Кто Савельич: преданный холоп или бескорыстно любящий человек? (По повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Или

«Брат мой» (по стихотворению в прозе И.С. Тургенева «Нищий»)

Это относится и к обозначению кратковременных работ, выполняемых в обычных тетрадях.

ü Обозначать номер задания, указывать вид выполняемой работы (план, конспект, ответы на вопросы и т.д.), указывать, где выполняется работа (классная или домашняя). Например:

Классная работа

Литературный диктант

ü Соблюдать красную строку.

ü Между датой и заголовком, наименованием вида работы и заголовком в тетрадях по литературе строку не пропускать.

ü Между заключительной строкой текста одной письменной работы и датой или заголовком (наименованием вида) следующей работы в тетрадях по литературе пропускать 2 линейки (4 клеточки) (для отделения одной работы от другой и для выставления оценки за работу).

ü Выполнять аккуратно подчеркивания, условные обозначения карандашом или ручкой, в случае необходимости — с применением линейки.

ü Исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную букву или пунктуационный знак зачеркивать косой линией; часть слова, слово, предложение тонкой горизонтальной линией; вместо зачеркнутого надписывать нужные буквы, слова, предложения, не заключать неверные написания в скобки.

Проверка тетрадей по литературе учителем

Оптимальная периодичность проверки тетрадей обучающихся,
в которых выполняются классные и домашние работы по литературе

Литература
5-8 класс 1 раз в неделю – у слабых обучающихся, выборочно; не реже одного раза в месяц у всех обучающихся.
9-11 класс не реже одного раза в месяц у всех обучающихся.

Изложения и сочинения по литературе, а также все виды контрольных работ по предмету проверяются у всех обучающихся.

В проверяемых работах учитель отмечает и исправляет допущенные ошибки, руководствуясь следующим:

ü при проверке тетрадей и контрольных работ обучающихся 5-9 классов по литературе учитель только подчеркивает и отмечает на полях допущенную ошибку, которую исправляет сам обучающийся, выполняя работу над ошибками; в тетрадях «слабых» обучающихся зачеркивает неверно написанную букву или пунктуационный знак, вместо зачеркнутого надписывает нужную букву или пунктуационный знак;

ü на полях учитель обозначает ошибку определенным условным знаком (I — орфографическая ошибка, V —пунктуационная);

ü при проверке изложений и сочинений в 5-9 классах (как контрольных, так и обучающих) отмечаются (а в необходимых случаях и исправляются) не только орфографические и пунктуационные ошибки, но и фактические, логические, речевые (речевые ошибки подчеркиваются волнистой линией) и грамматические; на полях тетради учитель обозначает недочеты в содержании – знаком С (фактические ошибки знаком Ф, логические — знаком Л), речевые — знаком Р, грамматические — знаком Г, исправления — знаком И.

ü подчеркивание и исправление ошибок производится учителем только красной пастой (красными чернилами, красным карандашом);

ü проверив диктант (терминологический, литературный), изложение или сочинение, учитель подсчитывает и записывает количество ошибок по видам, в литературных диктантах указывается количество орфографических и пунктуационных ошибок. В изложениях и сочинениях указывается, кроме этого, количество фактических, логических, речевых и грамматических ошибок;

ü после подсчета ошибок в установленном порядке выставляется оценка работы.

Первая оценка ставится за содержание и речь. Перед нею записывается число ошибок в содержании и число речевых недочетов.

Перед второй отметкой – за грамотность – указывается число орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок.

В целом запись будет выглядеть так:

0-2 4

3-3-1 3

После этого выводится общий балл за работу, который представляет собой среднее арифметическое оценок за содержание и грамотность.

Все контрольные работы оцениваются учителем с занесением оценок в классный журнал.

За диагностические и обучающие работы оценки «2» и «3» могут выставляются по усмотрению учителя.

Классные и домашние письменные работы по литературе оцениваются; оценки в журнал могут быть выставлены за наиболее значимые работы по усмотрению учителя.

