Эволюция патентной охраны изобретений в России

Имперский период. Законодательное закрепление прав на изобретения установлено в 1812 г. в Манифесте "О привилегиях на разные изобретения и открытия в художествах и ремеслах". Решение о выдаче привилегий принимал Государственный совет, но выдавались они за подписью и печатью министра внутренних дел от имени царя. Следует подчеркнуть, что термин "привилегия на изобретение" имеет смысл, близкий к термину "патент на изобретение".

В 1833 г. вступило в силу Положение о привилегиях, которое внесло изменения и дополнения в Манифест 1812 г. и существенно расширило права обладателя привилегии. Привилегии выдавались не только на изобретения, но и на усовершенствования общеполезных предметов. В 1870 г. вступил в силу Закон "Об изменении порядка делопроизводства по выдаче привилегий на новые открытия и изобретения" с упрощением процедуры выдачи привилегий, которая возлагалась на Мануфактурный совет. По представлению этого совета министр финансов выдавал привилегию с формулировкой "по указу Его Императорского Величества". Данный закон установил, что изобретатель имеет право на патент, удостоверяющий права изобретателя.

Последний Закон Российской империи об изобретениях - "Положение о привилегиях на изобретения и усовершенствования" - вступил в силу в 1896 г.

Советский период. После 1917 г. радикально изменилось не только правовое положение патентообладателей, но вся система прав на объекты промышленной собственности.

Декрет СНК от 30 июня 1919 г. "Положение об изобретениях" отменил ранее действовавшее в России законодательство в области промышленной собственности и стал правовой основой регулирования отношений по созданию, использованию и охране изобретений, введя новую форму охраны изобретений - авторское свидетельство. Комитет по делам изобретений был уполномочен оценивать изобретения на предмет их полезности. Причем изобретения, признанные полезными, объявлялись достоянием государства. Такие изобретения могли быть свободно использованы с сохранением за изобретателем права на получение вознаграждения за использование его изобретения.

Во время новой экономической политики было принято постановление ЦИК и CHК СССР от 12 сентября 1924 г.*(153) "О патентах на изобретения", которое признало только патентную форму охраны изобретений. Постановление восстановило действие патентов Российской империи.

Постановление ЦИК и СНК от 9 апреля 1931 г. "Положение об изобретениях и технических усовершенствованиях" восстановило охрану изобретений авторским свидетельством. Авторские свидетельства выдавались на служебные изобретения. В остальных случаях изобретение могло охраняться патентом. Право на использование изобретения, охраняемого патентом, принадлежало патентообладателю, а на изобретения, охраняемые авторскими свидетельствами, - государству, изобретатель же имел право только на вознаграждение. Поскольку разработка большинства изобретений требует значительных средств, они оказывались служебными и охранялись авторскими свидетельствами. Поэтому основным охранным документом на изобретения в СССР стало авторское свидетельство, хотя охрана неслужебных изобретений патентами была возможной, если изобретения создавались в индивидуальном порядке.

Положение СНК СССР от 5 марта 1941 г. "Об изобретениях и технических усовершенствованиях" отменило ранее действовавшее положение, однако многие нормы были сохранены. Если раньше вопросы выдачи охранных документов решал Комитет по делам изобретений, то с введением в действие данного постановления эти вопросы перешли в ведение народных комиссариатов. Экспертизу изобретений на новизну проводило Бюро экспертизы и регистрации изобретений Госплана при СНК СССР.

Ведомственная система авторских свидетельств на изобретения оказалась неэффективной, поэтому положение Совета Министров СССР от 24 апреля 1959 г. "Об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях" восстановило централизованную охранную систему изобретений. Впервые в мире введена правовая охрана открытий. Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР стал основным органом этой системы.

Положение Совета Министров СССР от 21 августа 1973 г. "Об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях" в некоторой мере совершенствовало сложившуюся систему охраны объектов промышленной собственности с учетом положений Парижской конвенции.

Последний патентный закон Советского Союза был принят 31 мая 1991 г.*(154) и действовал до 25 декабря 1991 г., когда прекратил существование Советский Союз.

Современный период. После распада СССР в каждом из суверенных государств стала формироваться система права на объекты интеллектуальной собственности. Так как Российская Федерация обладала первоклассными специалистами в области интеллектуальной собственности, то именно здесь появились первые законы в сфере интеллектуальной собственности.

Патентный закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. введен в действие 14 октября того же года для охраны изобретений, полезных моделей и промышленных образцов. Содержание этого закона использовалось в других странах переходной экономикой в качестве образца.

С 2008 г. правоотношения в сфере патентного права регулируются частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации.

Принцип патентной охраны

Возникновение прав на объекты патентного права основано на регистрационном принципе охраны, в соответствии с которым право на результат интеллектуальной деятельности возникает только при получении охранного документа, подтверждающего права определенного лица на определенный объект.

Вид охранного документа определяется видом объекта. Для подтверждения правовой охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений используются патенты, а для других объектов - свидетельства. Принципиальных различий между патентами и свидетельствами нет, поскольку они являются охранными документами и предназначены для подтверждения предоставленных прав некоторому лицу на некоторый объект на некоторый срок.

Выдача патентов осуществляется национальными патентными ведомствами и региональными организациями.

Для обладания правами на объект промышленной собственности необходим не только охранный документ, но и регулярные платежи для поддержания в силе охранного документа.

При обсуждении в § 2.7 оповещений об авторском праве отмечалось, что наличие или отсутствие конвенционного знака на охраняемом объекте не имеет никакого отношения к наличию прав. Парижская конвенция подобные оповещения для объектов промышленного права не устанавливает. В соответствии со ст. 5D "для признания прав не требуется помещения на продукте какого-либо обозначения или указания на патент, полезную модель, регистрацию товарного знака или депонирования промышленного образца"*(155). Несмотря на это, многие патентообладатели при производстве товаров, в которых воплощены изобретения, предпочитают указывать номер патента той или иной страны. Такие оповещения не носят правоопределяющего характера и являются лишь оповещением, что воплощенное в товаре изобретение охраняется тем или иным патентом. Подобная практика далеко не всегда приносит пользу патентообладателю, поскольку упрощает заинтересованному лицу поиск информации по упомянутому патенту для целей реинжиниринга и последующего "обхода" патента.

Наши рекомендации