Занятие 11. Проза И.А.Бунина

Биография писателя

Краткий пересказ

Вопросы для обсуждения:

  1. Особенность писательской манеры Бунина в лирической прозе 1890-1900-х годов («Антоновские яблоки», «Сосны»): бессюжетность, авторская субъективность (свободный поток чувств, мыслей, воспоминаний, ощущений и ассоциаций), мотивы распада патриархальной усадьбы.
  2. Творчество Бунина 1910-х годов:

автоматическое существование и «настоящая» жизнь в рассказе «Человек из Сан-Франциско»;

мотивы бессмертия души («Сны Чанга», «Легкое дыхание»).

концепция любви как «святого свойства души» («Святые»).

философская проблематика рассказа «Братья».

  1. Эмигрантское творчество писателя как «преображение прошлого в памяти». Лабиринт бессознательных движений человеческой души и мотив безысходности личной судьбы («Митина любовь»). Конденсированность внутреннего действия, емкость художественного времени, драматический психологизм в рассказе «Солнечный удар».
  2. Особенности стиля поздней прозы Бунина: артистизм заостренно-субъективного видения мира, трагизм мироощущения. Новеллы сборника «Темные аллеи» как итог мировоззренческих и творческих исканий Бунина: неисповедимость путей любви и неотвратимость смерти. Загадка рассказа «Чистый понедельник»: сложность русского национального характера, жажда душевной чистоты, веры, аскетической простоты и строгости бытия.

Занятие 12. Творчество Ф. Кафки и проблемы модернизма. Роман Е.Замятина «Мы»

Биография писателя

Краткий пересказ

Вопросы для обсуждения:

  1. Место творчества Ф. Кафки в литературе модернизма.
  2. Характер изображения «отчуждения» человека в произведениях Кафки.
  3. Жанр притчи и парабола в новелле Кафки «Превращение».
  4. Тема «маленького человека» в новелле «Превращение». Образ Грегора Замзы.
  5. Новелла «В исправительной колонии». Особенности композиции, конфликт.
  6. Следование Кафки традициям Х1Х века в изображении действительности.
  7. Особенности поэтики Ф.Кафки.

Роман Е. Замятина «Мы»

Биография писателя

Краткий пересказ

Вопросы для обсуждения:

  1. История создания романа.
  2. Социальная и нравственно-философская проблематика. Решение в романе «вечных» вопросов (о жизни, душе, любви и пр.).
  3. Образный мир романа. «Мы» и «Я». Противопоставление нумера и личности. Характеристика главных героев (Д-503, И-330, О, Ю и др.).
  4. Роль образа Зеленой стены в романе. Сопоставительная характеристика мира «за стеной» и мира Единого государства.
  5. Образ Древнего дома, его назначение.
  6. Единое государство как порождение тоталитарного режима. Образ Благодетеля – выражение культа вождя.
  7. Особенности жанровой формы романа. «Дневниковость».
  8. «Мы» как роман-утопия и роман-предупреждение.


Занятие 13. Роман Б. Пастернака «Доктор Живаго»

Биография писателя

Краткий пересказ

Вопросы для обсуждения и задания:

  1. История создания и публикации романа "Доктор Живаго". Источники романа.
  2. Жанр и композиция романа " "Доктор Живаго".
  3. Судьбы русской интеллигенции и революции в романе "Доктор Живаго".
  4. Живаго и Антипов- Стрельников- два полюса революции.
  5. Образы женщин в романе "Доктор Живаго". Их соотношение с судьбой Юрия Живаго.
  6. Особенности поэтики романа "Доктор Живаго".

Занятие 14. Драматургия А. Вампилова («Утиная охота», «Старший сын»)

Биография писателя

Краткий пересказ

Вопросы для обсуждения:

  1. Проблемы и герои пьесы А. Вампилова.

а) Жестокость бесчеловечности, равнодушия, столкновение добра и зла.

б) Социальные и нравственно-психологические причины изломанности человеческой жизни.

  1. Особенности конфликта, сюжета и композиции пьесы, роль символики.
  2. Сценические интерпретации пьесы.

Занятие 15. Проза Ч. Айтматова («И дольше века длится день», «Плаха»)

Биография писателя

Краткий пересказ

Вопросы для обсуждения:

1. Романы-метафоры («И дольше века длится день» и «Плаха»).

2. Постижение мира и человека.

3. Проблема планетарного мышления: сохранение человечества, культуры, нравственности; противостояние энтропии; взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего.

4. Усложнение пространственно-временных решений в рамках романа.

Занятие 16.

Концерт по современной поэзии

Примечание

1. Участие в блиц-опросе на лекции по предыдущей теме:

Каждый студент знает содержание ранее изученного материала в пределах лекционного курса и отвечает на вопросы

2. Выразительное чтение отрывков из изучаемых произведений:

К каждому семинарскому занятию каждый студент готовит любой отрывок (по желанию) из изучаемого произведения для выразительного чтения объемом 2/3 – 1/2 страницы.

3. Участие в обсуждении темы семинарского занятия, участие в учебной дискуссии, устный ответ:

Каждый студент готовит все вопросы к семинарскому занятию, имеет текст художественного произведения и участвует в дискуссии

4. Контрольные точки:

См. список обязательной для чтения литературы

Вариант задания:Проанализируйте предложенный фрагмент по следующим вопросам:

1. определите название текста, частью которого является фрагмент, его автора;

2. укажите время создания произведения, литературный род и жанр (докажите), литературное направление, к которому принадлежит текст;

3. назовите основные признаки литературного направления, к которому относится произведение (подтвердите примерами из отрывка);

4. определите основные изобразительно-выразительные средства, фигуры речи, используемые автором, и их назначение в раскрытии идейно-тематического замысла;

5. определите место данного фрагмента в художественном целом произведения.

Проводятся в конце каждого семестра

Наши рекомендации