Дневник профессиональных наблюдений
Литература
Основная:
1. Богданова О.Ю., С.А.Леонов, В.Ф.Чертов. Методика преподавания литературы. М.,1999 (или любое более позднее издание). С. 31–50 (Гл. "Основные этапы развития методики преподавания литературы").
2. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. М., 1992 (указанные разделы). Фрагменты книги опубликованы в пособии: История литературного образования в российской школе: хрестоматия / авт. – сост.
3. В.Ф. Чертов. М., 1999. С. 51–63, а также в газете "Русский язык". 1997. № 48; 1998; № 7; 2000. № 20. [Электронный ресурс: rus.lseptember.ru]
4. Галахов А.Д. О программах преподавания русского языка с церковнославянским и словесности в гимназиях // История литературного образования в российской школе: хрестоматия / авт. – сост. В.Ф. Чертов. М., 1999. С. 80–87.
5. Водовозов В.И. Словесность в образцах и разборах // Методика преподавания литературы: хрестоматия-практикум / авт. – сост. Б.А. Ланин. М., 2003. С. 14–16.
6. О воспитательном значении русской литературы // История литературного образования в российской школе: хрестоматия / авт. – сост. В.Ф. Чертов. М., 1999. С. 130–135.
7. Острогорский В.П. Беседы о преподавании словесности // История литературного образования в российской школе: хрестоматия / авт. – сост. В.Ф. Чертов. М., 1999. С. 201–214.
8. Скафтымов А.П. Преподавание литературы в дореволюционной школе // Методика преподавания литературы: хрестоматия-практикум / авт. – сост. Б.А. Ланин. М., 2003. С. 356–366; или: Литература. 1998. № 35. [Электронный ресурс: lit.lseptember.ru]
9. Стоюнин В.Я. О преподавании русской литературы // История литературного образования в российской школе: хрестоматия / авт. – сост. В.Ф. Чертов. М., 1999. С. 105–129.
Дополнительная:
1. Поливанов Л.И. О хрестоматии как руководстве при учении отечественному языку в средних учебных заведениях // История литературного образования в российской школе: хрестоматия / авт. – сост. В.Ф. Чертов. М., 1999. С. 152–159.
2. Балталон Ц.П. Воспитательное чтение // История литературного образования в российской школе: хрестоматия / авт. – сост. В.Ф. Чертов. М., 1999. С. 234–241.
3. Бельчиков Ю.А. "Постепенное развитие личности учащегося составляет важнейшую часть отечественной грамматики" (К 185-летию со дня рождения Ф.И. Буслаева) // Русская словесность. 2003. № 2. С. 60–64.
4. Романичева Е.С. Уроки Льва Поливанова // Литература. 2003. № 3. [Электронный ресурс: lit.lseptember.ru].
5. Русские методисты-словесники в воспоминаниях. М., 1969.
6. Савенюк Г.Г. Педагогические взгляды и деятельность В.Я. Стоюнина // Стоюнин В.Я. Избранные педагогические сочинения. М., 1991. С. 6–31.
7. Смирнов С.В. Федор Иванович Буслаев (1818–1897) // Смирнов С.В. Отечественные филологи-слависты середины XVII – начала XX века. М., 2001. С. 115–134.
8. Чертов В.Ф. Русская словесность в дореволюционной школе. М., 1994. С. 38–46.
Практическое занятие № 4 (2 часа)
Споры о методологических основах методики
В начале XX века
Вопросы и задания
1. Дайте краткую характеристику методических взглядов С.А. Венгерова, В.В. Данилова и М.О. Гершензона по следующим позициям:
С.А. Венгеров "Русская литература в средней школе как источник идеализма": цель преподавания истории литературы в университете и средней школе, содержание и метод изучения, место современной литературы в общем курсе.
В.В. Данилов "Литература как предмет преподавания": цель школьного изучения литературы и ее метод, "согласованный со свойством литературы", методические требования к вопросам для разбора произведения и их обоснование, "материал" школьного курса литературы.
М.О. Гершензон "Видение поэта": обоснование методики медленного чтения, место поэзии в школе и основная задача преподавания литературы, функция учебной книги, содержание курса и методика его изучения.
В чем своеобразие позиции М.О. Гершензона?
2. Прочитайте статью Б.М. Эйхенбаума "О принципах изучения литературы в средней школе", сделайте ее свободный конспект и подготовьтесь к обсуждению основных положений.
К обсуждению статьи Б.М. Эйхенбаума "О принципах изучения литературы в средней школе":
– Статья была написана, когда Б.М. Эйхенбаум преподавал словесность в одной из знаменитых российских гимназий, отсюда ее подзаголовок "Посвящается XXXVII выпуску гимназии Гуревича". В этот период он пишет родителям: "Литературу преподавать надо как-то совсем иначе, а то выходит только взаимная ложь. <…> Надо сознавать, что литература – искусство, художество, а в гимназии преподают ее как грамматику". Прокомментируйте это высказывание. В чем исследователь видит "познавательную" ценность школьного предмета литература?
– Откуда, по мнению ученого, в школе появились "упрощенный историзм" и "психологизм"? Что должно прийти им на смену?
– Какое место и почему отводит Б.М. Эйхенбаум учебнику? Справедливо ли, на ваш взгляд, такое высказывание в отношении учебной книги?
– Почему "принципиальные основания" изучения литературы в школе, выявленные Б.М. Эйхенбаумом, могут быть отнесены к числу методологических?
– На позицию какой литературоведческой школы ориентируется Б.М. Эйхенбаум?
3. Чем вы объясните тот факт, что в полемику по вопросу о преподавания литературы на рубеже XIX–XX вв. включаются литературоведы? Можно ли считать, что именно благодаря их "вмешательству" был выдвинут тезис о том, что методика – это "прикладное литературоведение"? На какие сложившиеся литературоведческие школы ориентируются методисты в своих исследованиях? Какая из них, на ваш взгляд, оказала самое существенное влияние на развитие методики в этот период и почему?
Методическая рефлексия