Формы глаголов, причастий и деепричастий
Упражнение 1. Определите, какие из приведенных глагольных форм соответствуют норме литературной речи, а какие разговорному стилю и просторечью?
Лягу – ляжу, лихоражу – лихорадю, кладу – ложу, награжу – наградю, наплещу – наплескаю, налягу – наляжу, ляг – ляж, положи – поклади, мурлычь – мурлыкай, поезжай – езжай, выставь – выстави, взглянь – взгляни, полоскает – полощет, плескает – плещет, капает – каплет, кудахтает – кудахчет, колыхает – колышет, мурлыкает – мурлычет, махает – машет, рыскает – рыщет, кликает – кличет.
Упражнение 2. Укажите примеры неверно образованных форм глагола. Исправьте ошибки.
Успокаивать человека, подымать ноги, захлопывать дверь, ничего не видать, съезжалися гости, сосредоточивать внимание, результаты подытоживовались, кладет на столе, ездиет на троллейбусе, сыплет песок, не слыхал про несчастье, лазать по деревьям, оформлять документы, заведовать кафедрой.
Упражнение 3. Образуйте формы прошедшего времени от данных глаголов. Каковы нормы употребления этих форм в современном русском литературном языке?
Глохнуть, крепнуть, мокнуть, поникнуть, ослепнуть, застынуть, постигнуть, отвергнуть, гаснуть, сохнуть, чахнуть, киснуть.
Упражнение 4. Раскройте скобки, вставляя подходящие по смыслу глаголы. Объясните, чем по смыслу или по стилистической окраске различаются параллельные глагольные формы.
1. Яд (капает, каплет) сквозь его кору.
2. Ветер бесшумно (брызгает, брызжет) в стекла водяной пылью.
3. Он (метает, мечет) гром и молнии.
4. Им (двигает, движет) чувство сострадания.
5. Лошадь (махает, машет) хвостом.
6. Девушка мне тихо (махает, машет).
Упражнение 5. Прочитайте отрывок из повести А.С. Пушкина «Метель». Отметьте глаголы, не соответствующие нормам современного языка. Каковы нормы употребления этих глагольных форм в современном русском литературном языке? Объясните, почему особое внимание А.С. Пушкин уделяет глаголам. Какую функцию они выполняют в тексте?
Едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилося с землею. Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу; лошадь ступала наудачу и поминутно то въезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались; Владимир старался только не потерять настоящего направления. Но ему казалось, что уже прошло более получаса, а он не доезжал еще до жадринской рощи. Прошло еще около десяти минут; рощи все было не видать. Метель не утихала, небо не прояснялось…
Упражнение 6. Прочитайте текст. О какой стилистической особенности причастияв нем говорится?
Причастия <…> обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет, который метет и пр. – заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом (А. Пушкин).
Упражнение 7. Прочитайте и запишите отрывки из стихотворений. Укажите прилагательные и причастия. Каковы их функции в текстах?
Чем различаются причастия увядший – увянувший, пропахший – пропахнувший?
Минутная краса полей, Степной нечесаный растепа,
Цветок увядший, одинокий, Пропахший липой и травой,
Лишен ты прелести своей Ботвой и запахом укропа,
Рукою осени жестокой. Июльский воздух луговой.
В. Жуковский Б. Пастернак
Упражнение 8. Образуйте причастия от глаголов завязнуть, исчезнуть, зачахнуть, иссякнуть, постигнуть. Какие формы признаются нормативными? Укажите параллельные формы.
Упражнение 9. Укажите предложения с неверным употреблением причастных оборотов. Исправьте ошибки.
1. Горная цепь тянется с востока на запад, состоящая из множества хребтов.
2. Отредактированная автором рукопись лежала на столе.
3. Каждый студент, пожелавший бы участвовать в работе научного кружка, должен подать заявление в деканат.
4. Ученики, напишущие слабо домашнее сочинение, должны будут его переделать.
5. Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.
6. Прочитанная лекция для студентов о мирном использовании атомной энергии вызвала большой интерес.
7. Практическое задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений.
Упражнение 10. Замените, где это возможно, придаточные определительные предложения причастными оборотами.
1. Мы проезжали по равнине, которая была выжжена солнцем и покрыта пылью.
2. Грибоедов в комедии «Горе от ума» затронул ту же тему, которую потом стали разрабатывать другие писатели-классики.
3. Среди книг не было ни одной, которая не заинтересовала бы меня.
4. Илья входил на двор с важным видом человека, который хорошо поработал.
5. Из соседней комнаты доносятся звуки, которые постепенно нарастают и превращаются в непрерывный шум.
Упражнение 11. Найдите деепричастные формы, не соответствующие нормам современного литературного языка. Какие формы используются в качестве нормы в современном русском языке?
1. Сапожник мой, схватя мешок, скорей домой (И. Крылов). 2. Ждет – пождет с утра до ночи, // Смотрит в поле, инда очи // Разболелись, глядючи // С белой зори до ночи (А. Пушкин). 3. Я долго стоял неподвижно, в далекие звезды вглядясь (А. Фет). 3. Собакевич согласился охотно и тут же, подошед к бюро, собственноручно принялся выписывать (Н. Гоголь). 4. Она, хохотав и вязав чулок, жила себе беззаботно и припеваючи (А. Герцен). 5. Прощальных слез не осуша и плакав вечер целый, уходит с запада душа, ей нечего там делать (Б. Пастернак) [36, с. 86]*.
