Раздел 9. Художественный стиль

Ответы свяжите с примерами из литературы.

1. Какую эволюцию содержания пережило слово, понятие стиль?

2. Что такое художественный стиль?

3. Назовите пять основных известных стилей.

4. Что является показателем цельности, единство стиля?

5. Назовите известные закономерности, стилевые доминанты.

6. Назовите особенности стилей: описательного, сюжетного, психологического, жизнеподобного, фантастического, номинативного, риторичного, монологичного, разноречного.

7. Назовите (три) формы ритмической упорядоченности художественной речи.

8. Дайте характеристику простой и сложной композиции.

Раздел 10. Историко-литературный процесс

Ответы свяжите с примерами из литературы.

1. Что входит в понятие художественный метод, что значит историзм художественного метода?

2. Какое содержание вкладывал Аристотель в понятие мимесис?

3. Что понимается под игровым искусством?

4. Что понимают под литературным направлениям?

5. Как соотносятся метод и направление?

6 Что понимают под литературным течением?

7. Что не повторяется в истории направление или метод?

8. Назовите самые известные литературные направления, сформулируйте их основные отличительные особенности.

Раздел 11. Школы литературоведения.

Современное литературоведение

Ответы свяжите с примерами из литературы.

1. Что вам известно об истории науки о литературе, какую эволюцию пережила эта наука?

2. Расскажите о достоинствах и недостатках школ литературоведения: биографической, сравнительно-исторической, мифологической, культурно-исторической, психологической, социологической, вульгарно-социологической, формальной, структуральной.

3. Что лежит в основе современных течений в литературоведении, именуемых интуитивизм, фрейдизм, нарратология, герменевтика, интертекстуальность?

В чем заключается основная мысль статьи «Еще о точности литературоведения» (1979) Д.Лихачева.

Познакомьтесь с положениями эссе Р.Барта «Смерть автора» (1968). Дайте свое понимание проблемы в эссе и смежной проблемы в статье этого же автора «От произведения к тексту» (1971).

Что можно сказать о взглядах Д.Лихачева и Р.Барта на литературу и литературоведение?

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

№ 1.

1. Наука о литературе, ее основные разделы и подразделы.

2. Понимание искусства, «закон красоты» в творчестве, основные виды искусства и его назначение.

3. Содержание категории «художественный образ», соотношение художественного образа и научного понятия: общее и отличное.

4. Содержание понятия «троп», объясните функции, дайте примеры следующих тропов: эпитет, метафора, олицетворение, аллегория, метонимия, синекдоха, перифраз.

5. Содержание понятия «троп», объясните функции, дайте примеры следующих тропов: эвфемизм, гипербола, литота, ирония, сарказм.

5. Содержание понятия «поэтическая фигура», объясните функции, дайте примеры следующих фигур: инверсия, антитеза, параллелизм, анафора.

6. Содержание понятия «поэтическая фигура», объясните функции, дате примеры следующих фигур: эпифора, риторический вопрос (обращение, утверждение, восклицание), градация

Содержание понятия «поэтическая стилистика», объясните функции, дайте примеры следующих художественно-стилистических приемов: многосоюзие, бессоюзие, эллипсис, оксюморон.

7. Содержание понятия «поэтическая фонетика», приведите примеры, объясните цели использования: ассонанса, аллитерации, звукоподражания.

8. Что называют «поэтической лексикой», объясните принципы образования, цели использования: диалектизма, провинциализма, неологизма, прозаизма. Что называют «поэтизмами»?

9. Что понимается под «содержанием литературного произведения», назовите, объясните его основные категории. Привести примеры.

10. Что понимается под «формой художественного произведения», назовите, объясните ее основные категории и элементы. Привести примеры.

11. Что понимается под «внесюжетными элементами», объясните их функции. Привести примеры. Что понимается под «целостностью художественного произведения».

12. Объясните содержание понятий «автор художественного произведения» и «автор в художественном произведении». Объясните содержание понятий: герой, персонаж, система персонажей, характер, литературный тип, прототип.

13. Содержание понятия «лирический герой». Лирический герой как субъект и объект произведения. Эволюция понятий и их применение. Ролевая лирика, условный персонаж.

14. Содержание понятий «художественное время», «художественное пространство», «хронотоп». Функции дискретности, фрагментарности, условности в отображении времени и пространства. Тенденции.

