Класс (2 ч в неделю, всего 70 ч)

Раздел Количество часов
1.Повторение.
2. Древнетюркская литература (VI–XII века)
3. Средневековая литература (XII-XVIII века)
3.1. Литература Булгарского периода (XII век –1 пол. XIII века).  
3.2. Литература Золотоордынского периода (XIII век –1 пол. XV века).  
3.3. Литература периода Казанского ханства (1 пол. XV века – 2 пол. XVI века). «  
3.4. Литература периода застоя (2 пол. XVI века – XVIII век).  
4.Литература периода просветительства (XIX век).
5.Литература начала XX века
6. Литература 1920-1930-х годов.
7.Повторение и обобщение изученного в 10 классе
Кол-во часов Название раздела Содержание обучения Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне УД)
Введение. Введение. Особенности истории татарской литературы. Уметь обобщать услышанное. Иметь представление о разных периодах развития татарской литературы.
Древнетюркская литература (VI–XII века). Введение в историю татарской литературы. Деление литературы на периоды. Обзор древней и средневековой литературы, литературы. Понятие «тюркский народ». Общетюркская литература. Орхоно-Енисейские источники. Возникновение письменности. Руническая письменность, согдийская, манихейская и уйгурская, графика. Эпитафия. Орхоно-Енисейские памятники. которые были воздвигнуты в честь Бильге-кагана и его брата, полководца Кюль-тегина (732-735), советника первых каганов Второго Тюркского каганата Тоньюкуку (создан после 716 г., еще при жизни героя). Первый тюркский автор Йоллыг-Тегин, подписавший под текстами резвернутых эпитафий в честь Бильге-кагана и Кюль-тегина. Язык памятников рунической и древнеуйгурской письменности. Словарь М.Кашгари (1072-1047) «Диване лөгат эт-төрк» / «Словарь тюркских наречий». Характер пословиц и поговорок, отрывки из литературных произведений в сборнике. Чтение и обсуждение пословиц. Сведения о произведении Ю.Баласагуни «Кутадгу белек» (1069) / «Благодатное знание». Значение её в мировой литературе. Ознакомление с отрывками. Суфийская философия и литература. Сведения о поэтах А.Йугнаки, А.Ясави, С.Бакыргани. Уметь систематизировать представленный и услышанный материал. Иметь представление о первых письменных источниках в татарской литературе. Выступать с развёрнутыми сообщениями, обобщающими перед учащимися. Письменно оформлять результаты выступления. Проектировать информацию о первых древнетюркских поэтах.    
Средневековая литература: 1.Литература Булгарского периода (XII век –1 пол. XIII века). Развитие национальной литературы, ориентируясь на традиции восточной литературы и основываясь на идеологию и философию ислама. Взаимопроникновение религиозных мотивов, утверждающих единобожие, и светских мотивов о справедливом правителе, гуманной личности. Краткий обзор истории государства Великих Булгар и Булгарского ханства. Культура Булгар. Русские путешественики о Болгарах. Путешествие Ибн Фадлана. Поэма Кул Гали «Кыйссаи Йосыф» / «Сказание о Йусуфе». Чтение отрывков, обсуждение, знакомство с научными трудами ученых (Н.Хисамов, Р.Ганиева и др.). Произведения современных авторов на данную тему. Композитор Р.Ахиярова. Балет «Сказание о Юсуфе». Отметить особенности развития средневековой тюрко-татарской литературы. Конспектировать и реферировать источники, критические статьи. Выявлять признаки коранических мотивов в художественном произведении Кул Гали.
  2. Литература Золотоордынского периода (XIII век –1 пол. XV века).   Роль Золотой Орды в формировании татарского народа. История государства. Письменность. Сведения о поэтах Золотой Орды: Котб (1297) «Хөсрәү вә Ширин» / «Хосрав и Ширин» (1342), Хорезми «Мәхәббәтнамә» / «Поэма о любви» (1353), М.Булгари (1297–1360) «Наһҗ әл-фәрадис» / «Дорога в рай» (1358), Х.Кятиб «Җөмҗөмә солтан» / «Жемжемэ султан» (1369). Чтение 1-2 отрывков из поэмы Сайфа Сараи «Гөлистан бит-төрки» / «Гулистан по-тюркски». Знакомство с научными трудами ученых. Теория литературы: Газель - жанр или жанрово-тематическая форма любовной, преимущественно, лирики у народов мусульманского ареала. Уметь систематизировать представленный и услышанный материал. Иметь представление оЗолотоордынском периодетюрко-татарской литературы.
  3. Литература Казанского ханства (первая половина XV - вторая половина XVI века) Обзор истории Казанского ханства. Культура. Сведения о поэтах: Умми Камал, Мухаммат Амин, Шарифи, Колшариф, Мухаммадьяр. Стихи и поэмы Кул Шарифа и Мухаммедьяра («Төхфәи мәрдан» /«Дар мужей»(1540) и «Нуры содур» / «Свет сердец» (1542)). Чтение 1-2 отрывков. Напоминание о поэмах поэта А.Рашита «Сююмбике», «Колшариф», «Мухаммадьяр». Произведения о Сююмбике. Уметь систематизировать представленный и услышанный материал. Иметь представление о литературе Казанского ханства. Определять тему и идею произведения, пересказывать сюжет, охарактеризовать персонажей, давать им сравнительные характеристики, анализировать систему образов, основные этапы развития сюжета, охарактеризовать своеобразие стиля писателя.