Объем письменной домашней работы по литературе составляет:

5-6 классы 0,5-1 страница
7-8 классы 1-1,5 страницы
9 класс 1-1,5 страницы
10-11 классы 1,5-2 страницы


В качестве домашнего задания предлагаются те же виды заданий, которые обучающиеся выполняли на уроке.

При оценке письменных работ обучающихся учителя руководствуются соответствующими нормами оценки знаний, умений, навыков обучающихся.

После проверки письменных работ обучающимся дается задание по исправлению ошибок или выполнению упражнений, предупреждающих повторение аналогичных ошибок. В этом случае в тетрадях делается запись: «Работа над ошибками» или «Коррекционное задание».

Работа над ошибками осуществляется в рабочих тетрадях и оценивается на усмотрение учителя.

Выставление оценки за ведение тетради

Ведение тетрадей оценивается «1», «2», «3», «4», «5» баллами один раз в месяц. Оценка за ведение тетради является средним арифметическим всех проверенных за месяц работ. Оценка может быть повышена учителем на 1 балл при особой аккуратности и соблюдении норм орфографического режима, а также снижена из-за его нарушения. При проверке тетрадей учитывается наличие всех работ, грамотность, аккуратность, умение правильно оформить работу. Оценка за ведение тетради учитывается как текущая при выведении ближайшего оценивания.

Выведение четвертного (семестрового, годового) оценивания

Основной структурной единицей предмета является тема, предусмотренная учебной программой. Во время оценивания оценка, которую получает обучающийся, должна быть результатом усвоения им каждой конкретной темы. Основными видами оценивания учебных достижений обучающихся является текущее и итоговое (тематическое, четвертное, годовое).

Текущая оценка выставляется в классный журнал в колонку с указанием даты проведения урока. Тематическая оценка выставляется в классный журнал в колонку с надписью Тематическаябез даты только в 10-11 классах. Тематическая оценка не подлежит коррекции.

При выставлении тематической оценки учитываются все виды учебной деятельности, что подлежат оцениванию в течение изучения темы и обязательные зачетные работы.

Четвертное оценивание осуществляется на основе текущих оценок. При этом должны учитываться динамика личных учебных достижений обучающихся по предмету в течение четверти, важность темы, продолжительность ее изучения, сложность содержания и т.д. Четвертная оценка не может быть скорректирована. Годовая оценка выставляется на основе четвертных или семестровых оценок. Семестровая оценка может быть скорректирована. Годовая оценка коррекции не подлежит.

Приложение 2

ЛИТЕРАТУРА РОДНОГО КРАЯ

Произведения, которые рекомендуются к изучению в этом разделе

(при желании учитель их может заменить)

