Проверка фактов по авторитетным источникам информации
Проверке по авторитетным источникам – общим и отраслевым энциклопедиям и энциклопедическим словарям, справочникам и другой литературе нужного профиля – подлежат все факты, которых сам редактор не знает или в истинности которых не уверен. Особое внимание следует обратить на даты, имена и инициалы, географические, астрономические, административные и прочие названия. Так, не может не привлечь внимания утверждение одной уважаемой центральной газеты, что убийца Пушкина – Эдмон Дантес (в действительности его имя Жорж Шарль Дантес, а Эдмоном Дантесом звали графа Монте-Кристо). Редактор не должен пропустить утверждение, что французы до сих пор не убрали с могилы на Сен-Же-невьев де Буа памятник, на котором по-прежнему значится: «Здесь похоронен Федор Шаляпин» (до перезахоронения в Москве певец был погребен на кладбище Батиньоль).
Но и другие факты не следует упускать из виду. Так, утверждение Когда оставят свои посты несколько последних профессиональных режиссеров, мы плавно переберемся из века XX в век XIX, то есть в эру дорежиссерского театра, нуждается в уточнении: когда театр стал режиссерским, неужели только в XX в.? Справочник подсказывает, что режиссерский театр существовал еще в эпоху Возрождения: тогда театры тяготели к «оседлой жизни» в городах, а спектакли нередко ставились на основе драматического произведения в соответствии с замыслом режиссера и под его руководством.
Особого внимания требуют, казалось бы, вещи общеизвестные. Мы часто их упускаем из виду в силу того, что слишком уверены в себе. Мало кто усомнится в справедливости утверждения: Самый большой водопад на планете – Виктория в Зимбабве. Над водопадом, пропускающим более 550 млн литров воды в минуту, даже ночью видна радуга. А заодно пропустит цифровые данные и радугу, каким-то образом видную ночью. А зря. Потому что Виктория действительно один из самых крупных и известных водопадов, но отнюдь не самый большой. По высоте падения воды крупнейшим на Земле является водопад Анхель в Южной Америке, а по количеству переносимой воды – Ниагарский в Северной Америке. Данные о количестве пропускаемой в единицу времени воды также нуждаются в уточнении. Большая советская энциклопедия (третье издание) дает цифру в среднем 14 тыс. куб. м в секунду. Это 840 тыс. л в минуту, т.е. более чем в полтора раза больше, чем указывает автор.
Данные справочников об одних и тех же фактах могут различаться. Если пособия не устарели, у редактора нет основания им не верить. Что же делать? О разночтениях в специальной литературе можно сообщить читателям. Если же об одном и том же текущем событии в разных источниках информации сообщаются разные сведения, что отнюдь не редкость, то целесообразно уточнить у автора, каким образом он получал информацию: сам был свидетелем или участником события или же пишет с чьих-то слов. Во многих редакциях СМИ существует традиция, когда на втором экземпляре рукописи автор указывает источники фактического материала, которые редактор оценивает с точки зрения того, насколько они заслуживают доверия, и по которым сверяет точность изложения.
Основные справочные издания последнего десятилетия приводятся в списке рекомендованной литературы. Важно выбирать наиболее авторитетные, будь то общие или специальные издания.
Если же и проверка по источникам не дает нужных результатов, прибегают к официальному подтверждению уважаемым, известным специалистом в той области знания, к которой относится проверяемый текст.
Цифра как вид фактического материала и элемент текста. Требования к ней
. Особые редакторские приемы связаны с оценкой и оформлением цифровых данных. Цифра в тексте – это элемент иной, не языковой знаковой системы. Она всегда привлекает внимание, и часто, еще не прочитав фразу, человек обращает внимание на цифру, содержащуюся в ней. Цифровые данные выполняют разные функции в тексте: они могут быть основной темой материала, подтверждать или иллюстрировать какую-то мысль. Но в любом случае основные требования к ним таковы:
• нельзя перегружать текст цифрами, так как это затрудняет его чтение;
• цифра должна быть говорящей, поскольку в тексте, рассчитанном на массовую аудиторию, важна не цифра как таковая, а то явление, которое она иллюстрирует;
• редактор должен позаботиться о том, чтобы цифры легко воспринимались в нужной грамматической форме;
• связанные по смыслу цифры в тексте должны быть сопоставимы, т.е. представлены в одних единицах измерения, причем в соответствии с издательскими правилами.
