Сфера действия авторского права

Национальное законодательство об авторском праве в той или иной форме признает принцип национального режима и принцип территориальности, которые являются общепризнанными международными нормами.

Принцип национального режима означает, что зарубежные авторы или правообладатели имеют во всех странах права, которые предоставляются собственным гражданам. Следовательно, национальное законодательство должно одинаковым образом охранять авторские права как своих граждан, так и граждан других стран. Принцип национального режима установлен Бернской конвенцией в следующей форме: "Если автор не является гражданином страны происхождения произведения, в отношении которого ему предоставлена охрана в силу настоящей Конвенции, он пользуется в этой стране такими же правами, как и авторы - граждане этой страны"*(94). Таким образом, если автор создал свое произведение в стране, гражданином которой он не является, то он пользуется такой же охраной своего произведения в данной стране, как и ее граждане.

Принцип территориальности права означает, что законодательство любой страны действует только на ее территории и не может иметь силы за ее пределами. Однако национальное законодательство может оказывать косвенное влияние на уровень охраны и за пределами государственной территории. Например, если законодательство соответствует международным нормам и государство является членом международных договоров, то авторы-иностранцы имеют такие же права, которые гарантируются своим авторам в каждой из стран - участниц этих международных договоров. Территориальность авторского права установлена в Бернской конвенции, в соответствии с которой "охрана в стране происхождения регулируется внутренним законодательством"*(95). С другой стороны, поскольку авторское право возникает автоматически при создании произведения и для его возникновения не нужна регистрация или иные формальности, любое произведение охраняется не только в стране происхождения произведения, но и во всех странах Бернского союза. Следовательно, авторское право в странах Бернского союза экстерриториально.

Страной происхождения произведения в соответствии со ст. 5(4) Бернской конвенции считается:

1) для произведений, впервые опубликованных в какой-либо стране Бернского союза, - эта страна;

2) для произведений, опубликованных одновременно в нескольких странах Бернского союза, предоставляющих различные сроки охраны, - та страна, законодательство которой устанавливает самый короткий срок охраны;

3) для произведений, опубликованных одновременно в стране, не входящей в Бернский союз, и в одной из стран Союза, - эта последняя страна;

4) для неопубликованных произведений или для произведений, впервые опубликованных в стране, не входящей в Бернский союз, без одновременного опубликования в какой-либо стране Союза, - та страна Союза, гражданином которой является автор, при условии, что:

- в отношении кинематографических произведений, производитель которых имеет официальное местонахождение или обычное местожительство в стране Бернского союза, страной происхождения является эта страна;

- в отношении произведений архитектуры, сооруженных в какой-либо стране Бернского союза, или других художественных произведений, являющихся частью здания или другого сооружения, расположенного в стране Бернского союза, страной происхождения является эта страна*(96).

В большинстве случаев установление страны происхождения произведения важно для определения срока охраны произведения. Данные нормы Бернской конвенции содержат ряд особо определенных понятий.

Опубликованные произведения - это произведения, воплощенные в товаре независимо от способа их изготовления, при условии, что эти товары распространены в количестве, способном удовлетворить разумные потребности публики, принимая во внимание характер произведения. Не признается опубликованием представление драматического, музыкально-драматического или кинематографического произведения, исполнение музыкального произведения, публичное чтение литературного произведения, сообщение по проводам или передача в эфир литературных или художественных произведений, показ произведения искусства и сооружение произведения архитектуры*(97).

Первое опубликование произведения относится к месту и времени первого опубликования произведения.

Одновременное опубликование - это опубликование произведения в один и тот же момент времени в разных странах. Поскольку такие случаи крайне редки, Бернская конвенция устанавливает, что произведение считается опубликованным одновременно в нескольких странах, если оно опубликовано в этих странах в течение дней после первого опубликования*(98). Другими словами, произведение также считается впервые опубликованным на национальной территории, если в течение 30 дней после даты его первого опубликования за рубежом это же произведение было опубликовано и на национальной территории. В этой норме есть логическое упущение, поскольку произведение лишь однажды может быть опубликовано впервые. Любое последующее опубликование не может быть первым, но может быть признано условно одновременным.