  4. Литература периода застоя (вторая половина XVI века – XVIII век).     Обзор литературы XVI – XVIII вв. Возрождение дастанов, баитов: «Сююмбика», «Казань». Биография и хикметы М.Кулыя, жизненный путь и творчество Г.Утыз Имяни. 2 часа. Теория литературы: дастаны, баиты. Уметь систематизировать представленный и услышанный материал. Иметь представление о литературе XVI-XVIII веков.
14 часов Литература периода просветительства (XIX век). Историко-культурный обзор литературы XIX века: развитие поэзии, прозы, драматургии. Двухплановый реализм. Просветительский идеал: «Первое – ум, второе – нравственность и третье – внешнее телесное достоинство». Два периода литературы XIX века. Появление новых жанров (реалистические поэмы, рассказы, повести, романы). Исторические события в XIX веке и их влияние на культуру татарского народа. Сведения о просветителях. Составление хрестоматий. Выпуск первой газеты на татарском языке «Нур»/«Свет». Деятельность братьев Хальфиных, Фаезхановых, Ш.Марджани. Творчество суфийских поэтов: А.Каргалый, Х.Салихов, Ш.Заки, Г.Чокрый. Качественные изменения в поэзии: Г.Кандалый, Акмулла. Творчество К.Насыри, Ф.Карими. И.Гаспринского. Просветительский реализм в литературе. М.Акъегетзадэ, З.Бигиев, Ф.Карими, Ф.Халиди. Теория литературы: метод просветительского реализма, жанр саяхатнаме (путевые заметки), хикаят, марсия, мадхия, басня, рубаи, эпистолярный жанр, назира, кисса, сюжетное обрамление, повесть, роман, детективный роман. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Владеть такими видами пересказа, как сжатый пересказ, пересказ с изменением лица рассказчика и др.
26 часов. Литература начала XX века. Изменения в социально-политической жизни, их влияние на общественно- политическую и творческую мысль, синтез Востока и Запада в культуре. Особенности реалистического и романтического изображения действительности в литературе. Характерные особенности героев-современников в литературе этого периода. Нравственно-философские и литературно-эстетические искания авторов. Переход от просветительского к критическому реализму. Обогащение литературы с точки зрения литературных направлений и течений. Модернистские течения: импрессионизм, символизм. Активизация национальных проблем. Появление новых типов героев. Попытки по-новому ответить на вопросы о духовной свободе, вере, ограниченности жизни, жизни и смерти, красоте. Творчество Г.Ибрагимова, Г.Исхаки, Г.Тукая, С.Рамиева, Дэрдменда, Г.Камала, Ф.Амирхана, М.Файзи. Обзор литературы. Творчество Г.Тукая «Шагыйрь»/«Поэт», «Туган җиремә»/ «Родной земле». Публицистика Тукая. Образ поэта в литературе и живописи. Стихи Дардеменда «Видагъ»/ «Разлука», «Нәсыйхәт» / «Нравоучение». Стихи С.Рамиева «Авыл»/ «Деревня», «Пәйгамбәр»/ «Пророк», «Уку» / «Учение». Г.Ибрагимов. Рассказ «Табигать балалары»/ «Дети природы». Чтение, анализ. Г.Исхаки. Повесть «Көз» / «Осень». Чтение, обсуждение проблем любви, создании семьи, национальные традиции. Проект. Ф.Амирхан. «Кадерле минутлар» / «Счастливые минуты». Чтение, обсуждение. М.Файзи. «Галиябану». Чтение, анализ. Воспринимать форму и содержание литературного произведения в свете общеэстетических характеристик искусства и лите-ратуры определённой эпохи. Определять общее и индивидуальное, неповторимое в литературном образе родины в творчестве татарских писателей. Анализировать различные формы выражения авторской позиции в произ-ведении, характеризовать формы проявления авторской позиции в эпосе. Пересказывать содержание художественного произведения подробно, макси-мально используя характерные для стиля писателя слова, выражения, синтаксические конструкции. Писать сочинение на вольную тему
13 часов. Литература 1920-1930-х годов. Социально-политические события 1920-30-х гг. Метод социалистического реализма в литературе. Произведения, продолжающие традиции предыдущих эпох. Произведения, посвященные строительству новой жизни. Творчество К.Тинчурина, Х.Такташа, Г.Кутуя. К.Тинчурин. «Сүнгән йолдызлар» / Угасшие звезды. Чтение, анализ. Х.Такташ.«Ак чәчәкләр»/ «Белые цветы». Чтение, обсуждение. Сочинение. Г.Кутуй. «Тапшырылмаган хатлар» / «Неотосланные письма». Чтение, обсуждение. Определять тему и идею произведения, пересказывать сюжет, характеризовать пер-сонажей, давать их сравнительные характеристики, определять основной конфликт, систему образов, основные этапы развития сюжета, характеризовать своеобразие языка писателя. Читать выразительно художественный текст, в том числе наизусть, участвовать в инсценировании литературного произведения, чтении по ролям Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.
Повторение и обобщение изученного в 10 классе Проведение контрольных срезов и тестов. Выступать с развёрнутыми письменными сообщениями, обобщающими сделанные наблюдения. Писать контрольный тест.