Легко заметить, что первые два требования относятся к анализу содержательной стороны текста и вытекают из общих закономерностей оценки фактического материала, количество и качество которого должно соответствовать его теме, жанру и авторской задаче, а вторые – к внешнему оформлению, направленному на то, чтобы цифра могла выполнить предназначенную роль. Рассмотрим их подробнее.
Говорящая и молчащая цифра: критерии точности*.Цифра как математический знак точна и всегда приковывает внимание. Но критерии точности в деловом документе и в тексте СМИ – не одно и то же. То, что информативно и значимо для специалистов, хорошо знакомых с предметом и способных проанализировать ситуацию только по приведенным цифрам, совершенно не обязательно в иной сфере коммуникации, например:
* Подробнее см.: Накорякова К.М. Цифра в публицистическом тексте // нурли-цистика и информация в современном обществе. М., 2000. С. 57–70.
«Межрегионгаз» очень скрупулезно отслеживает платежи за газ, при сбое платежей он реагирует адекватно – присылает телефонограммы и снижает объемы газа. Неблагоприятная ситуация сложилась во многом из-за неплатежей промышленных предприятий. Так,- задолженность ДСК примерно 6,5 млн рублей, ЦАГИ – порядка 5 млн, ЭМЗ – 3300 млн, ЖМЗ – более 3 млн. В должниках : числятся ДОС, АТП-18, ЖЛИиДБ, НИИП и т.д.
Какую информацию для неспециалиста содержит приведенный фрагмент? Только то, что не платить по долгам нехорошо, что наши предприятия называются неудобопроизносимыми аббревиатурами и что автор позаимствовал из делового документа неуместный канцелярский стиль. Читателю не ясно, что значат эти цифры: много задолжали предприятия или мало, какие последствия это может иметь. Иначе говоря, информация нулевая.
Еще пример: фрагменты из текста, посвященного острейшей проблеме – муниципальному жилью:
Люди слышат, что в Москве строится 3 млн м2 жилья. Цифра огромная. Это и коммерческие и муниципальные дома. Строится столько жилья! Где наше? На! род недоволен. <...> В Западном округе долги за планы 1992, 1993, 1994 гг. уже составили 60 тыс.м2. <...> А на этот год планируют нам 25 тыс. м2. Сейчас на территории округа 14 домов в разной степени готовности, это все коммерческое жилье, от инвесторов. В заделе всего 500 тыс. м2 жилья. В этом году сдадим 200 тысяч.
Текст изобилует цифрами, собственно, на них и строится. Но они мало что значат для несчастных очередников, которые, как сказано в том же материале, стоят в очереди больше 10лет... и переходят из плана одного года на другой год. Кроме ничем не доказанного утверждения, что 3 млн. м2 жилья – это огромная цифра (обратите внимание, не сказано даже, за какой срок это жилье строится), нет никаких фактов, комментирующих цифры. Информация, соответственно, в тексте также отсутствует.
Точные цифры, значимые в своей сфере коммуникации, здесь создают только иллюзию понимания ситуации. От таких цифр надо избавляться. В первом приведенном тексте, где цифры – частный пример, их можно просто убрать без ущерба для смысла. А во втором, где они передают основной смысл, материал нуждается в серьезной доработке.
Автор с помощью редактора должен найти понятные сопоставления – например, сообщить, сколько квартир в этих квадратных метрах, сколько людей в них нуждаются, в какие сроки получат, отделить муниципальное жилье от коммерческого. В авторском варианте от цифр только рябит в глазах, и читатель теряет интерес к сообщению.
