Управление интеллектуальной собственностью
Как уже отмечалось, страны - участницы международных договоров обязаны привести национальное законодательство в соответствие с ними и обеспечить выполнение норм международных договоров, что возможно только при действенной судебной системе. Тем самым международные обязательства подразумевают существование эффективной государственной системы управления интеллектуальной собственностью.
Управление интеллектуальной собственностью - это комплекс мер, направленных на создание и использование объектов интеллектуальной собственности на уровне организаций, учреждений, предприятий, отраслей промышленности, национальной экономики в целом.
Недостаточное внимание к интеллектуальному ресурсу сказывается на конкурентных позициях предприятий, на их экспортных позициях, на жизненном уровне общества, экономической, социальной и политической безопасности государства.
Страны с переходной экономикой имеют особенности, вызванные монополизацией социалистической экономики и политикой размещения производительных сил. Политические и социальные цели государства реализовывались, в частности, созданием в союзных республиках новых производств для индустриализации регионов, увеличения занятости населения и повышения жизненного уровня. Однако при этом не учитывалась сложившаяся структура академической, вузовской и отраслевой науки, направлений проводимых научных исследований. В результате новые производства часто оказывались вне профессиональных интересов и возможностей ученых. С одной стороны, изменение тематики научных исследований требовало длительной напряженной работы и оказывалось невозможным из-за отсутствия научных школ и финансирования. С другой - новые производства не нуждались в услугах специалистов, которые не знали специфики конкретных технологий и даже их элементов, и могли выполнять лишь простые хоздоговорные работы, в основном в личных целях.
Новые производства создавались на основе разработок головных отраслевых институтов, которые использовали как собственные, так и зарубежные научно-технические достижения, поэтому часто научный потенциал регионов не был востребован не только для функционирования, но и для совершенствования производств. Так возник естественный разрыв между наукой и производством.
От ученых требовали "внедрений" разработок в производство. Однако очень часто многим работникам науки либо нечего было внедрять, либо не было во что внедрять. Наука никогда не была и никогда не будет "непосредственной производительной силой". Наука возникла как средство познания мира и формирования нового знания. Некоторые знания становятся основой технических разработок, которые оказывались реализованными в тех или иных изобретениях. Такие изобретения могут стать основой новых производств, технологий, товаров и услуг. Другими словами, наука имеет не прямое, а опосредованное влияние на общественное производство, на совершенствование техники и технологии.
Взаимосвязь науки и производства, сложившаяся в Советском Союзе и сохраняющаяся в странах с переходной экономикой, продолжает сказываться на результатах интеллектуальной деятельности ученых и изобретателей, конструкторов и инженеров. На основании исследований и разработок они создают изобретения, которые часто оказываются невостребованными производством, потому что эти изобретения не соответствуют потребностям производства. В результате патентуются изобретения, которые производству не нужны.
Причина заключается не только в оторванности изобретений от потребностей и нужд производства. Предприятия в рамках сложившейся модели социалистического монополизма не заинтересованы в самосовершенствовании. Предприятия не находились в конкурентных условиях, поскольку государство оберегало их от внешней конкуренции торговыми и налоговыми барьерами, а внутренней конкуренции для многих производств не было и не могло быть. В результате политики государственного монополизма у предприятий не было насущной необходимости в совершенствовании производства, поскольку не было конкуренции и ответственности за результаты своей деятельности - государство старалось не допустить социального взрыва и возмещало издержки за счет более эффективно действующих предприятий.
Причины крушения Советского Союза в своей основе были не столько политическими, сколько экономическими. Государственный монополизм и экстенсивный путь развития привели к тому, что планы и прогнозы оказывались невыполнимыми. Производство не было восприимчивым к научно-техническим достижениям, наука не могла стать "непосредственной производительной силой". Энерго- и ресурсопотребление в несколько раз превышало зарубежные показатели, а эффективность производств в несколько раз уступала зарубежной. Качество продукции падало. Все меры оказались тщетными - экономическое развитие останавливалось. Зарубежные производители переходили на новые технологии, которые для промышленности СССР стали недоступными. Микроэлектроника оказалась камнем преткновения для социалистического производства. Копирование зарубежных интегральных микросхем было не только расточительным, разорительным и позорным - оно оказалось возможным только до определенной степени их интеграции. С этого момента развитие высокотехнологичных отраслей прекратилось. Об этом автор говорил почти 20 лет тому назад, когда были надежды реализовать программу информатизации и массового производства персональных компьютеров*(32).
