IV. Обучение художественному пересказу.

В давние времена на Руси почитали сказителей. Эти люди ходили по стране и, рассказывая сказки, былины, легенды, зарабатывали себе на жизнь. Многие слушатели считали, что, по сути, рассказывал о том, откуда приходят сказки, сказитель преподносит им еще одну — сказку в сказке и сам воспринимает это как правду. В этом можно убедиться, если прочитать у известного фольклориста Ю. Круглова сведения, записанные в 50-е годы ХХ в. Он спросил у одной из сказительниц: «А разве это могло быть?» Она ответила: «А как же? Все было!» — «И звери говорили? И мертвые воскресали?» — «В старину все было. Уж ли станут брехать старые люди? Зачем им?..»

Вера в правдивость сказки помогла сказителю «околдовать» слушателя, заставить его перенестись в мир сказки, пережить самому все события сказки.

Такое мастерство считалось профессией, к этим людям относились с уважением, их знали, почитали, так как без них жизнь была бы скучной, неинтересной. На Русском Севере была традиция — брать сказителя в артель. И за свою работу — сказывание сказок — он получал равную со всеми плату.

До нас дошли имена сказителей: Мария Кривополенова, Александра Королькова, Орина Федосова, Иван Ковалев — эти люди вкладывали всю свою душу в произведения, которые исполняли.

Составление и запись плана пересказа.

1. Сватовство царевичей.

2. Испытание невесток:

а) испечь каравай хлеба;

б) выткать ковер за ночь;

в) приехать на царский пир.

3. Иван-царевич и старый старичок.

4. Встреча царевича с медведем, зайцем, селезнем, щукой.

5. Царевич и Баба-Яга.

6. Счастливое завершение сказки.

Домашнее задание: прочитать сказку, подготовить пересказ одного эпизода.

Урок 5. РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА

«ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА». ОБРАЗ ВАСИЛИСЫ

ПРЕМУДРОЙ

Цели деятельности учителя: подготовить учащихся к анализу сказки; помочь увидеть художественные особенности жанра, понять внутренний мир героини и раскрыть лучшие черты ее характера; развивать речевые умения путем пересказа произведения.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать жанровые особенности сказки, схему построения сказки; уметьстроить рассказ о герое, характеризовать его, отличать виды сказок.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: испытывает желание осваивать новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Ход урока

I. Вступительная беседа.

Вопросы:

1. Понравилась ли вам сказка?

2. К какому виду сказок она относится?

3. Какие особенности народной сказки можете назвать?

4. Назовите главных героев. Почему сказка называется «Царевна-лягушка»?

5. Почему Василису называют Премудрой?

II. Работа над эпизодами по плану, составленному на предыдущем уроке.

Дома ребята уже отметили границы начала и окончания всех эпизодов. В процессе анализа текста ведется словарная работа.

Чтение эпизода «Сватовство царевичей».

Вопросы:

1. В каких словах, выражениях прочитанного текста появляется волшебство, загадочность, сказочность?

(В некотором царстве, в некотором государстве...»; «Где стрела упадет, там и сватайтесь»; «Полетела его стрела прямо в топкое болото, и подняла ее лягушка-квакушка».)

2. Что изменится, если текст будет звучать по-другому: «В государстве жил царь... испугался Иван, хотел убежать...»? (Сказка потеряет загадочность, произойдет нарушение жанра произведения, текст станет «сухим», неинтересным.) Таким образом, выразительный и богатый язык является художественной особенностью сказки.

3. Как долго искал Иван-царевич свою стрелу? Почему он хотел «отступиться от своей находки», «бежать»?

Обобщив ответы учащихся, учитель продолжает беседу:

Конечно же, внешний облик «болотной красавицы» напугал царевича. Где же это видано, чтобы лягушек замуж брали? Это невозможно. Все будут смеяться, и царевич опечаленно восклицает: «Как же я тебя замуж возьму? Меня люди засмеют?» Но царевна-лягушка терпеливо и упорно настаивает на своем, повторяет просьбу: «Возьми, Иван-царевич, жалеть не будешь».

4. Что же все-таки заставило нашего героя изменить свое от ношение к лягушке, удержало от быстрого решения отказаться от зеленой «красавицы»? (Необычность героини, умение разговаривать, таинственность произошедшего, неясное желание узнать, что же будет дальше.)

Специально подготовленные учащиеся разыгрывают эпизод, стараются передать основные мысли фрагмента.

Обобщающие вопросы:

Что вы поняли, читал этот эпизод? Какие они — наши герои: царевна-лягушка и Иван-царевич?

Наши рекомендации