Авторская (литературная) сказка
1. Автор — конкретное лицо (например, И. Токмакова).
2.Создается в письменной форме.
3. Внесение изменений в содержание не допускается.
4. Время написания известно.
5. Не ограничивается определенным жанром, может быть фантастической
— Перечитайте отрывок так, чтобы передать характер героев.
— Какая у нас девочка Аля? (Старательная.)
— А какой характер у буквы X? (Она добрая, переживает за то, что происходит.)
—Про Кляксича мы уже говорили. Какой он?
— Подумайте и скажите, какова главная мысль сказки. (Разыгрывание отрывка по ролям.)
VIII. Рефлексия
— Скажите, что у вас сегодня нам уроке получалось хорошо, легко?
— А что не получалось? Почему?
IX. Подведение итогов урока
— Как называется; произведение, которое мы читали на уроке?
— Назовите автора. Что вы о нем узнали?
— Как вы поняли главную мысль сказки?
Домашнее задание
Перечитать сказку и подготовить ее пересказ, придумав самостоятельно продолжение.
Урок 4. С. Черный «Живая азбука», Ф. Кривин «Почему "А" поется, а "Б" нет»
Цели: познакомить с произведениями С. Черного «Живая азбука» и Ф. Кривина «Почему "А" поется, а "Б" нет»; обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания, чтению но ролям, пониманию характеров героев, главной мысли текста; учить анализировать и сравнивать произведения одного раздела; развивать воображение, речь, память, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно читать вслух по слогам и целыми словами, передавая интонационно конец предложения; объяснять название произведения и по названию прогнозировать его содержание; описывать характер героев; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; определять главную мысль текста и соотносить ее с содержанием произведения; сравнивать произведения разных авторов на одну тему.
Оборудование: портреты и книги С. Черного и Ф. Кривина, текст для речевой разминки, карточки с изображением удода.
Ход урока
I. Организационный момент
П. Проверка домашнего задания
(Пересказ сказки И. Токмаковой «Аля, Кляксич и буква "А"» со своим продолжением.)
III. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение.
Удивительный народ —
Птица с именем удод.
Не подстрижен, не причесан,
Рыжий клок торчит под носом -
Вся прическа на весу, перья даже на носу.
Парикмахерская, видно,
Не работает в лесу.
Л. Пудваль
— О какой птице идет речь? Знаете ли вы такую птицу?
Птица размером чуть больше скворца, очень своеобразной внешности. Оперение обыкновенного удода пестрое, охристо-рыжее с черным и белым. Перья красивого веерообразного охристо-рыжего хохла имеют черные вершины, и на задних перьях имеются еще белые предвершинные пятна. Птица может складывать и распускать хохол веерообразно.
(Учащиеся рассматривают изображение удода на карточках.)
— Прочитайте стихотворение с вопросительной интонацией, с утвердительной интонацией, ворчливо, весело.
— Прочитайте стихотворение выразительно.
IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока
— Найдите в стихотворении, которое мы только что прочитали, рифмующиеся слова. (Народ — удод, не причесан — под носом, на весу — на носу — в лесу.)
— При чтении этого стихотворения выделяется один звук. Какой? ([У].)
— Представьте, как можно было бы изобразить букву У, зная о птице удоде.
Сегодня на уроке мы продолжим изучать раздел «Жили-были Оукпы» и познакомимся еще с двумя произведениями замечательных писателей.
V. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 11. Прочитайте, кто автор произведения. (С. Черный.}
— Что вы о нем знаете? Какие произведения этого автора вы
читали?
(Краткое знакомство с жизнью и творчеством С. Черного (см, Школьный словарик, с. 88).)
—Прочитайте название стихотворения. Можно ли по названию определить, о чем будет произведение?
— Прочитайте стихотворение самостоятельно. » Знаете ли вы, что такое маскарад? Найдите это слово в толковом словаре.
Маскарад — бал, гулянье, участники которого надевают маски, характерные костюмы. Новогодний маскарад.
— Как вы поняли выражения «кучей угорелой», «затеяли проказу». (Кучей угорелой ~ все сразу в большой суматохе. Затеяли проказу — начали шалить,}
— Прочитайте стихотворение еще раз. Подумайте, какие слова нужно выделить голосом, произнести громче. Посмотрите, какой знак препинания соответствует паузе. (Выразительное чтение стихотворения.)
VI. Физкультминутка