15. Хронотоп и жанровая специфика произведения. Своеобразие хронотопических отношений в драме. Понятие абстрактного и конкретного времени и пространства, их функции в художественном произведении. Привести примеры.

16. Объясните отличительные особенности времени «повествовательного» и «событийного». «Наполненность» – «ненаполненность» пространства и времени как характеристики стиля. Закон «поэтической экономии». «Сюжетное» и «хроникально-бытовое», «замкнутое» и «незавершенное» время в художественном произведении. Привести примеры.

17. Деление литературы на роды, виды, жанры. Объясните своеобразие каждого литературного рода, двухродовых образований. Объясните содержание понятий: эпичность, драматизм, лиризм.

18. Основные понятия стиховедения. Содержание понятия ритм и его значение. История (систем) стихосложения в России, отличительные особенности известных систем.

19. Что есть минимальная структурная единица стиха. Что понимается под двусложными и трехсложными размерами. Каково содержание понятий «пиррихий», «спондей». Рифма и ее виды. Монорифма.

20 Строфа, принципы ее образования и виды. Содержание понятия сонет, онегинская строфа. Расскажите о видах неклассической стиховой организации.

21. Эволюция понятия стиль. Что понимается под художественным стилем? Основные стили. Доминанты стиля. Формы ритмической упорядоченности художественной речи.

22. В чем заключаются видовые особенности стилей: описательного, сюжетного, психологического, жизнеподобного, фантастического, номинативного, риторичного, монологичного, разноречного.

23. Объясните содержание понятий художественный метод, художественное направление, художественное течение. Что можно сказать о соотношении методов и направлений. Историзм художественного метода. Мимесис и игровое творчество.

23. Расскажите об известных литературных направлениях и их отличительных особенностях.

24. В чем видятся достоинства и недостатки следующих школ литературоведения: биографическая, сравнительно-историческая, мифологическпая, культурно-историческая, психологическая.

25. В чем видятся достоинства и недостатки следующих школ литературоведения: социологическая, вульгарно-социологическая, формальная, структуральная.

26. Охарактеризуйте такие течения в современном литературоведении, как интуитивизм, фрейдизм, нарратология, герменевтика, интертекстуальность.

№2

1. Изложите основные положения статьи Д.Лихачева «Внутренний мир художественного произведения».

2. Попробуйте развить, проиллюстрировать мысли М.Бахтина в его публикации «Ответ на вопрос редакции “Нового мира“ (1970).

3. В.Шкловский в статье «Искусство как прием» (1917) сомневается в правильности суждения «Искусство – это мышление образами». Дайте свое понимание проблемы.

4. Р.Якобсон в статье «О художественном реализме» сомневается в правомерности термина «реализм» в приложении к литературе. Дайте свое понимание проблемы.

5. Структуральный анализ поэтического текста по Ю.М.Лотману. Изложите основные положения «Введения» в сборнике: Ю.М.Лотман « О поэтах и поэзии: анализ поэтического текста» (любое издание).

6. Структуральный анализ поэтического текста по Ю.М.Лотману. Изложите основные положения первого раздела «Задачи и методы структурного анализа поэтического текста» в сборнике: Ю.М.Лотман « О поэтах и поэзии: анализ поэтического текста» (любое издание).

7. Раскройте содержание, дайте оценку статье Б.Эйхенбаума «Как сделана “Шинель” Гоголя» (1919, см. любое издание). Дайте понимание проблемы.

8. М.Бахтин о роли пространственно-временных представлений в литературных произведениях: Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М., 1975.

9. Что сказал об искусстве Аристотель в работе «Об искусстве поэзии».

10. К кому обращается Н.Буало в трактате «Поэтическое искусство»? Сформулируйте и перечислите его поучения.

11. Сформулируйте основные положения (критерии) статьи В.Белинского «Разделение поэзии на роды и виды».

12. В чем заключается основная мысль статьи «Еще о точности литературоведения» (1979) Д.Лихачева.

13. Познакомьтесь с положениями эссе Р.Барта «Смерть автора» (1968). Дайте свое понимание проблемы в эссе и смежной проблемы в статье этого же автора «От произведения к тексту» (1971).

14. Что можно сказать о взглядах Д.Лихачева и Р.Барта на литературу и литературоведение?

Наши рекомендации