Служебные произведения

Общий подход к служебным объектам интеллектуальной собственности изложен в § 1.9. В применении к объектам авторского права он может быть конкретизирован следующим образом.

Служебное произведение - это произведение литературы, науки или искусства, которое создано его автором в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или задания работодателя.

В законодательстве большинства стран устанавливается следующий унифицированный правовой режим служебных произведений.

1. Личное неимущественное право на служебное произведение принадлежит автору.

2. Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю или нанимателю, если договором с автором не предусмотрено иное.

3. Автор служебного произведения имеет право на дополнительное вознаграждение.

Данное положение может действовать только в том случае, если исключительное право принадлежит работодателю и не передано автору. Кроме того, право на дополнительное вознаграждение возникает только в том случае, если служебное произведение используется каким-либо лицом, которое и выплачивает это вознаграждение. Если произведение не используется - "лежит на полке", - право на дополнительное вознаграждение не возникает.

При таком подходе материальные интересы автора не оказываются существенным образом ущемленными.

4. Автор служебного произведения не вправе препятствовать его обнародованию работодателем.

В законодательстве некоторых стран к личному неимущественному праву относится право на обнародование произведения. В таком случае работодатель не сможет обнародовать служебное произведение без согласия автора. Именно по этой причине вводится запрет на вето автора.

Рассмотренный общий подход к возникновению права на служебные произведения имеет свою специфику в разных странах. В Российской Федерации охрана прав на служебные произведения имеет следующие особенности. В ст. 1295(1) Гражданского кодекса установлено, что авторское право на служебное произведение принадлежит автору, который является первичным правообладателем исключительного права. В ст. 1295(2) это право по закону передается работодателю, "если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное"*(99). Это исключительное право возвращается автору, если работодатель "не начнет использование этого произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне". Автор имеет право на авторское вознаграждение не только в случае использования произведения, но и при сохранении произведения в тайне. В последнем случае вознаграждение выплачивает работодатель. В ст. 1295(3) работодателю предоставляется право использовать служебное произведение, если исключительное право по закону на основании ст. 1285(2) передано автору, причем автор в своем исключительном праве не ограничивается.

Положения данной статьи использованы в ст. 1296, 1297 и 1298 для компьютерных программ и баз данных, созданных по заказу или по договору, и для произведений, созданных по государственному или муниципальному контракту соответственно.

Совместные произведения

Несмотря на то что многие произведения литературы, науки и искусства создаются творческим трудом одного автора, существует немало произведений, созданных творческим трудом нескольких авторов. Создаваемые соавторами произведения могут быть нескольких видов.

Неделимое совместное произведение - это произведение, которое представляет собой одно неразрывное целое.

В неделимом совместном произведении каждая его часть создана совместным трудом соавторов. В некоторых направлениях творческой деятельности совместные произведения не являются широко распространенными. Например, музыка, живопись, скульптура, фотография почти не знают соавторства. С другой стороны, компьютерные программы являются примером произведений, которые, как правило, создаются коллективами соавторов.

Делимое совместное произведение - это произведение, которое представляет собой совокупность нескольких частей, имеющих самостоятельное значение.

В делимом произведении каждая часть создана одним или несколькими авторами. Это наиболее распространенный вид составных произведений. К ним относятся многие научные и литературные произведения, музыкальные и музыкально-драматические, аудиовизуальные произведения и т.д. Делимые совместные произведения имеют некоторые черты составных произведений (см. § 2.12), однако авторское право на совместное произведение в целом принадлежит соавторам, а на составное произведение - составителю.

В законодательстве многих стран используется в основном следующий унифицированный правовой режим для совместных произведений.

1. Авторское право на совместное произведение принадлежит соавторам.

Эта норма естественна для неделимых совместных произведений, однако для делимых совместных произведений она не кажется рациональной.

