Урок 57. п. мериме. «маттео фальконе»
(внеклассное чтение)
Цели деятельности учителя: развивать умение грамотно давать характеристику литературным героям; воспитывать нравственные качества, такие как честь, совесть, достоинство, верность долгу.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою, аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенствует имеющиеся.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения; строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя о жизни и творчестве писателя.
Проспер Мериме — представитель французской литературы ХIX в.
Родился он в Париже в 1803 г. Родители его были художниками. Мальчик рос в семье, где преклонялись перед искусством. Став юношей, он поступил в Парижский университет на юридический факультет. Однако юридические науки не заинтересовали студента, и его настоящим призванием стали литература, история языков, археология. Позже П. Мериме был избран членом французской академии.
Творческий путь писателя начался в 1825 г. с издания сборника пьес под названием «Театр Клары Гасуль». В период до 1829 г. было написано большое количество баллад, поэм, роман «Хроника царствования Карла IХ дальнейшее творчество Мериме связано с жанром малой повествовательной формы — новеллой. Шедевром новеллистического искусства стала его новелла «Маттео Фальконе», где трагическая история героя — маленького Фортунато — потрясает читателя.
В этом произведении писателя интересуют преимущественно проблемы нравственные и эстетические, он глубже проникает во внутренний мир своих героев, исследует связь их поступков с действительностью, с обстоятельствами жизни.
Творчество П. Мериме — историка, создателя ярких, незабываемых характеров — интересно для читателя. Это писатель, который развивает взыскательный литературный вкус, помогает читателям оценить достоинства прозы.
П. Мериме ушел из жизни в 1870 году.
II. Работа над понятием «новелла».
Определение понятия можно записать в тетрадь.
Новелла — эпический жанр, в основе которого лежит художественное описание одного завершенного события и его авторская оценка.
III. Словарная работа.
Слова вынесены на доску.
Порто Веккьо — городок на острове Корсика.
Маки — густая поросль молодых побегов, часто непроходимых даже для животных.
Муфлон — дикий баран.
Корсика — остров в Средиземном море.
Пастух-кочевник — пастух, пасущий и перегоняющий стадо на новые пастбища много дней подряд.
Корт — небольшое селение.
Прогалина — место свободное от зарослей.
Caporale — на Корсике по традиции капралами называли одно из сословий.
Бандит — (здесь) скрывающийся от погони.
Вольтижеры — отряды стрелков-помощников полиции.
Carchera — сумка для патронов.
«Отче наш», «Верую», «Богородица», литания — молитвы.
Панихида — поминальная молитва.
IV. Вопросы и задания для анализа.
1. Расскажите о семье Фальконе. Кто является надеждой и продолжателем рода Фальконе?
2. Вспомните, что произошло в доме в момент, когда «Маттео с женой отправились в маки поглядеть свои стада».
3. Чтение диалога Фортунато и Санпьеро от слов «Он подошел к Фортунато и спросил» до слов «Не бойся ничего».
Каким вы увидели Фортунато? Расскажите, как дальше развивались события.
4. «Мой отец — Маттео Фальконе» — что этим хочет подчеркнуть Фортунато? Почему эту фразу он повторяет два раза?
5. Что заставляет мальчика все же потянуться к часам?
6. Страшен ли для Фортунато момент «сдачи» Санпьеро, момент предательства?
7. Что заставляет отца так жестко поступить с сыном? Прав ли он?