Части речи: глагол, имя числительное
Целевые установки: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; определять изученные признаки частей речи (глагола, имени числительного), образовывать формы глагола; правильно произносить имена числительные; наблюдать за правописанием некоторых числительных; оценивать результаты своей деятельности.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
2. Словарно-орфографический диктант с обоснованием правильности написания имён существительных и окончаний имён прилагательных: лесная мышь, ранняя осень, верный товарищ, скорая помощь, горячее молоко.
3. Постановка познавательной задачи урока: «По каким грамматическим признакам можно различить части речи (глагол, имя числительное)?», определение целей урока.
4. Упражнение в распознавании глаголов в тексте, определении значений глаголов и их грамматических признаков (учебник, упр. 121). Выполнение заданий. Воспроизведение знаний о глаголе как части речи: «Что обозначает? На какие вопросы отвечает? Как изменяется?»
5. Выполнение устных заданий (учебник, упр. 122). Ответы на вопрос и выполнение задания: «Что дано в скобках — приставки, предлоги, частица? Объясните их написание со словами». Выполнение других заданий: определение глаголов в неопределённой форме; определение, какие формы времени можно образовать от выделенных глаголов (ползать, плавать); воспроизведение правила правописания частицы не с глаголами.
6. Упражнение в правильном произношении имён числительных (учебник, рубрика «Произносите слова правильно», с. 72). Ответы на вопрос: «Как образовались имена числительные: одиннадцать, двенадцать, шестнадцать, двадцать?» (Числительноеодиннадцать возникло в результате сращения и последующего фонетического изменения словосочетанияодин на десяте,т. е. «один сверх (свыше) десяти». Этим объясняется написание двойногон. Также образовались и названия чисел отдвенадцати додевятнадцати.)
7. Определение правила правописания числительных (учебник, упр. 123). (Числительные от пяти до одиннадцати, от одиннадцати до двадцати и числительное тридцать пишутся с мягким знаком на конце, числительное одиннадцать имеет двойное н.)
8. Комментированная запись имён числительных с опорой на запись словарных слов в учебнике (с. 72): двенадцать, шестнадцать, восемь, четыре, двадцать, одиннадцать.
9. Итог урока. Ответы на вопросы учителя: «Какие морфологические признаки можно определить у глагола? Как пишется не с глаголами? Что узнали об образовании и написании имён числительных?»
Домашнее задание
Выполнить задания в учебнике (упр. 122, письменное задание) и «Рабочей тетради» (упр. 110—112).
УРОК 4 (37)
Наречие как часть речи (общее представление). Признаки наречия
Целевые установки: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Наблюдать за признаками наречия как части речи; наблюдать за ролью наречия в речи; осмысливать определение наречия; оценивать результаты своей деятельности.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
2. Чтение темы урока «Наречие как часть речи (общее представление). Признаки наречия», познавательной задачи урока: «Что такое наречие?», определение целей урока.
3. Ознакомление с наречием как частью речи.
Чтение стихотворных строк (учебник, упр. 124). Определение: «Какое это предложение?» (Сложное, в нём две грамматические основы.) Объяснение знаков препинания в предложении.
Выполнение устных заданий (учебник, упр. 124) и запись выделенных словосочетаний с указанием связи слов в словосочетании.
Выделение признаков наречия как части речи: 1) обозначает признак действия; 2) отвечает на вопрос как?; 3) связано с глаголом, является второстепенным членом. Введение термина наречие. Чтение сведений о наречии в рубрике «Обратите внимание!» (учебник, с. 73).
Чтение и выполнение заданий (учебник, упр. 125). Сопоставление слов звонкий и звонко. Подведение учащихся (с помощью вопросов учебника) к выводу: одним из существенных признаков наречия является его неизменяемость. Чтение сведений о наречии в рубрике «Обратите внимание!» (учебник, с. 73). Разбор наречия звонко по составу (звонко образовано от слова звонкий при помощи суффикса -о, а слово звонкий образовано от слова звонить при помощи суффикса -к-).
Упражнение в определении роли наречий в речи (учебник, упр. 126). Выполнение заданий. Определение значения наречий в предложении: 1) обозначение места действия (впереди, кругом, налево, направо, вниз); 2) обозначение времени действия (вечером); 3) образ действия (медленно, слабо, жалобно, ярко, благополучно). Обобщение: «Какую роль выполняют наречия в предложениях?» Выполнение письменного задания по образцу.
Чтение определения наречия (учебник, с. 74), его анализ и синтез по вопросам: «Что такое наречие? Что обозначает наречие? На какие вопросы отвечает? Наречие — это изменяемая или неизменяемая часть речи?»