В законодательстве обычно содержится косвенное упоминание о том, что авторское право на совместное произведение из составных частей принадлежит его соавторам только в том случае, если эти части специально созданы для данного произведения. Отсутствие прямого указания означает, что соавтор может включить в совместное произведение другие произведения, которые уже были им обнародованы и на которые ему принадлежит авторское право. Включение таких произведений в качестве частей совместного произведения и распространение охраны на все части означало бы расширение срока охраны этих охраняемых частей нового совместного произведения.

Чтобы исключить противоречивость нормы для делимых совместных произведений, рационально наделять авторским правом всех соавторов на произведение в целом, а каждого соавтора - на части, которые специально созданы для этого произведения. Если же некоторые части этого произведения были ранее обнародованы, то на них дополнительное авторское право не возникает.

2. Соавторы вправе использовать созданные ими части составного произведения по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между ними.

В этой норме содержится косвенное указание на то, что части совместного произведения специально создаются для данного произведения. Если же самостоятельная часть включена в совместное произведение, а не была специально создана для такого произведения, то никакое соглашение между соавторами не может ограничить прав одного из авторов на ранее созданное произведение, поскольку это означало бы передачу авторского права на уже охраняемые части другим лицам.

3. Право на использование произведения в целом принадлежит соавторам совместно, а их взаимоотношения могут определяться соглашением между ними.

Важно подчеркнуть, что ни один из соавторов не имеет права запретить использование такого совместного произведения без достаточных на то оснований. Это норма предназначена для исключения возможных злоупотреблений соавторов. При создании неделимого совместного произведения каждый соавтор вносит творческий вклад и надеется, что совместное произведение станет нужным пользователю. В силу разных причин кто-то из авторов может отказаться от использования произведения на тех или иных условиях, тогда как другие авторы могут придерживаться иного взгляда. Для того чтобы сделать доступным публике произведение, законодательство обычно лишает любого соавтора права на запрет использования неделимого совместного произведения. Таким образом, неделимое совместное произведение может быть использовано соавторами даже при несогласии одного или нескольких соавторов. Запрещение использования произведения соавтором возможно только при наличии у него достаточных оснований, при этом достаточность таких оснований для запрещения использования совместного произведения определяет суд.

4. Не признаются соавторами лица, не внесшие творческого вклада в создание произведения, а оказавшие автору (соавторам) только материальную, организационную, техническую и иную помощь и содействие.

Данное положение иногда прямо не формулируется в законодательстве, поскольку соавтором может быть только лицо, творческим трудом которого создано произведение (или его часть). Если творческого вклада в создание произведения нет, то никто не может быть признан соавтором.

Несмотря на внешнюю простоту этой нормы, ее применение на практике в некоторых случаях вызывает определенные трудности. Например, изобретатель для получения патента на свое изобретение готовит для подачи в патентное ведомство соответствующую заявку, которая является объектом авторского права, поскольку все условия правоспособности выполнены (см. § 2.8). Другими словами, изобретатель является автором не только изобретения, но созданного им описания изобретения, т.е. научно-технического произведения - заявки на выдачу патента на изобретение.

В некоторых случаях в подготовке материалов заявки могут участвовать иные лица, в частности патентные поверенные. Могут ли такие лица считаться соавторами изобретателя? Ответ может быть установлен при наличии договора на участие в совместной подготовке заявки, в котором определена конкретная форма его участия, позволяющая установить, было ли участие творческим. При отсутствии договора ни о каком соавторстве не может быть и речи.

Составные произведения

Составное произведение - это произведение, включающее другие произведения или их части.

Составное произведение иногда называют сборником или компиляцией. Примерами таких произведений являются антология, хрестоматии, энциклопедии, базы данных, справочники и т.д.

Составные произведения являются распространенным видом произведений литературы, науки и искусства, поскольку к ним относятся аудиовизуальные, музыкально-драматические, сценические произведения, мультимедийные и сетевые произведения и т.д. Правовые нормы в отношении составных произведений сформулированы в Бернской конвенции, Соглашении ТРИПС и Договоре ВОИС по авторскому праву.

В соответствии со ст. 2(5) Бернской конвенции "сборники литературных и художественных произведений, например энциклопедии и антологии, представляющие собой по подбору и расположению материалов результат интеллектуального творчества, охраняются как таковые, без ущерба правам авторов каждого из произведений, составляющих часть таких сборников"*(100).

