Какие произведения писателей рубежа 19 и 20 в.в. были посвящены теме социального неравенства?

 

20. Дайте развёрнутый ответ на вопрос:«Какой рассказ А. Чехова критики назвали «искусственным» и почему?

 

Вариант 1.

1. Развлекательно-игровое ответвление в поэзии ХХ века представлено именем:

а) А. Барто;

б) С. Михалкова;

в) В. Маяковского;

г) К. Чуковского.

2. Произведения, созданные для взрослых читателей, но нашедшие отклик у детей, принадлежат:

а) П. Бажову;

б) А.П. Чехову;

в) В. Гаршину;

г) С. Аксакову.

3. Создаёт собственные школы перевода и переложений книг для детей:

а) Б. Заходер;

б) А. Барто;

в)С. Маршак;

г) А. Гайдар.

4. Сколько заповедей входят в «Заповеди для детских поэтов» К.Чуковского:

а) 3;

б) 13;

в) 23;

г) 33.

5. Для детских стихов В. Маяковского характерно:

А ) множество метафор;

б) обилие нетрадиционных рифмовок, обновляющих слово;

в) они целиком построены на образах-символах;

г) наличие зачинов и концовок.

6. «Большая литература для маленьких» - девиз:

а) А. Пушкина;

б) С. Маршака;

в) Б. Заходера;

г) К. Чуковского.

7. Стихи А. Барто для малышей имеют форму:

а) сказки;

б) песни с куплетом и припевом;

в) басни;

г) лирической миниатюры.

8. Роман «Три толстяка» написал:

а) Ю. Олеша;

б) С. Писахов;

в) Б. Шергин;

г) Е. Чарушин.

9. Мастер научно-познавательной литературы для детей:

а) Б. Шергин;

б) Э. Успенский;

в) Н. Носов;

г) Б. Житков.

10. Постижение манящего мира природы - главная тема произведений:

а) В. Бианки;

б) Б. Житкова;

в) К. Паустовского;

г) С. Аксакова.

11. Повесть «Детство Никиты» А. Н. Толстого:

а) основана на фольклорном материале;

б) романтична;

в) реалистична, но в ней есть место фантазии;

г) написана по законам сентиментализма.

12 . Трудовое воспитание признается наиглавнейшим средством нравственного формирования человека:

а) 20-40-е годы ХХ века;

б) 40-60-е гг.;

в) 70-90-е гг.;

г) после 90-х годов ХХ века.

13. Главным творческим принципом Н. Носова было:

а) мягкий сочувственный юмор;

б) уважение к личности ребенка;

в) вычленение детских проблем из взрослой действительности;

г) многоликое «Я» ребенка.

14. Жанровые формы стихотворений Е. Благининой - это:

а) песенки, считалки, загадки, частушки;

б) романтические былины;

в) стихотворения-оды;

г) стихотворения гражданской направленности.

15. Профессиональное признание С. Михалкова началось с:

а) «Песенки друзей»;

б) поэмы «Дядя Степа»;

в) пьесы-сказки «Веселое сновидение»;

г) пьесы «Том Кенти».

16. Б. Заходер известен как:

а) драматург;

б) детский поэт и переводчик зарубежной литературы;

в) баснописец;

г) исследователь УНТ.

17. Педагогика Э. Успенского входит в противоречие с общепринятой системой, т.к.:

а) строится на постулате общественного долга;

б) оправдывает экстравагантные поступки героев;

в) строится на постулате личной свободы;

г) делится по гендерному принципу.

18.Является первым создателем литературной (авторской) сказки - это:

а) Братья Гримм;

б) Г.Х. Андерсен;

в) Ш. Перо;

г) Э.Т.А. Гофман.

19.Новый жанр приключенческой литературы, созданной Д. Дефо, назывался:

а) гулливериада;

б) фэнтези;

в) исторический и детективный жанр;

г) робинзонада.

20. «Король сказок» - это:

а) В. Гауф;

б) Якоб Гримм;

в) Вильгельм Гримм;

г) Х. Андерсен

Ключи к тесту:

№ вопроса Правильный ответ
г)
б)
в)
б)
б)
б)
г)
а)
г)
а)
в)
б)
б)
а)
б)
б)
в)
в)
г)
г)

Вариант II.

1. Развитию детской драматургии способствовало:

а) рост числа новых писателей;

б) появление театров для детей;

в) всеобщее увлечение кинематографом;

г) развитие литературы вообще.

2. Сказки, прямо адресованные детям, принадлежат:

а) А.С. Пушкину;

б) П. Ершову;

в) К.И. Чуковскому;

г) П. Бажову.

3.Дилогией на тему гигиены можно считать:

а) «Мойдодыр» и «Федорино горе» К. Чуковского;

б) «Тучкины штучки» и «Кем быть?» В. Маяковского;

в) «Терем-теремок» и «Кошкин дом» С. Маршака;

г) «Миллион» и «Умная Маша и ее бабушка» Д. Хармса.

