Эволюция охраны товарных знаков

Товарные знаки имеют давнюю историю. Тысячи лет тому назад на изготовлявшихся предметах, вещах, а также животных проставлялись клейма - специальные знаки для указания изготовителя или владельца.

Такие отличительные знаки существовали во всех древних цивилизациях: Китае, Египте, Греции, Риме. При ремесленном производстве использовались знаки, идентифицирующие ремесленников или их гильдии.

Считается, что первый закон в отношении охраны прообразов товарных знаков был принят в 1266 г. в Англии. С 1373 г. помимо клейма производителя требовалось ставить клеймо гильдии, к которой относился мастер. Личные клейма представляли большую ценность, и их передача по наследству или по завещанию особо оговаривалась. В Европе широко применялись купеческие знаки для указания имени купца, поставляющего тот или иной товар. Подделка знаков запрещалась, и наказанием могла быть смертная казнь или отсечение правой руки.

Развитие промышленного производства товаров привело к постепенной замене знаков и клейм гильдий и ремесленников товарными знаками предприятий. В конце XIX в. во многих странах были введены в действие национальные законы по охране товарных знаков, например, в Российской империи с 1830 г. действовало Положение о клеймении изделий русских мануфактур, фабрик и заводов*(242). Закон о товарных знаках появился во Франции в 1857 г.

В Российской империи в 1896 г. был принят закон "О товарных знаках (фабричных и торговых марках и клеймах)". После 1917 г. действие этого Закона изменено Декретом СНК "О товарных знаках" 1922 г., а в 1926 г. - постановлением ЦИК и СНК СССР "О товарных знаках". В 1936 г. было принято постановление "О производственных марках и товарных знаках", в котором введена особая форма товарного знака - торговая марка, что впоследствии привело к повсеместной путанице: товарный знак и торговая марка стали фактически считаться и использоваться как синонимы. В настоящее время только товарный знак является правовым термином, тогда как словосочетание "торговая марка" используется в основном в экономической литературе.

В 1962 г. принято постановление Совета Министров СССР "О товарных знаках"*(243), в соответствии с которым государственные, кооперативные и иные общественные предприятия и организации были обязаны проставлять на выпускаемых ими товарах или на их упаковке товарные знаки, зарегистрированные в Государственном комитете СССР по делам изобретений и открытий. В 1991 г. был принят Закон СССР "О товарных знаках и знаках обслуживания"*(244), который не вступил в силу. С 2008 г. правовое положение товарных знаков и знаков обслуживания будет регулироваться Гражданским кодексом Российской Федерации.

С точки зрения перевода термина "trade mark" на русский язык правильным является "торговая марка", а по существу - "товарный знак", поскольку первый термин характеризует в основном производителя, а второй - товар. Впоследствии путаница усугубилась, поскольку наряду с термином "товарный знак" стали использовать новые, в частности "бренд", "логотип", "слоган" и т.д.

После распада Советского Союза в странах с переходной экономикой были приняты национальные законы об охране товарных знаков, например, в Российской Федерации 23 сентября 1992 г. принят Закон "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров". В последующем в этот Закон вносились многочисленные изменения, прежде всего для их соответствия международным договорам.

Международные нормы по охране товарных знаков установлены в ряде международных договоров.

Парижская конвенция в своей большей части посвящена правовой охране товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест и указаний происхождения товаров, а также фирменных наименований. Положение вполне объяснимое для конца XIX в., когда промышленное производство находилось на этапе бурного развития во многих странах и охрана товаров, услуг и производителей становилась очень актуальной.

Мадридское соглашение о международной регистрации знаков*(245) принято в 1891 г. и пересматривалось в 1900 г. в Брюсселе, в 1911 г. - в Вашингтоне, в 1925 г. - в Гааге, в 1934 г. - в Лондоне, в 1957 г. - в Ницце, в 1967 г. - в Стокгольме, и изменено в 1979 г. Протокол к Мадридскому соглашению принят 27 июня 1989 г. и вступил в силу 1 декабря 1995 г. для первых четырех стран, ратифицировавших его.

