VII. Продолжение работы по теме урока Выборочное чтение

— Найдите и прочитайте, как мальчики оказались в открытом море.

— Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его това­рища? (Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палу­бе и любовался своим сынишкой. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! Поднатужься!»)

— Что значат эти слова? (Это значит не поддаваться, поста­раться победить, обогнать.)

— Когда отца охватил страх? Прочитайте, как автор описывает его состояние. (Когда все заметили акулу и стали кричать мальчикам, отца охватил страх. «Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей».)

— Прочитайте, что было дальше.

— Ребята, почему, когда все пытались спасти мальчиков, ста­рый артиллерист стоял, не предпринимая ничего? (Его ско­вал страх за детей, за сына.)

— Когда он стал действовать? (Один из мальчиков оглянулся, увидел акулу и пронзительно взвизгнул. Визг этот как буд­то разбудил артиллериста. Он сорвался с места и побежал к пушкам. Он повернул хобот, прилег к пушке, прицелился и взял фитиль.)

— Почему все замерли от страха? (Всем было страшно, ведь он мог попасть в мальчиков.)

— Как вел себя артиллерист после выстрела? (Он упал подле пушки и закрыл лицо руками.)

— Почему он так повел себя? (Ему было страшно смотреть, что же там, после его выстрела.)

— Что можно сказать об этом человеке, какой он? (Он очень сильный духом человек, мужественный, опытный и т. п.)

— Что хотел показать нам автор этим рассказом? (Показать переживания отца, его любовь к сыну. Осудить беззаботное поведение мальчиков. Показать опасности, подстерегающие детей.)

VIII. Рефлексия

IX. Подведение итогов урока

— С каким рассказом ознакомились?

— Как его можно было назвать по-другому?

Домашнее задание

Подготовить пересказ текста, выбрав любой план к рассказу из данных на с. 156.

Урок 50. Л. Толстой «Прыжок»

Цели: ознакомить учащихся с рассказом Л.Н. Толстого «Пры­жок»; обучать выразительному чтению для более глубокой и точ­ной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведе­нии, а также для выражения собственного отношения читающего к изображенным событиям, героям и их поступкам; находить нужный отрывок в тексте по вопросам; понимать тему и главную мысль рассказа; прививать любовь к чтению.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности; по­нимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение к прочитанному; определять средства художественной вырази­тельности в прозаическом тексте.

Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, книги писателя; кар­точки (текст речевой разминки, задания); иллюстрации или слай­ды с изображением кораблей.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Дома вы готовили пересказ по одному из планов. Чем они

отличаются? (Пересказ текста по одному из планов на с. 156.)

III. Речевая разминка

Фотограф

Нелегко снимать зверей.

Заяц просит: «Поскорей!»

Мышь пищит: «Боюсь немножко,

Что увидит снимок кошка».

«Уколю, — грозится еж, —

Если снимок не пришлешь».

В. Берестов

(Выразительное чтение стихотворения в движении. Чтение по ролям.)

— Ребята, а что бы сказала обезьянка? (Предположения детей.)

IV. Введение в тему

1. Рассказ учителя о кораблях

(Рассказ сопровождается показом рисунков или слайдов.) Первые корабли — небольшие деревянные суда различной формы, приводимые в движение с помощью весел, появились задолго до нашей эры в Египте, на Крите, в Древней Греции и Древнем Риме. В V в. до н. э. появились корабли с несколькими рядами весел. Корабли с двумя рядами весел назывались биремами, с тремя — триремами. Экипаж крупного ко­рабля насчитывал несколько сот человек. В VII в. в Венеции был создан более быстроходный корабль — галера. Она имела длину 40-50 м, ширину 6 м, один ряд весел, экипаж до 450 человек, развивала скорость 7 узлов (13 км/ч). Кроме весел, были две мачты с косыми парусами. Переход от гребного к парусному флоту осуществлялся вплоть до XVII—XVIII вв.

— Рассмотрите парусник на иллюстрации к рассказу «Акула». Такой корабль раньше служил основным средством для дальних

морских плаваний. Палубу такого корабля делали из твердых как камень пород дерева; мачты возвышались над палубой на 15—25 м, т. е. имели высоту 5-8-этажного дома. На мачтах были перекладины, на которых держались паруса. От перекладины к перекладине протягивалось мно­жество канатов, веревочных лесенок.

Чтение рассказа «Прыжок»

(Учитель читает до слов «Она подпрыгнула к двенадцатилет­нему мальчику...».)

— Как вы думаете, откуда на корабле была обезьяна? (Корабль возвращался из кругосветного путешествия, и, наверное, где-то в жарких странах ее взяли.)

— Как понять выражение «еще больше расходилась»? (Значит, еще больше корчилась, прыгала и т. д.)

— Как называется этот рассказ? (Рассказ называется «Пры­жок».)

— Как вы думаете, что было дальше? (Предположения детей.)

V. Физкультминутка

Рано утром на полянке

Так резвились обезьянки:

Левой ножкой топ, топ!

Правой ножкой топ, топ!

Руки вверх, вверх, вверх!

Кто поднимет выше всех?

Все присели, снова встали.

Вы резвиться не устали?

VI. Работа по теме урока

Чтение текста до конца

(Читают учитель и учащиеся.)

— Оправдались ли наши предположения? (Ответы детей.)

2. Работа над содержанием текста

— Почему малыш залез на мачту корабля? (Обезьяна сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. А все стали смеяться.)

— Случайно ли это было или здесь сыграли роль какие-то чер­ты его характера: геройство, смелость, хвастовство, желание испытать себя или покрасоваться, сделать все по-своему? (Выбор детей.)

— Кто был виноват в том, что мальчик оказался в опасной ситуации?

(Учитель должен подвести детей к тому, что обезьяна лишь повод для конфликта между матросами и мальчиком. Ведь он был сыном капитана, а его подчиненные над ним смеялись.)

— Изменилось ли отношение окружающих к проделкам обезьяны и поведению мальчика? В какой момент это произошло? Почему? (Да, отношение окружающих измени­лось к происходящему, когда все поняли, что мальчику назад не вернуться. Он может просто разбиться.)

— Как находчивость капитана спасла мальчика? Прочитайте. (Читают отрывок.)

— Как вы думаете, почему капитан заплакал? (Он пережил слишком сильное потрясение. Он очень испугался за сына.)

— Когда вы переживали за мальчика? (Ребята рассказывают.)

— Какие эпизоды рассказа говорят о его смелости, а какие — о самоуверенности, растерянности, обидчивости, самолю­бии? (Ответы детей.)

VII. Рефлексия

Наши рекомендации