Охрана географических указаний

Эволюция охраны. Понятие "географическое указание" сформировалось в последние годы, тогда как ранее использовалось и продолжает использоваться словосочетание "наименование места происхождения товара". Международная охрана "указания происхождения или наименования места происхождения" закреплена в ст. 1(2) Парижской конвенции*(278). Из содержания этой статьи не ясно, к чему относится происхождение или наименование - к товарам или к иным объектам. Лишь ст. 10(1) устанавливает, что речь идет об указаниях происхождения продуктов, но это ошибка в официальном русском тексте, поскольку в английском тексте используется слово "goods", которое переводится как товары, а не как продукты. В иных международных договорах используется термин "товары".

Несмотря на то что Парижская конвенция декларирует охрану указаний происхождения или наименований места происхождения товаров, в ст. 10 заявлено о защите указаний, поскольку сделана отсылка к ст. 9, которая требует наложения ареста на товары, незаконно снабженные товарным знаком или фирменным наименованием. Применяя mutatis mutandis (с соответствующими изменениями) положения ст. 9, Парижская конвенция требует, чтобы на любой товар, незаконно содержащий указание о его происхождении, налагался арест в странах Союза, в которых это указание имеет право на охрану. Таким образом, Конвенция признает, что защита указаний, в том числе и в форме ареста товаров, не является экстерриториальной и страны не обязаны ее осуществлять, если это не установлено в национальном законодательстве.

В Парижской конвенции заявлено о защите от ложных указаний мест происхождения товаров, но не от указаний, вводящих в заблуждение относительно мест происхождения товаров. Для того чтобы обеспечить защиту и от таких указаний, в 1891 г. было принято Мадридское соглашение о пресечении ложных и вводящих в заблуждение указаний происхождения на товарах*(279), которое изменялось в 1911, 1925, 1934, 1958 и 1967 гг. Соглашение устанавливает нормы по пресечению использования вышеназванных указаний, в частности наложение ареста на любой товар, содержащий ложное или вводящее в заблуждение указание происхождения. Сфера действия Соглашения ограничивается ст. 4, которая предоставляет судебным органам право решать, какие наименования не относятся к ложным или вводящим в заблуждение, за исключением наименований вин. По состоянию на начало 2007 г. членами этого Соглашения были 35 стран, однако Российская Федерация в их число не входит, т.е. для нее положения этого Соглашения не имеют силы.

В 1958 г. было заключено и в 1966 г. вступило в силу Лиссабонское соглашение об охране указаний мест происхождения и их международной регистрации*(280), пересмотренное в 1967 и 1979 гг. Соглашение содержит нормы, которые, по мнению ВОИС*(281), препятствуют расширению членства в этом международном договоре. По состоянию на начало 2007 г. членами Соглашения являлись 25 стран, причем Российская Федерация в их число не входит, т.е. она не связана обязательствами в отношении этого Соглашения.

Новый подход к охране указаний происхождения и наименований мест происхождения дан в ст. 22-24 Соглашения ТРИПС*(282), в котором введен новый термин "географическое указание", подразумевавшийся, но не использовавшийся ранее в международных договорах. При введении новых норм охраны сделаны ссылки на Парижскую конвенцию, но не на Мадридское соглашение о пресечении ложных и вводящих в заблуждение указаний происхождения на товарах и не на Лиссабонское соглашение об охране указаний мест происхождения и их международной регистрации. Это можно объяснить тем, что, как уже отмечалось, Соглашение ТРИПС создавалось в основном специалистами США, которые не являются членом названных договоров.

Необходимо подчеркнуть, что во всех упомянутых международных договорах в особое положение поставлены вина и спиртные напитки. Даже названия конвенций указывают на крупнейших европейских производителей винодельческой продукции (Франция, Испания, Португалия), которых поддерживали и другие производители, прежде всего Италия.

Национальное законодательство стран с переходной экономикой в той или иной мере содержит положения об охране наименований мест происхождения товаров или географических указаний с учетом в основном положений Парижской конвенции и Соглашения ТРИПС и в меньшей мере - Мадридского и Лиссабонского соглашений. В Российской Федерации охрана географических указаний началась с принятием Закона "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" в 1992 г. и с 2008 г. регламентируется положениями Гражданского кодекса.