11 КЛАСС

Содержание, рекомендуемое к усвоению в 11 классе - 68 часов. На изучение художественных произведений – 52 часа.

Уроки развития речи – 8 часов.

Проект – 8 часов.

I.Литература военного времени. 8 часов.

Великая Отечественная война, ее влияние на литературу. Основные темы и проблемы в произведениях. Взаимоотношения между писателем и обществом. Творчество М.Джалиля, Ф.Карима, А. Кутуя, Ф.Хусни, А.Еники.

М.Джалиль. «Хуш, акыллым» / «Прошай, моя умница», «Кошчык» / «Птичка». Чтение, анализ.

Ф.Хусни «Йөзек кашы» / «Перстень». Чтение-обсуждение.

II. Литература послевоенного периода (до 1960-х годов). 10 часов.

Положительное влияние на литературу перемен периода «Оттепели». Творчество Х.Туфана. «Кайсыгызның кулы җылы?» / «У кого рука теплая?», «Илдә ниләр бар икән?» / «Что происходит на Родине?», «Луиза-а-а-а».

III.Литература 1960–1980-х годов. 16 часов.

Возвращение литературы к национальным идеалам. Появление новых жанров, тем и мотивов, литературных форм. Стремление литературы к новизне: обращение к новым литературным течениям, жанровым формам, темам, поиски в области литературного героя.

