Класс (2 ч в неделю, всего 70 ч)
Раздел | Количество часов |
1.Повторение. | |
2. Древнетюркская литература (VI–XII века) | |
3. Средневековая литература (XII-XVIII века) | |
3.1. Литература Булгарского периода (XII век –1 пол. XIII века). | |
3.2. Литература Золотоордынского периода (XIII век –1 пол. XV века). | |
3.3. Литература периода Казанского ханства (1 пол. XV века – 2 пол. XVI века). « | |
3.4. Литература периода застоя (2 пол. XVI века – XVIII век). | |
4.Литература периода просветительства (XIX век). | |
5.Литература начала XX века | |
6. Литература 1920-1930-х годов. | |
7.Повторение и обобщение изученного в 10 классе |
Кол-во часов | Название раздела | Содержание обучения | Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне УД) |
Введение. | Введение. Особенности истории татарской литературы. | Уметь обобщать услышанное. Иметь представление о разных периодах развития татарской литературы. | |
Древнетюркская литература (VI–XII века). | Введение в историю татарской литературы. Деление литературы на периоды. Обзор древней и средневековой литературы, литературы. Понятие «тюркский народ». Общетюркская литература. Орхоно-Енисейские источники. Возникновение письменности. Руническая письменность, согдийская, манихейская и уйгурская, графика. Эпитафия. Орхоно-Енисейские памятники. которые были воздвигнуты в честь Бильге-кагана и его брата, полководца Кюль-тегина (732-735), советника первых каганов Второго Тюркского каганата Тоньюкуку (создан после 716 г., еще при жизни героя). Первый тюркский автор Йоллыг-Тегин, подписавший под текстами резвернутых эпитафий в честь Бильге-кагана и Кюль-тегина. Язык памятников рунической и древнеуйгурской письменности. Словарь М.Кашгари (1072-1047) «Диване лөгат эт-төрк» / «Словарь тюркских наречий». Характер пословиц и поговорок, отрывки из литературных произведений в сборнике. Чтение и обсуждение пословиц. Сведения о произведении Ю.Баласагуни «Кутадгу белек» (1069) / «Благодатное знание». Значение её в мировой литературе. Ознакомление с отрывками. Суфийская философия и литература. Сведения о поэтах А.Йугнаки, А.Ясави, С.Бакыргани. | Уметь систематизировать представленный и услышанный материал. Иметь представление о первых письменных источниках в татарской литературе. Выступать с развёрнутыми сообщениями, обобщающими перед учащимися. Письменно оформлять результаты выступления. Проектировать информацию о первых древнетюркских поэтах. | |
Средневековая литература: 1.Литература Булгарского периода (XII век –1 пол. XIII века). | Развитие национальной литературы, ориентируясь на традиции восточной литературы и основываясь на идеологию и философию ислама. Взаимопроникновение религиозных мотивов, утверждающих единобожие, и светских мотивов о справедливом правителе, гуманной личности. Краткий обзор истории государства Великих Булгар и Булгарского ханства. Культура Булгар. Русские путешественики о Болгарах. Путешествие Ибн Фадлана. Поэма Кул Гали «Кыйссаи Йосыф» / «Сказание о Йусуфе». Чтение отрывков, обсуждение, знакомство с научными трудами ученых (Н.Хисамов, Р.Ганиева и др.). Произведения современных авторов на данную тему. Композитор Р.Ахиярова. Балет «Сказание о Юсуфе». | Отметить особенности развития средневековой тюрко-татарской литературы. Конспектировать и реферировать источники, критические статьи. Выявлять признаки коранических мотивов в художественном произведении Кул Гали. | |