4. Первый этап вхождения в детскую литературу С. Маршака:

а) стихотворения;

б) драматургия;

в) сказки;

г) переводы.

5. В психологической характеристике ребенка А. Барто:

а) только посмеивалась над ребенком;

б) подмечала возрастные особенности;

в) не предлагала заниматься самовоспитанием;

г) скучно морализировала над детьми.

6. Особенность жанра «Трех толстяков» заключается в том, что он:

а) написан по мотивам русского фольклора;

б) создан по мотивам фольклора других народов;

в) написан как большой фельетон;

г) автор использовал белый стих.

7. Роман для детей и взрослых, по словам А.Н. Толстого, - это:

а) повесть «Детство Никиты»;

б) сказка «Золотой ключик, или Приключение деревянной куклы»;

в) роман «Хождение по мукам»;

г) пятитомный «Свод русского фольклора».

8. «Труд, семья и школа» - ведущие темы в детской литературе:

а) 30-40-е годы ХХ века;

б) в 40-60-е гг.;

в) 70-80-е гг.;

г) в конце ХХ в.

9. Главная книга пионерии на многие десятилетия - это:

а) «Звенигород» А. Барто;

б) «Три толстяка» Ю. Олеши;

в) «Тимур и его команда» А. Гайдара;

г) «Белеет парус одинокий» В. Катаева.

10. Поэтическое творчество Б. Заходера принято называть:

а) «Сказками-несказками»;

б) «Лирической комедией»;

в) «Веселыми стихами»;

Г) «Стихотворениями для взрослых и детей».

11. Основной прием, используемый Н. Носовым в «Приключениях Незнайки и его друзей»:

а) гипербола;

б) литота;

в) антропоморфизм;

г) иносказание.

12. Первая книга В. Драгунского:

а) «Сегодня и ежедневно»;

б) «Денискины рассказы»;

в) «Он живой и светится»;

г) «Он упал на траву».

13. Любимый жанр Э. Успенского:

а) драма;

б) веселая повесть-сказка;

в) поэма;

г) роман.

14. Герои стихотворений Е. Благининой:

а) взрослые и дети;

б) мальчики и девочки;

в) только мальчики;

г) только девочки.

15. В своих стихотворениях С. Михалков:

а) старался быть независимым во всем;

б) опирался на формы УНТ;

в) делал большой акцент на поэтическую публицистику;

г) не писал стихотворений.

16. Герои сказок Х.К. Андерсена. Было братьев у Стойкого оловянного солдатика:

а) 11;

б) 33;

в) 13;

г) 24.

17. Лемюэль Гулливер, герой книги Джонатана Свифта,был по профессии:

а) писатель;

б) военный;

в) торговец;

г) врач-хирург.

18. «Приключения барона Мюнхгаузена» Р. Распе и Г. Бюргера:

а) повествуют о реальном человеке;

б) не имеют реального прототипа;

в) автобиографичные;

г) сюжет заимствован авторами.

19. «Алиса в стране чудес» Л. Кэрролла:

а) вымышленная героиня;

б) имеет прототипа - десятилетнюю Алису;

в) дочь писателя;

г) племянница писателя.

20. Международный день детской книги проводится ежегодно 2 апреля в день рождения:

а) Х. Андерсена;

б) Братьев Гримм;

в) В. Гауфа;

г) Ш. Перро .

Ключи к тесту:

№ вопроса Правильный ответ
Б)
В)
А)
Б)
Б)
В)
Б)
Б)
В)
В)
Б)
В)
Б)
Г)
В)
Г)
Г)
А)
Б)
А)

Вариант III.

1. Кого не причисляют к родоначальникам советской детской литературы:

а) М. Горького;

б) С. Маршака;

в) К. Чуковского;

г) А.Гайдара.

2. Кардинальное обновление круга детского чтения произошло:

а) 20-40-е годы ХХ века;

б) 40-50-е гг.;

в) 60-80-е гг.;

г) в конце ХХ в.

3.. Детский писатель доказывал, что любой ребенок обладает большими творческими возможностями - это:

а) С. Маршак;

б) Б. Заходер;

в) А. Куприн;

г) К. Чуковский.

4. Заслуга в разработке темы детской книги - общественное поведение ребенка принадлежит:

а) И. Токмаковой;

б) Е. Благининой;

в) А. Барто;

г) Н. Кончаловской.

5. Лирический герой А. Барто:

а) только мальчик;

б) только девочка;

в) взрослые;

г) конкретный ребенок.

6. Произведение энциклопедического характера для самых маленьких:

а) «Приключения Незнайки» Н. Носова;

б) «25 профессий Маши Филиппенко» Э. Успенского;

в) «Легенды о Шише» Б. Шергина;

г) «Что я видел? Рассказы о вещах» Б. Житкова.

7. Особенность произведений Б. Житкова в том, что он:

а) поручает повествование детям;

б) ведет повествование от 3-го лица;

в) вводит образ рассказчика;

г) избегает диалога.