Объект охраны. В настоящее время объектом охраны признаются географические указания происхождения товаров. В соответствии со ст. 22(1) Соглашения ТРИПС географические указания - "это указания, которые определяют товар как происходящий с территории члена или региона, или местности на этой территории, при этом особое качество, репутация или другая характеристика данного товара главным образом приписывается его географическому происхождению"*(283).

Следовательно, понятие "географическое указание" включает:

- указание происхождения товаров;

- наименование места происхождения товара.

Несмотря на то что эти понятия на первый взгляд выглядят синонимами, в действительности это не так.

Указание происхождения товара - это обозначение, прямо или косвенно указывающее на место действительного происхождения товара, т.е. место его производства.

Указание происхождения товара обычно представляют в виде названия страны, географического региона, местности или объекта (в том числе исторического). Например, обозначения "Сделано с СССР" или "Made in China" указывают страну, в которой произведены товары.

Вместе с названиями могут использоваться изображения соответствующих географических объектов. Например, товары, произведенные в горных местностях, часто отмечают не только названиями, но и изображениями горных и иных объектов. На упаковки и на сами товары часто наносятся обозначения, указывающие на их происхождение.

Подобно фирменным наименованиям, указания происхождения товара не регистрируются.

Наименование места происхождения товара - это обозначение, которое отражает уникальные свойства товара, характерные для места его происхождения, т.е. особые природные, трудовые, производственные условия.

Количество наименований мест происхождения вин, спиртных напитков, сыров и иной сельскохозяйственной продукции велико, это не только Beaujolais, Cognac, Tequila, Gruyere, Emmental, но и многие другие наименования. Особенностью таких товаров и продуктов является их особое качество и репутация, связанные с местом производства, используемым сырьем, технологией производства, в том числе и с вековыми традициями и секретами.

Во многих странах особые наименования мест происхождения товаров принадлежат в основном сельскохозяйственной продукции и товарам пищевой промышленности. Например, во Франции из почти 600 действующих наименований мест происхождения товаров 470 относятся к винам и алкогольной продукции, 47 - к молочным продуктам, 30 - к иным сельскохозяйственным продуктам*(284).

В отличие от указаний мест происхождения товаров наименования мест происхождения товаров подлежат государственной регистрации.

Принцип охраны. С точки зрения возникновения охраны наименования мест происхождения товаров во многих отношениях сходны с товарными знаками. Охрана географических указаний не является автоматической и экстерриториальной, как этого ни хотели бы зарубежные товаропроизводители. Как уже отмечалось, охрана географических указаний введена для защиты интересов производителей сельскохозяйственной продукции Франции, Испании, Италии, Португалии и иных стран. Предоставление особой охраны наименованиям происхождения их продукции позволяло получать преимущества в борьбе за рынки сбыта, повышать цены на продукцию, подавлять конкуренцию.

Традиционная государственная поддержка сельскохозяйственных производителей многих стран с развитой рыночной экономикой привела к созданию и становлению всей современной системы охраны и защиты наименований мест происхождения товаров. С другой стороны, в странах с невысоким уровнем сельскохозяйственного производства охрана наименований мест происхождения товаров выглядит по меньшей мере преждевременной. Во многих странах трудно установить товары, место происхождения которых указывает на их особое качество. Если эта продукция предназначена в основном для внутреннего потребления и не является конкурентоспособной на внешних рынках как по качественным, так и по ценовым характеристикам, охрана наименований мест их происхождения не является актуальной, выглядит надуманной и является излишней.

Таким образом, охрана наименования мест происхождения товаров осуществляется в основном в интересах зарубежных производителей сельскохозяйственной и иной сходной продукции. Это неудивительно, поскольку вся современная система интеллектуальной собственности стран с переходной экономикой изначально создавалась под диктовку западных специалистов для защиты интересов своих стран.

Государственная регистрация наименований мест происхождения товаров осуществляется патентным ведомством с учетом заключений компетентных государственных органов управления, имеющих отношение к производству сельскохозяйственной, пищевой и иной продукции.

Заявка на регистрацию и предоставление права пользования наименованием места происхождения товара, подаваемая в патентное ведомство, должна содержать:

- заявляемое наименование места происхождения;

- указание товара, для которого предназначено наименование;

- указание места происхождения товара;

- описание особых свойств товара;

- заключение компетентного органа;

- документ, подтверждающий уплату установленной пошлины.

