Введение в литературоведение
ВВЕДЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
Филология,бакалавры. 1 курс, 1 семестр. Лекции – 17 часов, практические занятия – 32 часа.
Балльная структура оценки (100 б.)Посещение учитывается (!) – 0. Работа на семинарах – 20+20 баллов. Внутрисеместровая аттестация – 15 баллов. Итоговый экзамен – 45 баллов.
Основная научно-методическая литература:
Учебник: «Введение в литературоведение» под ред. Л.М.Крупчанова (любое издание).
Хрестоматия: «Теория литературы» под ред. П.А.Николаева (любое издание).
Дополнительная научно-методическая литература:
1. Чернец Л.В. Введение в литературоведение / Под ред. Чернец Л.В. (5-е изд., испр. и доп.) учебник. – М.: Академия, 2012.
2. Хализев В.Е. Теория литературы. Изд. 5-е – М.: Высшая школа, 2009.
3. Прозоров В.В., Елина Е.Г. Введение в литературоведение – М.: Флинта, 2012.
4. Есин А.Б. Литературоведение. Культурология. – М.: Флинта, 2011.
5. Эсалнек А.Я. Основы литературоведения: Анализ художественного произведения: учебное пособие. – М.: Флинта, 2004.
6. Эсалнек А.Я. Основы литературоведения: Анализ художественного произведения: Практикум. – М.: Флинта, 2011.
7. Хрестоматия по теории литературы. М., 1982 или любое другое издание.
ТЕМЫ ЛЕКЦИЙ
Раздел 1. НАУКА ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
Раздел 2. СПЕЦИФИКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Раздел 3. ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Раздел 4. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА
ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Раздел 5. ЛИТЕРАТУРНЫЙ СУБЪЕКТ,
АВТОР, ЛИРИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ
Раздел 6. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО
И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВРЕМЯ
Раздел 7. Литературные роды и жанры
Раздел 8. СТИХОВЕДЕНИЕ
Раздел 9. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ
Раздел 10. ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС
Раздел 11. ШКОЛЫ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ.
СОВРЕМЕННОЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
ВОПРОСЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
(Выделенное – самостоятельное изучение)
Раздел 1. Наука литературоведение
1. Каково содержание понятий: теория литературы, история литературы, литературная критика, текстология, историография, библиография.
Изложите основные положения статьи Д.Лихачева «Внутренний мир художественного произведения».
Попробуйте развить, проиллюстрировать мысли М.Бахтина в его публикации «Ответ на вопрос редакции “Нового мира“ (1970).
Раздел 2. Философия искусства
1. Что такое искусство и какое значение оно имеет в жизни человека?
2. Назовите основные виды искусства, что их отличает, что объединяет?
3. Назовите понятийный ряд (определение этого ряда), в котором место понятию искусство?
4. Каково содержание понятия образ и художественный образ?
5. Что такое художественный мир?
6. Как вы понимаете выражение «Художник творит по законам красоты»?
7. Что есть первоэлемент литературы?
8. Какие выделяют функции литературы?
9. Что сближает художника слова и ученого гуманитария, что их различает?
В.Шкловский в статье «Искусство как прием» (1917) сомневается в правильности суждения «Искусство – это мышление образами». Дайте свое понимание проблемы.
Р.Якобсон в статье «О художественном реализме» сомневается в правомерности термина «реализм» в приложении к литературе. Дайте свое понимание проблемы.
Раздел 3. Язык художественной литературы. Тропы
1. В чем своеобразие языка художественной литературы?
2. Каково содержание понятия троп? Приведите примеры и объясните содержание тропов: сравнение, эпитет, метафора, олицетворение, аллегория, метонимия, синекдоха, перифраз, эвфемизм, гипербола, литота, ирония, сарказм.
3. Что называют поэтической фигурой? Приведите примеры и объясните содержание поэтических фигур: инверсия, антитеза, параллелизм, анафора, эпифора, риторический вопрос (обращение, утверждение, восклицание), градация.
4. Что называют поэтической стилистикой? Приведите примеры и объясните цели использования: многосоюзия, бессоюзия, эллипсиса, оксюморона.
5. Что называют поэтической фонетикой? Приведите примеры и объясните цели использования: ассонанса, аллитерации, звукоподражания.
6. Существует ли обособленный ряд, именуемый поэтической лексикой? Что такое: варваризмы, диалектизмы, провинциализмы, неологизмы, прозаизмы?
7. Что называют поэтизмами?
Структуральный анализ поэтического текста по Ю.М.Лотману. Изложите основные положения «Введения» и первого раздела «Задачи и методы структурного анализа поэтического текста». Сборник: Ю.М.Лотман « О поэтах и поэзии: анализ поэтического текста» (1996).
Раздел 4. Содержание и форма
Ответы на ниже следующие вопросы свяжите с примерами из литературы.