Другими словами, установлено, что результат интеллектуального творчества проявляется в подборе и расположении материалов. Этот критерий Бернской конвенции был изменен в ст. 10(2) Соглашения ТРИПС*(101) и в ст. 5 Договора ВОИС по авторскому праву, которые признали, что результат интеллектуального творчества проявляется в подборе или в расположении материалов. Это изменение критерия оказалось скрытым в русском переводе, поскольку фраза "by reason of the selection or the arrangements"*(102) англоязычного текста Договора ВОИС по авторскому праву была переведена как "по подбору и расположению"*(103). В Российской Федерации современный критерий используется с 1993 г., когда еще не было ни Соглашения ТРИПС, ни Договора ВОИС по авторскому праву*(104). В ст. 1260(2) Гражданского кодекса Российской Федерации используется этот же критерий, соответствующий международным нормам.

В законодательстве многих стран используется в основном следующий унифицированный правовой режим для составных произведений.

1. Автору составного произведения принадлежит авторское право на осуществленные им подбор или расположение материалов, являющихся результатом творческого труда.

Творческий характер труда составителя не столь очевиден, поскольку почти всегда любой подбор или любое расположение материалов могут считаться творческими из-за невозможности доказать обратное. Следовательно, существует объективная презумпция творческого труда составителя, хотя она редко формулируется законодательно.

2. Составитель может обладать авторским правом при соблюдении прав авторов произведений, включенных в составное произведение.

Это положение соответствует одному из условий охраноспособности произведений (см. § 2.8). Другими словами, авторское право может распространяться на составное произведение только в том случае, если составитель обладает разрешениями правообладателей всех произведений или частей из них, включаемых в составное произведение.

3. Авторы произведений, включенных в составное произведение, вправе использовать свои произведения независимо от их включения в составное произведение, если иное не предусмотрено договором.

Подобная ситуация возникает, если в составном произведении используются произведения, которые не были обнародованы, в противном случае право на использование включенного произведения уже существует у автора. Если же в составное произведение включаются еще не обнародованные произведения, то право на независимое использование включаемого произведения может быть одним из условий договора, который составитель сборника заключает с автором каждого из включаемых произведений. При отсутствии такого письменного договора авторы включаемых произведений оставляют за собой право на независимое использование своих произведений.

Особая ситуация возникает при включении в составное произведение служебных произведений, поскольку исключительное право на служебное произведение принадлежат работодателю (см. § 2.10). Поэтому в случае создания составного произведения из служебных произведений лицом, уполномоченным на то работодателем, недопустимо независимое использование включенных служебных произведений без его разрешения.

4. Авторское право составителя не препятствует другим лицам осуществлять самостоятельный подбор или расположение тех же материалов для создания иных составных произведений.

При создании сборника из обнародованных произведений данная норма очевидна. Однако при создании сборников, которые содержат необнародованные произведения, данная норма оказывается формальной, поскольку автор редко имеет возможность включить свое произведение в несколько сборников из-за заключенных договоров или из-за служебного характера произведения.

5. Издателю энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических изданий (газет, журналов, продолжающихся сборников научных трудов и т.д.) принадлежит право на использование таких изданий.

Принадлежность издателю права на издание означает, что это издатель вправе при любом использовании таких изданий указывать свое наименование или требовать такого указания. При этом авторы произведений, включенных в такие издания, сохраняют исключительные права на использование своих произведений независимо от прав издателя, если они не передали ему такое право. Несомненно, речь может идти о неслужебных произведениях. Если же в периодическое издание включены служебные произведения, то исключительные права принадлежат работодателю автора, однако автор служебного произведения, включенного в периодическое издание, имеет право на авторское вознаграждение (помимо заработной платы) за использование его произведения в составном периодическом издании даже при отсутствии иных условий в договоре с издателем или при отсутствии договора.

6. Составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются охраняемыми или нет произведения, которые они включают.

Автор составного произведения может использовать любой неохраняемый объект без согласия и разрешения лица или лиц, которые являются создателями таких объектов. С другой стороны, распространение охраны на составные произведения, в которые включены неохраняемые произведения, не означает распространение на них охраны.