2. Литература Золотоордынского периода (XIII век –1 пол. XV века). | Роль Золотой Орды в формировании татарского народа. История государства. Письменность. Сведения о поэтах Золотой Орды: Котб (1297) «Хөсрәү вә Ширин» / «Хосрав и Ширин» (1342), Хорезми «Мәхәббәтнамә» / «Поэма о любви» (1353), М.Булгари (1297–1360) «Наһҗ әл-фәрадис» / «Дорога в рай» (1358), Х.Кятиб «Җөмҗөмә солтан» / «Жемжемэ султан» (1369). Чтение 1-2 отрывков из поэмы Сайфа Сараи «Гөлистан бит-төрки» / «Гулистан по-тюркски». Знакомство с научными трудами ученых. Теория литературы: Газель - жанр или жанрово-тематическая форма любовной, преимущественно, лирики у народов мусульманского ареала. | Уметь систематизировать представленный и услышанный материал. Иметь представление оЗолотоордынском периодетюрко-татарской литературы. | |
3. Литература Казанского ханства (первая половина XV - вторая половина XVI века) | Обзор истории Казанского ханства. Культура. Сведения о поэтах: Умми Камал, Мухаммат Амин, Шарифи, Колшариф, Мухаммадьяр. Стихи и поэмы Кул Шарифа и Мухаммедьяра («Төхфәи мәрдан» /«Дар мужей»(1540) и «Нуры содур» / «Свет сердец» (1542)). Чтение 1-2 отрывков. Напоминание о поэмах поэта А.Рашита «Сююмбике», «Колшариф», «Мухаммадьяр». Произведения о Сююмбике. | Уметь систематизировать представленный и услышанный материал. Иметь представление о литературе Казанского ханства. Определять тему и идею произведения, пересказывать сюжет, охарактеризовать персонажей, давать им сравнительные характеристики, анализировать систему образов, основные этапы развития сюжета, охарактеризовать своеобразие стиля писателя. | |
4. Литература периода застоя (вторая половина XVI века – XVIII век). | Обзор литературы XVI – XVIII вв. Возрождение дастанов, баитов: «Сююмбика», «Казань». Биография и хикметы М.Кулыя, жизненный путь и творчество Г.Утыз Имяни. 2 часа. Теория литературы: дастаны, баиты. | Уметь систематизировать представленный и услышанный материал. Иметь представление о литературе XVI-XVIII веков. | |
14 часов | Литература периода просветительства (XIX век). | Историко-культурный обзор литературы XIX века: развитие поэзии, прозы, драматургии. Двухплановый реализм. Просветительский идеал: «Первое – ум, второе – нравственность и третье – внешнее телесное достоинство». Два периода литературы XIX века. Появление новых жанров (реалистические поэмы, рассказы, повести, романы). Исторические события в XIX веке и их влияние на культуру татарского народа. Сведения о просветителях. Составление хрестоматий. Выпуск первой газеты на татарском языке «Нур»/«Свет». Деятельность братьев Хальфиных, Фаезхановых, Ш.Марджани. Творчество суфийских поэтов: А.Каргалый, Х.Салихов, Ш.Заки, Г.Чокрый. Качественные изменения в поэзии: Г.Кандалый, Акмулла. Творчество К.Насыри, Ф.Карими. И.Гаспринского. Просветительский реализм в литературе. М.Акъегетзадэ, З.Бигиев, Ф.Карими, Ф.Халиди. Теория литературы: метод просветительского реализма, жанр саяхатнаме (путевые заметки), хикаят, марсия, мадхия, басня, рубаи, эпистолярный жанр, назира, кисса, сюжетное обрамление, повесть, роман, детективный роман. | Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Владеть такими видами пересказа, как сжатый пересказ, пересказ с изменением лица рассказчика и др. |
26 часов. | Литература начала XX века. | Изменения в социально-политической жизни, их влияние на общественно- политическую и творческую мысль, синтез Востока и Запада в культуре. Особенности реалистического и романтического изображения действительности в литературе. Характерные особенности героев-современников в литературе этого периода. Нравственно-философские и литературно-эстетические искания авторов. Переход от просветительского к критическому реализму. Обогащение литературы с точки зрения литературных направлений и течений. Модернистские течения: импрессионизм, символизм. Активизация национальных проблем. Появление новых типов героев. Попытки по-новому ответить на вопросы о духовной свободе, вере, ограниченности жизни, жизни и смерти, красоте. Творчество Г.