Советский Союз стал членом Мадридского соглашения 1 июля 1976 г., а Российская Федерация - 25 декабря 1991 г. Членом Мадридского протокола Российская Федерация стала 10 июня 1997 г.

Ниццское соглашение о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков*(246) принято 15 июня 1957 г. и вступило в силу 8 апреля 1961 г., пересмотрено в Стокгольме 14 июля 1967 г., в Женеве - 13 мая 1977 г. и изменено в 1979 г. (Женевский акт). Международная классификация товаров и услуг регулярно пересматривается, и с 2002 г. действует ее восьмая редакция. Российская Федерация стала членом Соглашения 25 декабря 1991 г.

Венское соглашение об учреждении Международной классификации изобразительных элементов знаков*(247) заключено 12 июня 1973 г., но вступило в силу через 12 лет - 9 августа 1985 г., а 1 сентября этого же года в него были внесены изменения. Соглашение установило Международную классификацию изобразительных элементов знаков, которые состоят из них или их содержат. С 1 января 2003 г. действует пятая редакция классификации, с 1 января 2008 г. будет действовать шестая редакция. В настоящее время лишь 23 страны являются членами этого соглашения, Российская Федерация им не является.

Договор о регистрации товарных знаков принят на Венской дипломатической конференции ВОИС 12 июня 1973 г. и вступил в силу в 1980 г. Договор предусматривал создание новой системы международной регистрации знаков, в которой регистрация знаков имела статус национальной регистрации, но для распространения регистрации на выбранные заявителем страны не требовалось согласия этих стран. Другими словами, международная регистрация могла действовать в любых странах без согласия этих стран. Это несомненное нарушение международного права привело к тому, что лишь пять стран стали членами этого договора. Сейчас трудно установить, кто инициировал создание и принятие столь реакционного договора. Нельзя же считать, что договор был предложен Буркина Фасо, Габоном, Конго, Того и СССР, которые его ратифицировали по профессиональной некомпетентности.

ВОИС старается забыть об этом Договоре, поэтому в огромном массиве информации можно найти лишь упоминания о нем*(248).

Соглашение ТРИПС. Товарным знакам и знакам обслуживания посвящены ст. 15-21, в которых установлены нормы в отношении охраняемых объектов, предоставляемых прав, исключения из охраны, срок охраны, требование использования, лицензирование и передача прав. Некоторые положения введены впервые на международном уровне.

Договор о законах по товарным знакам*(249) принят на Дипломатической конференции в Женеве 27 октября 1994 г. и вступил в силу 1 августа 1996 г. Основное предназначение Договора - совершенствование регистрации товарных знаков на национальном и международном уровне. Договор применяется к знакам, относящимся к товарам (товарные знаки) и (или) услугам (знаки обслуживания). Договор не распространяется на коллективные, сертификационные и гарантийные знаки, а также на голографические знаки и знаки, не состоящие из визуальных обозначений, в частности на звуковые и обонятельные знаки. Российская Федерация является членом Договора с 11 июля 1998 г.

Сингапурский договор о законах по товарным знакам*(250) принят 27 марта 2006 г. на Дипломатической конференции, созванной для пересмотра Договора о законах по товарным знакам и приведения его в соответствие с техническими достижениями последнего десятилетия. Договор регулирует процедуры регистрации и лицензирования товарных знаков и будет применяться к товарным знакам и знакам обслуживания. Новые правила применимы ко всем видам товарных знаков, кроме коллективных, сертификационных и гарантийных знаков. В договоре нет оговорки в отношении голографических знаков и знаков, не состоящих из визуальных обозначений, в частности звуковых и обонятельных знаков, следовательно, он может на них распространяться.

Субъекты охраны

Товарные знаки признаются объектами, на которые не распространяется личное неимущественное право. Другими словами, товарные знаки могут иметь владельца, но не автора. Положение вполне объяснимое, поскольку товарный знак предназначен для отличия товаров одного производителя от аналогичных товаров других производителей. Таким образом, только производитель тех или иных товаров может быть субъектом права на товарный знак. Понятно, что право на товарный знак может быть передано по договору иным лицам. Кроме того, в силу ряда правовых оснований, например при реорганизации юридического лица, право на товарный знак может перейти к иным лицам.

