Теоретико-литературные понятия

Роды и жанры литературы.Литературные роды: эпос, лирика и драма. Эпические жанры: роман, повесть, рассказ. Жанровые разновидности эпического рода: исторический роман (повесть или рассказ), бытовой роман, производственный роман, психологический роман, приключенческий роман, детективный роман. Лирика: пейзажная, гражданская, интимная, философская. Лирические жанры восточной литературы: мадхия (ода), марсия (стихотворение, посвященное чьей-либо памяти), газель, касыда (хвалебное стихотворение), рубаи. Драматические жанры: комедия, трагедия, драма. Жанровые разновидности драмы: грустная комедия, историческая драма, психологическая драма. Лиро-эпические жанры: сюжетное стихотворение, басня, баллада, нэсер (проза в стихах), поэма. Разновидности жанра поэмы: романтическая поэма, реалистическая поэма. Межродовые формы: путевые заметки.

Образность в литературном произведении.Образ, символ, деталь, аллегория. Образы людей: главный герой, второстепенный герой, персонажи, участвующие в действии, собирательные образы. Персонаж, характер, тип. Лирический герой, повествователь, лирическое «я», образ автора, авторская позиция. Образы природы, образы-вещи, мифологические образы, фантастические образы, архетип.

Литературное произведение. Форма и содержание.Автор, читатель (адресат). Содержание: событие, явление, подтекст, контекст. Конфликт, сюжет, элементы сюжета. Мотив, лейтмотив. Композиция: внешняя и внутренняя. Тема, проблема, идея, пафос. Идеал. Художественная реальность в литературном произведении. Пейзаж, портрет. Психологизм. Место и время в художественном произведении, хронотоп. Текст: эпиграф, посвящение, сильная позиция.

Литературное творчество. Художественные средства и стиль.Художественные приемы: повтор, параллелизм, противопоставление, ретроспекция. Языковые и стилистические средства (тропы, лексические, стилистические, фонетические средства). Художественная речь: повествование, диалог, монолог. Лирические отступления. Особенности стихотворной и прозаической форм словесного выражения. Ритм, рифма, стих, строфа. Стихосложение. Формы смеха: юмор, сатира, сарказм, шарж. Авторский стиль: юмористический, трагический, экзистенциальный, публицистический и др. начала. Стиль эпохи.

История литературы.Традиции и новаторство. Религиозная литература, светская литература. Литературные связи: влияние, назира (форма литературного подражания), пародия.

Литературный процесс.Понятие о литературном процессе; периоды в развитии литературы; литературные направления (реализм, романтизм); суфизм, просветительство, модернизм, постмодернизм; литературный метод (течение): просветительский реализм, критический реализм, социалистический реализм, деревенский реализм, символизм, гисьянизм, импрессионизм, имажинизм, футуризм.

Минимум литературных произведений, предлагаемых для изучения учащимся

Х класс

1. Г.Ибраһимов. «Табигать балалары» / «Дети природы».

2. Г.Исхакый. «Көз» / «Осень» (отрывок).

3. Г.Тукай. «Шагыйрь» / «Поэт». «Туган җиремә» / «Родной земле».

4. С.Рамиев. «Авыл»/ «Деревня».

5. Дардманд. «Видагъ» / «Разлука». «Нәсыйхәт»/ «Нравоучение».

6. Х.Такташ. «Ак чәчәкләр» / «Белые цветы».

7. К.Тинчурин. «Сүнгән йолдызлар» / «Угасшие звезды».

8. Г.Кутуй. «Тапшырылмаган хатлар» / «Неотосланные письма».

9. Ф.Амирхан. «Кадерле минутлар» / «Дорогие минуты».

10. М.Файзи. «Галиябану» (отрывок).

ХI класс

1.Цикл стихотворений М.Джалиля «Моабит дәфтәрләре» /«Моабитские тетради».

2.А.Еники. «Бер генә сәгатькә» / «На час».

3. Х.Туфан. «Кайсыгызның кулы җылы?» / «У кого рука теплая?», «Илдә ниләр бар икән? » / «Что происходит в моей стране?».

4. Ф.Хусни. «Йөзек кашы» / «Перстень».

5. М.Магдиев. «Кеше китә – җыры кала» / «Человек уходит – память остается» (отрывок).

6. М.Хасанов. «Язгы аҗаган» / «Весенняя зарница». (Отрывок).

7. Т.Миннуллин. «Әлдермештән Әлмәндәр» / «Старик Альмандар из деревни Альдермеш».

8. Р.Файзуллин. «Яшь чак» / «Молодость», «Туган ягым» / «Родной край».