Производные произведения

Производное произведение - это произведение, которое создано в результате переработки другого произведения.

Типичными видами производных произведений являются перевод, адаптация, обзор, реферат, аннотация и т.д.

Далеко не все обзоры, рефераты и аннотации можно считать производными произведениями. Обычно они создаются в научных, исследовательских, учебных, полемических, критических и информационных целях. В таких случаях законодательство допускает цитирование отрывков из анализируемых произведений в объеме, оправданном целью цитирования, с обязательным указанием автора произведения и источника заимствования.

Правовые нормы в отношении производных произведений установлены в Бернской конвенции. В соответствии со ст. 2(3) "переводы, адаптации, музыкальные аранжировки и другие переделки литературного или художественного произведения охраняются наравне с оригинальными произведениями, без ущерба правам автора оригинального произведения"*(105).

Правовые нормы в отношении производных произведений основаны на рассмотренных в § 2.8 условиях правовой охраны произведений.

1. Производное произведение охраняется, если оно является результатом творческого труда переработчика.

Этим положением признается, что характер деятельности автора производного произведения является творческим, аналогичным труду автора перерабатываемого произведения, хотя авторы перерабатываемых произведений редко с этим соглашаются. Однако существует немало примеров, подтверждающих, что переработанные произведения могут превосходить в некоторых отношениях перерабатываемые произведения.

2. Авторское право на производное произведение может возникнуть только при правомерном использовании перерабатываемого произведения.

Другими словами, перерабатывать охраняемое произведение можно только в том случае, если на это получено разрешение правообладателя.

3. Авторское право на производное произведение существует независимо от того, является перерабатываемое произведение охраняемым или нет.

Если оригинальное произведение является охраняемым, автор производного произведения обязан получить разрешение автора или другого правообладателя на переработку произведения. Если оригинальное произведение является неохраняемым, автор производного произведения не нуждается в получении разрешения на переработку.

4. Автор производного произведения не вправе препятствовать иным лицам осуществлять переработки тех же произведений.

Любые лица могут перерабатывать одно и то же оригинальное произведение при том же обязательном условии - получении разрешения от правообладателя на переработку оригинального произведения.

Глава 3. Смежные права

Общие положения

Определение понятия "смежные права" отсутствует в международных договорах. В национальном законодательстве такие определения обычно даются. Например, в действовавшем ранее Законе Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" установлено, что смежные права - это отношения, возникающие в связи с созданием и использованием фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания. В Гражданском кодексе Российской Федерации понятие "смежные права" не определено, как не определено и понятие прав, смежных с авторскими. Тем не менее, используя содержание гл. 71 Кодекса и общее определение понятия "интеллектуальная собственность", данное в § 1.1, можно вывести следующее определение понятия "смежные права" или "права, смежные с авторскими".

Смежные права - это права исполнителей и правовое положение созданных их творческим трудом исполнений, в том числе некоторых видов произведений; права производителей фонограмм, вещательных организаций, производителей инвестиционных баз данных и правовое положение созданных ими фонограмм, передач вещания, баз данных; права публикаторов произведений, перешедших в общественное достояние.

Между понятием "смежные права" и "права, смежные с авторскими" нет различия. Разработчики гл. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации включили в число объектов смежных прав некреативные базы данных и опубликованные литературные произведения, перешедшие в общественное достояние. Для такого расширенного перечня объектов и был предложен термин "права, смежные с авторскими". Однако такое расширение не изменило существа понятия "смежные права", поэтому оба понятия можно использовать как синонимы, что мы и видим в Гражданском кодексе. Следует отметить, что в некоторых странах перечень объектов смежных прав еще шире, например, в него включаются фотографические произведения и аудиовизуальные исполнения.

В отличие от авторского права история смежных прав непродолжительна. Права исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций на международном уровне стали признаваться с 1964 г., когда вступила в силу Римская конвенция по охране исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций.

