Работа над пословицами и поговорками

• Невелика мышка, да зубок остер.

• Сытая мышь и муки не ест.

— Прочитайте пословицы. Можно ли их соотнести с нашей сказкой?

VI. Рефлексия

— Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

— За что вы похвалили бы себя?

— Что вам захотелось сделать после этого урока?

VII. Подведение итогов урока

— Так над чем же заставил вас задуматься Виталий Бианки?

— Как вы думаете, чем закончилось путешествие мышонка?

Домашнее задание

Найти эту сказку и прочитать ее окончание.

Уроки 9 3-9 5. Б. Житков «Про обезьянку»

Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством Б. Жит­кова; учить видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характери­зующие его поступки и описывающие характер; развивать вообра­жение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к природе и интерес к чтению.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнози­ровать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр произведения; выбирать виды деятельности на уроке; видеть и понимать поступки героев; рас­сказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения его поступков и характера; пересказывать произведение на основе плана; придумывать свои рассказы о животных.

Оборудование: выставка книг и портрет Б. Житкова; магнитная азбука, рабочие тетради.

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Найдите к каждому устойчивому сочетанию в левой колон­ке противоположное в правой. Объясните их значение.

Держать ухо востро Держать язык за зубами

Сидеть сложа руки Воды в рот набрать

От рук отбиться Ворон считать

Во всю ивановскую (кричать) В руки взять

На чужой шее сидеть Своим горбом жить

Лясы точить Не покладая рук

III. Работа по теме урока

1. Введение втему

— Составьте слова.

Бьназоеяк (обезьянка) Алчмьки (мальчик) Оаитврщ (товарищ)

(Дети составляют слова, учитель записывает их на доске, а ученики - в тетрадях.)

— А вот вам еще слова: хулиганил, собаки, кот, царь во дворе. Попробуйте по ним догадаться, о чем будет рассказ. Мо­жете рассмотреть иллюстрации к нему. (Предположения детей.)

— Что вы знаете об обезьянах? (Рассказы детей.)

Прогнозирование произведения

— Вспомните все, о чем мы сейчас говорили, рассмотрите ил­люстрации к тексту, предположите, о чем это произведение. (Высказывания детей.)

IV. Физкультминутка

Вот так яблоко

Вот так яблоко!

Оно соку сладкого полно.

Руку протяните,

Яблоко сорвите.

Стал ветер веточку качать,

И трудно яблоко достать.

Подпрыгну, руку протяну

И быстро яблоко сорву!

V. Продолжение работы по теме урока

Чтение рассказа целиком

(Читают учитель и хорошо читающие учащиеся.)

— Понравился ли вам рассказ?

— Кто главный герой произведения?

— Чем интересен рассказ?

VI. Рефлексия

— Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

— За что вы похвалили бы себя?

— Что вам захотелось сделать после этого урока?

VII. Подведение итогов урока

— Хотелось бы вам иметь такую обезьянку?

— Как вы думаете, справились бы вы с ней?

— Какие из устойчивых выражений, разобранных в начале урока, можно отнести к этому рассказу?

Домашнее задание

Перечитать рассказ. Постараться читать без ошибок.

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

На сосне и на березе бахрома:

Белой пряжей их закутала зима.

И оставила распутывать весне

Эту пряжу на березе и сосне.

— Прочитайте способом «птичий базар».

— Как можно озаглавить это четверостишие? (Автор В. Орлов назвал «Зимняя бахрома».)

— Прочитайте с интонацией удивления (еще: с интонацией восхищения, с сердитой интонацией, весело, скороговор­кой, выразительно).

III. Работа по теме урока

Рассказ о писателе

— Какой рассказ мы читали вчера и дома? (Читали рассказ «Про обезьянку».)

— Кто его написал? (Борис Степанович Житков.)

Борис Степанович Житков (1882—1938) был одним из родоначаль­ников современной литературы для детей. Писал Житков только о том, что видел сам, что сам хорошо знал, чем ему приходилось заниматься. А знал он десятки ремесел. Писатель Константин Федин считал Бориса Степановича Житкова мастером. Но не только потому, что тот многое умел делать руками, а ешар.п потому, «что у него можно учиться письму; он писал, как никто другой, и в его книгу входишь, как ученик — в ма­стерскую». Каждый его рассказ, каждая книга — это опыт, поиск.



Наши рекомендации