В Гражданском кодексе Российской Федерации субъектами охраны товарных знаков признаются:

- юридические лица или индивидуальные предприниматели, производящие товары или предоставляющие услуги;

- правопреемники вышеуказанных лиц.

Все эти лица признаются обладателями исключительного права на товарный знак или знак обслуживания.

Объекты охраны

В ст. 1 Закона СССР 1991 г. "О товарных знаках и знаках обслуживания"*(251) и в ст. 1 Закона Российской Федерации 1992 г. "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров"*(252) установлено, что товарный знак и знак обслуживания - это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц.

В Гражданском кодексе Российской Федерации определение понятий "товарный знак" и "знак обслуживания" отсутствует, как отсутствует и определение терминов "однородные товары" и "однородные услуги". Такое положение нельзя считать правильным, поскольку оно позволяет патентному ведомству устанавливать и изменять соответствующие определения подведомственных актов в интересах тех или иных лиц.

Следует признать, что произвол патентного ведомства должен быть ограничен положениями Соглашения ТРИПС, обязательными для всех членов ВТО. В соответствии со ст. 15(1) этого Соглашения "любое обозначение или любое сочетание обозначений, способное отличить товары или услуги одного предприятия от товаров или услуг других предприятий, может быть товарным знаком. Такие обозначения, в частности слова, включая имена лиц, буквы, цифры, изобразительные элементы и сочетание цветов, а также любое сочетание таких обозначений могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков. Если знаки по своему существу не обладают способностью к различению соответствующих товаров или услуг (relevant goods or services), страны могут поставить возможность регистрации знака в зависимость от различительной способности, приобретенной в процессе использования"*(253).

Рассмотрим это положение подробнее.

Во-первых, использование выражения "товары или услуги" ошибочно, поскольку предприятия могут не только производить товары, но и предоставлять услуги, например в отношении производимых и иных товаров.

Во-вторых, выражение "relevant goods or services" переводится как "соответствующие товары или услуги", но не как "однородные товары и услуги", которое используется патентным ведомством в Правилах составления и подачи заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания. Поэтому использование понятия "однородный товар (услуга)" не соответствует Соглашению ТРИПС.

Таким образом, при определении товарного знака или знака обслуживания необходимо использовать:

- термин "товар и (или) услуга", но не "товар или услуга";

- термин "соответствующий товар и (или) услуга" вместо "однородный товар или услуга".

Этим требованиям соответствуют следующие определения.

Товарный знак - это обозначение, способствующее отличию товаров одного производителя от соответствующих товаров иных производителей.

Знак обслуживания - это обозначение, способствующее отличию услуг одних лиц от соответствующих услуг иных лиц.

Остановимся на используемом в законодательстве стран с переходной экономикой термине "однородный товар (услуга)". Принято считать, что товары и услуги относятся к тому же роду (виду), которые при маркировке сходными товарными знаками могут создавать у потребителя представление о принадлежности их одному производителю. Вместе с тем при регистрации товарных знаков и знаков обслуживания заявитель обязан указывать класс Международной классификации товаров и услуг (МКТУ), к которому относятся товары или услуги и для которых испрашивается регистрация знака, а также указать их наименование. Однако указание наименования товара означает указание подкласса МКТУ. Например, если заявитель указал "09 - Телевизоры", то в действительности указан подкласс МКТУ, т.е. в данном случае 090468 (Television apparatus). Указание "09 - Фотоаппараты" означает подкласс 090184 (Cameras), а указание "09 - Компьютеры" означает подкласс 090372 (Computers).

Итак, точное определение однородных товаров или услуг таково:

Однородные товары или услуги - это товары или услуги, относящиеся к одному подклассу Международной классификации товаров и услуг.

При таком определении понятия "соответствующий товар" и "однородный товар" оказываются тождественными. Можно отметить, что в экономике однородные товары называются замещаемыми товарами (substitutable goods).

