Прослушивание рассказов школьников, оценивание результатов (работа в группах).

- Ребята, сейчас вы распределитесь на группы и заслушаете рассказы своих одноклассников. Каждая группа выделит лучшего рассказчика и рекомендует его для выступления перед всеми ребятами класса.

После того, как рассказы в группах прозвучали, необходимо организовать прослушивание лучших. Каждая группа получает оценочные листы, с помощью которых оценивает по трёхбалльной шкале выступления лучших рассказчиков. Оценочный лист может выглядеть следующим образом:

Качество рассказа 1 балл 2 балла 3 балла
Последовательность, логичность, связность      
Эмоциональность      
Доступность (всё понятно)      
Доказательность суждений (приведены примеры из текста)      
Наличие вывода, в котором высказывается собственное отношение к герою произведения, его личности      

После того, как рассказчики выступили, нужно отметить самое удачное выступление (не только сам рассказ, но и как он доносился до слушателей), сделать акцент на удачных моментах выступлений других учащихся и посоветовать, что ещё необходимо доработать.

Подведение итогов урока.

- Что было главным на сегодняшнем уроке?

- Как мы справились с этой задачей?

- Попробуйте оценить свою работу на уроке с помощью следующих утверждений по шкале оценивания («+», « - », «?»):

Я могу рассказать о том, кто такие славяне, как они жили ___________

Я могу описать то, как выглядел вооружённый воин-славянин ___________

Я понял(а), почему народ прозвал Олега вещим, могу объяснить _________

Я могу составить рассказ о князе Олеге, его замечательных качествах полководца __________

Я понимаю и могу объяснить, что значит служить своему Отечеству _______

Домашнее задание.

Первый вариант: Можно предложить школьникам самостоятельно составить план к пересказу текста былины, нарисовать свои иллюстрации, найти дополнительную информацию в энциклопедии о походе князя Олега на греков и подготовить небольшое сообщение об этом.

Второй вариант: выполнить задания в «Рабочей тетради».

Урок № 4

На данном уроке основной акцент будет сделан на чтении летописи и её анализе, выявлении элементов художественности летописного текста. Важная роль на уроке отводится образу князя Олега. Дети уже познакомились с Олегом и могут назвать его качества хорошего полководца, теперь нужно показать, каким он был человеком, что чувствовал и переживал. У Олега, как и у любого другого человека, были свои слабости. Наряду с сильными чертами характера, которые помогали ему командовать целым войском, он верил кудесникам, сначала доверялся им, а затем разочаровывался в их предсказаниях. Наконец, важно показать, что погиб Олег не на поле боя, как воин, а от нелепого случая. Также обратим внимание детей на то, что народ любил своего князя, оплакивал его «плачем великим» в день похорон. И перед ребятами необходимо поставить проблемный вопрос: почему народ так сильно любил Олега?

Тема: Летопись «И вспомнил Олег коня своего»

Целевые установки урока (планируемые результаты):

Предметные: знать содержание летописи, отвечать на вопросы по её содержанию, безошибочно и выразительно читать летопись по ролям, передавая с помощью интонации чувства главного героя произведения; находить элементы художественности в тексте летописи.

Метапредметные:

Регулятивные: формулировать учебную задачу урока, предлагать для коллективного обсуждения; составлять план работы по изучению содержания летописи, оценивать себя и свои достижения на уроке, оценивать чтение своих товарищей по шкале оценивания.

Познавательные: анализировать текст летописи, делать на основе анализа выводы и обобщения.

Коммуникативные: вступать в диалог с учителем и сверстниками, участвовать в дискуссии, слушать внимательно исполнение стихотворения в аудиозаписи, договариваться о распределении ролей при чтении по ролям.

Личностные: проявлять интерес к истории своего государства, высказывать желание о расширении границ знаний об эпохе княжеской Руси, выражать в собственных суждениях и рассказах разнообразные чувства по отношению к главному герою произведения и событиям того времени.

Ресурсы и оборудование:учебник «Литературное чтение» (4 класс) авторов Л. Ф. Климановой и др., компьютер, мульти-медиа-презентация со слайд-шоу, оценочные листы, аудиозапись художественного исполнения стихотворения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

Ход урока

Проверка домашнего задания.

Проверка д/з может быть организована следующим образом: учитель предлагает школьникам определиться с тем, о выполнении какого именно задания им хотелось бы рассказать в классе. Дети, которые рисовали иллюстрации к летописи, объединяются в свою группу и делают выставку рисунков (придумывают ей заглавие, отбирают лучшие рисунки, выбирают того, кто будет давать комментарии к ним); ребята, которые готовили пересказы, объединяются в свою группу, заслушивают друг друга, выбирают лучшего рассказчика (можно с опорой на оценочные листы) и рекомендуют его для публичного выступления; учащиеся, которые искали информацию о походе Олега на греков в энциклопедии, объединяются в отдельную группу, заслушивают сообщения, выбирают лучшее или компелируют одно из нескольких и готовят докладчика. Затем заслушиваются по одному представителю из групп, даётся коллективная оценка и группа получает свои бонусы, баллы или очки (в зависимости от того, какая система оценивания принята в данном конкретном классе).

Наши рекомендации