Основная причина гибели Советского Союза - это ошибочная государственная политика, ориентированная только на плановую экономическую систему без рыночного механизма и конкуренции. Военизированная государственная власть, признающая только план и монополию, не смогла понять и использовать возможности, предоставляемые рыночной экономикой. Чего можно было бы добиться при рациональном использовании сырьевых, интеллектуальных и трудовых ресурсов, показывает Китай. Эта страна не отказалась ни от социалистических целей, ни от партийного руководства, однако она предоставила свободу экономическим отношениям. В результате Китай переживает бурный экономический, социальный и политический рост, обгоняя по многим показателям вчерашних фаворитов. Страны же с переходной экономикой продолжают следовать экономической стратегии, погубившей Советский Союз. Если Россия, Украина, Казахстан и некоторые другие страны могут рассчитывать на свои сырьевые ресурсы, то для остальных государств повторение прошлого чревато печальными последствиями.
В этой связи роль государства исключительно важна: если страны с переходной экономикой сумеют использовать свой интеллектуальный потенциал в условиях либерализации экономических отношений, они могут быть уверенными в своей будущности и обладать политической, экономической и технологической независимостью. Правильная стратегия развития неразрывно связана со всемерной поддержкой творческой научно-технической деятельности. Неразрывной частью такой стратегии является система управления интеллектуальной собственностью. Эта же стратегия должна получить свое развитие и конкретизацию на уровне отраслей общественного производства и на корпоративном уровне.
В странах с переходной экономикой существуют рудименты планового (прогнозного) руководства как на государственном, так и на отраслевом уровне. Однако даже в таких условиях многочисленные министерства и ведомства недооценивают главную движущую силу любого общественного производства - результаты интеллектуальной деятельности, прежде всего в сфере науки, техники и изобретательства, максимально приближенные к потребностям конкретных производств. В органах управления, отвечающих за отрасли производства, фактически свернута исследовательская деятельность, патентные, лицензионные и маркетинговые исследования, которые могли бы дать информацию о тенденциях как в отраслях, так и на отдельных предприятиях в стране и за рубежом. К сожалению, эта важнейшая деятельность не расширяется, не углубляется, а сокращается. Ряд министерств и ведомств не имеют не только патентно-лицензионных служб, но и специалистов в этой области. В таких условиях долгосрочное устойчивое развитие невозможно.
Важнейшим фактором экономической стратегии конкурентных производств должно стать всемерное стимулирование создания и использования объектов интеллектуальной собственности. Однако большинство предприятий не ведет научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и маркетинговых исследований, не имеет крупных патентно-лицензионных подразделений. В результате предприятия не могут своими силами модернизировать производство, а для внедрения сторонних технологий отсутствуют не только инвестиции, но и результаты соответствующих патентно-лицензионных и маркетинговых исследований. Поэтому предприятия могут лишь "латать дыры" действующих технологий конкретного производства, уступая день за днем свои конкурентные преимущества на внешних рынках. Лишь на самых крупных, валоопределяющих предприятиях положение несколько лучше, однако действительный потенциал управления интеллектуальной собственностью не реализуется и здесь.
Несмотря на заявления о важности государственного управления интеллектуальной собственностью, существует множество нерешенных проблем как на государственном, так и на отраслевом и корпоративном уровнях. Главная проблема заключается в том, что создается недостаточное количество высококачественных и востребованных результатов интеллектуальной деятельности, которые необходимы для совершенствования существующих и создания новых высокотехнологичных производств.