Как уже отмечалось, ряд положений об охране исполнений, фонограмм и передач вещательных организаций содержится в Бернской конвенции, поскольку такие объекты долгое время существовали, но не были признаны на международном уровне как объекты смежных прав.

Под давлением производителей фонограмм и вещательных организаций в 1971 г. была принята Женевская конвенция об охране производителей фонограмм от несанкционированного воспроизведения их фонограмм, а в 1974 г. - Брюссельская конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники.

В 1996 г. была принята Директива Европейского союза "О правовой охране баз данных", в которой была не только подтверждена охрана баз данных, созданных творческим трудом, но и предоставлена охрана инвестиционным базам данных, которые не считаются результатом творческого труда. Национальное законодательство ряда европейских стран отнесло охрану инвестиционных баз данных к сфере действия смежных прав, как и Гражданский кодекс Российской Федерации.

В Соглашении ТРИПС введено не только несколько норм по охране смежных прав, но и вместо общепринятого термина "neighboringrights" введен новый термин - "relatedrights", который стал повсеместно использоваться, в том числе в ВОИС. Однако это не повлияло на русскоязычную терминологию, поскольку оба термина могут охватываться привычным термином "смежные права".

Новые нормы смежных прав выработаны на Дипломатической конференции ВОИС по некоторым вопросам авторского права и смежных прав (Женева, 2-20 декабря 1996 г.), которая приняла Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам.

Советский Союз не был членом Римской конвенции и не признавал права исполнителей и производителей фонограмм. В Российской Федерации смежные права охраняются с 1991 г.

Субъекты смежных прав

В соответствии с Римской конвенцией к субъектам смежных прав отнесены исполнители, производители фонограмм, организации вещания. Хотя многие страны придерживаются этой классификации, в последние годы некоторые государства расширили число субъектов смежных прав, включив в них прежде всего производителей (изготовителей) инвестиционных баз данных, аудиовизуальных исполнений и публикаторов. Таким образом, субъектами смежных прав в настоящее время могут признаваться следующие физические и юридические лица:

- исполнители;

- производители фонограмм;

- организации вещания;

- производители инвестиционных баз данных;

- производители аудиовизуальных исполнений;

- публикаторы посмертных произведений;

- наследники исполнителей;

- работодатели исполнителей;

- правопреемники тех или иных юридических лиц;

- иные правообладатели объектов смежных прав.

Исполнители - это актеры, певцы, музыканты, танцоры или иные лица, которые исполняют произведения литературы, искусства или народного творчества посредством игры, пения, чтения, декламирования, игры на музыкальных инструментах, танца или каким-либо иным образом. Гражданский кодекс Российской Федерации в ст. 1313(1) относит к исполнителям режиссеров-постановщиков исполнений и дирижеров.

Производители фонограмм - это лица, взявшие на себя инициативу и ответственность за первые звуковые записи каких-либо исполнений или иных звуков. В Гражданском кодексе Российской Федерации вместо международно признанного термина "производитель" (producer) ошибочно используется термин "изготовитель". Дело в том, что изготовить можно несколько экземпляров фонограмм, а произвести - неограниченное количество.

Организации вещания - это организации радиовещания, эфирного, кабельного и спутникового телевидения, а также компьютерного сетевого вещания (webcasting), создающие свои собственные передачи и объекты авторского права или смежных прав или использующие передачи других лиц или организаций.

Производители инвестиционных баз данных - это лица, которые обеспечивают существенные инвестиции в создание баз данных. В Гражданском кодексе Российской Федерации использован термин "изготовитель" (maker), являющийся формально правильным, но ошибочным по существу, поскольку он не подразумевает производства товаров, которые воплощены в базах данных, что имеет серьезные последствия, вскоре они будут обсуждены.

Производители аудиовизуальных исполнений - это физические или юридические лица, которым переданы исключительные права исполнителей по договорам на создание аудиовизуальных исполнений.

Публикаторы посмертных произведений - физические или юридические лица, которые впервые обнародуют произведения, срок охраны которых истек, т.е. перешедшие в общественное достояние. Термин введен для отличия от издателей, обнародующих произведения, срок охраны которых не истек.

