Части речи: глагол, имя числительное

Целевые установки: понимать и сохранять в памяти учебную зада­чу урока; определять изученные признаки частей речи (глагола, имени числительного), образовывать формы глагола; правильно произносить имена числительные; наблюдать за правописанием некоторых числи­тельных; оценивать результаты своей деятельности.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

2. Словарно-орфографический диктант с обоснова­нием правильности написания имён существительных и окончаний имён прилагательных: лесная мышь, ранняя осень, верный товарищ, скорая помощь, горячее молоко.

3. Постановка познавательной задачи урока: «По каким грамматическим признакам можно различить части речи (глагол, имя числительное)?», определение целей урока.

4. Упражнение в распознавании глаголов в тексте, определении значений глаголов и их грамматических признаков (учебник, упр. 121). Выполнение заданий. Вос­произведение знаний о глаголе как части речи: «Что обо­значает? На какие вопросы отвечает? Как изменяется?»

5. Выполнение устных заданий (учебник, упр. 122). Ответы на вопрос и выполнение задания: «Что дано в скобках — приставки, предлоги, частица? Объясните их написание со словами». Выполнение других заданий: определение глаголов в неопределённой форме; опреде­ление, какие формы времени можно образовать от вы­деленных глаголов (ползать, плавать); воспроизведение правила правописания частицы не с глаголами.

6. Упражнение в правильном произношении имён чи­слительных (учебник, рубрика «Произносите слова пра­вильно», с. 72). Ответы на вопрос: «Как образовались имена числительные: одиннадцать, двенадцать, шест­надцать, двадцать?» (Числительноеодиннадцать воз­никло в результате сращения и последующего фонети­ческого изменения словосочетанияодин на десяте,т. е. «один сверх (свыше) десяти». Этим объясняется написание двойногон. Также образовались и названия чисел отдвенадцати додевятнадцати.)

7. Определение правила правописания числительных (учебник, упр. 123). (Числительные от пяти до один­надцати, от одиннадцати до двадцати и числительное тридцать пишутся с мягким знаком на конце, числи­тельное одиннадцать имеет двойное н.)

8. Комментированная запись имён числительных с опорой на запись словарных слов в учебнике (с. 72): две­надцать, шестнадцать, восемь, четыре, двадцать, один­надцать.

9. Итог урока. Ответы на вопросы учителя: «Какие морфологические признаки можно определить у глагола? Как пишется не с глаголами? Что узнали об образовании и написании имён числительных?»

Домашнее задание

Выполнить задания в учебнике (упр. 122, письменное задание) и «Рабочей тетради» (упр. 110—112).

УРОК 4 (37)

Наречие как часть речи (общее представление). При­знаки наречия

Целевые установки: понимать и сохранять в памяти учебную зада­чу урока. Наблюдать за признаками наречия как части речи; наблю­дать за ролью наречия в речи; осмысливать определение наречия; оце­нивать результаты своей деятельности.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

2. Чтение темы урока «Наречие как часть речи (об­щее представление). Признаки наречия», познавательной задачи урока: «Что такое наречие?», определение целей урока.

3. Ознакомление с наречием как частью речи.

Чтение стихотворных строк (учебник, упр. 124). Опре­деление: «Какое это предложение?» (Сложное, в нём две грамматические основы.) Объяснение знаков препинания в предложении.

Выполнение устных заданий (учебник, упр. 124) и за­пись выделенных словосочетаний с указанием связи слов в словосочетании.

Выделение признаков наречия как части речи: 1) обо­значает признак действия; 2) отвечает на вопрос как?; 3) связано с глаголом, является второстепенным членом. Введение термина наречие. Чтение сведений о наречии в рубрике «Обратите внимание!» (учебник, с. 73).

Чтение и выполнение заданий (учебник, упр. 125). Сопоставление слов звонкий и звонко. Подведение уча­щихся (с помощью вопросов учебника) к выводу: одним из существенных признаков наречия является его неиз­меняемость. Чтение сведений о наречии в рубрике «Обра­тите внимание!» (учебник, с. 73). Разбор наречия звонко по составу (звонко образовано от слова звонкий при по­мощи суффикса -о, а слово звонкий образовано от слова звонить при помощи суффикса -к-).

Упражнение в определении роли наречий в речи (учебник, упр. 126). Выполнение заданий. Определение значения наречий в предложении: 1) обозначение места действия (впереди, кругом, налево, направо, вниз); 2) обо­значение времени действия (вечером); 3) образ действия (медленно, слабо, жалобно, ярко, благополучно). Обобще­ние: «Какую роль выполняют наречия в предложениях?» Выполнение письменного задания по образцу.

Чтение определения наречия (учебник, с. 74), его анализ и синтез по вопросам: «Что такое наречие? Что обозначает наречие? На какие вопросы отвечает? Наре­чие — это изменяемая или неизменяемая часть речи?»