Однако умело включенная в текст цифра способна порой сказать гораздо больше, чем любая подробность. Все приемы работы с цифровыми данными условно делятся на две группы: логические и риторические. В первых сам подбор цифр, ход рассуждений, вычислений комментирует какую-то жизненную ситуацию. Этот прием часто используется в материалах на социальные и экономические темы. Но, оценивая его, редактор всегда имеет в виду, что цифры должны быть красноречивы, а рассуждения понятны читателю.
Рассмотрим примеры: В Питере токсикоманят 31% «уличных детей», курят 79,2%, 61,7% – пьют, 32,2% – употребляют наркотики. Средний возраст – 13–14лет. Этот фрагмент взят из материала о современных беспризорниках и, как ни один другой факт, свидетельствует о бедственном положении детей. Следующий пример анализа цифр иллюстрирует, как махинации на некачественных товарах обогащают одних и обкрадывают других:
Бегут по российским дорогам фуры с привлекательным западным хламом для тысяч рынков, миллионов магазинов и даже престижных бутиков...
Недавно из Италии поступила партия обуви почти на 16 млн долларов. 16 млн «зеленых» – это почти 450 млн рублей, средняя цена итальянских ботинок – 3,5 тыс. рублей, следовательно, привезли порядка 130 тыс. пар. Выдаваемая за кожу обувь была сделана из кожезаменителя, который через пару дней носки трескался, шел пятнами, терял товарный вид. Коммерсанты знали о такой особенности товара и были готовы к тому, что «обутый» покупатель потребует деньги назад. «Пожалуйста, только надо провести товарную экспертизу, чтобы предъявить претензии поставщику». Эксперты той же самой лохотронной фирмы, проведя «анализ и оценку», возвращали «разутому» в прямом и переносном смысле слова гражданину деньги. Но за вычетом 350 рублей на экспертизу, оплаченную из кармана потребителя. Таким образом ловкачи наварили 45 млн рублей, приобретя за бесценок партию бросового товара, а скорее, получив от производителя кругленькую сумму за избавление от необходимости утилизировать брак.
Приемы второй группы – риторические – используют экспрессивные, выразительные возможности цифр. Возьмем радиорекламу:
Почему сотрудник отдела выплат страховой компании «Росно» Иван Алексеевич Петров обслуживает 28 человек за рабочий день, а не 12, как в других компаниях? Да потому, что ему для мелких страховых выплат не нужно множество документов, подтверждающих страховой случай! Скажем, украли телевизор у вас на даче. Вам не нужно идти в милицию, заводить уголовное дело. Достаточно принести в страховую компанию справку от председателя кооператива – и получи страховку.
Не так важно, соответствуют ли действительности упомянутые цифры, важно, что они – наглядное свидетельство преимуществ обслуживания в упомянутой компании и способны у потребителя вызвать желание застраховать имущество именно в ней.
Еще пример – здесь умелое использование цифр порождает мысли о парадоксальности нашей жизни, в частности законотворчества.
Точное количество действующих в России законов является страшной государственной тайной. В том смысле, что ни один человек, включая президента, этого количества не знает. В правовом управлении Госдумы нам назвали только приблизительные цифры. Итак, сейчас в РФ 1450 законодательных актов... Но это без учета указов Президента РФ, распоряжений правительства, министерств. А если с учетом, то получится уже 121 тысяча. Но и это не все. Если посчитать нормативные акты субъектов Федерации, постановления судов, то цифра возрастет до 500 тысяч. Как говорят специалисты юридической компании «Гарант», если распечатать все документы, получится стопка высотой с 24-этажный дом.
Как риторический прием цифры часто используются в заголовках, слоганах, других сильных позициях текста, причем часто и оформляются они вопреки традициям. Включи и выиграй 100 000рублей каждый день! – призывает реклама радиоигры «Music box», причем нули в цифре изображены в виде компакт-дисков. Или: 9 «девяток» [модель «Жигулей»], 99 призов и 99 999 подарков для покупателей 9 магазинов «Электрический мир». Совершите покупку дороже 999 рублей, участвуйте в моментальном розыгрыше и выиграйте один из главных призов.
