V. Составление характеристик героев.
Примерный план характеристики литературного героя записан на доске.
1. Место, занимаемое героем в произведении.
2. Общественное и семейное положение героя: обстановка, в которой живет герой.
3. Манера держаться, внешность, особенности костюма.
4. Речь героя.
5. Поступки, особенности поведения, деятельности, влияние на окружающих.
6. Понимание героем целей жизни, его основные интересы.
7. Чувства героя, его отношение к другим действующим лицам.
8. Отношение других действующих лиц к герою.
9. Отношение автора к герою и значение героя в раскрытии идеи произведения.
VI. Заключительная беседа по произведению.
Учащиеся высказывают свое мнение о прочитанном произведении.
— Какие выводы вы, читатели, сделали для себя, познакомившись с новеллой «Маттео Фальконе»?
Домашнее задание: на усмотрение учителя.
Урок 58. К. М. СИМОНОВ. «МАЙОР ПРИВЕЗ
МАЛЬЧИШКУ НА ЛАФЕТЕ». ДЕТИ И ВОЙНА
Цели деятельности учителя: рассказать о писателе, поэте советского периода, человеке, увлеченном темой Отечественной войны, выжившем в сложное время репрессий, сумевшем сохранить о себе мнение как о порядочном человеке; акцентировать внимание учащихся на изображении героического прошлого России в творчестве К. Симонова; совершенствовать навыки выразительного чтения и умение анализировать лирическое произведение.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении).
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осознает свои трудности и стремится к их преодолению, имеет способность к самооценке своих действий, поступков.
Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, ищет их причины и пути преодоления.
Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.
Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.
Ход урока
I. Вступительное слово о жизни и творчестве поэта.
Константин (Кирилл) Михайлович Симонов родился в Петрограде в 1915 году. Своего родного отца он не видел: отец погиб на фронте в первую мировую войну. Кирилла воспитал отчим, который очень хорошо относился к мальчику, любил его, как родного сына. Работал отчим преподавателем тактики в военных училищах, позже он стал командиром Красной Армии. Семья скиталась по военным частям, часто меняя место жительства. Семья жила небогато. Это была одна из причин, определившая обучение мальчика в ФЗУ после окончания семи классов. Затем работал токарем в Саратове, в Москве. Знаменательным событием в жизни Симонова явилось окончание Литературного института им. Горького в 1938 г. В этом же году его приняли в Союз писателей СССР. Он поступил в аспирантуру, опубликовал свою первую книгу «Павел Черный» и другие произведения. Так начался творческий путь знаменитого поэта.
Во время Великой Отечественной войны он работает военным корреспондентом. С этого времени темы войны, жизни и смерти навсегда входят в его творчество.
Умирая, Константин Михайлович попросил исполнить его последнюю волю: остаться с теми, кто погиб в первые дни войны. Прах Симонова по его просьбе развеяли над полем недалеко от Бобруйска (Белоруссия).
Работа над заданиями и вопросами «размышляем о прочитанном» (с. 116).
II. Выразительное чтение стихотворении учителем (учебник, с. 160-161).
III. Анализ произведения.
ПЛАН АНАЛИЗА
1. К какому роду литературы относится это произведение (проза, поэзия, драма)?
2. Назовите тему (о чем?).
3. Выделите основную мысль (идею) текста.
4. Назовите основные черты жанра.
5. Особенности организации текста:
• количество строф;
• стихотворный размер;
• морфологическая структура;
• синтаксическая организация;
• образный, речевой строй (слова переносного значения, метафоры, эпитеты и др.).
Также учитель задает вопросы, выясняющие уровень понимания учащимися данного произведения.