При подаче заявки зарубежными лицами они представляют документ, подтверждающий их право на заявленное наименование в стране происхождения товара.

Экспертиза заявки включает предварительную экспертизу и экспертизу заявленного обозначения.

Предварительная экспертиза выполняется в течение двух месяцев с момента поступления заявки. При ее проведении проверяются содержание заявки, наличие необходимых документов, соблюдение установленных требований к ним. По результатам предварительной экспертизы выносится решение о дальнейшем рассмотрении заявки либо об отказе в рассмотрении заявки.

В случае принятия заявки к дальнейшему рассмотрению патентное ведомство проводит экспертизу заявленного наименования, в процессе которой устанавливается, является ли заявленное обозначение названием страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, в том числе историческим названием географического объекта, используемым для обозначения товара.

Самым сложным элементом экспертизы является установление связи между особыми свойствами товара и природными и (или) иными факторами заявленного наименования места происхождения товара. Решение принимается на основе заключения компетентного органа, которое должно подтвердить, что особые свойства товара, наименование места происхождения которого регистрируется, связаны с его природными особенностями и (или) иными факторами.

При экспертизе патентное ведомство учитывает требование ст. 1516(2) Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым не признается наименованием места происхождения товара обозначение, вошедшее во всеобщее употребление в Российской Федерации как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его производства.

По результатам экспертизы патентное ведомство принимает решение о регистрации наименования места происхождения товара или об отказе в регистрации. В случае положительного решения патентное ведомство производит регистрацию наименования места происхождения товара в Государственном реестре. В соответствии со ст. 1529(2) Гражданского кодекса Российской Федерации в Реестр вносятся наименование места происхождения товара, сведения об обладателе свидетельства, указание и описание особых свойств товара и т.д. Эти же сведения публикуются в официальном бюллетене патентного ведомства.

После регистрации наименования места происхождения товара патентное ведомство выдает заявителю свидетельство об исключительном праве на наименование места происхождения товара.

Обладатель свидетельства не является единственным субъектом, который имеет право использовать зарегистрированное наименование места происхождения товара. В соответствии со ст. 1518(2) исключительное право использования наименования места происхождения может быть предоставлено любому лицу, которое в границах того же географического объекта производит товар, обладающий теми же особыми свойствами. Для обладания правом пользования зарегистрированным наименованием места происхождения товара заинтересованные лица могут подавать в патентное ведомство соответствующую заявку.

Субъектами охраны наименований мест происхождения товаров являются лица, которые имеют право использовать эти наименования для обозначения производимых ими товаров в соответствующем географическом регионе.

Несмотря на то что регистрация мест наименований происхождения товаров в странах с переходной экономикой действует несколько лет, количество регистраций остается небольшим. За пять последних лет в Российской Федерации зарегистрировано 55 наименований от российских заявителей и ни одного от зарубежных*(285).

Предоставляемые права. Правовая охрана наименования места происхождения товара предоставляется на основании его регистрации в патентном ведомстве или в силу международных договоров, которыми связана страна. Другими словами, право на использование некоторого наименования происхождения товара возникает в силу его регистрации или в силу положений международных договоров, участницей которых может быть та или иная страна.

Подобно иным объектам промышленной собственности, законодательство предоставляет субъектам охраны исключительное право пользования наименованием места происхождения товара, т.е. обозначение им товаров, их этикеток, упаковок, вводимых в гражданский оборот, а также указание этого наименования в рекламе, в том числе в Интернете, на документах, в том числе цифровых, и т.д.

Законодательство не допускает использования зарегистрированного наименования места происхождения товара лицами, не имеющими свидетельства, даже если при этом указывается подлинное место происхождения товара или любое сходное наименование, способное ввести потребителя в заблуждение относительно места происхождения и особых свойств товара.

Предоставляемое право использования наименований мест происхождения товаров отличается от иных исключительных прав на объекты промышленной собственности тем, что это право не может быть передано иным лицам. В этом отношении оно напоминает непередаваемость личного неимущественного права, хотя не имеет с ним ничего общего.