Цифра-знак и цифра-слово: что догда предпочесть?Существуют традиции оформления цифрового материала в тексте, с которыми подробно можно ознакомиться в специальных изданиях*. Приведем самые общие правила. Числа однозначные в начале предложения, в косвенных падежах или при стечении нескольких чисел (пять 17-летних студентов) без указания единиц измерения обозначаются словами. Числа в сочетании с единицами измерения или числа неоднозначные – цифрами (3 тыс. экземпляров). Для чисел, начиная с тысячи, рекомендуется буквенно-цифровое обозначение (9 млн или 13 тыс.). Кроме того, надо помнить о правилах округления цифр. Чаще всего в массовой коммуникации не требуется представлять абсолютно точную величину. Чтобы она легче читалась и воспринималась, лучше округлить ее (скажем, вместо 10 275 дать обозначение чуть больше 10 тыс.).
* Подробнее см.: Справочная книга редактора и корректора. М., 1985. С. 87–96; Накорякова К.М. Цифра в публицистическом тексте // Публицистика и информация в современном обществе. М., 2000. С. 57–70.
Эти традиции связаны не в последнюю очередь с особенностями восприятия цифры в тексте: числа больших разрядов с трудом воспринимаются зрительно, сравните заголовки 100 000 000 – в студию! и Загогулина ценой в 188 миллионов долларов; $ 150 000 000 за проигрыш ЦСКА? и 4,8 миллиарда долларов не дошли до России. Следовательно, если нет стилистического задания, которое оправдывало бы отступление от правил, нарушать их не следует. Но и желая поразить читателя количеством нулей в цифре или разрядов после запятой, надо позаботиться о том, чтобы он мог легко привести их к привычному виду. Например, дробь в тексте За годы работы по программе 6 Sigma компания Motorola достигла того, что дефекты отсутствуют в 99,99996% случаев означает стотысячные доли процента. И, даже учитывая, что она использована больше в риторических, чем в информационных целях, лучше привести информацию о количестве изделий с недостатками на сотню, тысячу или миллион штук, в данном случае – 1 изделие с дефектом придется на 2,5 млн экземпляров. Такая иллюстрация ничуть не менее выразительна, чем дробь, с пятью разрядами за запятой, но воспринимается куда легче: За годы работы по предложенной системе фирма достигла такого уровня качества, что дефекты отсутствуют в 99,9996% случаев, т.е. 1 дефект встречается в одном из 2,5 млн изделий.
Включая цифру в текст, важно иметь в виду еще одно обстоятельство: числа больших разрядов, переданные цифрами, при первом прочтении всегда воспринимаются как стоящие в именительном падеже независимо от их реальной грамматической формы, так что читатель вынужден возвращаться к соответствующему тексту еще раз. Это создает помехи в коммуникации. Редактор должен позаботиться о том, чтобы число воспринималось легко и в правильной грамматической форме.
Оформление цифр в тексте: принцип сопоставимости.Работая с цифровым материалом, редактор должен помнить о сопоставимости цифр. Во-первых, связанные по смыслу цифры следует представлять в одних и тех же единицах измерения и графически единообразно. Например, текст: Инкрустированный столик «Флора Лотарингии» (в миллион долларов) вернулся из Франции со вздутиями – не выдержал климата. Ущерб – 12,5 тыс. долл. В Риме какой-то маньяк что-то нацарапал на картине Матисса. Ущерб – 125 млн руб. – воспринимается с трудом, так как читатель должен сам переводить цифры в сопоставимые единицы – либо в рубли, либо в доллары.
Во-вторых, если в тексте есть относительные величины, скажем проценты, то редактор должен проверить, опираются ли они на какую-то абсолютную величину. Так, текст: Еще в 1996 году был отмечен рост самоубийств среди офицеров. На одном из последних совещаний в Министерстве обороны говорили, что этот показатель достиг 20% – не может не озадачить: 20 процентов чего? На этот вопрос должен был ответить редактор при подготовке текста. Иначе читатель, скорее всего, соотнесет эту цифру с общей численностью офицеров в армии, принятой за 100%, и ужаснется: каждый пятый – самоубийца.
