Повторение. Продолжение работы над текстом

— Ребята, давайте вспомним, о чем мы прочитали на прошлом уроке. Расскажите кратко, с чего начинается рассказ.

(Дети кратко пересказывают первую часть.)

— Прочитайте описание зимнего вечера. (Ученики читают последний абзац на с. 14.)

— Как вы поняли предложение «Не спали только Маша, отопление и зима»? {Отопление не спало, это когда в ба­тареях шум. Автор говорит, что отопление тихонько пищало свою теплую песню, а зима все сыпала и сыпала с неба тихий снег.)

— Чего ждала ворона за окном? {Она ждала, когда Петров­на откроет форточку, чтобы проветрить на ночь комнату, и уведет Машу умываться.)

— Как Петровна узнавала, что ворона была в комнате? {Ворона оставляла на столе мокрые следы.)

— Что чаще всего таскала ворона? {Она таскала сахар, печенье и колбасу.)

Чтение второй части текста

(Со слов «Жила ворона в заколоченном на зиму ларьке...» до слов «Должно быть, ворона воровала не только у Маши...». Учитель опрашивает нескольких учеников.)

Словарная работа

Сварливая — ворчливая, склонная к ссорам.

Торба — мешок с овсом, который подвешивали к морде ло­шади.

IV. Физкультминутка

Жеребеночек родился,

Встал на ножки, укрепился.

Потом робко побежал,

Громко «И-го-го!» заржал.

Добежал он до коня: —

Папа, догони меня!

V. Продолжение работы по теме урока

I. Работа над второй частью рассказа. Выборочное чтение

- Где жила ворона? {Она жила в заколоченном на зиму ларьке, где летом продавали мороженое.)

— Что ей снилось по ночам? (По ночам ей снилось, будто во­робьи прокрались в ларек и выдалбливают из щелей кусочки замерзшей колбасы, яблочную кожуру и серебряную обертку от конфет.)

— Кого однажды застала ворона в ларьке? (Она застала там маленького растрепанного воробья по имени Пашка.)

— Какое прозвище носил Пашкин дед? (Его прозвище Чичкин.)

— Прочитайте о прежних временах, о которых вспоминал ста­рый воробей.

Беседа по содержанию рассказа

— Как поступила ворона с Пашкой, застав его в ларьке? (Она стукнула Пашку клювом по голове. Пашка прикинулся мерт­вым. Ворона выбросила его из ларька.)

— Кто подобрал Пашку? (Пашку подобрал милиционер.)

— Как воробей оказался у Маши? (Петровна с Машей пошли гулять в парк. Милиционер их встретил и отдал воробья с ва­режкой Маше.)

— Расскажите, как вел себя Пашка в доме Маши. (Одинраз он принес ей замерзшую рогатую гусеницу — нашел ее на дереве в парке. А потом стал утаскивать из ларька ворованные вещи и приносить их Маше.)

3. Знакомство с жизнью и творчеством писателя(Рассказы детей о Константине Георгиевиче Паустовском (1892—1968).

VI. Рефлексия

— Нарисуйте в своей тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.

VII. Подведение итогов урока

— Какие вопросы волновали К.Г. Паустовского?

— Понравился ли вам растрепанный воробей? Чем?

Домашнее задание

Дочитать текст до конца.

Ход урока3

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В теплый край не улетаю,

Здесь, под крышей обитаю.

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый... (воробей).

— Прочитайте загадку хором, отгадайте ее.

— Прочитайте по слогам (еще: скороговоркой, выразительно).

— Что из этой загадки вы можете узнать о воробьях? (Мы можем узнать, чем они питаются: жучками и червячками. В теплые края не улетают — не перелетные птицы. Обитают там, где найдут себе местечко, например под крышей.)

III. Работа по теме урока

1. Чтение третьей части текста

— Давайте вспомним, чем закончилась вторая часть. (Вторая часть закончилась тем, что Пашка стал приносить Маше ворованные вещи из ларька вороны.)

2. Проверка домашнего задания

— Прочитаем, что же было дальше. Старайтесь читать выра­зительно, без ошибок.

IV. Физкультминутка

Мама мне сказала:

— Покажи ладошки.

Я их показала.

Потом их не стало.

Раз-два — показала,

Три-четыре — их не стало.

Мама у меня спросила:

— Где же спрятались ладошки?

— Они спрятались за спину,

Мои маленькие крошки.

V. Продолжение работы по теме урока

I. Беседа по содержанию третьей части текста

— Как получилось, что ворона забралась в комнату и укра­ла букетик? (Маше было любопытно посмотреть, как во­рона протискивается в форточку. Она этого не видела, поэтому влезла на стул, открыла форточку и спряталась за шкафом.)

Могла ли Маша предположить, что ворона унесет букетик? (Нет, об этом она даже думать не могла.) Какова была реакция домашних на это происшествие? (Пе­тровна заохала и заругалась. А мама так долго плакала, что вместе с ней заплакала и Маша.)

— Как повел себя Пашка? (Пашка услышал рассказ об укра­денном букетике, нахохлился и задумался. Когда мама пошла на репетицию, Пашка полетел за ней. А потом он собрал всех воробьев, какие жили поблизости, и воробьи всей стаей напали на вороний ларек.)

— Проверьте себя, внимательно ли вы читали. Выполните

тест.

1. Как звали нянюшку Маши?

а) Ивановна;

б) Степановна;

в) Петровна.

2. Мама Маши в театре:

а) пела;

б) играла;

в) танцевала.

3. Мама готовилась танцевать:

а) Снегурочку;

б) Золушку;

в) Красную Шапочку.

4. Маленький букет цветов был сделан из:

а) хрусталя;

б) тонкого стекла;

в) толстого стекла.

5. Папа должен был вернуться:

а) весной;

б) летом;

в) осенью.

6. Ворона сидела на ветке за окном и ждала:

а) когда Петровна уйдет;

б) когда Петровна уйдет и уведет Машу;

в) когда Петровна откроет форточку и уйдет с Машей.

7. Ворона жила:

а) в ящике;

б) в сарае;

в) в ларьке.

8. Растрепанного воробья звали:

а) Пашка;

б) Васька;

в) Тишка.

9. Воробья подобрал(а):

а) милиционер;

б) прохожий;

в) Маша.

10. Пашка утаскивал из ларька ворованные вещи, чтобы:

а) отблагодарить Машу;

б) отомстить вороне;

в) восстановить справедливость.

11. Маша открыла форточку, чтобы:

а) проветрить комнату;

б) выпустить воробья;

в) посмотреть, как ворона протискивается в форточку.

12. Растрепанный воробей ворвался в зрительный зал, когда:

а) Золушка потеряла туфельку;

б) Золушка танцевала с принцем;

в) спектакль кончился.

Наши рекомендации