тему и идею стихотворения?

4) Для чего, по-вашему, автор расширяет художественное пространство стихотворения в третьей строфе и снова сужает его в последней?

5) Какую композицию выбирает поэт: линейную или кольцевую? Зачем? Приведите примеры тропов в стихотворении

6) Какие стилистические фигуры использует автор?

7) Каким размером написано стихотворение?

Тема 34. Драматургия 1950-1980-х годов.

Жизнь и творчество Александра Валентиновича Вампилова

Работа с литературоведческими терминами

Дайте определение терминам

Трагикомедия -

Интеллигентность -

Творческая биография А.В. Вампилова

1. В каком году родился Вампилов и почему родители назвали его Александром?

2. Кому из близких родственников А. Вампилова писатель В. Распутин посвятил известный рассказ «Уроки французского»?

3. О какой пьесе А. Вампилова в рецензии на ее первую постановку сказано: «В этой пьесе сказано так много, но сказано так, что ее следует определить как яркое явление советского театра»?

Пьеса А.В. Вампилова «Утиная охота»

1. Место действия пьесы.

2. Круг друзей и знакомых главного героя Виктора Зилова. Какие они? Насколько интеллигентны, по Вашим представлениям? (супруги Саяпины, Кузанов и др.)?

2.Какие чувства вызывает эта среда? Зилова она устраивает?

3.Был ли когда-нибудь счастлив герой? А теперь? Понимает ли Зилов страшный смысл происходящего?

4.Почему пьеса называется «Утиная охота»?

5.Как вы понимаете последнюю сцену? Оставляет ли автор надежду на возрождение Зилова?

6.После появления пьесы А.Вампилова «Утиная охота» критики заговорили о «синдроме Зилова». В чем его смысл, по-Вашему?

Тема 35. Творчество Александра Трифоновича Твардовского

Работа с литературоведческими терминами

Дайте определение терминам

Просветительство –

Классический стиль -

Народность литературы –

Творческая биография А.Т. Твардовского

№1. Какие исторические события и обстоятельства личной жизни повлияли на творчество А.Т. Твардовского?

Лирика А.Т. Твардовского

№2. Определите средства языковой выразительности.

1) «Июль – макушка леса». _______________________________________________________________

2) «Лед за полу придержал». _______________________________________________________________

3) Пни, стволы торчат в окружку,

Как неровная стерня. _______________________________________________________________

4) «С тех печальных полей». _______________________________________________________________

5) Звон из кузницы несется,

Звон по улице идет. _______________________________________________________________

6) На дне моей жизни. ______________________________________________________________

7) «Дни – подарки». _______________________________________________________________

№3. Выберите любое из приведенных стихотворений и проанализируйте его по плану.

«Рассказ танкиста», «Минское шоссе», «Я убит под Ржевом», «Спичка», «Две строчки», «Я знаю, никакой моей вины…»

План анализа:

-история создания;

-жанр: публицистический призыв, стихотворение-новелла, картина солдатского быта, стихотворение раздумье;

-композиция: линейная, кольцевая, зеркальная;

-тема;

-главная идея;

-каков лирический герой, его чувства;

-выразительные средства языка: тропы, стилистические фигуры, лексика, синтаксис, звукопись (аллитерация, ассонанс);

-стихотворный размер;

-рифмовка.

Тема 36. Обзор жизни и творчества А.И. Солженицына

Работа с литературоведческими терминами

Дайте определение терминам

«Лагерная» проза -

НКВД -

ГУЛАГ -

Тоталитаризм -

Творческая биография А. И. Солженицына

№1. Как называется эпоха, в которую началась творческая биография А.И. Солженицына?

№2. С какого произведения А.И. Солженицына в отечественной литературе началось такое направление, как «лагерная» проза?

№3. Какой факт творческой биографии общий для Б.Л. Пастернака и А.И. Солженицына?

4. Перечислите другие известные Вам факты из жизни А.И. Солженицына, которые повлияли на его творческую судьбу.

Наши рекомендации