Кроме того, если дается процентный состав чего-либо (а это один из излюбленных журналистами и рекламщиками приемов подачи фактов), то редактор должен, сложив проценты, убедиться, что их ровно 100. Иначе, прочитав следующий текст: На совещании в Академгородке вице-премьер... на доске мелом нарисовал схему, из которой следовало, что в стране примерно 40% научного потенциала находится на мировом уровне, около 30% – работает на четыре с плюсом – четыре с минусом, а 10% – из рук вон плохо, внимательный читатель удивится: а что делают еще 20% «научного потенциала»?
§ 5.9. Работа редактора со статистикой*
* См. Мильчин А.Э. Методика редактирования текста. М., 1980. С. 199–201.
Часто фактическая основа текста включает достаточно большое количество сопоставимых на каком-либо логическом основании данных – статистику. Редакторская работа со статистическими данными имеет некоторую специфику, связанную с проверкой правильности цифр и с их представлением в тексте.
Как метод внутритекстовой проверки статистического материала используется группировка данных на основе одного принципа, например хронологического, возрастания или убывания величин. Такая группировка позволяет выявить динамику явления и данные, не соответствующие ей. Возьмем ряд цифр из примера, который был рассмотрен в § 5.8: Задолженность ДСК примерно 6,5 млн рублей, ЦАГИ – порядка 5 млн, ЭМЗ – 3300 млн, ЖМЗ – более 3 млн. Задолженности трех предприятий (6,5; 5 и более 3 млн руб.) сопоставимы и правдоподобны, а вот сумма в 3300 млн руб. выглядит фантастично. Именно она и нуждается в первую очередь в проверке по авторитетным источникам. Не исключено, что цифра верна, а статистика не отражает, скажем, размеры предприятия и количество потребляемого электричества. Но возможно, и скорее всего, в тексте ошибка. Вероятно, при подготовке материала кто-то начал переводить тысячи рублей в миллионы, но не довел дело до конца.
Кроме того, само расположение материала в определенной последовательности способно иллюстрировать динамику явления nyi-ше всяких слов:
По данным Института народно-хозяйственного прогнозирования, богатые в нашей стране тратят в 10 раз больше, чем бедные, на питание вне дома, в 9 раз больше на покупку алкогольных напитков, в 6 раз больше на фрукты и кондитерские изделия, в 4 раза больше на мясо и рыбу и лишь в 2 – на хлеб и картошку.
§ 5.10. Таблицы и выводы как способ оформления статистических данных*
* Подробнее см.: Справочная книга редактора и корректора. М., 1985. С. 228–290; Мильчин А.Э. Издательский словарь-справочник. М., 1998; ОСТ 29.130-97. Издания. Термины и определения // Стандарты по издательскому делу. М., 1998.
Большое количество статистических данных перегружает текст, и злоупотреблять ими не следует. Например, невозможно без затруднений понять следующий фрагмент:
Мэра Юрия Лужкова россияне считают самым честным российским политиком. Об этом свидетельствуют данные всероссийского опроса, проведенного фондом «Общественное мнение». Вслед за мэром Москвы, набравшим 18% голосов респондентов, идут Григорий Явлинский (17%), Геннадий Зюганов (16%) и Александр Лебедь (12%).
Опрошенные считают также, что эти четверо политиков лучше понимают проблемы простого народа. Ю. Лужкову приписывают это достоинство 24% опрошенных, Г. Зюганову – 22%, Г. Явлинскому – 18%, А. Лебедю – 13%.
Разброс мнений несколько возрастает, когда речь заходит о том, кто из политиков в наибольшей степени имеет опыт государственного руководителя. Лидирует вновь Ю. Лужков (37%), реже упоминается Г. Зюганов (22%), В. Черномырдин (20%), Г. Явлинский (18%), А. Лебедь (15%).