Содержание учебного материала Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки обучающихся
5 класс
Устное народное творчество Устное народное творчество Донбасса. Пословицы, поговорки, загадки о Донбассе. Донбасс и календарные обряды и традиции. Г.И. Успенский – автор первых публикаций шахтерского фольклора. А. Ионов – собиратель донецкого фольклора. «Добрые дела не исчезают». Петр Тимофеев – энтузиаст собирания донецкого фольклора. Называет малые формы устного народного творчества; ü объясняет понятие «фольклор»; приводит примеры загадок, пословиц, поговорок о Донбассе; различает пословицы и поговорки; ü создает устное связное высказывание с опорой на изучаемый материал; ü рассказывает о собирателях фольклора Донецкого края;
Литературные сказки Сказочные мотивы в творчестве Иосифа Курлата (сб. «Мы с вами с усами», «Беспокойный сосед» и др). В.М. Гаршин – уроженец Бахмутского уезда. «Сказка о жабе и розе», «Красный цветок». ü выразительно читает сказки с соблюдением правильной интонации; ü знает содержание изученных сказок; ü пересказывает их; ü составляет характеристику сказочных героев по их поступкам и поведению; ü объясняет различия между стихотворной и прозаической речью; ü отличает литературную сказку от народной.
6 класс
Мифы и легенды, сказки и басни Мифы и легенды о Саур-Могиле. Павел Шадур – баснописец Донбасса. «Уголь и порода», «Комбайн и лопата» и др. произведения автора. Иван Костыря «Дума о Саур-Могиле». Леонид Жариков «Конь Тарас и его железный брат». Алексей Ионов «Песни и сказы Донбасса». Николай Хапланов. Поэма «Пращуры и потомки». ü выразительно читает и пересказывает содержание произведения; ü объясняет понятия «миф», «сказ», «басня»; ü расшифровывает их смысл, значения нравоучительного вывода; ü характеризует басенных героев, выражая свое отношение к ним; ü объясняет заключенную в баснях (сказах) народную мудрость;
Поэты и писатели Донбасса о родной природе Проникновенное чувство любви к «малой» родине, ее природе, интерес к прошлому. Рассказ А. Зарубы «Запах родного дома». Тема природы в творчестве мариупольских поэтов (В. Мамиев «Может, осенью, может, летом», А. Ладкин «Разбросала ночь по саду», П. Бессонов «Ночи такие теплые», В. Пыхтин «Осенний мотив», Н. Новоселов «Когда морщинится от холода листва» и др.). ü объясняет смысл понятия «малая » родина; знает содержание рассказа; ü определяет тему рассказа и смысл его названия, выделяет важные для понимания характеров героев эпизоды; ü характеризует героев; выражает свое отношение к ним;  
7 класс
Героический эпос Донбасса Донетчина в народных думах. «Дума о побеге трех братьев с Азова» «Вдова Сирка Ивана» и др. Василь Лукич Юхимович «Сказ о камне огня». ü знает содержание дум и сказов; ü читает и пересказывает их.  
Поэты и писатели Донбасса о родной природе. Михаил Ртищев «В защиту природы». Патулиди «Экологическое». Михаил Ртищев «Озоновая дыра». Татьяна Литвинова «Моему поколению внушали…», «Мы травим море постепенно». Владимир Черепков «Крик души». Анатолий Кравченко «Булавинка». Борис Белаш «Террикон». Виктор Руденко «Террикон». Геннадий Щуров «Пропал родник». Василий Бахтаров «Мы все ему поклоны бьем». Борис Белаш «Криница», «Прильни к студеным родникам». Тема цветов в творчестве поэтов Донбасса: Анатолий Кравченко «Цветы». Борис Белаш «Георгин». Леонтий Кирвяков «Каждый язык - цветок». Жанна Левитина «Одуванчики». Людмила Прокопова «Лепесток». Елена Стопина «Цветок». ü владеет материалом и навыками анализа литературного произведения по представленному учителем образцу, приводит отдельные примеры из текста; ü под руководством учителя анализирует текст, подбирает цитаты в подтверждение высказанной мысли; ü определяет роль изобразительно-выразительных средств в стихотворениях; ü выразительно читает произведения; словесно рисует образы и картины; ü подбирает дополнительный материал из интернет-ресурсов на тему: «Как связаны названия цветов с содержанием древнегреческих мифов».
8 класс