Деревенская проза. Эпическое воплощение образов Родины, страны, народа; размышления о взаимоотношениях личности и общества, о чувстве гражданственности, о судьбах народов, о духовном мире человека, о ценностях эпохи. Постановка проблем о независимости, о свободе личности и свободе мысли. Оживление романтического направления. Появление другой оценки революции 1917 года и новой жизни после нее. Изображение темы войны в ином аспекте.

Творчество А.Гилязова, Р.Файзуллина, Р.Хариса.

Р.Файзуллин. «Яшь чак» / «Молодость», «Туган ягым» / «Родной край». Чтение, анализ.

IV. Литература 1980–2000-х годов. 20 часов.

Возрождение татарской литературы на рубеже ХХ-ХХI веков. Созвучность тенденций в литературе этого периода с поисками в литературе начала ХХ века. Трансформация реализма. Появление литературных произведений, критически оценивающих советскую и постсоветскую эпоху, воссоздающих историю страны через призму противостояния человека и общества.

Творчество А.Гилязева, М.Магдиева, М.Хасанова, Т.Миннуллина, И.Юзеева, Р.Файзуллина.

М.Магдиев. «Кеше китә – җыры кала» / «Человек уходит – память остается». Чтение, составление плана, тезисов, обсуждение.

М.Хасанов. «Язгы аҗаган» / «Весенняя зарница». Чтение, составление тезисов, обсуждение, анализ.

Т.Миннуллин. «Әлдермештән Әлмәндәр» / «Старик Альмандар из Альдермеша». Чтение, анализ.

V. Литература 2000–2010-х годов.14 часов.

Выдвижение на передний план психологического начала, утверждение понятия о том, что жизнь и внутренний мир отдельного человека выше исторической и социальной действительности. Воссоздание процессов, происходящих в сознании и бессознательных сферах человека. Активизация мифологических, условно-символических образов, раскрытие с их помощью национальной проблематики в новой плоскости, изображение чувства национальной идентичности в качестве силы, способной противостоять тоталитарной идеологии.

Творчество З.Хакима, Н.Гиматдиновой, Ф.Байрамовой, Р.Зайдуллы, Ф.Яхина, Р.Рахмана.

З.Хаким. «Телсез күке» / «Немая кукушка». Чтение, обсуждение, анализ.

Н.Гыйматдинова. «Сихерче» / «Колдунья» (отрывок). Чтение, обсуждение.

Р.Зайдулла «Битлек» / «Маска». Чтение, анализ.

Распределение часов по разделам курса литературы в 11 классе:

(2 ч. в неделю, всего 68)

