Чтение стихотворения «Кукушка». Беседа

— Прочитаем стихотворение «Кукушка». Как вы думаете, о чем оно? Что вы знаете о кукушках? (Ответы детей.)

(Чтение стихотворения учителем.)

— Какое стихотворение оно вам напомнило? {Стихотворение С. Маршака «В лесу над росистой поляной...».)

— Перечитайте эти стихи, сравните их. Найдите сходства и от­личия. (Примерный ответ. Сходство в том, что в них общая тема — о кукушке; их главный герой — мальчик; действие происходит в лесу. Отличия: разное время суток: у Е. Бла­гининой - «неяркий денек», весь день с утра до вечера; у С. Маршака — рассвет, туман, росистая поляна. У Е. Бла­гининой — нежное, тихое, блаженное ощущение покоя и счастья, а у С. Маршака — светлая грусть, герой как будто уже вспоминает о прошедшем. Тема одна, но читать их надо по-разному.)

Выразительное чтение стихотворения «Кукушка»

Чтение стихотворения «Котенок» учителем

— Какое настроение у вас появилось во время чтения этого стихотворения? (Стало грустно, жалко котенка. Но закон­чилось хорошо. Девочка взяла котенка себе.)

— Что вы думаете об этой девочке?

— Приходилось ли вам видеть такую картину, какую увидела девочка? (Рассказы детей.)

— О чем стихотворения Е. Благининой? (О животных.)

— Как вы думаете, почему она так много пишет о любви к жи­вотным? (Потому что она сама их очень любит.)

Выразительное чтение стихотворения «Котенок»

— Как бы вы поступили, если бы увидели бездомного котен­ка? Запишите в рабочую тетрадь.

VI. Рефлексия

VII. Подведение итогов урока

— Чему научили вас прочитанные стихи?

— Над чем заставили задуматься?

Домашнее задание

Повторить произведения раздела «Поэтическая тетрадь 2». Нарисовать иллюстрации к понравившемуся произведению.

Урок 107. «Крестики-нолики» (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2»)

Цели: повторить и обобщить изученный материал; развивать умения ориентироваться в прочитанных произведениях и ана­лизировать их; развивать творческие способности, речь, память, мышление; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся; учить действовать сообща.

Планируемые результаты: учащиеся будут учиться отвечать на поставленные вопросы по теме раздела; работать самостоя­тельно и в группе; оценивать свои достижения.

Оборудование: выставка книг по разделу учебника, портреты писателей; карточки с заданиями.

Ход урока

I. Организационный момент

(Дети вытягивают карточки, помеченные знаками «х» и «о». Таким образом они делятся на 2 команды.)

Добрый день, ребята! Сегодня мы проводим информацион­но-развлекательную игру «Крестики-нолики». В игре участвуют 2 команды, вас ждут 8 конкурсов. Тема игры: «О чем нам книги говорят?»

Перед вами поле, где указаны номера конкурсов, в которых вы будете участвовать. После каждого конкурса подводится итог, который отмечается на игровом поле знаком команды — «х» или «о». В игре победит та команда, чьих знаков окажется больше.

II. Конкурсы

Конкурс «Угадай-ка»

(Вопросы по очереди задают каждой команде.)

- О ком написаны строчки?

Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой «5» на медной бляшке,

В синей форменной фуражке? (О почтальоне. С. Маршак «Почта».)

Он наотрез отказался вчера

С вами в соседстве занять номера.

Очень гордится он белою кожей —

Вот и ночует на стуле в прихожей! (О Твистере. С. Маршак «Мистер Твистер».)

Однажды приснился упрямому сон,

Как будто шагает по Африке он.

С небес африканское солнце печет,

Река под названием «Конго» течет. (О Фоме. С. Михалков «Фома».)

Кто лежит на трех подушках перед столиком с едой

И, одевшись еле-еле, не убрав своей постели,

Осторожно моет щеки кипяченою водой? (О Вите С. Михалков «Про мимозу».)

Фея кружится на сцене —

Я на сцену не гляжу.

Обыскала все колени —

Номерка не нахожу. (О девочке. А. Барто «В театре».)

Я взяла его домой,

Накормила досыта. (О котенке. Е. Благинина «Ко­тенок».)

Конкурс «Бросай-ка»

- Пришло время для взаимоиспытаний. Ваша задача — приду­мать 2 вопроса для другой команды по пройденному разде­лу. Вы должны выслушать вопрос до конца, обдумать ответ за 3 секунды.

Команда, задающая вопрос, выбирает отвечающего и бросает ему мяч.

Конкурс «Счастливый случай»

- Гном Путалка переписывал в тетрадь любимые стихи А. Барто и С. Маршака, и вот что у него получилось... По­слушайте и найдите ошибки.

Команде 1

Уронили зайку на пол,

Оторвали зайке лапу.

Все равно его не брошу —

Потому что он хороший. (Зайку — мишку; зайке — мишке. «Мишка».)

Эй, не стойте слишком близко —

Я рысенок, а не киска. (Рысенок — тигренок. «Тигренок».)

Вертолет построим сами,

Понесемся над лесами.

Понесемся над лесами,

А потом вернемся к маме. (Вертолет — самолет. «Самолет».)

Дали тапочки слону.

Взял он тапочку одну

И сказал: — Нужны пошире,

И не две, а все четыре. (Тапочки — туфельки; тапочку — туфельку. «Слон».)

Нет, напрасно мы решили

Прокатить слона в машине:

Слон кататься не привык —

Опрокинул грузовик. (Слона — кота; слон — кот. «Грузовик».)

Команде 2

Бедный маленький верблюд:

Есть малышке не дают.

Он сегодня съел с утра

Только два таких ведра! (Малышке — ребенку. «Верблюд».)

Идет медведь, качается,

Вздыхает на ходу:

— Ох, доска кончается.

Сейчас я упаду! (Медведь — бычок. «Бычок».)

Почему течет вода

С этого младенца?

Он недавно из пруда,

Дайте полотенце! (Почему — отчего. «Лебеденок».)

Горит на солнышке

Цветок,

Как будто я

Огонь зажег. (Цветок — флажок. «Флажок».)

— Где обедал соловей?

— В зоопарке у зверей. Пообедал я сперва

За решеткою у льва. (Соловей — воробей. «Где обе­дал воробей?»)

Наши рекомендации