Элементы композиции, основные композиционные принципы и приемы
Вкомпозиции текста принято различать несколько частей, каждая из которых имеет свое назначение. Еще античные риторы выделяли вступление, основную часть и заключение. Вступление вводило в курс дела, ставило проблему, в основной части проблема разрабатывалась, и заключение подводило итог сказанному. В самом общем виде те же части выделяются и сейчас. Но по роли и коммуникативным требованиям принято противопоставлять рамочные элементы композиции и основную часть.
Рамочные элементы – это и элементы самого текста, и газетной или журнальной полосы в целом*. К рамочным элементам (кроме некоторых жанров рекламы) относятся заголовки, подзаголовки, вступления, заключения, врезы – выделенные графически абзацы, резюмирующие тему. В рекламе текстовые рамочные элементы имеют свои наименования. Это слоган – основная ударная фраза текста, содержащая рекламное предложение, и эхофраза – также ударная фраза текста, поддерживающая, комментирующая слоган. Своеобразие рекламы в том, что она может состоять только из этих элементов и последовательность их может варьировать. Например, перед Новым годом в метро был размещен плакат, текст которого состоял из двух фраз: Хороша работа без седьмого пота. «Rexona» никогда не подведет (реклама дезодоранта). В нем первое высказывание – это эхо-фраза, а второе – слоган.
* См.: Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970. С. 255–265; Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 403.
К рамочным элементам полосы издания относятся рубрики, которые называют тему серии материалов, публикуемых продолжительное время, и выделители, называющие тему одного или нескольких материалов, а не постоянной серии, и занимающие место рубрики.
Основные функции рамочных элементов композиции:
• обозначение рамок текста, т.е. выделение его в потоке коммуникации;
• привлечение и удержание внимания и адресата;
• информирование о теме и содержании текста;
• в рекламе еще и афористичное формулирование рекламного предложения, формирование положительного отношения к предмету рекламы.
Рамочные элементы, кроме заключения, всегда графически выделены, и к ним предъявляются несколько иные требования, чем к основной части. Например, стилистически любой рамочный элемент должен быть особенно выразительным и информативным.
Назначение основной части – передать информацию по теме в оптимальной языковой форме. Принято выделять два основных композиционных принципа, в соответствии с которыми организуется содержание основной части: сюжетный и логический. Сюжетный принцип композиции предполагает построение текста в соответствии с законами сюжета и фабулы художественного или публицистического произведения и используется прежде всего в литературе и художественно-публицистических и сатирических жанрах СМИ: очерках, зарисовках, фельетонах. Наиболее простая композиция, соответствующая сюжетному принципу, состоит из хронологической последовательности фактов, представляющих то или иное событие в развитии. На такой основе создаются репортажи как целостные произведения. Кроме того, хронология – это принцип систематизации смысловых компонентов повествования как способа изложения (см. § 7.2, 7.3).
Логический принцип* композиции предполагает следование общим закономерностям правильного, логичного мышления, отражающимся в плане текста. Строится план по правилам деления понятий (см. § 4.3) и в соответствии с основными топосами – типичными мыслительными схемами, применяемыми при раскрытии содержательно родственных тем. В риторике описано примерно два десятка топосов, среди них такие, как «род – вид», «определение», «свойства предмета, его качества, признаки», «причина – следствие», «обстоятельства», «примеры и свидетельства», «сопоставление». План и соответствующий топос предполагают анализ явления от целого к части, от более важных признаков к менее важным, от настоящего состояния к перспективам будущего, от причин к следствиям и другие последовательности, соответствующие закономерностям мышления и реальному положению вещей. В теории композиции построение текста в соответствии с ними получило название нулевого уровня композиции**. Подавляющее большинство текстов средств массовой информации, рекламы и паблик рилейшнз создаются на основании таких схем. Поскольку эти тексты не являются художественными, в их построении «главенствующим принципом выступает логическая организация текста»***.
* См.: Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981. С. 54.
** См.: Одинцов В.В. Стилистика текста. М., 1980. С. 139.
*** Гальперин И.Р. Указ. соч. С. 54.
Понятие композиционных приемов в разных источниках трактуется по-разному: либо как основа композиции, т.е. в нашей концепции как синоним композиционного принципа, либо как мотивированные темой и авторской задачей отступления от основного композиционного принципа. Именно в таком понимании мы будем его употреблять.
Известно очень много композиционных приемов, трансформирующих изложение, соответствующее нулевому уровню композиции, в частности вставные новеллы, авторские отступления – размышления над темой, эффект обманутого ожидания, отступления от хронологической последовательности. С их помощью можно заинтриговать аудиторию, дать попутные комментарии, добиться эффекта ускорения или замедления изложения и многое другое. В информационных и аналитических текстах массовой информации и паблик рилейшнз композиционные приемы – явление не столь частое.
Как особый элемент композиции, обеспечивающий внутренние связи подтем и закономерный переход от одной к другой, следует выделить слова и фразы-скрепы. Простейшие слова-скрепы – во-первых, во-вторых, кроме того и т.п.