Михаил Фролов. Очерк жизни и творчества. «Память», «Я ищу тебя по свету», «Донецкое приморье». Василий Горяйнов – поэт и журналист. Анализ поэтических сборников: «Утро шахтера», «Зерно», «Мой огонь», «От души», «Зеленое половодье». Владимир Труханов. Очерк жизни творчества. Анализ стихотворений «Иней», «Жил мальчик у синего моря», «Ворочаются в небе краны», «Госпиталь. Татария. Зима», «Нет у них ни кладбищ, ни крестов» и др. ü рассказывает о жизни и творчестве поэтов; - определяет мысли и чувства авторов, запечатленные в стихотворениях, передает их в форме связных высказываний с опорой на художественный текст; ü формулирует главную мысль стихотворения; отмечает значения изобразительно-выразительных средств языка;
Нерасторжимая связь человека с природой и родиной. Валерий Зеленский «Запишите в «Красную книгу». Чернобыль в творчестве Николая Хапланова. Документальная повесть «Смерти став на пути!» Чернобыль в творчестве мариупольцев. Н. Новоселов «Чернобыль-85». С. Алымов «Дозиметрический контроль» «Чернобыльская сирень» и др. ü объясняет, как отражаются в художественных произведениях действительные исторические события и какую роль в раскрытии данной темы играет художественный вымысел.
9 класс
Битва на реке Калке и ее отражение в творчестве писателей Донбасса. «Повесть о битве на реке Калке». Борис Ластовенко. «Побег князя Игоря из половецкого плена». И.А. Бойко «Дружины князя Игоря близ Святогорска». Ю. Сафонов «Загадки седой Каялы». Н. Колодяжный «Так где же ты, река Каяла?», «Шла дружина в степь». М. Ртищев «Плая Ярославны» и др. Анатолий Кибирев «Слово – песнь потомка Бояна». ü сопоставляет сюжет, образы, фрагменты «Слова…» с их художественным воплощением в произведениях поэтов и писателей Донбасса.
Поэты родного края о поэзии и поэтах. «Здесь голос Пушкина звучал». Стихи поэтов Донбасса о Пушкине (Алла Баженова, Олег Поляков, Оксана Шуруй, Евгений Дворянчиков и др.) «И нет ему забвения по праву и смерти - нет». Лермонтовские мотивы в творчестве М. Т. Ртищева «Машук», «Штыком начертаны слова», «Творения Бернардации», «Эолова арфа», «Лермонтовская галерея», «Провал», «Город Дианы». ü выразительно читает стихотворения; рассказывает о мыслях и чувствах, переданных в них; ü комментирует и интерпретирует произведения; ü определяет идейный смысл стихотворений; ü отмечает художественное своеобразие произведений.
10 класс
Н.Е. Каронин-Петропавловский. Очерк жизни и творчества. «Очерки Донецкого бассейна». Тема Донбасса в творчестве писателя. Писатели-краеведы Николай Колодяжный. Макеевский краевед. «Из истории родного края». Сборник статей по краеведению. История Донбасса в произведениях писателей. Леонид Губин «Первопроходец». ü знает содержание произведения; ü формулирует проблемы, поставленные в соответствии с поставленным заданием; ü дает собственную оценку произведению ü составляет тезисы лекции учителя, принимает участие в беседе; ü делает сообщения по данной теме.
«И штык, и перо приближали Победу» Поэты-земляки – участники Великой Отечественной войны (Борис Котов, Леонтий Кирьяков, Владимир Труханов и другие). Яростное противоборство добра и зла в поэтическом сборнике Владимира Калиниченко «Фонограмма сердца», поэме Анатолия Сафонова «Миус и повести Виктора Шутова «Смерти смотрели в лицо» ü выразительно читает произведения по теме; - передает свое впечатление от прочитанного.
11 класс
Современная литература родного края Алексей Валерьевич Шепетчук. «Элегия», «Роскись», «Кто верит в Бога», «Письма огненных лет», «Что солдату снится», «Девочка рисует море», «Море», «У моря» и др. Поэзия Н.Н. Новоселова. Анализ лирических произведений: «Старинная песня», «Кони скачут по кромке прибоя», «Одиночество в дом постучалось», «Крым», «Минута молчания», «Все начинается сначала…». Лирика Александра Гросова, Елены Морозовой, Людмилы Буратынской, Александра Ланина, Виктора Семина, Тамары Семиной… ü выразительно читает стихотворения, ü определяет основные мотивы лирики современных поэтов Донбасса; ü отмечает богатство лирического содержания и национальный колорит стихотворений; ü анализирует стихи, раскрывая своеобразие художественных приемов; ü интерпретирует стихотворения.
Диссиденты Донеччины Возвращенные имена и произведения. Писатели-краеведы Хрантели истории Азовских берегов. Спиридон Кудокоцев «Ищите гуннов в Урзуфе». Василий Морозов «Пушкин проезжал севернее». ü знает содержание произведений, анализирует их, формулирует проблемы, поставленные писателями-диссидентами; ü составляет тезисы лекции учителя, принимает участие в беседе, ведет диалог с одноклассниками; ü делает выводы и сообщения по теме.

