Умения и навыки осознанного и выразительного чтения.

Дальнейшее совершенствование умений и навыков осознанного и выразительного чтения. Анализ особенностей собственного чтения вслух: правильности чтения (соблюдения норм литературного произношения), беглости, выразительности (использование интонаций, соответствующих смыслу текста). Формирование потребности совершенствования техники чтения, увеличения его скорости.

КРУГ ЧТЕНИЯТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Сказки народов мира о животных

Африканские сказки: «Гиена и черепаха», «Нарядный бурундук»;бирманская сказка «Отчего цикада потеряла свои рожки»*; бурятская сказка «Снег и заяц»; венгерская сказка «Два жадных медвежонка»; индийские сказки: «О собаке, кошке и обезьяне», «Золотая рыба», «О радже и птичке»*, «Хитрый шакал»; корейская сказка «Как барсук и куница судились»; кубинская сказка «Черепаха, кролик и удав-маха»; шведская сказка «По заслугам и расчет»*; хакасская сказка «Как птицы царя выбирали»; сказка индейцев Северной Америки «Откуда пошли болезни и лекарства».

Пословицы и поговорки из сборника В. Даля

Авторская литература народов мира

Эзоп«Ворон и лисица», «Лисица и виноград», «Рыбак и рыбешка», «Соловей и ястреб», «Отец и сыновья», «Быки и лев»; Ж. Лафонтен«Волк и журавль»*; Л. Муур«Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»*; японские хокку: Басё, Бусон, Дзёсо, Ранран.

Классика русской литературы

Поэзия

А. Пушкин«Зимнее утро», «Вот север, тучи нагоняя…», «Опрятней модного паркета…», «Цветок», «Сказка о царе Салтане»*;

И. Крылов«Волк и журавль»*, «Квартет», «Ворона в павлиньих перьях»*, «Ворона и лисица», «Лиса и виноград», «Лебедь, рак и щука». Н. Некрасов«На Волге» («Детство Валежникова»); И. Бунин«Листопад»;К. Бальмонт«Гномы»;

С. Есенин«Нивы сжаты, рощи голы…»; В. Маяковский«Тучкины штучки».

Проза

А. Куприн«Слон»; К. Паустовский«Заячьи лапы», «Стальное колечко»*, «Растрепанный воробей»;

Н. Гарин>Михайловский«Детство Тёмы».

Классика советской и русской детской литературы

Поэзия

В. Берестов«Большой мороз», «Плащ», «Первый листопад»*, «Урок листопада»*, «Отражение»*;

Н. Матвеева«Картофельные олени»? «Гуси на снегу»; В. Шефнер«Середина марта»; С. Козлов«Июль», «Мимо белого облака луны», «Сентябрь»;

Д. Дмитриев«Встреча»; М. Бородицкая«На контрольной»;Э. Мошковская«Где тихий. тихий пруд», «Вода в колодце», «Мотылёк»*, «Осенняя вода»*, «Нужен он…»*, «Когда я уезжаю»*; Ю. Мориц«Жора Кошкин».

Проза

А. Гайдар«Чук и Гек»; Л. Пантелеев«Честное слово»; Б. Житков«Как я ловил человечков»; Саша Чёрный«Дневник фокса Микки»; Н. Тэффи«Преступник» Н. Носов«Мишкина каша»*; Б. Заходер«История гусеницы»; В. Драгунский«Ровно 25 кило», «Кот в сапогах»*; Ю. Коваль«Берёзовый пирожок», «Вода с закрытыми глазами», «Под соснами»*; С. Козлов«Как оттенить тишину», «Разрешите с вами посумерничать», «Если меня совсем нет», «Звуки и голоса»*; К. Чуковский«От двух до пяти»; Л. Каминский«Сочинение»; И. Пивоварова«Сочинение».

Современная детская литература на рубеже 20—21 веков

Проза

Тим Собакин«Игра в птиц», «Самая большая драгоценность»*; Маша Вайсман«Лучший друг медуз», «Приставочка моя любименькая»*;

Т. Пономарёва«Прогноз погоды», «Лето в чайнике», «Автобус», «В шкафу», «Помощь»; О. Кургузов«Мальчик-папа»*; С. Махотин«Самый маленький»*;

А. Иванов« Как Хома картины собирал»*.

Поэзия

В. Лунин«Идём в лучах зари»*, «Ливень»*; Д. Дмитриев«Встреча»*; Л. Яковлев«Для Лены»; М. Яснов«Подходящий угол»; «Гусеница – бабочке»; «Мы и птицы»*; Г. Остер«Вредные советыЛ. Яхнин«Лесные жуки».

Примечание. Произведения, помеченные звездочкой, входят не в учебник, а в хрестоматию.

4 класс (136 часов)

Устное народное творчество

Формирование общего представления о «мифе»как способе жизни человека в древности, помогающем установить отношения че­ловека с миром природы. Представления о Мировом дереве как о связи между миром человека и волшебными мирами; представле­ния о тотемных животных и тотемных растениях как о прародителях человека.

Волшебная сказка.Отражение древних (мифологических) представлений о мире. Герой волшебной сказки. Представление о волшебном мире, волшебном помощнике и волшебных предме­тах, волшебных числах и словах. Особенности сюжета (нарушение социального (природного) порядка как причина выхода героя из дома; дорога к цели, пролегающая через волшебный мир; испы­тания, помощь волшебного помощника, победа над волшебным миром как восстановление социального (природного) порядка и справедливости).

Отслеживание особенностей мифологического восприятия мира в сказках народов мира, в старославянских легендах и русских на­родных сказках.

Былина как эпический жанр (историческое повествова­ние).Характеристика эпического (исторического) героя (победи­тель в борьбе с природными силами; защитник границ княжества и отечества; человек, прославляющий своими деяниями — тор­говлей или ратными подвигами — свое отечество). Проникновение фабульных элементов истории (в виде примет конкретно-исторического времени, исторических и географических названий) в жанры устного народного творчества: волшебной сказ­ки («Морской царь и Василиса Премудрая») и былины («Садко»).

Авторская сказка.Сохранение структурных (жанровых и сюжет­ных) связей с народной сказкой и обретение нового смысла. Развитие сказочной «этики»: от победы с помощью магической силы — к торжеству ума, смекалки (в народной сказке); к осознанию ценно­сти нравственного совершенства и силы любви (в авторской сказке).

Наши рекомендации