4. Работа над значением, произношением и написа­нием слов: впереди (значение «на некотором расстоянии перед кем-л., чем-л.»), медленно (значение «неторопливо, с небольшой скоростью»). Подбор к данным словам ан­тонимов (впереди — сзади, впереди — позади, медлен­но — быстро). Запись первого предложения из упр. 126: Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса.

5. Итог урока. Ответы на вопрос учителя: «Что узна­ли о наречии как части речи?»

Домашнее задание

Выполнить задания в учебнике (упр. 128, подготовка к письму по памяти) и «Рабочей тетради» (упр. 113, 114).

УРОК 8 (41)

Контрольный диктант (с грамматическим заданием)

Целевые установки: понимать и сохранять в памяти учебную за­дачу урока; контролировать правильность записи текста, находить не­правильно написанные слова и исправлять ошибки; оценивать резуль­таты своей деятельности.

Ход урока

1. Определение темы и задач урока.

2. Проведение диктанта.

Диктант

Осень. Лес украсился в жёлтые, красные, золоти­стые цвета. Луч солнца осветил окрестность перед сторожкой. Дед Семён сегодня поднялся на заре, взял ружьё и вышел из дома. Впереди крутой подъём. Дед шёл медленно. Теперь дорога вела в широкую долину. Вдалеке виднелся редкий лесок. Слева и справа красовались мо­лодые берёзки и осинки. Попадались подберёзовики,по­досиновики, рыжики. Вот черезтропинку пробежал заяц. Лесную тишь вдруг нарушил протяжный крик. Это высоко в небе летели журавли. Они держали да­лёкий нелёгкий[6] путь на юг. Старикпомахал птицам рукой. До свидания, журавли! (85 слов)

Части речи: глагол, имя числительное - student2.ru Части речи: глагол, имя числительное - student2.ru 3. Грамматические задания (на выбор учителя): 1) найти любое предложение с однородными членами, подчеркнуть в нём однородные члены; 2) разобрать вось­мое предложение по членам предложения: подчеркнуть главные члены предложения, выписать словосочетания; 3) найти предложение с обращением, подчеркнуть обращение; 4) найти и выписать слово, соответствующее любой схеме: ∩^ и , ∩^ð, ∩^ ые ; 5) разобрать любое из выделенных слов по составу; 6) в третьем предложении подчеркнуть изученные орфограммы; 7) сделать звуковое обозначение слова путь или ружьё (на выбор ученика).

4. Итог урока. Ответы на вопрос учителя: «Какие знания и умения вы применяли при написании диктанта и выполнении грамматических заданий?»

Домашнее задание

Подготовиться к словарному диктанту.

УРОК 8 (54)

Работа над ошибками, допущенными в сочинении (из­ложении). Обобщение знаний об именах существитель­ных трёх склонений

Целевые установки: понимать и сохранять в памяти учебную зада­чу урока; адекватно оценивать результаты написанного сочинения или изложения, определять границы своих достижений; сравнивать имена существительные разных склонений: находить их сходство и различия; работать с таблицей (упр. 176) и памяткой «Как определить склонение имён существительных»; классифицировать имена существительные по склонениям; обосновывать принадлежность имён существительных к каждому типу склонения; оценивать результаты своей деятельности.

Ход урока

1. Определение темы, постановка целей урока (обсуж­дение результатов написанных работ по развитию речи).

2. Обсуждение результатов написанного сочинения (изложения). Работа над речевыми и орфографическими ошибками (работа может быть проведена индивидуально). Определение своих достижений.

3. Определение познавательных задач второй части урока: «По каким признакам можно различить склоне­ние имён существительных? Для чего надо знать типы склонения имён существительных? Где нам пригодятся эти знания?», определение целей урока.

4. Воспроизведение знаний об изученных типах скло­нения (учебник, упр. 176), работа с памяткой «Как опреде­лить склонение имён существительных» (учебник, с. 100). Определение склонения имён существительных в данных словосочетаниях (учебник, упр. 177).

5. Работа над значением и написанием словарно­го слова пейзаж. (1. Вид какой-либо местности. 2. Ри­сунок, картина, изображающая природу, а также описа­ние природы в литературном произведении.) Составление и запись любого из составленных предложений со сло­вом пейзаж. (Мы любовались осенним пейзажем. Пре­красные пейзажи были созданы русскими художника­ми. Зимний пейзаж великолепен. И др.)

6. Выразительное чтение стихотворения, определе­ние главной мысли, нахождение имён существительных в единственном числе, определение их начальной формы и типа склонения (учебник, упр. 178).

7. Итог урока. Ответы на вопрос и выполнение зада­ния учителя: «На какие вопросы вы можете ответить по теме «Три склонения имён существительных»? Задайте эти вопросы».

Домашнее задание

Выполнить задания в «Рабочей тетради» (упр. 133).

4-я четверть

Наши рекомендации