Приложение 3

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

Сайты электронных библиотек:

http://booksshare.net/  
http://www.big-library.info/  
http://www.many-books.org/  
http://www.shpl.ru Государственная Публичная Историческая Библиотека России
http://www.rsl.ru Российская Государственная Библиотека
http://www.klassika.ru Библиотека русской литературы «Классика.ру»
http://www.ayguo.com Классика русской литературы в аудиозаписи
http://www.countries.ru/library.htm Библиотека по культурологи
http://www.rvb.ru/index.html «Детская электронная библиотека»
http://www.deti-book.info «Детская электронная библиотека»
http://www.stihi-rus.ru/page3.htm «Антология русской поэзии»
http://www.e-kniga.ru «Электронная библиотека художественной литературы»
http://www.klassika.ru «Библиотека классической литературы»
http://stroki.net Электронная библиотека «Стихи классических и современных авторов»
http://school-collection.edu.ru «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»
http://znanium.com/bookread.php История русского и зарубежного литературоведения
http://www.gramma.ru/LIT/?id=3.0 Классический словарь литературоведческих терминов
http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/ le9/le9-3391.htm Литературная энциклопедия
http://lib.ru/ Библиотека Максима Мошкова
http://ilibrary.ru/index.html Библиотека Алексея Комарова
http://lib.aldebaran.ru/ Библиотека Альдебаран
http://www.rvb.ru/index.html Русская виртуальная библиотека
http://www.feb-web.ru/ Библиотека «Русская литература и фольклор»
http://bibliogid.ru/ Библиотека «Книги и дети»
http://vsemifu.com/ Великая энциклопедия мифов и легенд
http://legendarnogo.net/ Мифы, легенды, сказания
http://www.mythology.ru/ Энциклопедия мифологии
http://www.mythology.ru/ Мифология древних народов мира
http://hobbitaniya.ru/index.php Хранители сказок. Собрание сказок и народных сказов.
http://www.fairy-tales.su/ Сказки.
http://fantlab.ru/ «Лаборатория Фантастики» – сайт о фантастике и фэнтези.
http://www.phantastike.ru/ «Фантаст» – электронная библиотека фантастики.
http://www.a4format.ru/ Русская литература XVIII–XX веков: виртуальная библиотека по предмету «Литература», предназначенная в помощь школьникам и учителям
Виртуальные аудиокниги:
http://gold.stihophone.ru Виртуальный поэтический театр «Золотой Стихофон»
http://www.audiopedia.su/ Школьная фонохрестоматия, аудиозаписи радиопередач и др.
http://edu-lider.ru/category/shkolnaya-kollekciya/kollekciya-audio/ Школьная коллекция аудиозаписей
Сайты, посвященные А.Н. Островскому: http://www.ostrovskiy.org.ru http://kraeved1147.ru/muzey-ostrovskogo
Сайты, посвященные И.А. Гончарову: http://museumschelykovo.ru http://www.goncharov.spb.ru
Сайты, посвященные Ф.М. Достоевскому: http://www.fdostoevsky.ru http://www.fedordostoevsky.ru http://www.dostoevskiy.net.ru
Сайты, посвященные Н.С. Лескову: http://www.leskov.org.ru http://www.leskow.net.ru
Сайты, посвященные И.С. Тургеневу:   http://turgenev.org.ru/ http://www.turgenev.org.ru/biblio.htm http://www.turgenev.net.ru/ http://turgenev-online.ru/
Сайты, посвященные Л.Н. Толстому:   http://www.levtolstoy.org.ru/ http://www.levtolstoy.ru/ http://www.tolstoymuseum.ru/ (Государственный музей Л.Н. Толстого)
Сайты, посвященные А.П. Чехову:   http://www.my-chekhov.ru/ http://chehov.niv.ru/ http://chehov.org/ http://www.antonchehov.org.ru/ http://www.yalta.chekhov.com.ua/start_r.php4 (Дом-музей А.П. Чехова в Ялте) http://sites.google.com/site/citaemchehova/home
Сайт, посвященный А. Платонову: http://platonov.kkos.ru/
Официальный сайт Аркадия и Бориса Стругацких: http://rusf.ru/abs/
Сайты, посвященные В. Шекспиру:   http://world-shake.ru/ http://rus-shake.ru/ http://shakespeare.ouc.ru/ http://willmshakespeare.com/
Сайты, посвященные «Серебряному веку русской поэзии»: http://www.silverage.ru/ Серебряного века силуэт... http://risunok.kulichki.net/ Рисунок акварелью – поэзия Серебряного века http://www.ipmce.su/~tsvet Н. Гумилев:электронное собрание сочинений http://www.gumilev.ru/ О. Мандельштам
Сайт, посвященный В. Маяковскому: http://mayakovsky.narod.ru/ В. Маяковский – произведения поэта
Сайт, посвященный С. Есенину: http://esenin.ru/ё
Сайт, посвященный М. Цветаевой: http://www.crea.ru/cvetaeva
Сайт, посвященный А. Ахматовой http://www.akhmatova.ru/
Сайт, посвященный В. Высоцкому: http://otblesk.com/vysotsky
Сайт, посвященный И. Бродскому http://www.bz.spb.su/brodsky
Сайт, посвященный Б. Окуджаве: http://fro196.narod.ru/library/okujava/okujava.htm Б. Окуджава. Стихи и песни http://www.ruthenia.ru/60s Русская поэзия шестидесятых годов
Сайт, посвященный современной русской поэзии http://poet.da.ru Современная русская поэзия http://rifma.com.ru/ Лаборатория рифмы – все о рифме и стихосложении
Сайт, посвященный М. Горькому: http://maximgorkiy.narod.ru М. Горький. Подборка статей о писателе
Сайт, посвященный творчеству И.А. Бунина и А.И. Куприна: http://bunin.niv.ru
Сайт, посвященный М.А. Булгакову: http://www.bulgakov.ru/ http://m-bulgakov.narod.ru/
Сайт, посвященный М.А. Шолохову: http://sholohov.lit-info.ru/
Сайт, посвященный А.И. Солженицыну: http://www.solzhenitsyn.ru
Сайт, посвященный В. Пелевину: http://pelevin.nov.ru/
Сайт, посвященный Т. Толстой: http://tntolstaya.narod.ru