Раздел Количество часов
1.Повторение.
2. Литература военного времени.
3. Литература послевоенного периода (до 1960-х годов).
4. Литература 1960–1980-х годов.
5. Литература 1980–2000-х годов.  
6. Литература 2000–2010-х годов.
7. Повторение и обобщение изученного в 11 классе
Количество часов Название раздела Содержание обучения Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне УД)
Введение. Введение. Особенности истории татарской литературы. Уметь обобщать услышанное. Иметь представление о разных периодах развития татарской литературы.
8 часов. Литература военного времени.   Великая Отечественная война, ее влияние на литературу. Основные темы и проблемы. Взаимоотношения между писателем и обществом. Творчество М.Джалиля, Ф.Карима, А. Кутуя, А.Еники. М.Джалиль. «Хуш, акыллым»/ «Прощай, умница». Чтение, анализ. «Кошчык» / «Птенчик». Чтение, анализ. Ф.Хусни «Йөзек кашы» / «Перстень». Чтение обсуждение. Уметь систематизировать представленный и услышанный материал. Иметь представление о развитии литературы военных лет. Проект о творчестве писателей военных лет.
110 часов Литература послевоенного периода (до 1960-х годов). Положительное влияние на литературу перемен периода «Оттепели». Творчество Х.Туфана. «Кайсыгызның кулы җылы?» / «У кого рука теплая?», «Илдә ниләр бар икән?» / «Что происходит на Родине?», «Луиза-а-а-а».   Отметить особенности развития татарской литературы периода «Оттепели». Освоить особенности основных направлений литературы этого периода. Анализ стихотворений Х.Туфана.
114 часов. Литература 1960–1980-х годов.   Возвращение литературы к национальным идеалам. Появление новых жанров, тем и мотивов, литературных форм. Поиски в области литературного героя. Деревенская проза. Эпическое воплощение образов Родины, страны, народа; размышления о взаимоотношениях личности и общества, о чувстве гражданственности, о судьбах народов, о духовном мире человека, о ценностях эпохи. Постановка проблем о независимости, о свободе личности и свободе мысли. Оживление романтического направления. Появление другой оценки революции 1917 года и новой жизни после нее. Изображение темы войны в ином аспекте. Творчество А.Гилязова, Р.Файзуллина, Р.Хариса. Р.Файзуллин. «Яшь чак» / «Молодость», «Туган ягым» / «Родной край». Чтение, анализ. Уметь систематизировать представленный и услышанный материал. При анализе произведений уметь предсталение олитературных жанрах, мотивах, методах, течениях. Анализ лирических и эпических произведений.
118 часов. Литература 1980–2000-ых годов. Возрождение татарской литературы на рубеже ХХ-ХХI веков. Созвучность тенденций в литературе этого периода с поисками в литературе начала ХХ века. Трансформация реализма, появление литературных произведений, критически оценивающих советскую и постсоветскую эпоху, воссоздающих историю страны через призму противостояния человека и общества. Творчество А.Гилязева, М.Магдиева, М.Хасанова, Т.Миннуллина, И.Юзеева, Р.Файзуллина. М.Магдиев. «Кеше китә – җыры кала» / «Человек уходит – память остается». Чтение, составление плана, тезисов, обсуждение. М.Хасанов. «Язгы аҗаган» / «Весенняя зарница». / Весення зарница. Чтение, составление тезисов, обсуждение, анализ. Т.Миннуллин. «Әлдермештән Әлмәндәр» / «Старик Альмандар из Альдермеша». Чтение, анализ.   Уметь систематизировать представленный и услышанный материал. Определять тему и идею произведения, пересказывать сюжет, охарактеризовать персонажей, давать им сравнительные характеристики, анализировать систему образов, основные этапы развития сюжета, охарактеризовать своеобразие стиля писателя. Воспринимать форму и содержание литературного произведения в свете общеэстетических характеристик искусства и лите-ратуры определённой эпохи. Определять общее и индивидуальное, неповторимое в литературном образе родины в творчестве татарских писателей.
114 часов Литература 2000–2010-х годов. Выдвижение на передний план психологического начала, утверждение понятия о том, что жизнь и внутренний мир отдельного человека выше исторической и социальной действительности. Воссоздание процессов, происходящих в сознании и бессознательных сферах человека. Активизация мифологических, условно-символических образов, раскрытие с их помощью национальной проблематики в новой плоскости, изображение национальной самобытности в качестве силы, способной противостоять тоталитарной идеологии. Творчество З.Хакима, Н.Гиматдиновой, Ф.Байрамовой, Р.Зайдуллы, Ф.Яхина, Р.Рахмана. З.Хаким. «Телсез күке» / «Немая кукушка». Чтение, обсуждение, анализ. Н.Гыйматдинова. «Сихерче» / «Колдунья» (отрывок). Чтение, обсуждение. Р.Зайдулла «Битлек»/ «Маска». Чтение. Анализ. Уметь формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Охарактеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Владеть такими видами пересказа, как сжатый пересказ, пересказ с изменением лица рассказчика и др.
Повторение и обобщение изученного в 10 классе Проведение контрольных работ и тестов. Выступать с развёрнутыми письменными сообщениями, обобщающими сделанные наблюдения. Писать контрольный тест.

Наши рекомендации