Тема: Летопись «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»

Целевые установки урока (планируемые результаты):

Предметные: знать содержание летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда», составлять рассказ о князе Олеге как великом полководце; знать и называть снаряжение воина-славянина; читать текст летописи без ошибок и искажений, правильно интонировать при чтении, соблюдая знаки препинания, знать и толковать значение слова «вещий».

Метапредметные:

Регулятивные: формулировать учебную задачу урока, опираясь на мнение товарищей в группе; предлагать способы решения учебной задачи, контролировать свою деятельность на уроке, в том числе выразительное чтение текста летописи, оценивать свою работу на уроке и работу своих одноклассников.

Познавательные: находить в тексте летописи доказательства своей точки зрения при ответе на проблемный вопрос урока, анализировать текст летописи и образ главного героя произведения под руководством учителя, делать выводы и обобщения на основе выполненного анализа в форме обобщающего рассказа о главном герое.

Коммуникативные: соблюдать правила работы в группе, строить диалог со сверстниками в группе, в доброжелательной форме аргументировать своё мнение, строить монологический рассказ о герое произведения.

Личностные: высказывать собственные суждения о главном герое произведения – князе Олеге, своё отношение к личности героя и его качествам, понять, в чём была заслуга Олега как полководца перед Отечеством, осмыслить понятие «служить Отечеству» и что это значит.

Ресурсы и оборудование:учебник «Литературное чтение» (4 класс) авторов Л. Ф. Климановой и др., компьютер, мульти-медиа-презентаия со слайд-шоу (иллюстрации на тему «снаряжение воина-славянина»), оценочные листы, видеозапись мультипликационного фильма «Детство Ратибора».

Ход урока

Проверка домашнего задания (в группах).

Организуется по группам. Школьники отчитываются в группе о том, что они сделали дома, что им удалось и что не удалось и почему. В каждой группе есть так называемый менеджер (лидер, руководитель), который фиксирует отчёты учащихся в специальном листе. Отчётный лист может выглядеть так:

Ф.И. ученика Задание 1 Задание 2 Задание 3 Примечания
Иванов П. + + - не смог (не захотел выполнять задание), т.к. не успел
Кулешова И. + + + Выполнил всё, т.к. все задания понравились
Смирнов С. - + + Не выполнил первое задание, т.к. не было желания перечитать летопись, не интересно


Учитель должен чётко объяснить тем, кто будет выполнять роль менеджера, что в примечание пишутся причины невыполнения задания, что главное никого не обидеть, а постараться правильно отразить причину невыполнения и подбодрить ученика, который по тем или иным причинам не смог или не захотел выполнить задание. Школьник-менеджер может сказать так: «Ничего страшного, мы сообщим классу, что тебя это задание не заинтересовало или что ты не успел по понятным причинам выполнить задание, что в следующий раз ты обязательно постараешься. А в том, почему тебе было неинтересно, постараемся разобраться на сегодняшнем уроке». Важно понять, что не все дети и не всегда могут справиться со всеми заданиями, поэтому они не должны бояться озвучивать причины своего нежелания, неинтереса. Все дети класса должны понимать, что их поймут и не осудят, что в другой раз всё получится. В этом заключается главный принцип педагогики сотрудничества.

После того, как школьники в группах проанализировали подготовку домашнего задания, учитель подводит итог. Его задача похвалить всех, кто постарался. Также отметить, что текст сегодня на уроке мы будем читать, и я обязательно послушаю, как вы дома вычитали произведение. Далее поблагодарить за то, что составили план выполнения проекта, это очень поможет группе и самому ученику в его реализации. Потом поблагодарить за то, что дети нашли ссылку на интернет-ресурс, где можно просмотреть мультфильм «Детство Ратибора», что дети очень помогли учителю и сегодня на уроке мы обязательно воспользуемся данной ссылкой и посмотрим этот мультфильм.

Актуализация знаний школьников (актуализирующая беседа).

- Ребята, на прошлом уроке мы уже много узнали о летописях. Вспомните, о чём мы говорили, что было главной задачей предыдущего урока.

- А что мы узнали о князе Олеге?

- Молодцы, мы действительно, многое узнали, но не всё. Мы не ответили на главный вопрос «Почему народ прозвал Олега вещим?»

Целеполагание (в группах).

- Подумайте в группах, чему будет посвящён наш сегодняшний урок, и какую задачу мы перед собой поставим? (понять, почему Олега назвали в народе вещим и что значит слово «вещий»).

- А теперь обсудите в группах, что нужно сделать для того, чтобы ответить на данный вопрос (сначала найти в словаре значение слова «вещий», осмыслить его и понять значение, далее перечитать летопись с целью поиска доказательств того, что Олег действительно был вещим, понять, в чём была заслуга Олега перед Отечеством и составить об этом полный рассказ).

- Молодцы, ребята! Мы с вами составили план нашей работы. но мне бы хотелось облегчить вашу задачу и немного расширить ваши представления о том, кто такие славяне и каково было снаряжение воина-славянина, служившего в то время в княжеском войске. Также мне бы хотелось рассказать вам о том, как жили славяне, чем занимались и как становились воинами. Поэтому послушайте рассказ Александры Ишимовой о с жизни славян, а потом мы посмотрим небольшой фрагмент из мультфильма «Детство Ратибора».

Наши рекомендации