Приложение 4

РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1. Агеносов В. Русская литература ХХ века. 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений: – В 2 ч. – М.: Дрофа, 2007.

2. Агеносов В. Русская литература ХХ века. Методическое пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2005.

3. Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. – М.: Дрофа, 2007.

4. Аркин И.И. Уроки литературы в 10 классе: Практическая методика: Книга для учителя, – М.: Просвещение, 2008.

5. Барабаш Н.И. Литература. Методика и практика преподавания. Книга для учителя. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

6. Беленький Г.И. Литература. 8 класс. – М.: Просвещение, 2005.

7. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. – М.: Вербум-М, 2004.

8. Беляева Н.В., Иллюминарская А.Е., Фаткуллова В.Н. Литература. 10 класс: Методические советы под ред. В.И. Коровина. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2008.

9. Грушко Б.А., Медведев Ю.М. Русские легенды и предания. – М.: Эксмо, 2006. – 672 с.

10. Гурьянская Б.И., Холодкова Л.А. и др. Литература в 6 классе: Урок за уроком. – М.: ООО ТИД «Русское слово-PC», 2000.

11. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2006.

12. Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. 5-9 классы. – М.: Вако, 2006.

13. Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 8 класс.- Москва, «Вако», 2012.

14. Золотарёва И.В., Т.А. Крысова. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М.: «Вако», 2006.

15. Зуева Т. Русский фольклор: Словарь-справочник. – М.: Просвещение, 2002. – 334 с.

16. Иванова Э.И., Николаева С.А. Изучение зарубежной литературы в школе. 5-9 кл.: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2001. – 384 с.

17. Ильина И.Д. Предметная неделя литературы в школе. – Ростов н/Д.: Феникс, 200: в 2-х частях. – М. Просвещение 2012.

18. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим...: 8 класс: дидактические материалы по литературе. – М.: Просвещение, 2012.

19. Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература: 8 класс: Методические советы. – М.: Просвещение, 2008.

20. Коршунова Н.Н., Е.Ю. Липина Е.Ю. Тесты. Литература 5-8 классы. – М: Дрофа, 1998.

