II. Литературная дискуссия (работа идет в группах).
1. Домашняя подготовка:
1-я группа представляет произведения, в которых Маяковский приветствует революцию («Моя революция», «Ода революции», «Левый марш»).
2-я группа – поэзию 20-х годов, в которой отражено стремление автора увидеть ростки будущего (поэмы «Владимир Ильич Ленин», «Хорошо»).
Основной вопрос для обсуждения: как расценивать произошедшие перемены? Есть ли логика в развитии художника? Или сдвиг необъясним?
2. Слово учителя.
Литературоведы советского периода рьяно противопоставляли двух Маяковских с безусловным предпочтением более позднего. Теперь знаки автоматически поменялись. Но ведь обнаруживается и преемственность, уже давно подмеченная писателями и критиками русского зарубежья: М. Осоргиным, Н. Оцупом и особенно М. Слонимом.
Лирический герой ранних произведений отделяет себя от массы, даже от семьи:
Исчезни, дом,
Родимое место!
Прощайте! –
Отбросил ступеней последок.
Какое тому поможет семейство?!
Любовь цыплячья!
Любвишка наседок!
Революция воспринимается Маяковским как преображение мира в космическом масштабе, как перестройка самых основ жизни, поворот в историческом пути человечества:
Мы разливом второго потопа
Перемоем миров города.
«Наш марш»
Довольно жить законом,
Данным Адамом и Евой.
Клячу истории загоним...
«Левый марш»
Поэт связывал свои надежды на переделку мира, но ни на минуту не прекращается и борьба лирического героя с самим собой.
Вроде бы пропасть отделяет индивидуалиста, страдающего в безысходном трагическом одиночестве, от автора анонимных «150 000 000», который стремился к слиянию с массами. Но, оказывается, истоки этого явления в футуристическом творчестве Маяковского, когда поэт рассуждал в статьях о необходимости общественно полезного искусства. И тогда, и теперь нигилизм распространялся лишь на буржуазное, старое общество, только революция из мечты превратилась в действительность, поэтому пафос отрицания постепенно стал вытесняться пафосом утверждения.
Открывая поэму «Владимир Ильич Ленин», замечаем, что она, названная именем вождя, посвящается «множеству». Образ Ленина у Маяковского воплощает волю миллионов, а отдельная личность теперь ничтожна: «Единица – вздор, / единица – ноль». По содержанию поздние поэмы хроникальны: автор правдиво описал события революции: «Этот вихрь, / от мысли до курка, / и постройку, / и пожара дым / прибирала / партия / к рукам, / направляла, / строила в ряды». Но в них нет прогнозов на более поздние времена.
Важно отметить еще одну особенность стихов Маяковского о революции. Тяготение к плакату намечается у него уже накануне революции, а позже оно программно осознается в теории «социального заказа». Многие стихотворения Маяковского звучат как ораторские призывы, марши, лозунги: «Марш! Чтоб время сзади ядрами рвалось...»; «Флагами небо оклеивай!»; «Твори, выдумывай, пробуй!»
Маяковский не сразу находит свое место в послеоктябрьской России. Он принимал участие в росписи стен Страстного монастыря футуристическими лозунгами, написал пьесу «Мистерия-буфф», поставленную Мейерхольдом как первый спектакль революционного содержания. Но в это же время было написано стихотворение «Хорошее отношение к лошадям», в котором на чувство любви ко всему живому наложилось и затушевало агитационный пафос пронзительное чувство одиночества.
Подготовленный ученик читает стихотворение наизусть.
Революция увиделась поэту не в желанном пылу обновления, а в таком разгуле стихии, террора, что ему не находилось места среди устроителей новой жизни, пока он не примкнул к «Окнам сатиры» РОСТА.
Индивидуальное сообщение ученика «Окна сатиры» (материал учебника, с. 292–293).
«Всюду, на протяжении всего его – прямая речь с живым прицелом. От витии до рыночного зазывалы Маяковский неустанно что-то в мозги вбивает, чего-то от нас добивается – какими угодно средствами, вплоть до грубейших, неизменно удачных», – пишет Марина Цветаева.
III. Итоги урока.
Домашнее задание.
На основе изученного материала и статьи учебника «Октябрь в поэзии Маяковского» (с. 290–293) выполнить задание 6, с. 308.
Маяковский и Блок приняли Октябрьскую революцию. В чем разница в изображении движущих сил революции у двух поэтов? (Сделайте сравнительный анализ поэм «Хорошо!» и «Двенадцать».)
Урок 44
Своеобразие любовной лирики Маяковского
Цели: отметить своеобразие любовной лирики Маяковского; проследить эволюцию темы в творчестве поэта; развивать навыки анализа поэтического текста.
Ход урока
И Бог заплачет над моею книжкой!
Не слова – судороги, слипшиеся комом;
и побежит по небу с моими стихами под
мышкой
и будет, задыхаясь, читать их своим
знакомым.
В. Маяковский
I. Вступительное слово.
Учитель. В своих воспоминаниях художник Юрий Анненков писал о Маяковском: «Он был огромного роста, мускулист и широкоплеч. Волосы он то состригал наголо, то отращивал до такой степени, что они не слушались уже ни гребенки, ни щетки и упрямо таращились в беспорядке – сегодня в одном направлении, завтра – в другом. Нижняя челюсть плотоядно выдавалась вперед. <...> К этому выражению недружелюбности он любил прибавлять надменные колкие вспышки глаз...» И тут же художник приводит слова режиссера Всеволода Мейерхольда: «Грубость Маяковского была беспредельно хрупкой».
Но далеко не всем открывалась эта хрупкость и нежность, скрытая в «этакой глыбе». По-новому открывается поэт в стихах о любви. Среди произведений этой темы («Люблю!», «Про это» и других) особенно выделяются «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» и «Письмо Татьяне Яковлевой». Созданная поэтом в октябре – ноябре 1928 года поэтическая дилогия принадлежит к вершинным произведениям автора. Оба стихотворения, написанных в сравнительно короткий промежуток времени, отличаются высокой степенью автобиографичности.