8. «Золотой ключик» А.Н. Толстого - это перевод:

а) К. Коллоди «Пиноккио»;

б) братьев Гримм «Царевна-шиповник»;

в) Ш. Перро «Спящая в лесу красавица»;

г) авторский вариант сказки.

9. Отдельная отрасль литературоведения - научное исследование детской литературы - формируется:

а) 20-40-е годы ХХ века;

б) 40-60-е гг.;

в) 70-90-е гг.;

г) в конце ХХ в.

10. Заслуга А. Гайдара в детской литературе состоит в том, что он:

а) в основу произведений положил детектив;

б) решил сложнейшую проблему «положительного» героя;

в) в основу произведения всегда ставил тайну;

г) свои произведения адресовал только детям.

11. В творческом становлении С. Михалкова большую роль сыграли:

а) оды М. Ломоносова, Тредиаковского;

б) русский фольклор;

в) фольклор других народов;

г) басни И. Крылова, сказки А. Пушкина.

12. Особенностью прозы Н. Носова было:

а) равноправное положение детей и взрослых;

б) первостепенное положение взрослых;

в) отсутствие детей вообще;

г) сосредоточенное внимание на детях.

13. Герои «Приключения Незнайки и его друзей» Н.Носова:

а) маленькие дети;

б) обычные взрослые;

в) дети, выполняющие в игре социальные функции взрослых;

г) взрослые и дети.

14. Свое 10-томное собрание сочинений Э. Успенский назвал:

а) «Э. Успенский. Лучшее»;

б) «Общее собрание героев»;

в) «Дядя Федор и все, все, все»;

г) «Крокодил Гена и его друзья».

15. Первый сборник Г. Остера назывался:

а) «Гадание по рукам, ногам, ушам, спине и шее»;

б) «Как хорошо дарить подарки»;

в) «Котёнок по имени Гав»;

г) «Вредные советы».

16. Робинзон Крузо провел на Необитаемом острове … лет:

а) 10;

б) 28;

в) 15;

г) 30.

17. Книги Л. Кэрролла породили новый тип литературы, соединив:

а) книги «писателей для писателей» и детские;

б) художественный текст с рисунком;

в) мемуарно-автобиографическое и натуралистическое;

г) фантазию с математикой и логикой.

18. «Король сказок» - это:

а) В. Гауф;

б) Якоб Гримм;

в) Вильгельм Гримм;

г) Х. Андерсен.

19. Самый важный элемент сказок Ш. Перро:

а) мораль, поэтому он завершал каждую сказку стихотворным нравоучением;

б) хорошие манеры его героинь;

в) светский характер повествования;

г) соотнесены с определенной добродетелью, что составило свод эстетических норм.

20. Сказки братьев Гримм:

а) авторские;

б) переводные;

в) собранные и обработанные;

г) сопоставленные по сюжетам с индийскими сказками.

Ключи к тесту:

№ вопроса Правильный ответ
г)
а)
г)
в)
г)
г)
а)
а)
в)
б)
г)
г)
в)
б)
б)
б)
г)
г)
а)
в)

Варианты тестовых проверочных работ:

Вариант 1

1) Сравните степень сложности языка и предлагаемой научной информации, оформление и структуру книги И. Нехачина «Новое краткое понятие о всех науках» с учебником Коменского Какой возрастной категории адресованы эти книги?

2) Традиции святочного рассказа в произведениях русских писателей XIX века для детей.

3) Литературная деятельность для детей А.О. Ишимовой.

Вариант 2

1) Продемонстрируйте педагогические идеи Руссо и Локка в повести Н.М. Карамзина «Рыцарь нашего времени».

2) В чем суть полемики по поводу авторства сказки «Конек –горбунок». Какова ваша позиция в этом вопросе?

3) Творчество В.М. Гаршина для детей.

а) Первая детская книга в России появилась: в 14, 16, 17 веке.

б) Первая печатная книга была создана: Карионом Истоминым, Симеоном Полоцким, Иваном Федоровым.

в) "Показание к житейскому обхождению" - это другое название книги "Домострой", "Юности честное зерцало" или "Поучения Владимира Мономаха своим детям".

г) Деятельность Н.Новикова относится к эпохе: Петра I, Екатерины II, Александра I.

д) Житийная литература привлекает детей: реалистическим, религиозным, сказочным содержанием.

е) "Лицевой букварь" К.Истомина назван так потому, что: был адресован конкретному лицу, имел красивую обложку, содержал много картинок.

ж) Кто из русских царей писал сказки: Елизавета Петровна, Екатерина Великая, Николай II.

з) Название первого детского журнала: "Детское чтение для сердца и разума", "Задушевное слово", "Пчелка".

и) Книга "Юности честное зерцало" предназначалась: для воспитания царских детей, дворян, купечества.

ГЛОССАРИЙ

Наши рекомендации