Результаты интеллектуальной деятельности необходимы для развития науки, культуры, совершенствования образования и иных сфер общественной деятельности. Поэтому очень важно понять, почему результативность интеллектуальной деятельности не столь высока, как это необходимо для устойчивого и высокотехнологичного развития. Остановимся на этой проблеме подробнее.
Важнейшие объекты интеллектуальной собственности создаются в результате творческой деятельности. Широкое развитие творческой деятельности немыслимо, если государство не создает соответствующих условий. В любой стране существует система образования, научных исследований и разработок. Однако без развития творческой деятельности у государства нет будущего. Одних уверений в сохранении, развитии и преумножении интеллектуального потенциала недостаточно. Необходимо повысить не на словах, а на деле престиж творческой деятельности. Без достойного финансирования это невозможно. Сейчас в списке приоритетных видов деятельности творческих профессий нет, что естественно при нищенской зарплате ученого и инженера, преподавателя и учителя.
Страны с переходной экономикой забыли опыт Советского Союза по развитию образования, науки и техники. За несколько десятилетий из почти безграмотной страны возникла великая держава, достигшая передовых позиций в науке и образовании, культуре и искусстве, технике и производстве. Немалую роль сыграло и отношение государства к ученым и преподавателям, инженерам и учителям. Ученые и преподаватели вузов были одной из самых высокооплачиваемых категорий советского общества. Государство понимало, что только развитие науки и образования может обеспечить создание новой техники и производств.
Существовала эффективная система подготовки к творческой деятельности, прежде всего к научно-техническому и изобретательскому творчеству*(33). К сожалению, многие методики развития творчества забыты. Поэтому первоочередное стимулирование научно-технического и изобретательского творчества является важнейшей государственной задачей.
Таким образом, на государственном уровне управления интеллектуальной собственностью главное - создать условия для всемерного развития научных исследований, разработок и изобретательской деятельности, соответствующих потребностям современного производства.
В заключение необходимо кратко остановиться на проблемах, связанных с неадекватным пониманием инноваций.
Инновации - это иностранный синоним слов "нововведения" или "новшества". Инновационный путь развития представляет собой совершенствование прежде всего производственной сферы с использованием тех или иных новшеств.
Однако новшество новшеству рознь. Одно дело, когда предприятие совершенствует производство, используя новшества мирового уровня, а другое - если инновации имеют уровень рационализаторских предложений, которые давно забыты или устарели. Поэтому термин "инновации" скрывает уровень нововведений. Только нововведения мирового уровня могут обеспечить действительно инновационное развитие экономики.
Инновации мирового уровня обеспечиваются прежде всего патентованными изобретениями. Патентование гарантирует, что техническое решение имеет мировой уровень новизны, изобретательский уровень и промышленную применимость. Если предприятие модернизирует свое производство на основе современных патентных или лицензионных решений, то это действительно инновационный путь развития. Если же оно "латает дыры", называя это инновациями, то оно вводит в заблуждение государство и общество. Лукавство с инновациями ведет к самым печальным последствиям, поскольку в конце концов предприятие потеряет все конкурентные преимущества и окажется банкротом. Такие примеры хорошо известны.
Инновационный путь развития требует использования самых совершенных разработок и изобретений. Возможность такого пути развития определяется прежде всего масштабностью и уровнем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, реализуемых в запатентованных технических решениях, т.е. изобретениях, соответствующих потребностям реального производства.
Для инновационного развития основным условием его обеспечения является рациональная государственная система управления интеллектуальной собственностью. Инновационный путь немыслим без всемерного развития и укрепления этой системы. Без интеллектуального элемента, без всемерной поддержки системы управления интеллектуальной собственностью инновационное развитие невозможно. В рамках этой системы можно установить направления и тенденции развития отраслей и отдельных предприятий, определить направления рациональных инвестиций - в собственные разработки или же в приобретение лицензий. Инвестиции должны быть направлены на реализацию самых совершенных технических решений. Только в таком случае они могут способствовать инновациям, которые обеспечат устойчивое развитие государства и решение важнейших социальных задач.
Таким образом, управление системой интеллектуальной собственности должно стать одним из приоритетных направлений развития стран с переходной экономикой.