Жизнь жанров фольклора во времени

Взаимоотношения обрядов и праздников.

Жизнь древнего жанра гимна во времени (античный гимн «Природе» и «Гимн России»): жанровое и лексическое сходство. Народная и авторская сказка.

Рассказ.Дальнейшие наблюдения за особенностями жанра рассказа:

а) событие в рассказе — яркий случай, раскрывающий характер
героя;

б) сложность характера героя и развитие его во времени;

в) драматизм рассказа (А. Чехов «Ванька», Л. Андреев «Петька
на даче», Л. Улицкая «Бумажная победа»);

г) формирование первичных представлений о художественной
правде как о правде мира чувств, которая может существовать в
контексте вымысла и воображения;

д) выразительность художественного языка.

Сказочная повесть.С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром рассказа: наличие нескольких сюжетных линий, многообразие собы­тий, протяженность действия во времени, реальность переживаний героя.

Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром сказки: сосуществование реального и волшебного миров, превра­щения, подвиги героя и выполнение им трудных заданий, волшеб­ные числа и волшебные слова.

Герой сказочной повести: проявление характера в поступках и речи, развитие характера во времени. Перенесение победы над волшебным миром в область нравственного смысла: не знание волшебного заклинания, а преодоление собственных недостатков, воспитание в себе нравственных принципов помогают Нильсу вер­нуть себе человеческий облик.

Особенности поэзии.Выражение внутреннего мира автора по­средством изображения окружающего мира. Разница картин мира, создаваемых поэтами. Общее представление об образе поэта че­рез его творчество.

Формирование представления о разнообразии выразительных средств авторской поэзии: использование приемов олицетворения, сравнения, антитезы (контраста); лексического и композиционного повтора.

Общее представление о связи смысла стихотворения с избран­ной поэтом стихотворной формой (на примере классической и со­временной поэзии, знакомство с онегинской строфой).

Биография автора художественного произведения.Начальные представления о творческой биографии писателя (поэ­та, художника):

а) роль конкретных жизненных впечатлений и наблюдений в соз­дании художественного произведения;

б) участие воображения и фантазии в создании произведений;

в) диалоги с современным московским детским писателем и современными художниками (авторами иллюстраций к учебнику); детские вопросы к авторам и ответы на них.

Литература в контексте художественной культуры.Связь произведений литературы с произведениями других видов искусст­ва: с живописными и музыкальными произведениями.

Дальнейшее формирование культуры сравнительного анализа произведений, принадлежащих к разным видам искусства: произ­ведения сравниваются не на основе их тематического сходства, а на основе сходства или различия мировосприятия их авторов (вы­раженных в произведении мыслей и переживаний).

Библиографическая культура.Дальнейшее формирование уме­ний ориентироваться в книге по ее элементам («Содержание» и «Оглавление» книги, титульный лист, аннотация, сведения о художниках-иллюстраторах книги). Формирование умений состав­лять аннотацию на отдельное произведение и сборник произведе­ний. Представление о собрании сочинений. Использование толкового и этимологического учебных словарей для уточнения значений и происхождения слов, встречающихся на страницах литературных произведений.

Представление о библиографическом словаре (без использо­вания термина). Использование биографических сведений об авто­ре для составления небольшого сообщения о творчестве писателя или поэта.

Формирование умений выбирать книги в библиотеке на основе ре­комендованного списка.

Умения и навыки чтения и говорения.Совершенствование навыков выразительного и осмысленного чтения. Дальнейшее раз­витие навыков свободного владения устной и письменной речью.

Формирование культуры предметного общения:

а) умений целенаправленного доказательного высказывания с
привлечением текста произведения;

б) способности критично относиться к результатам собственного
творчества;

в) способности тактично оценивать результаты творчества одно­классников.

КРУГ ЧТЕНИЯ

Устное народное творчество

Мифологические сюжеты: Древней Греции, древних славян. Русские народные волшебные сказки: «Сивка-Бурка», «Крошеч-ка-Хаврошечка», «Морозко»*, «Морской царь и Василиса Пре­мудрая», «Иван-царевич и серый волк»*, «Финист - ясный со­кол»*.

Зарубежная волшебная сказка: «Алтын-сака - золотая бабка». Былины:

а) киевского цикла: «Илья Муромец и Святогор»*, «Илья Муромец и Соловей-разбойник»;

б) новгородского цикла: «Садко».

Классики русской литературы XVIII — первой половины XX в. В. Жуковский«Славянка» (отрывок), «Весеннее чувство» (отры­вок);

А. Пушкин«Везувий зев открыл...», отрывки из «Евгения Онегина», «Гонимы вешними лучами...», «Сквозь волнистые туманы...»;

М. Лермонтов«Парус»; Ф. Тютчев«Как весел грохот летних бурь...»; А. Фет«Это утро, радость эта...»; И. Бунин«Нет солнца, но светлы пруды...», «Детство»; Н. Заболоцкий«Сентябрь», «Оттепель»; В. Хлебников«Кузнечик»; В. Маяковский«Хорошее отношение к лошадям»; Б. Пастернак«Опять весна»; А. Чехов«Ванька», «Мальчики»; Л. Андреев«Петька на даче»; М. Волошин«Зеленый вал отпрянул...»;

В. Набоков«Грибы», «Мой друг, я искренно жалею...», «Обида»; А. Погорельский«Черная курица, или подземные жители» (в сокращении)*.

Классики русской литературы второй половины XX в.:

А. Ахматова«Тайны ремесла», «Перед весной бывают дни...», «Памяти друга»;

С. Михалков.Государственный гимн Российской Федерации; Н. Рыленков«К Родине»; Н. Рубцов«Доволен я буквально всем»; Д. Самойлов«Красная осень»;

А. Кушнер«Сирень»; В. Соколов«О умножении листвы...», «Все чернила вышли...»; Д. Кедрин«Все мне мерещится поле с гречихою...»; К. Паустовский«Теплый хлеб»*; Ю. Коваль«Лес, лес! Возьми мою глоть!»; И. Пивоварова«Как провожают пароходы», «Мы пошли в театр»*; В. Драгунский«Красный шарик в синем небе»*; Л. Улицкая«Бумажная победа»; М. Вайсман«Шмыгимышь»;

С. Козлов«Не улетай, пой, птица!»; «Давно бы так, заяц», «Ли­сичка»*;

Б. Сергуненков«Конь Мотылек»; С. Маршак«Как поработала зима!..»;

А. Пантелеев«Главный инженер».

Зарубежная литература:

древнегреческий «Гимн Природе»; древнегреческое сказание «Персей»;

Плиний Младший«Письмо Тациту».

Авторские волшебные сказки:

Г. Андерсен«Стойкий оловянный солдатик»*, «Снежная короле­ва»* (в отрывках), «Русалочка» (в сокращении); С. Лагерлёф«Путешествие Нильса с дикими гусями» (в отрыв­ках); А. Сент-Экзюпери«Маленький принц»* (в отрывках);

Д. Даррелл«Землянично-розовый дом»* (отрывок из повести «Моя семья и другие животные»).

Содержательные линии

Наши рекомендации