Наследники исполнителей - это физические или юридические лица, которые по закону или завещанию наследуют исключительные права исполнителя на те или иные исполнения.

Работодатели исполнителей - это лица, которые по договору оплачивают участие исполнителей в тех или иных исполнениях.

Правопреемники юридических лиц - лица, к которым перешли исключительные права в силу закона, договора или других юридических оснований, например при реорганизации юридического лица (производителя фонограмм, вещательной организации и т.д.).

Правообладатели объектов смежных прав - любые лица, обладающие по договору исключительными правами на объекты смежных прав.

Объекты смежных прав

Рассмотрим определения объектов смежных прав, признаваемых в настоящее время Гражданским кодексом Российской Федерации.

Исполнение - это воплощение произведений или иных объектов реальными или виртуальными исполнителями посредством игры, танца, декламирования, чтения, пения или с помощью музыкальных и иных инструментов и технических средств.

В Гражданском кодексе Российской Федерации определение понятия "исполнение" отсутствует, как и в законодательстве многих стран. В Законе Российской Федерации 1993 г. такое определение давалось, но его нельзя считать удовлетворительным.

Исполнение может быть обнародовано различными способами:

- непосредственно группе слушателей или зрителей;

- передачей (трансляцией) исполнения средствами организаций вещания для приема и восприятия публикой с помощью технических средств (радиоприемники, телевизоры, тюнеры, декодеры, громкоговорители, плазменные панели, видеопроекторы и т.д.);

- записью исполнения на материальный носитель (кинопленку, магнитные кассеты, компакт-диски) аналоговыми или цифровыми методами (кинокамеры, видеокамеры, магнитофоны и т.д.) для последующего доступа к ним.

Существует много видов исполнений, в том числе постановки, спектакли, представления (сценические исполнения), музыкальные, драматические и музыкально-драматические исполнения (оперы, оперетты, мюзиклы и проч.), хореографические исполнения (балет, пантомимы, танцы и проч.), кроме того, исполнениями являются лекции, речи, проповеди и т.д.

Как отмечалось ранее в § 1.4, многие исполнения включены в Бернскую конвенцию для их охраны как произведений. После вступления в силу Римской конвенции, признавшей охрану исполнений, и внесения изменений в Бернскую конвенцию некоторые исполнения стали охраняться как Бернской, так и Римской конвенцией. Например, в Бернской конвенции даже незаписанные музыкальные, драматические и хореографические исполнения считаются произведениями литературы и искусства, а лекции, речи, проповеди - устными произведениями. С другой стороны, записанные аудиовизуальные исполнения считаются аудиовизуальными произведениями. Таким образом, любые записанные исполнения можно было бы считать произведениями литературы и искусства, а незаписанные - исполнениями. Если же следовать содержанию Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам, то записанные или незаписанные исполнения считаются исполнениями. Именно поэтому на международном уровне существует тенденция отхода от представлений об аудиовизуальных произведениях, т.е. считать их аудиовизуальными исполнениями как записанными, так и незаписанными. Аналогичный подход существует и для иных исполнений, которые продолжают считать произведениями. В большинстве стран записанные и незаписанные исполнения продолжают считать различными объектами интеллектуальной собственности.

Фонограмма - это воплощенные на материальном носителе звуки исполнений или иные звуки.

Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам уточнил определение фонограмм, данное Римской конвенцией, но ввел ошибочное представление об "отображениях звуков", создаваемых компьютерными программами и которые могли быть записаны на фонограмму. Эксперты ВОИС не смогли понять, что перед записью синтезированная музыка всегда воспроизводится композитором и только после прослушивания выбирается наилучший вариант, который и записывается на фонограмму. Однако такое "отображение звуков" ничем не отличается от иных звуков, особенно если учесть, что очень часто компьютерная музыка создается на основе так называемых образцов звуков (сэмплов), полученных с помощью реальных музыкальных инструментов.

Простой иллюстрацией, показывающей абсурдность представления об "отображениях звуков", может служить деятельность композитора, создающего произведение в нотной записи, которую с полным правом можно считать "отображением звуков". Однако это отображени<

Наши рекомендации