Ибрагимова, Г.Исхаки, Г.Тукая, С.Рамиева, Дэрдменда, Г.Камала, Ф.Амирхана, М.Файзи. Обзор литературы. Творчество Г.Тукая «Шагыйрь»/«Поэт», «Туган җиремә»/ «Родной земле». Публицистика Тукая. Образ поэта в литературе и живописи. Стихи Дардеменда «Видагъ»/ «Разлука», «Нәсыйхәт» / «Нравоучение». Стихи С.Рамиева «Авыл»/ «Деревня», «Пәйгамбәр»/ «Пророк», «Уку» / «Учение». Г.Ибрагимов. Рассказ «Табигать балалары»/ «Дети природы». Чтение, анализ. Г.Исхаки. Повесть «Көз» / «Осень». Чтение, обсуждение проблем любви, создании семьи, национальные традиции. Проект. Ф.Амирхан. «Кадерле минутлар» / «Счастливые минуты». Чтение, обсуждение. М.Файзи. «Галиябану». Чтение, анализ. | Воспринимать форму и содержание литературного произведения в свете общеэстетических характеристик искусства и лите-ратуры определённой эпохи. Определять общее и индивидуальное, неповторимое в литературном образе родины в творчестве татарских писателей. Анализировать различные формы выражения авторской позиции в произ-ведении, характеризовать формы проявления авторской позиции в эпосе. Пересказывать содержание художественного произведения подробно, макси-мально используя характерные для стиля писателя слова, выражения, синтаксические конструкции. Писать сочинение на вольную тему |
13 часов. | Литература 1920-1930-х годов. | Социально-политические события 1920-30-х гг. Метод социалистического реализма в литературе. Произведения, продолжающие традиции предыдущих эпох. Произведения, посвященные строительству новой жизни. Творчество К.Тинчурина, Х.Такташа, Г.Кутуя. К.Тинчурин. «Сүнгән йолдызлар» / Угасшие звезды. Чтение, анализ. Х.Такташ.«Ак чәчәкләр»/ «Белые цветы». Чтение, обсуждение. Сочинение. Г.Кутуй. «Тапшырылмаган хатлар» / «Неотосланные письма». Чтение, обсуждение. | Определять тему и идею произведения, пересказывать сюжет, характеризовать пер-сонажей, давать их сравнительные характеристики, определять основной конфликт, систему образов, основные этапы развития сюжета, характеризовать своеобразие языка писателя. Читать выразительно художественный текст, в том числе наизусть, участвовать в инсценировании литературного произведения, чтении по ролям Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. |
Повторение и обобщение изученного в 10 классе | Проведение контрольных срезов и тестов. | Выступать с развёрнутыми письменными сообщениями, обобщающими сделанные наблюдения. Писать контрольный тест. |
11 КЛАСС
Содержание, рекомендуемое к усвоению в 11 классе - 68 часов. На изучение художественных произведений – 52 часа.
Уроки развития речи – 8 часов.
Проект – 8 часов.
I.Литература военного времени. 8 часов.
Великая Отечественная война, ее влияние на литературу. Основные темы и проблемы в произведениях. Взаимоотношения между писателем и обществом. Творчество М.Джалиля, Ф.Карима, А. Кутуя, Ф.Хусни, А.Еники.
М.Джалиль. «Хуш, акыллым» / «Прошай, моя умница», «Кошчык» / «Птичка». Чтение, анализ.
Ф.Хусни «Йөзек кашы» / «Перстень». Чтение-обсуждение.
II. Литература послевоенного периода (до 1960-х годов). 10 часов.
Положительное влияние на литературу перемен периода «Оттепели». Творчество Х.Туфана. «Кайсыгызның кулы җылы?» / «У кого рука теплая?», «Илдә ниләр бар икән?» / «Что происходит на Родине?», «Луиза-а-а-а».
III.Литература 1960–1980-х годов. 16 часов.
Возвращение литературы к национальным идеалам. Появление новых жанров, тем и мотивов, литературных форм. Стремление литературы к новизне: обращение к новым литературным течениям, жанровым формам, темам, поиски в области литературного героя.