Упражнение 12. В произведениях писателей-классиков встречается употребление деепричастных оборотов, которое не соответствует нормам современного русского литературного языка и связано с влиянием синтаксиса французского языка. Определите, в чем заключается неправильность использования этих оборотов с точки зрения современных норм.
1. …Имея право выбирать оружие, жизнь его была в моих руках (А. Пушкин). 2. Проезжая на возвратном пути в первый раз весной знакомую березовую рощу, у меня голова закружилась и забилось сердце от смутного сладкого ожидания (И. Тургенев). 3. Вообразив себе, что трубка для меня смертельна, мне показалось, что я умираю (Л. Толстой). 4. Проснувшись на другой день, первою мыслию моею было приключение с Колпиковым (Л. Толстой) [36, с. 86-87]*.
Упражнение 13. Включенные в скобки деепричастные обороты вставьте в предложения.
Образец: Врач внимательно осмотрел больных и вышел из палаты (дав нужные указания сестре). – Врач внимательно осмотрел больных и,дав нужные указания сестре, вышел из палаты.
1. Сквозь стекло окон в комнату пробивались лунные лучи (освещая ее неярким светом). 2. Группа геологов поднялась по склону горы и спустилась с противоположной стороны (по пути изучая различные горные породы; достигнув перевала). 3. Через несколько минут всадники мчались уже по дороге (быстро вскочив на лошадей; поднимая густую серую пыль). 4. Старик остановился и оглянулся (пройдя несколько шагов; словно дожидаясь кого-то). 5. Мой собеседник зажег свечу и продолжал свой рассказ (достав из кармана спички; отпив немного воды из кружки).
Контрольные вопросы
1. Расскажите об особенностях употребления вариантов видовых форм глагола.
2. Укажите стилистические различия между возвратными и невозвратными формами глагола.
3. Что такое изобилующие и недостаточные глаголы?
4. Расскажите об особенностях употребления глаголов в художественных текстах.
5. Какие формы причастий вы знаете?
6. «Только там, при легком шуме бегущей реки, посреди цветущих и зеленеющих деревьев и кустов, теплом и благовонием дышащей ночи, имеют полный смысл и обаятельную силу соловьиные песни…» (С. Аксаков). Какие причастия есть в данном отрывке? Чем объясняются различия в суффиксах причастий?
7. Изобразительные свойства каких частей речи совмещают причастия? Как могут быть использованы эти свойства в художественной речи?
8. Какова роль деепричастий в тексте?
СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ
|
Порядок слов в предложении
|
Упражнение 1. Составьте предложение и измените в нем порядок слов. Подумайте, изменяется ли в результате перестановки членов предложения его смысл?
Упражнение 2.В каких предложениях нарушен прямой порядок слов? Как располагаются синтаксические члены (подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство) в предложении с прямым порядком слов?
1. Усвоила Татьяна эти правила быстро. 2. Солнце желтое вставало на горизонте. 3. Ученик точно передал содержание прочитанного. 4. Иван Петрович был науки человеком. 5. Вкусный обед сварил повар. 6. Спортсмен медленно бежал. 7. Сын старшего брата был странным. 8. Высокая красного дерева кровать стояла в комнате.
Упражнение 3.Д.Э. Розенталь отмечал, что порядок слов в предложении имеет «синтаксическое значение». Сопоставьте данные предложения и подумайте, что имел в виду известный языковед?
1. Я встретил учителя брата. Я встретил брата учителя.
2. Москва – столица России. Столица России – Москва.
3. Наша задача – учиться. Учиться – наша задача.
4. Брат вернулся больной. Больной брат вернулся.
5. Звездная ночь. Ночь звездная.
Упражнение 4. Отредактируйте данные предложения и объясните, почему они нуждаются в правке?
1. Была организована выставка работ воспитателей, родителей, детей из природного материала. 2. Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекций по сварке доцента Юрьева. 3. После ссоры друзей произошел быстрый отъезд с именин Онегина. 4. Общественность широко готовится отметить пятидесятилетие литературной деятельности писателя. 5. Усилена борьба со всякого рода нарушениями трудовой дисциплины со стороны администрации завода. 6. Прежде чем включать установку, необходимо снять все плакаты с надписью «Не включать! – работают люди», повешенные перед началом работы. 7. А затем со двора я вошел в узкую дверь и по еще узкой винтовой лестнице поднялся на второй этаж. 8. Вошла горничная с накрахмаленным на голове чепцом. 9. Текучесть кадров порождает невнимательное отношение администрации. 10. Газета назвала этот указ горькой пилюлей для сторонников «шоковой терапии», которая должна быть проглочена [21, с. 550]*.
Упражнение 5. Объясните, какой художественный эффект достигается авторами в результате использования инверсии.
1. Он смотрел вокруг себя с волнением неописанным (А.С. Пушкин). 2. Судьбы свершился приговор (М.Ю. Лермонтов). 3. Ослепительно-яркое вырвалось из печи пламя (Ф. Гладков). 4. Женщина подошла и тоже смотрела боязливо (В. Панова). 5. Очарованья ранние прекрасны. Очарованья ранами опасны… (Е. Евтушенко). 6. Кое-как удалось разлучиться и постылый огонь потушить (А. Ахматова).