21. Крутецкая В.А. Литература в таблицах и схемах. 10 класс. – СПб., 2008.

22. Лебедев Ю.В. Литература.10 кл. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. Базовый и профильный уровни. – В 2 ч. – М.: Просвещение, 2006.

23. Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Э.Л.Безсонов, Е.Л. Ерохина, А.Б. Есин и др. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 592 с.

24. Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 2008.

25. Литература в школе от А до Я. 5-11 классы: энциклопедический словарь-справочник. – М.: Дрофа, 2006. – 717 с.

26. Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Авторы-составители: Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. – М: Просвещение, 2012.

27. Лермонтовская энциклопедия / Гл. ред. Мануйлов В.А., Редкол.: Андроников И.Л., Базанов В.Г., Бушмин А.С., Вацуро В.Э., Жданов В.В., Храпченко М.Б. – М.: Сов. Энцикл., 1981. – 746 с.

28. Лейфман И.М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 9 класс, – М.: Материк Альфа, 2004.

29. Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий: Пособие для учителя. – Л.: Просвещение, 1983. – 416 с.

30. Маранцман В.Г. Времена года: Рабочая тетрадь по литературе для 5-6 классов. – СПб.: Просвещение, 2004.

31. Матвеева Е.И. Литература. 9 класс: Тестовые задания к основным учебникам. – М.: Эскимо, 2008.

32. Меркин Г.С., Зыбина Т.М. и др. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: пособие для учителя – М.: Русское слово, 2008.

33. Методика преподавания литературы: Учебн. для студ. пед. вузов/ О.Ю.Богданова, С.А.Леонов, В.Ф.Чертов/ Под ред. О.Ю.Богдановой. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2002. – 400 с.

34. Мещеряков В.П. «Дела давно минувших дней...»: Историко-бытовой комментарий к произведениям русской классики XVII-XIX веков / В.П.Мещеряков, М.Н.Сербул. – М.: Дрофа, 2003. – 384 с.

35. Онегинская энциклопедия. В двух томах. Том 1., Том 2. / Под общей ред. Н. Михайловой, В. Кошелева, М. Строганова – М.: Русский путь, 2004. – 576 с., 806 с.

36. Пенакк Д. Как роман. – М.: Самокат. – 2005 . – 160 с.

37. Пенакк Д. Школьные страдания. – М.: Амфора. – 2009. – 256 с.

38. Петрович В.Г., Петрович Н.М. Литература в основной и профильной школе. 11 класс. Книга для учителя. – М., 2006.

39. Романова Г.И. Золотые строки. Стихи и проза для заучивания наизусть. 5-11 классы. – М: Универ-Пресс, 2004.

40. Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы. – М: Дрофа, 1998.

41. Словарь литературных персонажей в 8 т.- составитель и редактор Мещеряков В.П. М.: Московский лицей, 1997.

42. Томашевский Б.В. Теория литературы. В помощь школьнику, студенту и начинающему автору. / Б.В. Томашевский. – Ростов-на-Дону: Феникс; СПб: ООО Издательство «Северо-Запад», 2006. – 192 с.

43. Тумина Л.Е. Творческие задания. 5-7 классы. – М.: Дрофа, 2007.

44. Фогельсон И.А. Русская литература второй половины 19 века. – М.: Материк Альфа. 2006.

45. Черняк М.А. Современная русская литература (10-11 классы): учебно-методические материалы. – М.: Эксмо, 2007

46. Энциклопедия для детей. Т.9. Русская литература. Ч.1., Ч.2 / Глав. ред. М. Аксенова; метод. ред. Д. Володихин; отв. ред. Л. Поликовская. – Аванта+, 2004. - 672 с.; 688 с.

47. Энциклопедия для детей. Т.15. Всемирная литература. Ч.1., Ч.2 / Ред. коллегия: М. Аксенова, Н. Шапиро, А. Элиович и др. – Аванта+, 2005. – 672 с.; 688 с.

48. Я иду на урок литературы: 10 класс: книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002

Периодические издания для учителя

- «Русская словесность»

- «Русский язык, литература, культура в школе и вузе»

- «Литература»

- «Литература в школе»

Наши рекомендации