1. Назовите три основных понятия, относящиеся к содержанию литературного произведения, дайте их определения.
3. Назовите понятия, относящиеся к форе литературного произведения, дайте их определения.
3. В чем различие между понятиями сюжет и фабула?
4. Какова роль конфликта в художественном произведении, какие бывают типы конфликта?
4. Назовите элементыкомпозиции литературного произведения.
6. Назовите внесюжетные элементы и их функции.
7. Какова роль портрета в литературном произведении, какие выделяются виды портрета?
8. Какова роль пейзажа в литературном произведении?
9. Какова роль художественной детали в литературном произведении?
10. В чем заключается целостность художественного произведения?
11. Раскройте содержание и дайте оценку статье Б.Эйхенбаума «Как сделана “Шинель” Гоголя» (1919). Дайте свое понимание проблемы.
М.Бахтин о роли пространственно-временных представлений в литературных произведениях: Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М., 1975.
Раздел 8. Стиховедение
Ответы свяжите с примерами из литературы.
1. Что лежит в основе организации стихотворной речи?
2. Назовите и охарактеризуйте основные системы стихосложения.
3. Какую эволюцию и почему пережила русская система стихосложения?
4. Что называют в стиховедении стопой, размером, метром?
Назовите классические стихотворные размеры и их отличия?
5. Чем вызваны в текстах стихотворений отступления от заданной схемы стихотворного размера?
6. Что такое пиррихий, спондей, усечённый стих?
7. Объясните, что такое рифма и назовите основные виды рифм. Что такое терцина? Монорифма?
8. Что такое строфа? Назовите строфы русского стихосложения и их синонимы. Что вам известно об онегинской строфе? О сонете?
9. Объясните стиховые организации, именуемые белый стих, вольный стих, свободный стих.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ
№ 1.
1. Наука о литературе, ее основные разделы и подразделы.
2. Понимание искусства, «закон красоты» в творчестве, основные виды искусства и его назначение.
3. Содержание категории «художественный образ», соотношение художественного образа и научного понятия: общее и отличное.
4. Содержание понятия «троп», объясните функции, дайте примеры следующих тропов: эпитет, метафора, олицетворение, аллегория, метонимия, синекдоха, перифраз.
5. Содержание понятия «троп», объясните функции, дайте примеры следующих тропов: эвфемизм, гипербола, литота, ирония, сарказм.
5. Содержание понятия «поэтическая фигура», объясните функции, дайте примеры следующих фигур: инверсия, антитеза, параллелизм, анафора.
6. Содержание понятия «поэтическая фигура», объясните функции, дате примеры следующих фигур: эпифора, риторический вопрос (обращение, утверждение, восклицание), градация
Содержание понятия «поэтическая стилистика», объясните функции, дайте примеры следующих художественно-стилистических приемов: многосоюзие, бессоюзие, эллипсис, оксюморон.
7. Содержание понятия «поэтическая фонетика», приведите примеры, объясните цели использования: ассонанса, аллитерации, звукоподражания.
8. Что называют «поэтической лексикой», объясните принципы образования, цели использования: диалектизма, провинциализма, неологизма, прозаизма. Что называют «поэтизмами»?
9. Что понимается под «содержанием литературного произведения», назовите, объясните его основные категории. Привести примеры.
10. Что понимается под «формой художественного произведения», назовите, объясните ее основные категории и элементы. Привести примеры.
11. Что понимается под «внесюжетными элементами», объясните их функции. Привести примеры. Что понимается под «целостностью художественного произведения».
12. Объясните содержание понятий «автор художественного произведения» и «автор в художественном произведении». Объясните содержание понятий: герой, персонаж, система персонажей, характер, литературный тип, прототип.
13. Содержание понятия «лирический герой». Лирический герой как субъект и объект произведения. Эволюция понятий и их применение. Ролевая лирика, условный персонаж.
14. Содержание понятий «художественное время», «художественное пространство», «хронотоп». Функции дискретности, фрагментарности, условности в отображении времени и пространства. Тенденции.
15. Хронотоп и жанровая специфика произведения. Своеобразие хронотопических отношений в драме. Понятие абстрактного и конкретного времени и пространства, их функции в художественном произведении. Привести примеры.
16. Объясните отличительные особенности времени «повествовательного» и «событийного». «Наполненность» – «ненаполненность» пространства и времени как характеристики стиля. Закон «поэтической экономии». «Сюжетное» и «хроникально-бытовое», «замкнутое» и «незавершенное» время в художественном произведении. Привести примеры.
17. Деление литературы на роды, виды, жанры. Объясните своеобразие каждого литературного рода, двухродовых образований. Объясните содержание понятий: эпичность, драматизм, лиризм.
18. Основные понятия стиховедения. Содержание понятия ритм и его значение. История (систем) стихосложения в России, отличительные особенности известных систем.