Наименования места происхождения товара могут иметь предупредительную маркировку, которая не означает возникновения права на использование наименования, а указывает, что данное наименование зарегистрировано в патентном ведомстве. В соответствии со ст. 1520 Гражданского кодекса Российской Федерации обладатель свидетельства на наименование места происхождения товара для оповещения о своем исключительном праве может помещать рядом с наименованием места происхождения товара знак охраны в виде словесного обозначения "зарегистрированное наименование места происхождения товара" или "зарегистрированное НМПТ".

Срок охраны. В соответствии со ст. 1531 Гражданского кодекса Российской Федерации срок действия свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара действует в течение 10 лет со дня подачи заявки в патентное ведомство. Срок действия свидетельства может быть продлен по заявлению обладателя свидетельства каждый раз на 10 лет. Другими словами, действие исключительного права на наименование места происхождения товара может быть бессрочным.

Действие регистрации и свидетельства на право использования наименования места происхождения товара может быть прекращено на основании ряда обстоятельств, например, в связи с исчезновением характерных для данного географического объекта условий и невозможностью производства товара с указанными в Реестре свойствами, а для иностранных лиц - в связи с утратой ими права на данное наименование места происхождения товара в стране происхождения товара.

Действие свидетельства может быть прекращено также в связи с:

- прекращением действия регистрации наименования;

- истечением срока действия свидетельства;

- неуплатой пошлин по истечении льготного срока;

- утратой товаром свойств, указанных в Реестре;

- прекращением производства товара;

- ликвидацией юридического лица или прекращением деятельности индивидуального предпринимателя;

- отказом обладателя от свидетельства.

Международная охрана. Наименования мест происхождения товаров могут быть зарегистрированы в рамках Лиссабонского соглашения. Международная регистрация осуществляется на тех же принципах, что и регистрация знаков по Мадридской системе. Международная регистрация испрашивается патентным ведомством страны - члена Лиссабонского соглашения. Международное бюро ВОИС регистрирует заявку, сообщает об этом соответствующим патентным ведомствам и публикует сведения о регистрации в периодическом бюллетене "Les Appellation d'origine". В течение года с даты получения уведомления о регистрации любая страна может отказать в охране с указанием мотива отказа. Международное бюро зарегистрировало 835 указаний*(286), причем за последние годы - лишь шесть.

Поскольку Российская Федерация не является членом Лиссабонского соглашения, следовательно, любая международная регистрация не может быть распространена на ее территории. С другой стороны, российские юридические лица и граждане не могут зарегистрировать свои наименования мест происхождения товаров в рамках Лиссабонского соглашения.

Гражданский кодекс Российской Федерации в ст. 1534 разрешает российским юридическим лицам и гражданам регистрировать наименование места происхождения товара за рубежом, если такая регистрация уже выполнена в российском патентном ведомстве.

Рассмотрим проблему правовой охраны зарубежных наименований мест происхождения товара, которая часто понимается неверно. Охрана такому наименованию предоставляется, если оно зарегистрировано не только в стране происхождения товара, но и в стране его потребления. Следовательно, зарубежные наименования мест происхождения товаров охраняются только в том случае, если они зарегистрированы в стране потребления.

Охрана зарубежным наименованиям может быть предоставлена в силу международных договоров. Однако Парижская конвенция ссылается на национальное законодательство как условие охраны наименований. Кроме того, ст. 22(2)(а) Соглашения ТРИПС устанавливает, что страны обязаны предусматривать правовые меры, позволяющие заинтересованным сторонам предотвращать "использование любых средств при обозначении или презентации товара, которые указывают или наводят на мысль, что этот товар происходит из географического района, отличного от настоящего места происхождения, таким образом, что это вводит публику в заблуждение в отношении географического происхождения этого товара"*(287).

Таким образом, если зарубежное наименование места происхождения товара не зарегистрировано в некоторой стране, его свободное использование в этой стране может быть правомерным. Например, если напиток содержит указание "Советское шампанское", то это наименование правомерно до тех пор, пока владелец зарегистрированного наименования из соответствующего региона Франции не зарегистрирует сходное наименование в других странах, которые не являются членами Лиссабонского соглашения, например в Российской Федерации.

Аналогичное положение справедливо и для иных зарубежных наименований мест происхождения товаров. Другое дело, что такое свободное использование перестает быть правомерным при экспорте продукции в страны, где наименования мест происхождения товаров охраняются.

Наши рекомендации