9. Р.Миннуллин. «Әнкәмнең догалары» / «Молитвы матери».

10. Р.Зайдулла. «Битлек» / «Маска».

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ

Необходимым условием для закрепления знаний является формирование у учащихся определенных навыков. В особенности это касается предмета литературы, где усвоение новых знаний происходит в процессе анализа и исследования. Работа по формированию навыковпроводится и оценивается по следующим направлениям:

- рецептивная деятельность: умение рассказать о жизненном пути и творчестве писателя (выборочно или предложенного автора); рассказать о литературе определенного периода, приводя сравнения и оценку, воспроизводить отдельные отрывки наизусть; умение определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров, главные особенности творчества писателя, основные направления развития литературного периода, умение обосновать свою точку зрения; понимание литературного произведения во взаимосвязи с явлениями общественной и культурной жизни; умение выделять в литературном произведении общечеловеческие и конкретно-исторические ценности, умение выяснять «сквозные» и «вечные» проблемы.

- репродуктивная деятельность: умение пересказывать содержание литературного произведения, описанных там событий и характеров, оценивать, сопоставлять с другими произведениями; умение рассказывать о литературе отдельных периодов, обобщая полученные сведения; умение целенаправленно работать с разными источниками информации (словари, справочники, энциклопедии, электронные средства); умение пользоваться материалами периодической печати.

- творческая деятельность: умение осмысленного, творческого, выразительного чтения художественных произведений различных жанров; умение писать сочинение по литературному произведению, на тему творчества писателя, о литературе отдельного периода, и в целом о национальной литературе, основываясь на собственные взгляды, чувства и личный опыт.

- поисковая деятельность: умение самостоятельно находить ответ на проблемные вопросы, касающиеся литературного произведения, творчества писателя, литературного периода и отдельных явлений в национальной литературе; умение видеть ассоциативные связи между литературным произведением и другими текстами, в том числе произведениями других жанров искусства.

- исследовательская деятельность: анализ литературного текста; умение сравнивать проблематику и тематику различных произведений, определять их особенности; умение сравнивать литературные произведения, находить общие и различные стороны; умение сравнивать творчество и произведения писателей, определить и дать оценку их общим и различным сторонам; умение сравнивать схожие по тематике произведения татарской, русской (или других народов) литератур, выделять национальные особенности.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ

УЧАЩИХСЯ

В результате освоения предмета татарской литературы учащиеся должны знать:

· самых известных писателей татарской литературы и их произведения;

· периодизацию татарской литературы;

· понимание образной природы искусства слова;

· основные закономерности литературно-исторического процесса и основные качества литературных направлений и явлений;

· основные теоретико-литературные понятия.

уметь:

· понять суть и пересказать содержание литературного произведения;

· анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы;

· детально исследовать отдельные стороны и элементы художественного произведения, творчества писателя, литературного периода, делать выводы;

· оценивать художественное произведение, творчество писателя, литературный период в свете общественно-исторического контекста и общечеловеческих ценностей;

· определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров, к тому или иному литературному периоду, находить черты, присущие литературе этого периода;

· аргументированно выражать личное отношение к тексту;

· выполнять творческие работы различного характера по изученному произведению.

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Материально-техническое оснащение образовательного процесса напрямую связано с качеством обучения, в особенности должны учитываться следующие аспекты:

· кабинеты, оснащение кабинета материалами, способствующими развитию вкуса учащихся, национального самосознания и этнокультурных представлений;

· организация учебной деятельности, обращая внимания внеклассным, воспитательным, культурным мероприятиям (мероприятия, посвященные юбилеям писателей или приуроченные к значимым датам, встречи с писателями и учеными, творческие и музыкальные вечера, постановка спектаклей, инсценировка произведений, конкурсы творчества и выразительного чтения);

· современное оснащение школы и кабинета, наличие в кабинете репродукций картин и скульптур, музыкальных произведений; наличие раздаточных и наглядных средств обучения, наличие в достаточном количестве методических и информационных материалов;

· оснащенность библиотеки необходимым для использования на занятиях количеством книг, учебников, справочной литературы, наличие сборников произведений устного народного творчества, исторических источников, словарей, энциклопедий; регулярное пополнение фонда газетами и журналами для детей, новыми книгами;

· оборудование лингафонного кабинета, оснащение кабинета необходимыми техническими средствами для возможности использования телевидения и Интернета, в том числе аудио- и видеоматериалами, мультимедийными образовательными программами, электронными учебниками и пособиями, электронной библиотекой, компьютерными программами для проверки знаний учащихся.

Наши рекомендации