19. Что есть минимальная структурная единица стиха. Что понимается под двусложными и трехсложными размерами. Каково содержание понятий «пиррихий», «спондей». Рифма и ее виды. Монорифма.
20 Строфа, принципы ее образования и виды. Содержание понятия сонет, онегинская строфа. Расскажите о видах неклассической стиховой организации.
21. Эволюция понятия стиль. Что понимается под художественным стилем? Основные стили. Доминанты стиля. Формы ритмической упорядоченности художественной речи.
22. В чем заключаются видовые особенности стилей: описательного, сюжетного, психологического, жизнеподобного, фантастического, номинативного, риторичного, монологичного, разноречного.
23. Объясните содержание понятий художественный метод, художественное направление, художественное течение. Что можно сказать о соотношении методов и направлений. Историзм художественного метода. Мимесис и игровое творчество.
23. Расскажите об известных литературных направлениях и их отличительных особенностях.
24. В чем видятся достоинства и недостатки следующих школ литературоведения: биографическая, сравнительно-историческая, мифологическпая, культурно-историческая, психологическая.
25. В чем видятся достоинства и недостатки следующих школ литературоведения: социологическая, вульгарно-социологическая, формальная, структуральная.
26. Охарактеризуйте такие течения в современном литературоведении, как интуитивизм, фрейдизм, нарратология, герменевтика, интертекстуальность.
№2
1. Изложите основные положения статьи Д.Лихачева «Внутренний мир художественного произведения».
2. Попробуйте развить, проиллюстрировать мысли М.Бахтина в его публикации «Ответ на вопрос редакции “Нового мира“ (1970).
3. В.Шкловский в статье «Искусство как прием» (1917) сомневается в правильности суждения «Искусство – это мышление образами». Дайте свое понимание проблемы.
4. Р.Якобсон в статье «О художественном реализме» сомневается в правомерности термина «реализм» в приложении к литературе. Дайте свое понимание проблемы.
5. Структуральный анализ поэтического текста по Ю.М.Лотману. Изложите основные положения «Введения» в сборнике: Ю.М.Лотман « О поэтах и поэзии: анализ поэтического текста» (любое издание).
6. Структуральный анализ поэтического текста по Ю.М.Лотману. Изложите основные положения первого раздела «Задачи и методы структурного анализа поэтического текста» в сборнике: Ю.М.Лотман « О поэтах и поэзии: анализ поэтического текста» (любое издание).
7. Раскройте содержание, дайте оценку статье Б.Эйхенбаума «Как сделана “Шинель” Гоголя» (1919, см. любое издание). Дайте понимание проблемы.
8. М.Бахтин о роли пространственно-временных представлений в литературных произведениях: Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М., 1975.
9. Что сказал об искусстве Аристотель в работе «Об искусстве поэзии».
10. К кому обращается Н.Буало в трактате «Поэтическое искусство»? Сформулируйте и перечислите его поучения.
11. Сформулируйте основные положения (критерии) статьи В.Белинского «Разделение поэзии на роды и виды».
12. В чем заключается основная мысль статьи «Еще о точности литературоведения» (1979) Д.Лихачева.
13. Познакомьтесь с положениями эссе Р.Барта «Смерть автора» (1968). Дайте свое понимание проблемы в эссе и смежной проблемы в статье этого же автора «От произведения к тексту» (1971).
14. Что можно сказать о взглядах Д.Лихачева и Р.Барта на литературу и литературоведение?
ВВЕДЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
Филология,бакалавры. 1 курс, 1 семестр. Лекции – 17 часов, практические занятия – 32 часа.
Балльная структура оценки (100 б.)Посещение учитывается (!) – 0. Работа на семинарах – 20+20 баллов. Внутрисеместровая аттестация – 15 баллов. Итоговый экзамен – 45 баллов.
Основная научно-методическая литература:
Учебник: «Введение в литературоведение» под ред. Л.М.Крупчанова (любое издание).
Хрестоматия: «Теория литературы» под ред. П.А.Николаева (любое издание).
Дополнительная научно-методическая литература:
1. Чернец Л.В. Введение в литературоведение / Под ред. Чернец Л.В. (5-е изд., испр. и доп.) учебник. – М.: Академия, 2012.
2. Хализев В.Е. Теория литературы. Изд. 5-е – М.: Высшая школа, 2009.
3. Прозоров В.В., Елина Е.Г. Введение в литературоведение – М.: Флинта, 2012.
4. Есин А.Б. Литературоведение. Культурология. – М.: Флинта, 2011.
5. Эсалнек А.Я. Основы литературоведения: Анализ художественного произведения: учебное пособие. – М.: Флинта, 2004.
6. Эсалнек А.Я. Основы литературоведения: Анализ художественного произведения: Практикум. – М.: Флинта, 2011.
7. Хрестоматия по теории литературы. М., 1982 или любое другое издание.
ТЕМЫ ЛЕКЦИЙ