Деревенская проза. Эпическое воплощение образов Родины, страны, народа; размышления о взаимоотношениях личности и общества, о чувстве гражданственности, о судьбах народов, о духовном мире человека, о ценностях эпохи. Постановка проблем о независимости, о свободе личности и свободе мысли. Оживление романтического направления. Появление другой оценки революции 1917 года и новой жизни после нее. Изображение темы войны в ином аспекте.
Творчество А.Гилязова, Р.Файзуллина, Р.Хариса.
Р.Файзуллин. «Яшь чак» / «Молодость», «Туган ягым» / «Родной край». Чтение, анализ.
IV. Литература 1980–2000-х годов. 20 часов.
Возрождение татарской литературы на рубеже ХХ-ХХI веков. Созвучность тенденций в литературе этого периода с поисками в литературе начала ХХ века. Трансформация реализма. Появление литературных произведений, критически оценивающих советскую и постсоветскую эпоху, воссоздающих историю страны через призму противостояния человека и общества.
Творчество А.Гилязева, М.Магдиева, М.Хасанова, Т.Миннуллина, И.Юзеева, Р.Файзуллина.
М.Магдиев. «Кеше китә – җыры кала» / «Человек уходит – память остается». Чтение, составление плана, тезисов, обсуждение.
М.Хасанов. «Язгы аҗаган» / «Весенняя зарница». Чтение, составление тезисов, обсуждение, анализ.
Т.Миннуллин. «Әлдермештән Әлмәндәр» / «Старик Альмандар из Альдермеша». Чтение, анализ.
V. Литература 2000–2010-х годов.14 часов.
Выдвижение на передний план психологического начала, утверждение понятия о том, что жизнь и внутренний мир отдельного человека выше исторической и социальной действительности. Воссоздание процессов, происходящих в сознании и бессознательных сферах человека. Активизация мифологических, условно-символических образов, раскрытие с их помощью национальной проблематики в новой плоскости, изображение чувства национальной идентичности в качестве силы, способной противостоять тоталитарной идеологии.
Творчество З.Хакима, Н.Гиматдиновой, Ф.Байрамовой, Р.Зайдуллы, Ф.Яхина, Р.Рахмана.
З.Хаким. «Телсез күке» / «Немая кукушка». Чтение, обсуждение, анализ.
Н.Гыйматдинова. «Сихерче» / «Колдунья» (отрывок). Чтение, обсуждение.
Р.Зайдулла «Битлек» / «Маска». Чтение, анализ.
Распределение часов по разделам курса литературы в 11 классе:
(2 ч. в неделю, всего 68)
Раздел | Количество часов |
1.Повторение. | |
2. Литература военного времени. | |
3. Литература послевоенного периода (до 1960-х годов). | |
4. Литература 1960–1980-х годов. | |
5. Литература 1980–2000-х годов. | |
6. Литература 2000–2010-х годов. | |
7. Повторение и обобщение изученного в 11 классе |
Количество часов | Название раздела | Содержание обучения | Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне УД) |
Введение. | Введение. Особенности истории татарской литературы. | Уметь обобщать услышанное. Иметь представление о разных периодах развития татарской литературы. | |
8 часов. | Литература военного времени. | Великая Отечественная война, ее влияние на литературу. Основные темы и проблемы. Взаимоотношения между писателем и обществом. Творчество М.Джалиля, Ф.Карима, А. Кутуя, А.Еники. М.Джалиль. «Хуш, акыллым»/ «Прощай, умница». Чтение, анализ. «Кошчык» / «Птенчик». Чтение, анализ. Ф.Хусни «Йөзек кашы» / «Перстень». Чтение обсуждение. | Уметь систематизировать представленный и услышанный материал. Иметь представление о развитии литературы военных лет. Проект о творчестве писателей военных лет. |
110 часов | Литература послевоенного периода (до 1960-х годов). | Положительное влияние на литературу перемен периода «Оттепели». Творчество Х.Туфана. «Кайсыгызның кулы җылы?» / «У кого рука теплая?», «Илдә ниләр бар икән?» / «Что происходит на Родине?», «Луиза-а-а-а». | Отметить особенности развития татарской литературы периода «Оттепели». Освоить особенности основных направлений литературы этого периода. Анализ стихотворений Х.Туфана. |