Видимо, основная идея автора – доказать статистически большую популярность одного из политических лидеров. Но идея эта почти тонет в обилии однородных данных. Такой материал лучше оформить по-другому – дать статистическую таблицу, исключив эпизодически появляющиеся фамилии, и в небольшой подводке к ней сформулировать основную идею. Скажем, так:
Россияне считают одним из самых честных, опытных в государственном управлении и профессиональных российских политиков мэра Москвы Юрия Лужкова. Об этом свидетельствуют данные всероссийского опроса, проведенного фондом «Общественное мнение».
Число поданных голосов,%
Вопрос | За Ю. Лужкова | За Г. Явлинского | За Г. Зюганова | За А. Лебедя |
Кого вы считаете самым честным политиком? | ||||
Кто из политиков лучше понимает проб- | ||||
У кого из политиков наибольший опыт государственного управления? |
Статистический материал в зависимости от сложности графически оформляют по-разному – в виде таблиц (оформленные горизонтальными и вертикальными линейками колонки и графы однородных, сопоставимых данных, построенные так, что каждое данное включено одновременно и в строку, и в графу) или выводов (простые по составу таблицы без прографки из одной, двух граф, связанные синтаксически с текстом). Требования к оформлению и таблиц и выводов одни и те же.
Классическая таблица состоит из нескольких частей. Нумерационный заголовок необходим в том случае, если текст содержит несколько таблиц и их нужно соотнести с текстом, тематический заголовок – формулирует основную тему таблицы и размещается над ней. Сама таблица всегда включает головку – верхнюю строку таблицы, в которой расположены рубрики – заголовки граф, обобщенно называющие логические подлежащие, т.е. характеризуемые в таблице предметы. Головка таблицы может состоять из одного или нескольких соподчиненных ярусов в зависимости от сложности логического подлежащего. Следующий обязательный элемент таблицы – хвостовая часть; она находится под головкой и содержит логические сказуемые, т.е. сведения, которые характеризуют логические подлежащие. Логические сказуемые в хвостовой части располагаются в графах – вертикальных столбцах, совокупность которых называется прографкой, и в строках.
С левой стороны в таблицу включают боковик – это первая графа, в которой указаны рубрики – заголовки строк. В боковике, так же как и в головке, располагают логические подлежащие таблицы. Сказуемыми к подлежащим, названным в заголовках боковика, будут данные, приводимые в соответствующих строках. В любой таблице обязательно линейками выделяются головка, боковик и графы. Общий вид таблицы, включающей только обязательные элементы, будет следующий:
Нумерационный заголовок
Тематический заголовок
БО | ГО | ЛОВ | КА |
КО ВИК |
В верхней ячейке над боковиком приводится обобщенное название боковика. Как видно из иллюстрации, в таблице не обязательны нижняя граница и линование строк. Но для наглядности строки можно обозначить чередованием цветов фона.
Классическая таблица читается сверху вниз и слева направо. Она должна .быть лаконичной, наглядной и удобочитаемой. Это значит, что при отборе данных следует руководствоваться необходимым для понимания сути явления минимумом сведений, логически сопоставимых и отражающих суть явления. Показатели, которые предполагается сопоставлять в первую очередь, располагают вертикально, т.е. в графах, так как такое расположение удобнее для восприятия.
Не следует перегружать таблицу лишними рубриками. В ней не должно быть пустых строк и граф, таких рубрик, как «Всего», «Названия», «Единицы измерения», «Порядковый номер» и т.п., поскольку все эти сведения либо вытекают из содержания таблицы, либо указываются в соответствующих рубриках головки или боковика. Выделение рубрик должно опираться на логические правила деления понятий. Систематизируются рубрики на основе возрастания или убывания величин, и данные в них представляют в одинаковых единицах. Все повторяющиеся в графах элементы, например единицы измерения, выносятся в головку таблицы, повторяющиеся элементы в строках – в боковик. Заголовки таблиц, названия рубрик должны быть четкими и однозначными, иллюстрирующими основную идею. Заголовки верхнего яруса даются в именительном падеже и с прописной буквы, подчиненных ярусов – в именительном падеже, как правило, со строчной буквы.
Разберем в соответствии с этими требованиями одну из опубликованных таблиц.