Авторская (литературная) сказка

1. Автор — конкретное лицо (на­пример, И. Токмакова).

2.Создается в письменной форме.

3. Внесение изменений в содер­жание не допускается.

4. Время написания известно.

5. Не ограничивается определен­ным жанром, может быть фан­тастической

— Перечитайте отрывок так, чтобы передать характер героев.

— Какая у нас девочка Аля? (Старательная.)

— А какой характер у буквы X? (Она добрая, переживает за то, что происходит.)

—Про Кляксича мы уже говорили. Какой он?

— Подумайте и скажите, какова главная мысль сказки. (Разыгрывание отрывка по ролям.)

VIII. Рефлексия

— Скажите, что у вас сегодня нам уроке получалось хорошо, легко?

— А что не получалось? Почему?

IX. Подведение итогов урока

— Как называется; произведение, которое мы читали на уроке?

— Назовите автора. Что вы о нем узнали?

— Как вы поняли главную мысль сказки?

Домашнее задание

Перечитать сказку и подготовить ее пересказ, придумав само­стоятельно продолжение.

Урок 4. С. Черный «Живая азбука», Ф. Кривин «Почему "А" поется, а "Б" нет»

Цели: познакомить с произведениями С. Черного «Живая азбука» и Ф. Кривина «Почему "А" поется, а "Б" нет»; обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания, чтению но ролям, пониманию характеров героев, главной мысли текста; учить анализировать и сравнивать произведения одного раздела; развивать воображение, речь, память, мышление.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно чи­тать вслух по слогам и целыми словами, передавая интонационно конец предложения; объяснять название произведения и по назва­нию прогнозировать его содержание; описывать характер героев; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; определять главную мысль текста и соотносить ее с содержанием произведе­ния; сравнивать произведения разных авторов на одну тему.

Оборудование: портреты и книги С. Черного и Ф. Кривина, текст для речевой разминки, карточки с изображением удода.

Ход урока

I. Организационный момент

П. Проверка домашнего задания

(Пересказ сказки И. Токмаковой «Аля, Кляксич и буква "А"» со своим продолжением.)

III. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение.

Удивительный народ —

Птица с именем удод.

Не подстрижен, не причесан,

Рыжий клок торчит под носом -

Вся прическа на весу, перья даже на носу.

Парикмахерская, видно,

Не работает в лесу.

Л. Пудваль

— О какой птице идет речь? Знаете ли вы такую птицу?

Птица размером чуть больше скворца, очень своеобразной внешности. Оперение обыкновенного удода пестрое, охристо-рыжее с черным и белым. Перья красивого веерообразного ох­ристо-рыжего хохла имеют черные вершины, и на задних перьях имеются еще белые предвершинные пятна. Птица может склады­вать и распускать хохол веерообразно.

(Учащиеся рассматривают изображение удода на карточках.)

— Прочитайте стихотворение с вопросительной интонацией, с утвердительной интонацией, ворчливо, весело.

— Прочитайте стихотворение выразительно.

IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока

— Найдите в стихотворении, которое мы только что прочита­ли, рифмующиеся слова. (Народ — удод, не причесан — под носом, на весу — на носу — в лесу.)

— При чтении этого стихотворения выделяется один звук. Какой? ([У].)

— Представьте, как можно было бы изобразить букву У, зная о птице удоде.

Сегодня на уроке мы продолжим изучать раздел «Жили-были Оукпы» и познакомимся еще с двумя произведениями замечатель­ных писателей.

V. Работа по теме урока

— Откройте учебник на с. 11. Прочитайте, кто автор произве­дения. (С. Черный.}

— Что вы о нем знаете? Какие произведения этого автора вы

читали?

(Краткое знакомство с жизнью и творчеством С. Черного (см, Школьный словарик, с. 88).)

—Прочитайте название стихотворения. Можно ли по назва­нию определить, о чем будет произведение?

— Прочитайте стихотворение самостоятельно. » Знаете ли вы, что такое маскарад? Найдите это слово в тол­ковом словаре.

Маскарад — бал, гулянье, участники которого надевают маски, характерные костюмы. Новогодний маскарад.

— Как вы поняли выражения «кучей угорелой», «затеяли про­казу». (Кучей угорелой ~ все сразу в большой суматохе. Затея­ли проказу — начали шалить,}

— Прочитайте стихотворение еще раз. Подумайте, какие слова нужно выделить голосом, произнести громче. Посмотрите, какой знак препинания соответствует паузе. (Выразительное чтение стихотворения.)

VI. Физкультминутка

Наши рекомендации