114 часов. | Литература 1960–1980-х годов. | Возвращение литературы к национальным идеалам. Появление новых жанров, тем и мотивов, литературных форм. Поиски в области литературного героя. Деревенская проза. Эпическое воплощение образов Родины, страны, народа; размышления о взаимоотношениях личности и общества, о чувстве гражданственности, о судьбах народов, о духовном мире человека, о ценностях эпохи. Постановка проблем о независимости, о свободе личности и свободе мысли. Оживление романтического направления. Появление другой оценки революции 1917 года и новой жизни после нее. Изображение темы войны в ином аспекте. Творчество А.Гилязова, Р.Файзуллина, Р.Хариса. Р.Файзуллин. «Яшь чак» / «Молодость», «Туган ягым» / «Родной край». Чтение, анализ. | Уметь систематизировать представленный и услышанный материал. При анализе произведений уметь предсталение олитературных жанрах, мотивах, методах, течениях. Анализ лирических и эпических произведений. |
118 часов. | Литература 1980–2000-ых годов. | Возрождение татарской литературы на рубеже ХХ-ХХI веков. Созвучность тенденций в литературе этого периода с поисками в литературе начала ХХ века. Трансформация реализма, появление литературных произведений, критически оценивающих советскую и постсоветскую эпоху, воссоздающих историю страны через призму противостояния человека и общества. Творчество А.Гилязева, М.Магдиева, М.Хасанова, Т.Миннуллина, И.Юзеева, Р.Файзуллина. М.Магдиев. «Кеше китә – җыры кала» / «Человек уходит – память остается». Чтение, составление плана, тезисов, обсуждение. М.Хасанов. «Язгы аҗаган» / «Весенняя зарница». / Весення зарница. Чтение, составление тезисов, обсуждение, анализ. Т.Миннуллин. «Әлдермештән Әлмәндәр» / «Старик Альмандар из Альдермеша». Чтение, анализ. | Уметь систематизировать представленный и услышанный материал. Определять тему и идею произведения, пересказывать сюжет, охарактеризовать персонажей, давать им сравнительные характеристики, анализировать систему образов, основные этапы развития сюжета, охарактеризовать своеобразие стиля писателя. Воспринимать форму и содержание литературного произведения в свете общеэстетических характеристик искусства и лите-ратуры определённой эпохи. Определять общее и индивидуальное, неповторимое в литературном образе родины в творчестве татарских писателей. |
114 часов | Литература 2000–2010-х годов. | Выдвижение на передний план психологического начала, утверждение понятия о том, что жизнь и внутренний мир отдельного человека выше исторической и социальной действительности. Воссоздание процессов, происходящих в сознании и бессознательных сферах человека. Активизация мифологических, условно-символических образов, раскрытие с их помощью национальной проблематики в новой плоскости, изображение национальной самобытности в качестве силы, способной противостоять тоталитарной идеологии. Творчество З.Хакима, Н.Гиматдиновой, Ф.Байрамовой, Р.Зайдуллы, Ф.Яхина, Р.Рахмана. З.Хаким. «Телсез күке» / «Немая кукушка». Чтение, обсуждение, анализ. Н.Гыйматдинова. «Сихерче» / «Колдунья» (отрывок). Чтение, обсуждение. Р.Зайдулла «Битлек»/ «Маска». Чтение. Анализ. | Уметь формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Охарактеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Владеть такими видами пересказа, как сжатый пересказ, пересказ с изменением лица рассказчика и др. |
Повторение и обобщение изученного в 10 классе | Проведение контрольных работ и тестов. | Выступать с развёрнутыми письменными сообщениями, обобщающими сделанные наблюдения. Писать контрольный тест. |