В соответствии со ст. 1482 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения в любом цвете или цветовом сочетании. В подзаконных актах патентного ведомства - Правилах составления и подачи заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания - устанавливается, что в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы разнообразные обозначения:

- символьные в виде цифр, слов, фраз, предложений;

- изобразительные - в виде изображений живых существ, предметов, природных и иных объектов, фигур, композиций линий, пятен, а также букв, цифр, слов в особом графическом исполнении;

- объемные - в виде объектов или фигур в трех измерениях;

- комбинированные - в виде композиции элементов разного характера: символьных, изобразительных, объемных и т.д.;

- звуковые, световые, обонятельные и другие обозначения.

Соглашение ТРИПС предоставляет странам возможность требовать, чтобы охраняемые обозначения были визуально воспринимаемыми. Вышеуказанными правилами допускаются звуковые и обонятельные обозначения, которые не являются визуально воспринимаемыми и в соответствии с Соглашением могут не признаваться товарными знаками. Кстати, Договор о законах по товарным знакам не применяется к голографическим знакам и знакам, не состоящим из визуальных обозначений.

Помимо индивидуальных товарных знаков, предназначенных для отличия товаров одних производителей от аналогичных товаров и услуг других производителей, существуют коллективные знаки.

Коллективные знаки - это товарные знаки, которые служат для обозначения товаров с едиными качественными и иными характеристиками, производимых и реализуемых объединениями предприятий.

В отличие от индивидуальных товарных знаков коллективные товарные знаки и права на них не могут быть переданы иным хозяйствующим субъектам. Национальное законодательство о товарных знаках должно соответствовать положениям ст. 7bis Парижской конвенции. С другой стороны, Договор о законах по товарным знакам и Сингапурский договор о законах по товарным знакам не распространяются на коллективные знаки. Соглашение ТРИПС обязывает членов ВТО выполнять все положения Парижской конвенции, следовательно, признаются положения Парижской конвенции в отношении коллективных товарных знаков.

В ст. 7bis Парижской конвенции устанавливается, что каждая страна сама определяет условия охраны коллективного знака и может отказать в охране, если коллективный знак противоречит общественным интересам. Эта же статья обязывает страны "принимать заявки на регистрацию и охранять коллективные знаки, принадлежащие коллективам, существование которых не противоречит закону страны происхождения, даже если эти коллективы не являются владельцами промышленного или торгового предприятия"*(254), причем в охране коллективного знака не может быть отказано, даже если коллектив не находится в стране, где испрашивается охрана, или если он основан не в соответствии с законодательством страны, в которой испрашивается охрана.

В остальном регистрация коллективного товарного знака практически не отличается от регистрации индивидуального товарного знака.

В экономической литературе помимо термина "товарный знак" чаще используются "бренд", "торговая марка", "логотип" и т.д.

Бренд происходит от английского слова "brand", означавшего "клеймо". Современное значение этого термина имеет отношение к общеизвестным товарным знакам; их соотношение рассматривается в § 6.9.

Торговая марка - это один из вариантов перевода английского термина "trademark", который имеет единственное правовое значение в русском языке - товарный знак. Таким образом, термины "товарный знак" и "торговая марка" можно считать синонимами, однако первый из них является общепринятым в системе интеллектуальной собственности, а так же охраняемым объектом, тогда как термин "торговая марка" таковым не является, хотя и используется в экономической литературе маркетинговой направленности.

Логотип происходит от английского слова "logotype" (сокращенно logo), означающего "эмблема", "девиз". Логотип может быть фирменным наименованием, товарным знаком или его частью. Обычно логотипом может быть словесная часть, графическое оформление товарного знака.

Слоган происходит от английского слова "slogan", означающего "лозунг", "призыв", "девиз". Слоган обычно является смысловой словесной частью товарного знака, выражающей некоторый образ, иногда банальный и тривиальный. Некоторые назойливые слоганы широко используются в телевизионной и иной рекламе.

Наши рекомендации