4. Работа над значением, произношением и написанием слов: впереди (значение «на некотором расстоянии перед кем-л., чем-л.»), медленно (значение «неторопливо, с небольшой скоростью»). Подбор к данным словам антонимов (впереди — сзади, впереди — позади, медленно — быстро). Запись первого предложения из упр. 126: Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса.
5. Итог урока. Ответы на вопрос учителя: «Что узнали о наречии как части речи?»
Домашнее задание
Выполнить задания в учебнике (упр. 128, подготовка к письму по памяти) и «Рабочей тетради» (упр. 113, 114).
УРОК 8 (41)
Контрольный диктант (с грамматическим заданием)
Целевые установки: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки; оценивать результаты своей деятельности.
Ход урока
1. Определение темы и задач урока.
2. Проведение диктанта.
Диктант
Осень. Лес украсился в жёлтые, красные, золотистые цвета. Луч солнца осветил окрестность перед сторожкой. Дед Семён сегодня поднялся на заре, взял ружьё и вышел из дома. Впереди крутой подъём. Дед шёл медленно. Теперь дорога вела в широкую долину. Вдалеке виднелся редкий лесок. Слева и справа красовались молодые берёзки и осинки. Попадались подберёзовики,подосиновики, рыжики. Вот черезтропинку пробежал заяц. Лесную тишь вдруг нарушил протяжный крик. Это высоко в небе летели журавли. Они держали далёкий нелёгкий[6] путь на юг. Старикпомахал птицам рукой. До свидания, журавли! (85 слов)
3. Грамматические задания (на выбор учителя): 1) найти любое предложение с однородными членами, подчеркнуть в нём однородные члены; 2) разобрать восьмое предложение по членам предложения: подчеркнуть главные члены предложения, выписать словосочетания; 3) найти предложение с обращением, подчеркнуть обращение; 4) найти и выписать слово, соответствующее любой схеме: ∩^ и , ∩^ð, ∩^ ые ; 5) разобрать любое из выделенных слов по составу; 6) в третьем предложении подчеркнуть изученные орфограммы; 7) сделать звуковое обозначение слова путь или ружьё (на выбор ученика).
4. Итог урока. Ответы на вопрос учителя: «Какие знания и умения вы применяли при написании диктанта и выполнении грамматических заданий?»
Домашнее задание
Подготовиться к словарному диктанту.
УРОК 8 (54)
Работа над ошибками, допущенными в сочинении (изложении). Обобщение знаний об именах существительных трёх склонений
Целевые установки: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; адекватно оценивать результаты написанного сочинения или изложения, определять границы своих достижений; сравнивать имена существительные разных склонений: находить их сходство и различия; работать с таблицей (упр. 176) и памяткой «Как определить склонение имён существительных»; классифицировать имена существительные по склонениям; обосновывать принадлежность имён существительных к каждому типу склонения; оценивать результаты своей деятельности.
Ход урока
1. Определение темы, постановка целей урока (обсуждение результатов написанных работ по развитию речи).
2. Обсуждение результатов написанного сочинения (изложения). Работа над речевыми и орфографическими ошибками (работа может быть проведена индивидуально). Определение своих достижений.
3. Определение познавательных задач второй части урока: «По каким признакам можно различить склонение имён существительных? Для чего надо знать типы склонения имён существительных? Где нам пригодятся эти знания?», определение целей урока.
4. Воспроизведение знаний об изученных типах склонения (учебник, упр. 176), работа с памяткой «Как определить склонение имён существительных» (учебник, с. 100). Определение склонения имён существительных в данных словосочетаниях (учебник, упр. 177).
5. Работа над значением и написанием словарного слова пейзаж. (1. Вид какой-либо местности. 2. Рисунок, картина, изображающая природу, а также описание природы в литературном произведении.) Составление и запись любого из составленных предложений со словом пейзаж. (Мы любовались осенним пейзажем. Прекрасные пейзажи были созданы русскими художниками. Зимний пейзаж великолепен. И др.)
6. Выразительное чтение стихотворения, определение главной мысли, нахождение имён существительных в единственном числе, определение их начальной формы и типа склонения (учебник, упр. 178).
7. Итог урока. Ответы на вопрос и выполнение задания учителя: «На какие вопросы вы можете ответить по теме «Три склонения имён существительных»? Задайте эти вопросы».
Домашнее задание
Выполнить задания в «Рабочей тетради» (упр. 133).
4-я четверть