Уроки 111, 112. А. Платонов «Цветок на земле»

Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством писате­ля; воспитывать уважение к пожилым людям; учить детей анали­зировать текст, делить его на части; продолжить формирование навыков беглого чтения и правильной речи; воспитывать любовь и уважение к матери.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнози­ровать содержание раздела; читать вслух с постепенным перехо­дом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправ­ляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух художественное произведение.

Оборудование: выставка книг и портрет А.П. Платонова; маг­нитная азбука, рабочие тетради.

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Синквейн и рассказ о бабушке, составленный учащимися по рассказам Б. Шергина.

III. Речевая разминка

— Прочитайте отрывок из стихотворения А. Шибаева.

Всему название дано —

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно.

А безымянных — нету!

И все, что может видеть глаз —

Над нами и под нами, —

И все, что в памяти у нас, —

Означено словами.

Они слышны и здесь и там,

На улице и дома:

Одно — давно привычно нам,

Другое — незнакомо...

— Как бы вы озаглавили это стихотворение? (У автора оно называется «Слова, слова, слова».)

— Как понимать слово «безымянных»? (Без имен, без названия.)

— Прочитайте с ускорением (еще: с замедлением, с грустью, сердито, весело, выразительно).

IV. Актуализация знаний. Введение в тему

1. Беседа

— Ребята, а вы когда-нибудь задумывались над названием ка­ких-нибудь предметов? А об их назначении в жизни? При­ведите примеры.

— Сегодня мы ознакомимся с рассказом А.П. Платонова «Цветок на земле». Как вы понимаете название? О чем рас­сказ? (Предположения детей о содержании текста.)

2. Подготовительная работа перед чтением

(Чтение по слогам.)

про-сы-па-ет-ся

рав-но-душ-но

де-ре-вян-но-го

жал-конь-кий

под-ка-ра-у-лить

не-по-нят-ли-вый

(Работа со значениями слов.)

Уморились — устали.

Нынче — сегодня.

Глаза смежать — закрывать.

Осерчал — рассердился.

Русская печь — большая квадратная кирпичная печь с широ­ким полукруглым жерлом и верхней лежанкой.

V. Физкультминутка

Мы похлопаем в ладоши

Дружно, веселее.

Наши ножки постучали

Дружно и сильнее.

По коленочкам ударим

Тише, тише, тише.

Наши ручки, поднимайтесь

Выше, выше, выше.

Наши ручки закружились,

Ниже опустились,

Завертелись, завертелись

И остановились.

VI. Работа по теме урока

Чтение текста учителем и учащимися

— Понравился ли вам рассказ? Чем?

— Автор называет Афоню добрым внуком. А вы как считаете?

— Расскажите о своих бабушке или дедушке. Какие они? (Рас­сказы детей.)

Знакомство с биографией писателя

Андреи Платонович Платонов (1899—1951) к своим литературным произведениям относился чрезвычайно требовательно и взыскательно: «Искусство — дело не менее серьезное, чем жизнь, — но кто живет в виде попытки? Если жизнь не удастся, ее невозможно исправить, прожив за­ново, вторично. Книги тоже следует писать — каждую как единственную, не оставляя надежды в читателе, что новую, будущую книгу автор напи­шет лучше». Поэтому герои всех его произведений живут «по-настоя­щему», «набело».

VII. Рефлексия

VIII. Подведение итогов урока

— Ребята, как вы поняли, о чем этот рассказ?

Домашнее задание

Прочитать рассказ еще раз. Подумать, какой цветок увидели дед с внуком, и нарисовать его.

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте пословицы и поговорки, объясните их смысл.

• До шестнадцати лет кровь греет, до семидесяти — шуба, а даль­ше-то уж и не знаю что.

• И старость не страшна, коли молодые помогут.

• Молодость летает пташкой, а старость ползает черепашкой.

• Не обижай малого, уважай старого — сам в почете будешь.

— Прочитайте пословицы и поговорки выразительно и без ошибок.

III. Работа по теме урока

Выборочное чтение

— Почему Афоне стало «скучно жить на свете»?

— На прошлом уроке вы сказали, что Афоня очень хорошо относился к деду. Прочитайте отрывки об этом.

— Прочитайте выразительно диалог Афонии и деда на с. 131.

— Какие вопросы вы задаете взрослым, о чем хотите узнать?

— О каком удивительном чуде узнал Афоня от своего деда? Прочитайте эпизоды, в которых дед рассказывает о цветке маленькому внуку.

Характеристика героя

— Давайте составим характеристику Афони. Вспомните план характеристики героя.

План характеристики героя

1. Имя героя, его место жительства.

2. Действия и поступки, совершаемые героем.

3. Внешность и характер героя.

4. Отношение автора к герою.

5. Ваше отношение к герою.

— С чего начнем? {Афоня жил в деревне с мамой и дедушкой. Его папа был на войне.)

— В какой части рассказа мы найдем больше всего сведений о поступках Афони? Перечислите его поступки.

— Что можете сказать о внешности мальчика?

— А каким вы его себе представляете?

— Как вы думаете, что ценил автор в людях, если не придавал значения их внешности?

— Что вы можете сказать о характере Афони? (Мальчик добрый, понятливый, вдумчивый, упрямый, упорный, настойчивый, любознательный.)

— Как вы считаете, как относился автор к герою? (С симпати­ей, называл его «маленький Афоня», «добрый внук».)

— Выскажите словесно свое отношение к герою рассказа.

3. Проверка домашнего задания

— Покажите, какой цветок вы нарисовали. Как вы его пред­ставляете?

(Дети показывают иллюстрации и рассказывают, что они изо­бразили.)

— Почему у вас получились такие разные цветы?

— Как вы думаете, почему автор не дал точного описания цветка? (Он считал главным не его внешний вид, а то, что он делает: из праха делает жизнь.)

— Объясните, как вы понимаете смысл таких слов: «Дед... по­гладил головку внука и посмотрел на него, как на цветок, растущий в земле». О чем подумал дед?

IV. Физкультминутка

Влез кулик молодой

На колоду — бултых в воду.

Вынырнул. Вымок. Вылез. Высох.

Влез на колоду и снова в воду.

Совсем кулик головой поник.

Вспомнил кулик молодой,

Что у него крылья за спиной,

И полетел.

Наши рекомендации